Ум и мышление. Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Баба советует нам следить (“watch”) за следующим:

Ум должен главенствовать не только над пятью чувствами, но также и над функциями мышления, чувственного восприятия, речи и действия. Иначе любая из них или все четыре могут захватить власть и стать хозяевами, вместо того, чтобы быть полезными слугами. Мы можем находиться во власти наших мыслей, наших чувств, наших слов и наших действий, если кому-либо из них или всем им удастся заставить нас следовать за ними.

Обезьяний ум и мышление

Всем нам знакомо ощущение, когда мысли о чем-то терзают нас до такой степени, что мы неспособны остановить этот процесс. В конечном счете мысли настолько захватывают нас и овладевают нами, что мы оказываемся совершенно беспомощными и не можем вырваться на свободу из-под их контроля. Все мы слышали, как люди говорят: “Я просто не могу выбросить это из головы, как бы сильно я ни старался, и это сводит меня с ума”. Вполне возможно, что вы не раз попадали в такое положение. Это рабство, в котором мы оказываемся из-за наших собственных мыслей, лишает нас свободы так же эффективно, как и тюрьма, построенная из кирпичей и цемента.

Мысли имеют тенденцию бесконечно крутиться в уме, подобно белке в колесе, без какого-либо видимого выхода из этого затруднительного положения. Они кажутся реальными и имеющими силу, но все же они на самом деле только мысли, еще не обладающие никаким реальным физическим проявлением, и к тому же это определенно наши собственные ограниченные мысли, так что они с большой вероятностью могут быть ошибочными.

В давние времена бытовало распространенное мнение, что земля плоская, и что любой, кто рискнет зайти слишком далеко в каком-либо направлении, наверняка провалится в пустое пространство, перешагнув край земли. Когда были найдены более точные методы определения формы планеты, убедительно свидетельствующие о том, что она имеет сферическую форму, люди продолжали цепляться за старую веру и преследовали тех, кто отстаивал новые взгляды.

Множество войн велось между приверженцами различных вер или представлений, в которых обе стороны продолжали с одинаковым упорством утверждать, что именно их вера является правильной. Каждая из сторон считала, что те, кто думает иначе, наверняка ошибаются, и поэтому должны быть или наказаны, или уничтожены. Конечно же, такие столкновения не ограничены уровнем государств, сообществ или отдельных наций. Он проявляется между индивидуумами на всех уровнях общества, когда мы забываем о том, что возможно существование нескольких различных точек зрения. Этот тупик возникает из-за глупого и близорукого стремления пытаться доказать свою правоту и заключения, что любой, кто не согласен, обязательно должен ошибаться.

Неисчислимое количество подобных ситуаций возникало на протяжении всей длинной истории мира, и трагедия их заключаются в том, что очень редко какая-то из сторон полностью права или полностью ошибается, так как все в мире относительно. Никто не имеет доступ ко всей правде о чем-либо в любое конкретное время. Все мы обладаем знанием лишь маленькой части, но из-за своей глупости и эгоцентризма считаем, что обладаем полным знанием, и когда оно оказывается отличным от чьей-либо другой части знания, мы уверены, что другой ошибается.

История о трех слепых, которых попросили описать слона, очень хорошо поясняет этот момент. Каждый из них подошел к животному и протянул свою руку, чтобы дотронуться до него и определить его форму. Рука одного человека прикоснулась к хоботу, и тогда, думая, что он держит все животное, он описал его как имеющего длинную и трубчатую форму, подобно змее. Другой схватился за ухо слона и описал его как нечто плоское и гибкое. Третий человек коснулся его ноги и заявил, что это большое, круглое и твердое животное, похожее на ствол дерева. Как можно заметить из этой истории, все они правильно сообщили о своих индивидуальных представлениях, но не сумели понять, что каждый описал только одну часть целого слона, который был намного больше, чем сумма этих трех частей.

