Радиопомехи: Мы сами по себе, поэтому творим, что хотим

РАДИОПОМЕХИ — инди-команда, не ставящая перед собой задачу учить доброму и вечному, однако, с успехом ее выполняющая. Их теплый ламповый звук, интересные вокальные мелодии и лирика, в которой рыбы плывут над морем, люди парят над Москвой, а февраль длится вечность, не дадут заскучать даже самому искушенному слушателю. Сегодня ICON поговорил с группой об аустайдерстве, независимости и русском роке.

Как перекликаются лирический герой альбома «Самая Счастливая Среди Рыб» и ваше сознание? Он — кто-то из вас или персонаж абсолютно иной среды?

Мне вообще не нравится слово герой. Герои совершают подвиги, а достижение нашего лирического персонажа лишь в том, что при полном несоответствии окружающей среде и общественным нормам, он умудряется выживать и даже получать удовольствие от жизни. Поскольку рождаются песни в нашем сознании (или подсознании), то все, о чем мы поем — нам близко. Что-то черпается из жизни, что-то является плодом воображения. Я порой сам путаюсь, что откуда взялось. Если решиться на терминологию, то наш лирический герой — «крайне душевный социопат».

Вы не первые, кто в своем творчестве использует тему ренегатов, аутсайдеров, одиночек. Откуда она к вам пришла? Есть ли в этом частичка вашего личного опыта?

Это — опыт мировой истории. На победах никто не учится: победу празднуют и делят куш. Поражение же заставляет работать извилины на всю катушку — это опыт, который поможет взять реванш. И я имею в виду не военные баталии, а личные проблемы. Аутсайдеры — это не отбросы, а, зачастую, люди, живущие не по меркам агрессивного общества. Сейчас никому не нужны таланты — в моде успешность; основные критерии: толстый кошелек, модные шмотки, самолюбование и беспрекословное подчинение всем популярным веяниям. Люди разучились смеяться над собой и потеряли возможность сопереживать другим. При такой морали любой несогласный автоматически становится ренегатом, а любой, кто предпочел материальной гонке духовный рост — аутсайдером. Неудачники, как правило, умные и добрые, и именно поэтому — лишние в системе нынешних ценностей.

Наш лирический герой — «крайне душевный социопат».

При прослушивании пластинки появляется ощущение некоторой фатальности, безысходности, при том что аранжировка этого не поддерживает. Этот диссонанс был создан намерено?

Намеренного диссонанса не задумывалось, скорее это — наше видение музыки. Ноют о безысходности многие, некоторые ноют и при этом умудряются кого-то в этом обвинять, копаться в серьезных вопросах, как правило, являясь напрочь некомпетентными в них. Как известно, у нас в стране во всех проблемах лучше всех разбираются посудомойки и лифтеры. Все это свойственно так называемому «Русскому року» — беспросветный сплин под три блатных аккорда и периодическое гавканье в сторону властей и всеобщей несправедливости. Крыловскую Моську, я думаю, все знают. Лично на меня это наводит скуку. Мы стараемся делать приятную, мелодичную музыку — в купе с текстом она должна создавать определенное настроение, легкую меланхолию, романтическую грусть, а не желание немедленно повеситься. Под нашу музыку можно потанцевать, поразмышлять в пьяном одиночестве, прослезиться и пойти шляться по весеннему городу. Проще говоря, мы делаем музыку, которая нам нравится, с текстом, суть которого мы понимаем.

Что вы вообще хотели сказать этим альбомом? Что есть его лейтмотив?

Поскольку по образованию я — педагог, то обязан заявить, что никаких педагогических, образовательных и других целей мы не преследовали, что-то кому-то сказать, достучаться до кого-то — тоже не планировали. Можно, конечно, нагнать пурги про попытку изменить сознание людей, лечение душевных и моральных болезней. Заставить людей думать не головой, а сердцем, обратить внимание на других, а не на приевшееся изображение в зеркале. Дать понять, что существует не только мотивирующая музыка для спортзала, а есть песни, после прослушивания которых хочется уйти в слезливый запой и вспомнить, что у тебя еще и душа есть.

На самом деле, на тот момент, видимо, было такое мироощущение. Альбом крутится вокруг темы лишнего человека, довольно раскрученной в литературе и поэзии. Экзистенциализм в чистом виде. Наш «крайне душевный социопат» фиксирует происходящее вокруг, чувствует и переживает, не рассчитывая на поддержку и понимание извне.

А вообще, если автор не ставит конкретных целей, то все карты не стоит раскрывать. Если в смысле произведения возможны разночтения, то пусть слушатель заморочится и определит, что в его душе находит отклик.

И какая же рыба – самая счастливая? Можно ли найти ответ, погрузившись в ваши треки?

Понятие счастья — субъективно: для кого-то оно духовно, для кого-то — материально. Для кого-то это — постоянное движение и поиск, для кого-то — покой. Над этим вопросом бьются философы с начала мира, так куда уж нам в эти дебри влезать. Наши треки могут погрузить в атмосферу, благоприятную для поиска ответа в себе, ну или для того, чтоб просто потанцевать.

Вы – сторонники эклектики в творчестве, возможно, даже сюрреализма. Значит ли это, что вы в поисках собственного звучания или это и есть ваш фирменный стиль?

Эклектика обусловлена тем, что мы — не коммерческая команда, обязанная по договору с продюсером эксплуатировать определенный стиль и конкретный имидж. Мы сами по себе, поэтому творим, что хотим. Это — во-первых. А во-вторых, мы — не роботы и открыты для всего спектра человеческих чувств, поэтому — разные песни, разное настроение и, следовательно, разное звучание. А стиль — понятие относительное. Мы пишем инди-рок, потому что по саунду это — ближе к року (хотя и не поднимаем остросоциальных вопросов), и потому что являемся действительно независимой группой.

