GRAF: В целом, я далек от гламура и всей этой селфи-жизни

Graf — яркий представитель нового поколения российских хип-хоп музыкантов. На сегодняшний день он уже успел поработать с Bad Balance, музыкантами Ивана Дорна и даже поучаствовать в создании разрывавшего все колонки страны хита BIFFGUYZ «Я тебя Бум Бум Бум». А совсем недавно вышел его новый боевой трек «Реванш» о человеке, не привыкшем сдаваться никогда. Сегодня ICON поговорил с Ильей о российском рэпе, Black Star и Иосифе Пригожине. 

Твой новый трек называется «Реванш». О чем он?

Это — трек о вере. Каждый верит во что-то свое, но этот трек, наверное, даже ближе к религиозной вере, не какой-то конкретной, а в целом. В эту песню я вложил все то хорошее, что есть во мне и, как мне кажется, в каждом человеке. Та сильная часть нас, которая помогает прощать людей, что сделали нам больно, которая помогает вставать и идти дальше, когда мы упали. Я не стал брать конкретные ситуации из своей жизни и написал текст, который подойдет любому человеку. Я сам люблю мотивирующие песни: в трудные времена они часто помогают найти правильный ответ, и я давно хотел написать свою такую — вот так и получился «Реванш».

Вообще, у тебя прослеживается такая «боевая» тематика в творчестве. Чем ты вдохновлялся, когда писал, например, «Бей в Грушу»?

Да, в моих текстах часто можно проследить тематику борьбы. Наверное, это связано с тем, откуда я и где вырос. Я из маленького провинциального города на окраине страны. Перспективы там — не самые позитивные, и вокруг меня с детства происходило много малоприятных вещей. Тогда это все воспринималось как должное: я не знал, что в других городах и странах люди живут по-другому. И это чувство опасности и постоянного выживания заложилось, видимо, ментально еще со школьных времен. Трек «Бить в Грушу» связан с агрессией, которая иногда просыпается во мне. Вообще, я это связываю с современным мироустройством: кругом негатив, СМИ штурмуют наш мозг, постоянно закладывая чувство того, что земля уходит из-под ног. Мы начинаем внутренне защищаться и злиться. Посыл песни простой – хочешь выпустить пар, иди в спортзал.

Мои друзья не узнают меня в этих текстах, они говорят: «Чувак, ты же совсем другой, ты много шутишь, веселый, болтливый».

Твой лирический герой — это все-таки ты или какой-то условный персонаж?

Хороший вопрос. Мой лирический герой из песен «Реванш», «Я оттуда», «Бить в Грушу» — это внутренний я, тот я, с которым я общаюсь, оставаясь наедине с собой. У каждого есть такой я, с кем мы общаемся только тогда, когда мы одни. Вот в эти моменты я серьезен, лиричен и мне хочется писать такие тексты, мысли вырываются наружу из груди, как неслышимый и невидимый крик, прямиком в буквы, слова, предложения. Но есть и другая сторона: мои друзья не узнают меня в этих текстах, они говорят: «Чувак, ты же совсем другой, ты много шутишь, веселый, болтливый и больше напоминаешь комического персонажа, чем лирического». И вот тут возникает мой диссонанс: наедине с собой — я один, а с друзьями — другой, хотя это тоже я. Поэтому у меня есть идея и, более того, я ее начал воплощать, создавать еще одного персонажа для своих песен, как раз-таки эдакого тролля, который не жалеет никого и выражает свои мысли посредством шуток, троллинга и черного юмора. Но одно могу сказать точно: все мои песни – это я, то есть я не пишу песни, выдумывая персонажей, не связанных со мной, как например Сява.

Все твои песни в открытом доступе: их можно свободно скачать. Ты вообще сторонник свободного доступа информации? Или пиратство все-таки отнимает хлеб артиста?

Конечно, любому художнику хочется, чтобы его творчество приносило копейку. Наша система авторских прав ужасна и связываться с ней у меня нет никакого желания. Другое дело, что есть такие сервисы, как iTunes, Google Play, Spotify и многие другие, где любой музыкант может продавать свою музыку. Но также есть и Вконтакте, и Зайцев.нет, где люди привыкли эту музыку получать бесплатно. Поэтому я даю своему слушателю право выбора: хочешь купить мой трек – пожалуйста, он есть во всех музыкальных онлайн-магазинах. Хочешь послушать или скачать бесплатно – не вопрос, на сайте all1.ru его можно скачать, а на моих страницах в соц. сетях — послушать. Конечно, в моем случае перевес идет в сторону бесплатного прослушивания, но и несколько десятков долларов мои песни мне принесли. Наверно стоит объяснить, что запись одной песни, например, такой как «Реванш», выходит не очень дешево: это и аранжировка, и сессионные музыканты и вокалисты, и студия для записи, и сведение с мастерингом, и обложка, и промо в конце концов, которое вообще стоит больших денег. В итоге одна песня может стоить артисту десятки и даже сотни тысяч рублей. Я имею в виду, если подходить серьезно, а не квартира-шкаф рекордз. Конечно отбивать такие затраты могут пока что только топ-артисты.