Ревностно отстаиваемые убеждения подпадают под эту категорию. Есть определенные вещи, о которых мы можем иметь очень твердое мнение, даже не пытаясь при этом выяснить, действительно ли мы верим в то, что оно истинно или хотя бы полезно в настоящее время. Многие концепции, которые были справедливы в определенные эпохи, когда они были своевременны и полезны, сейчас уже утратили свою актуальность, и все же мы продолжаем цепляться за них, как будто они могут обеспечить некую безопасность и уверенность, подобно плоту в бурном море.

Необходимо постоянно спрашивать себя: “Действительно ли я верю в это или то, и действительно ли это применимо сейчас? Препятствует ли это моему продвижению или позволяет мне свободно действовать?” Если какое-то конкретное убеждение уже утратило силу, оно должно быть отброшено. Поскольку мы развиваемся, многие привычные для нас убеждения устаревают и превращаются из помощника в препятствие.

Поскольку во всем мире происходят перемены, связанные с новыми открытиями, изобретениями и методами работы, то ставшие бесполезными старые отжившие концепции должны быть отброшены. Тогда наши обезьяньи умы перестанут цепляться за них, а когда мы отпускаем их, это освобождает нас от контроля с их стороны. Для выполнения этой задачи Баба предлагает следующее: “Ваша первоочередная обязанность состоит в том, чтобы отказаться. Откажитесь от всех теорий, которые вы лелеете, доктрин, которые вам дороги, систем знания, которыми загроможден ваш мозг, предпочтений, которые вы накопили, стремления к известности, благосостоянию, учености, превосходству. Это все материальное, вещественное. Вступайте в вещественный мир после того, как вы познали Атму. Тогда вы осознаете, что все это – игра Атмы.”

Обезьяний ум и чувственное восприятие

Подобным образом мы можем быть во власти наших чувств. Печаль, вина, волнение, ревность, зависть, гнев и другие эмоции могут настолько овладеть нами, что мы оказываемся беспомощными в их власти, и даже не можем предпринять очевидные шаги, чтобы вывести себя из такого положения и быть свободными от их господства над нами, просто отпустив их. Мы оказываемся столь же несчастными, как и обезьяна с ее кулаком, пойманным внутри узкогорлого кувшина, в то время как все, что нужно сделать, – отпустить схваченные фрукты или орехи, чтобы высвободить лапу из временной тюрьмы. Мы также можем перестать быть рабами наших чувств.

Некоторые люди, кажется, получают удовольствие от отрицательных эмоций, которые, несмотря на их разрушительный эффект, вызывают возбуждение и обеспечивают долгожданное избавление от скуки и депрессии. Отрицательные эмоции также могут оказывать стимулирующее действие на надпочечники, приводящее к возбуждению и подъему энергии, которое дает нам ощущение физического блаженства и выводит нас из тоскливого или угнетенного настроения. Однако полученное с помощью таких чувств удовлетворение длится недолго, и, подобно скорпиону из пословицы, ужалившему самого себя, может закончиться отравлением собственным ядом; как Шекспир назвал это: “Попавший в собственную ловушку”, или раненный собственным оружием.

Итак, чувства гнева, негодования, зависти, ревности и уйма подобных эмоций могут овладеть нами, если мы позволяем им развиваться дальше определенной точки до того, как мы освободимся от них, после чего они становятся слишком сильными, чтобы мы могли побороть их. Источник всех таких разрушительных эмоций коренится в противоречивых желаниях. Мы должны проследить каждую эмоцию к тому желанию, которое породило ее, и помнить, что если мы сможем отпустить желания и удерживать в памяти высказывание “Твоя воля, не моя, свершится”, мы будем свободны от их контроля над нашими эмоциями.

Чувство жалости к самому себе, выражаемое в таких фразах, как: “У всех остальных есть это, так почему нет у меня?”, “Никто, кроме меня, не должен работать так напряженно и за такое небольшое вознаграждение”, “Почему я должен делать все это, в то время как другие люди ведут такую легкую жизнь?”, может принимать такие размеры, что оно завладевает нашими чувствами, и мы обнаруживаем свою беспомощность и неспособность уйти от его доминирования.

Обезьяний ум и речь

Баба указывает, что язык имеет не одну, а две функции. Он говорит: “В то время как глаз, ухо и нос служат как инструменты познания одного определенного качества природы, язык позволяет использовать себя для двух целей: оценивать вкус и произносить слова и звуки при общении. Поэтому управляйте языком с двойной осторожностью, так как он может причинить вам вред двумя способами”.