Как ваши поклонники воспринимают довольно радикальные перемены в вашем звучании? Не секрет, что многие именитые команды теряли значительную часть своих почитателей после подобных скачков.

Всем не угодишь. Если мы меняем звучание, уходим от одного стиля к другому, значит на то есть веские причины. Если идти на поводу у поклонников, можно завязнуть в творческом болоте. Необходим поиск. Если удалось нащупать цепляющую фишку, значит мы все делаем правильно, но если в какой-то момент это не цепляет, то не стоит себя насиловать. Если мы когда-нибудь решим играть электронный дэнс, это не значит, что мы предали рок-н-ролл, а значит, что на данный момент нас от этого прет.

Какой из ваших релизов вы бы назвали самым успешным? По каким критериям? Какой собрал большее количество откликов от живой аудитории? Какой лучше приняли в социальных сетях?

С учетом того, что альбомы у нас разные и разная публика, ответить на этот вопрос сложно. Но, как это скажет, наверно, любой музыкант, после записи свежего альбома, в который вложено много сил — крайний. Ссср — действительно цельный релиз, наиболее музыкальный в плане аранжировок, наиболее качественно записанный и сведенный, что для самиздата (а мы все пишем и доводим до ума сами) — очень ценно. Именно этот альбом больше всего наделал шуму в соц.сетях. Возможно, потому что прошлые альбомы мы и не пытались пиарить.

Для вас вообще имеет значение реакция публики или вы делаете то, что диктует ваш внутренний импульс без оглядки на аудиторию?

Мнение аудитории важно, но, как правило, в спорных вопросах. Например, при выборе песен на концертах. У песен, набравших большее количество лайков и позитивных отзывов, больше шансов попасть в концертный трек-лист, чем у незамеченных слушателем треков (но и тут бывают исключение и последнее слово остается за нами). Касаемо же творчества, тут, боюсь, нас обвинят в эгоизме, так как тут действительно все решает внутренний импульс.

У вашего творчества есть конкретный адресат? Возможно, есть некий собирательный образ того, кого вы представляете в процессе, или тот, для кого пишется лирика.

Никогда никого не представлял, но, со временем, примерный образ нарисовался. Исходя из наших же текстов, наши песни должны торкать таких же душевных социопатов. Это — особь любого пола, примерно от 18 до 45 (т.е. молодой возраст) лет, не без пороков и вредных привычек. Особь образована, но склонна к депрессиям и моральным коллапсам, не отказывает себе в вылазках в социум и открыта для всего нового.

Насколько высоки ваши творческие амбиции? Есть ли пик, достигнув которого, вы скажете: «Это то, к чему мы стремились!»? Или ваша музыкальная карьера – это выверенный путь?

Слово карьера отдает шоу-бизнесом, а шоу-бизнес и творчество — вещи разные, а порой даже противоположные. Не заглядываю в будущее: если песни пишутся, их нужно делать. Вот и все амбиции. Если это будет востребовано — хорошо, тогда и будем думать о том, строить ли музыкальную карьеру и к чему это приведет. Боюсь, что большая сцена вполне может лишить творца искренности. Слишком велик соблазн поставить музло на поток и направить его в уши не самого достойного большинства. Поэтому на данный момент мне все по кайфу, я стремлюсь к независимости и не отчитываюсь ни перед продюсерами, ни перед публикой.

Если песни пишутся, их нужно делать. Вот и все амбиции.

Вы уже побывали во многих городах нашей родины. Какой запомнился вам сильнее? Где публика была восприимчивее?

У нас сейчас новый состав, который собрался в октябре прошлого года. По сути, мы начали с нуля. Нынешние Радиопомехи дали несколько концертов в Питере, Вологде, Череповце. Принимают хорошо везде, во всех городах есть свои фишки, и это радует.

Впереди у вас еще более обширная концертная география. Какого из предстоящих концертов вы ждете сильнее? Планируете ли вырваться за пределы страны?

Я жду каждый концерт. Всегда жду и всегда волнуюсь. За пределы страны — с радостью сгонял бы. Заморочить бы тур по Европе на авто: и песен попеть, и мир посмотреть. Мне кажется, даже если не знать русского языка, иностранцы смогут уловить наши настроения

Какие сюрпризы вы готовите своим слушателям? Вы любите импровизировать или все пройдет по многократно отрепетированному сценарию?

Есть сценарий, но всегда есть шанс для импровизации. Я как-то уже говорил, что каждый концерт по-своему уникален: разные клубы, разный звук, свет, разная атмосфера, разная публика, и в итоге — свое неповторимое ощущение от выступления. Как у публики, так и у музыкантов. Поэтому, даже если я не пообещал сюрпризов, идти на концерты нужно — будет круто.

Расскажите о своих планах на будущее. Где мы увидим или услышим вас в ближайшее время?

Так. Ближайшее будущее. 23 апреля мы играем в Москве, 12 мая — в Череповце, 13 мая — в Питере и 19 мая — в Вологде. Пока концертные планы на ближайшую весну такие. Есть наметки на летние концерты, а в сентябре планируем добраться до Екатеринбурга. Также, надеюсь, скоро засядем за запись следующего релиза. Я обещал его в апреле, но по срокам — мы динамим. Так что уж потерпите еще. Уже есть эскизы для будущих песен, осталось довести все до ума.

VK

YOUTUBE

SOUNDCLOUD

Комментариев пока нет

Оставить комментарий

Все комментарии проходят модерацию. Ваш e-mail не будет опубликован.