Про тебя говорят: «Рэп-исполнитель, стоявший у истоков развития рэпа из Оренбурга». Как это было?

Я начал читать рэп в 13 лет: тогда мы занимались всем, чем только можно было в хип-хопе: танцевали брейк, рисовали граффити и, конечно же, я пробовал читать рэп. Затем с моим другом из секции брейк-данса мы решили организовать рэп-группу, она называлась Mad Elephants. И неожиданно для нас самих наши треки стали расходиться на кассетах сами по себе. Интернет тогда был дорогой и медленный, поэтому в основном все переписывалось на кассеты и CD. Нас стали приглашать, как на выступления городских масштабов: день города, день молодежи, так и в ночные клубы. При этом в нашем арсенале были как форматные треки, так и полный андеграунд. Рэпперы нас уважали за андеграунд, а меломаны за форматную музыку. То есть мы не были первыми в Оренбурге, кто начал читать рэп, но мы были первыми, кто выбрался из подвальных брейк-данс тусовок на большую сцену и признан обществом. Позже мы со всеми нашими друзьями хип-хоперами решили организовать большое комьюнити ALL1.

Что такое ALL1? Творческий конгломерат, лейбл или что-то еще?

Это творческое объединение, куда входили рэпперы, брейкеры, танцовщики хип-хопа, граффитчики, дизайнеры, ди-джеи, видеорежиссеры, музыканты и просто люди, которым это было интересно. Порядка 20 человек. Это было крутое объединение, на самом деле, мы очень много контента создавали своими силами и имели большой вес в молодежной культуре нашего города. Но сейчас, к сожалению, от объединения осталось несколько человек.

Что и кто из американского или отечественного хип-хопа повлияло на формирование твоего стиля?

Когда я только начинал читать, я слушал русский рэп в лице группы Bad Balance: Шефф, Лигалайз и группа Легальный Бизне$$. Конечно, я следил за всеми новинками в рэпе, но кумирами были именно эти группы. Дальше начал узнавать о том, кто что делает на западе. Сильно на формирование моего стиля повлияли такие люди, как Xzibit и Alcaholics, Busta Rhymes, Jay Z, Dr Dre и, конечно же, Eminem, в общем, американский мейнстрим.

Я уважаю историю такой, какая она есть и не собираюсь говорить, что я вот сейчас приду, все что было до меня это — г**но.

В своей музыке, да и в жизни ты ищешь признания более старших, более опытных коллег? Это про стереотип, что новое поколение должно ломать все, что сделано до них, и пообещать: «Мы вам сейчас покажем!»

Я с уважением отношусь к тому, что делали до меня, хотя и не совсем могу быть согласен. Например, в свое время группа Centr перевернула игру, и каждый парень с района стал считать себя гангста-рэппером: сложилось мнение, что для этого достаточно просто нарезать сэмпл, положить сверху бит, начитать текст как можно криминальней и все. Кстати, Слим как-то говорил, что ему надоели однообразные минуса, состоящие из бита и сэмпла по кругу, так вот я считаю, что эту моду, как раз запустил именно он — вот такая ирония. В 90-х и до середины нулевых рэппер должен был знать историю хип-хопа, понимать, кто что для культуры сделал и почему именно так произошло. Хотя, как раз-таки Centr все знали и понимали, поэтому и смогли сделать крутой продукт, но, видимо, доступность и простота, в хорошем смысле, их треков породили целое поколение ничего не понимающих в хип-хопе псевдогангста-рэпперов, живущих на маминой шее и читающих рэп про криминал и наркотики. В то же время много и талантливых ребят появилось. Я уважаю историю такой, какая она есть и не собираюсь говорить, что я вот сейчас приду, все что было до меня это — г**но, я единственный, кто знает, как надо. В свое время так пришли Стим, Драго, Шок и во что это вылилось, мы все прекрасно знаем.

Со времени выхода альбома «Одно небо» прошло 2 года. Ты планируешь выход большого лонгплея?

Сейчас я больше сосредоточен на написании синглов, чтобы понимать, в какую сторону хочу двигаться. Хотя пару EP выпустить бы хотел, как раз от разных персонажей. Хотелось бы все это осуществить в этом году, но — как получится. Времени на все не хватает.

В бесконечно серых провинциальных буднях это было глотком свежего воздуха.

Для простых людей карьера рэпера — это роскошные машины, красивые девушки, пачки валюты. А для чего ты работаешь? Ради денег или чего-то большего?