Мы часто говорим, заранее не подумав о том, что собираемся сказать и какой эффект это может произвести на слушателей. Если бы мы могли просто не забывать делать паузу прежде, чем начинаем импульсивно выдавать лавину слов, у нас бы лучше получалось устранять привязанность обезьяньего ума к нашей функции речи.

Многие люди говорят только для того, чтобы показать, насколько много они знают, и доказать как себе, так и другим, что они являются особыми или исключительными, вместо того, чтобы стараться обмениваться идеями, открытиями, знаниями или фактами. Усиленно цепляясь за идею о своей воображаемой важности и заявляя о своем совершенстве тем, кто желает их слушать, они лишаются свободы из-за своей привязанности к собственным словам.

Подобные ситуации могут случаться с теми людьми, которые лгут о своих возможностях или из хвастовства преувеличивают их. Ложь порождает еще большую ложь, пока мы не оказываемся погребенными под тяжелой грудой собственных выдумок. Мы не сможем выбраться из этого до тех пор, пока не захлтим открыто взглянуть на ту ситуацию, в которую наше поведение завело нас, и искать помощи, чтобы рассеять чувство неуверенности, вынудившее нас преувеличивать свою ценность, хвастаясь о действительных или мнимых достижениях.

Обезьяний ум и действие

Наш обезьяний ум оказывает влияние на наши действия как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Пример того, как обезьяний ум может быть привязан к действию, можно наблюдать в тех людях, которые постоянно чем-то заняты и, кажется, никогда не способны расслабиться и оставаться в покое какое-то время. Они буквально поглощены безостановочной деятельностью и чувствуют себя крайне неуютно, если им приходится останавливать свое безудержное движение из-за болезни, несчастного случая или по какой-либо другой причине.

Легко видеть, что все те действия, которые мы не можем прекратить, указывают на столь сильную привязанность к ним, что они господствуют над нами вместо того, чтобы мы управляли тем, что мы делаем. Люди, “горящие” на работе, попадают в эту категорию, поскольку работа, которой они чрезмерно увлечены, управляет ими, и они оказываются пойманными ею так же, как и обезьяна с ее лапой, застрявшей в узкогорлом горшке. Подобно этой обезьяне, мы держим ключ от нашей тюрьмы в своих собственных руках. Мы можем отпустить все то, за что мы цепляемся, вместо того, чтобы оплакивать тот факт, что мы беспомощны и лишены свободы, так как мы оказались в такой ситуации не из-за кого-то другого, а из-за чего-то, что создали сами.

Какова причина такой чрезмерно активной деятельности? Обычно это связано с нежеланием открыто взглянуть на себя, отметить свои ошибки и сделать свою жизнь лучше. У многих людей, чье внимание полностью поглощено лихорадочной деятельностью, не остается никакого времени на то, чтобы подумать о чем-либо еще, даже о самих себе или о своем поведении.

Один простой рецепт оказался наиболее полезным при воспитании обезьяньего ума. Он помогает уму отпустить все то, за что он цепляется и что, в итоге, заманивает его в ловушку. Это рецепт заключается в следующем – необходимо не забывать в начале каждого дня просить Бабу – который представляет нашу истинную сущность – думать через нас, чувствовать через нас, говорить через нас, действовать через нас, и, особенно, любить через нас весь день. Если мы сможем устранить свое эго из этих функций, тогда, подобно Хануману, мы станем слугами Рамы, или “Я”, которым мы и являемся на самом деле.

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление - последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять , отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко . В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва , постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните . Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы - отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать , например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы - ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Карта мыслей, ментальная карта (mind map) - это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины - всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи . Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении - ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно - большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Кирилл Малев пересказал основные мысли из книги нейробиолога Дэниела Левитина «Организованный ум: мышление в век информационной перегрузки» и нарисовал интеллект-карту.

В этой книге Дэниел Левитин рассказывает о том, как структурировать информацию и организовывать свою жизнь, причем «организовывать» в данном случае приравнивается к «приводить в порядок». Как во всех отличных книгах такого рода, в ней есть теория, ссылки на исследования, а также примеры из жизни и практики автора, которые подтверждают подаваемую информацию.

Сначала автор рассказывает, как появилась необходимость сохранения и передачи информации. Одним из первых лингвистических концептов было разделение «здесь» и «там», когда первобытные охотники рисовали животных на стенах пещер. Запись информации и письмо появились для того, чтобы люди могли торговать.

Организация и хранение информации способны значительно упростить жизнь, потому что наш мозг склонен экономить энергию и забывать. Система и следование жёстким правилам позволяют не только экономить энергию, но и лучше вспоминать информацию. Если вы постоянно забываете, где лежат ключи, - нужно завести для них специальное место (в этом случае автор ссылается на «Теорию большого взрыва»).

За поиск информации отвечает та же часть мозга, что и за ориентацию в пространстве - гиппокамп. Поэтому поиск объектов на карте и ориентирование на местности помогают улучшить память.

В работе 2010 года Винод Менон показал, что за переключение внимания между объектами отвечает инсула , а самим процессом управляют нонадреналин и кортизол. При этом повышенный уровень дофамина в этой и прилегающих областях улучшает креативность. В этой же работе сказано, что переключение между различными объектами требует от мозга дополнительной энергии, что лишний раз доказывает, что многозадачность - это плохо. Клиффорд Нэсс также подробно исследовал эту проблему, и оказалось, что переключение между задачами сказывается отрицательно на выполнении каждой из них.

Ещё одна эволюционная особенность - наличие «фильтра внимания», за который отвечают сенсорный кортекс и фронтальные доли. Именно эти участки мозга эволюционно натренированы замечать опасность, даже если человек думает о чём-то своём. Этому фильтру внимания мы обязаны тем, что наш мозг может функционировать в двух режимах: сфокусированной работы и «размышления», когда мы витаем в своих мыслях, переживаем, радуемся или просто живём.

Казалось, бы этот режим должен потреблять меньше энергии, но оказывается, что разница незначительная. В это время работают самые различные участки, также контролирующие происходящее вокруг. Самое забавное, что они периодически отключаются и отдыхают. Именно поэтому мы можем забыть, например, куда положили очки или телефон: мозг в этот момент частично «спал» и не воспринимал новую информацию.

Для оптимальной работы и концентрации в мозге должен соблюдаться баланс нонадреналина и дофамина (также об этом было написано в « »). При этом алкоголь и нехватка сна значительно снижают способность к концентрации.

Ещё один факт про мозг: префронтальный кортекс, который отвечает за способность сохранять концентрацию, не отвлекаться и откладывать вознаграждение на потом полностью развивается только к 20 годам (все мы помним эксперимент с детьми, которые могли подождать 15 минут и получить в два раза больше конфет). Поэтому взрослые способны лучше держать себя в руках и принимать взвешенные решения. У меня, похоже, префронтальный кортекс всё ещё находится в стадии развития.

Точно так же вредной для производительности оказалась возможность отвлекаться. В специальном эксперименте испытуемые при наличии возможности отвлекаться показали худшую продуктивность и способность решать задачи. Поэтому стоит выключать почтовый клиент и мессенджеры и закрывать вкладки с социальными сетями, когда садишься за работу. Ещё один интересный эксперимент показал, что человек, который не ответил на какое-то письмо, работает так, будто спал в два раза меньше. Стоит делать то, что не можешь отложить, чтобы освободить голову.

Отдельная часть книги посвящена тому, как лучше организовать работу и жизнь. Часть из этих советов банальна и касается диеты или сна, но самые интересные приведены ниже.

Работу стоит планировать так, чтобы в конце какого-то небольшого участка получать вознаграждение - пускай и моральное, но мозг должен получать дофамин в результате напряжённого периода концентрации - и какие-то результаты. Кроме того, задача не должна быть ни слишком сложной (тогда мозг начнёт рефлексировать и задумываться над самооценкой), ни слишком простой: мозг начнёт скучать и отвлекаться, переключаясь на другие задачи.