Изначально я начал читать рэп, потому что увидел в этом свет в конце туннеля. В бесконечно серых провинциальных буднях это было глотком свежего воздуха – музыка, которая не требует высшего музыкального образования, хотя было бы и неплохо, в которой можно говорить все, что ты думаешь и при этом у нее есть единомышленники. Так это остается и до сих пор — я не смогу не писать свои тексты, неважно — зарабатываю я этим или нет. Если когда-то я смогу содержать себя и семью только рэпом, это будет лучшая награда за мою верность делу, если же нет, то буду зарабатывать другими способами, но писать не перестану.

Клип «Сэлфи» как раз о таком образе жизни и рассказывает?

Клип «Селфи» — это, конечно же, стеб, хоть и не все это поняли. Он выполнен в стиле новой школы специально, чтобы показать, что происходит с музыкой и обществом сейчас. Но мне нравятся многие исполнители нью скула. Конечно же, я не делаю селфи каждые пять минут и не являюсь фанатом этого явления, хотя и противником тоже не являюсь. Клип мы сделали с моим другом — Дмитрием «Dizil» Журавлевым, пока отдыхали на море. Он просто сказал: давай снимем что-нибудь, пока мы тут. Я ответил: «Давай, конечно, дай мне два дня на текст». Так и получился этот трек. Многие до сих пор его добавляют Вконтакте к своим селфи. Я этому рад. Но, в целом, я далек от гламура и всей этой селфи-жизни.

Вообще, когда записываешь треки, думаешь о реакции людей, которые их услышат?

Да, и это — большая проблема. Я хочу от этого избавиться, но полностью — не получается. Это, кстати, — приобретенное качество. Раньше я писал все, что было у меня в голове — получалось более искренне и интересно. Но когда появились постоянные слушатели, началось: а толерантно ли это, а что подумают, если я скажу вот так, а вдруг те, кто меня слушают постоянно, не примут новое и т.п.

Он называет себя музыкальный продюсером, а я называю музыкальным продюсером Фарелла Уильямса, Др. Дре и Уилл Ай Эма.

В Твиттере ты живешь активно: даже повздорил с Иосифом Пригожиным. Это такая реклама, черный PR или реальное проявление гражданской позиции?

Это — выражение гражданской позиции, черный пиар для меня может существовать, только если он совпадает с моей реальной позицией. Пригожин и т.п. — это люди, которые всегда защищают только свои интересы. Не верю я, что они вдруг о народе или музыкантах стали думать. Им не верю ни я, ни многие другие. Он называет себя музыкальным продюсером, а я называю музыкальным продюсером Фарелла Уильямса, Др. Дре и Уилл Ай Эма, ну или того же Уолтера Афанасьеффа. Было очень интересно и показательно наблюдать Уолтера в жюри «Главной сцены», как мыслит он и наши продюсеры, как они себя рядом с ним вели. Разница в мышлении и подходе — пропасть.

Как ты считаешь, звезды, как творческие люди, могут позволить себе в поведении больше, чем остальные?

Смотря, что под этим подразумевать. Больше ли прав у звезд? Нет. Все равны как перед законами конституции, так и перед законами морали. Я вообще считаю, что в жизни «звезда» должна быть в меру скромной, а на сцене, как раз, на максимум раскрепощенной. А то бывает, что какой-нибудь недомузыкант или недоартист пару раз засветился по ТВ и уже скандалит в кафе или еще где. Такое поведение я не приемлю вообще.

За какими звездами, за чьим творчеством наблюдаешь ты? Помимо Black Star, конечно, — думаю, за ними наблюдает вся страна.

В связи с тем, что сейчас я являюсь ведущим главного урбан радио страны «Хип хоп станция», проект Chameleon.fm, мне приходится узнавать все новости из мира хип-хоп музыки и около хип-хопа. Так что я слежу примерно за всеми одинаково. Другое дело, что те же Black Star дают больше инфоповодов следить за ними и, плюс, у них хорошо работают пиарщики и СММщики, поэтому о них мы слышим чаще, чем о других. Но я больше увлекаюсь новостями западных коллег-музыкантов. Там индустрия больше, персонажи интереснее и трушнее.

Что будет делать Graf в ближайшее время? Где тебя можно будет увидеть и услышать?

Во-первых, услышать меня можно каждый день на радио «Хип хоп станция», там же в ротации есть и мои треки. Во-вторых, как я и говорил ранее, я планирую записать пару EP альбомов разной направленности и, конечно же, я всегда на коннекте в соц.сетях. Добавляйтесь!

VK

INSTAGRAM

ALL1.RU

ДАРЬЯ ВИНОКУР

8 Комментариев
  1. Реванш очень понравилось. Трек отличный. Вот только остальные песни, то ли не слишком отличаются друг от друга, то ли я их еще не расслушал нормально.

  2. Очень хорошие песни! Правда, их надо постепенно расслушивать, вот тогда цепляют по-настоящему.