В состоянии потока никогда не задумываешься, что «это недостаточно хорошо», - видишь только возможность стать лучше. Завершение работы в этом состоянии даёт замечательное ощущение выполненной задачи, потому что никто не хочет прожить жизнь и сказать: «О, я прекрасно работал, отвлекаясь на сообщения в чате или Facebook».

Лучший способ заставить человека упасть с велосипеда - попросить его не падать или спросить, как ему удаётся ехать и не падать.

Негативные результаты важнее позитивных. Они показывают те области, которые раньше игнорировались.

Причина, по которой многие не завершают свой диплом или большой проект: они сравнивают свою незаконченную работу с готовыми. Также мешает излишний перфекционизм.

Неудачи учат тому, что ты не знаешь всего и тебе есть куда развиваться, - это помогает мозгу справится с недополучением дофамина. Критика - враг креативности.

Отдельная глава посвящана тому, как принимать решение. В этой главе автор возносит заслуженную хвалу теореме Байеса (сейчас все математики, которые дочитали до этого момента, встали и похлопали) и объясняет, как правильно принимать решения на её основе.

Книгу стоит прочитать если не из-за большого объёма интересной и полезной информации, то хотя бы из-за этой главы: она даёт убедиться, что иногда стоит подольше размышлять над принятием какого-либо решения, учитывая априорные вероятности.

Интеллект-карта по книге

На этот раз карта генерировалась в полуавтоматическом режиме на основе заметок в iBooks, поэтому получилась больше, чем обычно. Скачать её в оригинальном формате можно в репозитории на GitHub. Для просмотра нужна будет любая версия программы Simple Mind.

Бездумно — не включая собственную голову, живя чужим умом, привычками или реагируя импульсивно.

Голова — синоним разума: то, чем человек помнит, думает и решает. Включить голову — начать пользоваться умом, а не жить чувствами. Включить голову — еще не означает думать. Люди с включенным умом чаще пользуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумявая настоящую ситуацию.

Думать — это, включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Думать - это в первую очередь решать задачи, поэтому думать нужно прежде всего быстро и ответственно, Обдумывание — это способность включать голову, собственный разум, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы.

Обдумывание — обработка головой сложной задачи. Обдумывание, в отличие от не скованного узкими рамками размышления, решает конкретные задачи, где уже понятна цель и данные определены.

Мыслить — анализировать, сопоставлять, разбираться, искать и находить интересные, прикольные или продуктивные ассоциации. Мыслить нужно смело, широко и глубоко.

Интеллект — одна из главных составляющих ума, способность быстро соображать в учебе и по жизни, умение осознанно оперировать имеющимися знаниями. То же, что и голова.

Мыслеобразы — имеющие смысл звучание внутренней речи, знания и образы (внутренние картинки), динамика внутренних действий, смена ощущений.

Мышление — связное течение мыслей и образов. Связное и в разной мере осмысленное течение внутренней речи, динамика внутренних действий и образов, смена ощущений. Мышление — течение смыслов или работа человека со смыслами (частное и общее, процесс — результат…). Мышление дает видение и понимание, как одно соотносится с другим, как что-то принадлежит другому. Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи.

Размышление — развернутое мышление. Анализ, взвешивание ЗА и ПРОТИВ. Размышление может быть как продуктивным мышлением, обдумыванием жизненной задачи, так и свободным полетом мысли.

Разум — способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела.

Рассудок — один из инструментов разума, наряду с представлением и воображением. Рассудок оперирует формальными (строгими, неживыми) образами. Образы рассудка — рассуждения, образы разума — разумения.

Соображать, соображение — быстро, оперативно находить/нахождение связи, пути, решения для жизненных задач.

Сообразительность — способность быстро найти решение. Как правило, быстрота нахождения решения конфликтует с учетом последствий, и человек сообразительный — не всегда человек думающий, предусмотрительный, не всегда мудрый.

Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть (предсказывать) последствия своих действий. В ум в первую очередь входит сумма знаний, интеллект (умение осознанно оперировать этими знаниями) и интуиция (умение неосознанно оперировать этими знаниями). Кроме этого, у ума есть личностные составляющие: верования, программы и позиции.

Мышление

Мышление - это сложный процесс, в котором участвуют

Ложное эго

Чувства

Желания

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

Благости

Страсти

Невежества

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Обыденное мышление Теперь никто не скажет когда появилась поляризация в виде «моё», «чужое», «друзья», «враги», «здоровье», «болезнь». Точно так же не найти автора двухполярных разделений на «положительное» и «отрицательное». Обученный с детства ум людей цивилизации

Из книги Учебник самопознания автора Шевцов Александр Александрович

Обыденное мышление 1. Когда мы говорим «здоровье», «успех», «друзья» и пр. то уже поляризуем все эти слова к «положительному». Соответственно «болезнь», «неудача», «враги» и пр. - к «отрицательному». Поэтому говорят «положительные результаты», «отрицательная

Из книги Секреты биоэнергетики.Указатель к богатству и успеху в жизни. автора Ратнер Сергей

Глава 3. Мышление Лестница всегда начинается с самой дальней от цели ступени. И если в обычной жизни через нижнюю ступень можно перепрыгнуть, то в самопознании это неполезно. Только привычный образ мысли говорит нам, что в таком случае она будет преодолена, и останется

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ Бог одаривает всех одинаково. Энергия всегда течет сверху вниз, и наверху не знают, что хорошо и что плохо для нас. Они говорят: «Мы вам дадим все, о чем вы думаете и на чем концентрируетесь». Поэтому если вы концентрируетесь на плохом, то вы будете

Из книги Тайна, которой нет автора Парсонс Тони

Мышление женщин Вот и пришли мы к самому главному в человеке - к его мышлению. Именно мышление отличает нас от животных. Наша, как нам кажется, богатая психология еще не делает нас человеком, ибо почти нацело физиологична. Наше общение, наша социальность - это уже шаг

Из книги Главная книга о жизненных кризисах и страхах, или Как понять себя и начать жить автора Виилма Лууле

Мышление мужчин Временный уход женщины в тень, так называемый патриархат, связан исключительно с эпохой бурного прогресса и необходимостью наработки огромного количества новых идей. Сейчас, когда человечество стоит на пороге эпохи сворачивания прогресса, значение

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Новаторское мышление Три мужских знака - Тигр, Собака, Лошадь - являются обладателями так называемого новаторского мышления. Если логик (Петух) воспринимает время как будущее, мистик (Обезьяна) пребывает вне времени, а реалист (Коза) относится ко времени как к настоящему,

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Мышление Мое мышление создает время, а время творит мое мышление. В рамках такого временного мышления я сохраняю иллюзорное чувство самоотождествления и отдаленности от мира. Я мыслю, следовательно, я продолжаюсь.Мышление в мире времени воспринимает информацию и делит

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Наше мышление Испытываете ли Вы желание нравиться? Когда я задаю этот вопрос человеку, предварительно объяснив ему, что такое желание есть стресс, то в ответ слышу: «Нет-нет, такого желания у меня нет». Когда же я спрашиваю: «Так, значит, Вы не желаете нравиться?» –

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Логическое мышление Логическое мышление – это сложный мыслительный процесс, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. При этом активно задействован определенный участок коры головного мозга, называемый корой больших полушарий.Умение

Из книги автора

Новаторское мышление Начиная с 12 лет сознание отрока заполняет поток собственных, сугубо личных идей. Поначалу мысли эти настолько банальны, что их самостоятельность очевидна лишь их автору, и обществу от этих идей толку почти никакого нет. В возрасте Крысы и Кабана

Из книги автора

Разделяющее мышление Прежде всего надо отметить, что за это отвечают линейный и дуальный способы мышления. Рассуждая о каком-то предмете, вы говорите о нём как о чём-то постороннем, находящемся вне вас, раздельном с вами. В этом заключается ваша главная ошибка и ловушка, из

Из книги автора

Из книги автора

4. Позитивное мышление Меньше всего значения мы придаем самой важной стороне нашей жизни – нашему мышлению. А ведь именно мышление определяет нашу личность и характер. Выработайте привычку позитивного мышления – позитивно думайте даже о самых сложных ситуациях.