Этика и психология сексуальной жизни. Этика и психология

И БИЗНЕМЕ»

И.И.Даниловская

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РОСТОВ-НА-ДОНУ


2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 0201, 080107.65 Налоги и налогообложение.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психологии» гуманитарного факультета ИУБиП 25 сентября 2008 г., протокол № 16.

Составитель: Даниловская И.И., ст. преподаватель ИУБиП


Рецензенты: Андриевская Ж.В. к. псих. н., доцент (ИУБиП)

Акперова М.Г. декан колледжа рационального обучения ИУБиП



Введение………………………………………………………………2

  1. Учебно-тематический план дисциплины……………………4

  2. Содержание программы………………………………………5

  3. Планы проведения семинарских и практических занятий……………………………………………………….18

  4. Перечень тем для самостоятельного изучения……………21

  5. Рейтинговая система оценки знаний……………………….21

    1. Структура и бальная оценка рейтингов…………………...22

    2. Примерное содержание рейтингов………………………...23

    3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе
6. Задания для студентов заочной формы обучения………23

  1. Список вопросов по дисциплине………………………….24

  2. Список рекомендуемой литературы……………………..25

ВВЕДЕНИЕ
Во всех профессиях, объектом которых является человек, требуется повышенное внимание к психологической и нравственной стороне выполняемых профессиональных обязанностей.

Очевидно, что успех любого дела в условиях развивающихся рыночных отношениях зависит не только от качества производимого товара и услуг, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих эти товары и услуги. Профессиональная деятельность финансистов в значительной степени протекает в условиях общения и требует от специалиста умений устанавливать межличностные контакты с различными участниками взаимодействия. Коммуникативная компетентность является качеством, в значительной степени влияющим на эффективность труда, одним из важнейших факторов профессиональной пригодности.

Использование специалистом по налогам и налогообложению своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы людей, юридических лиц, организаций. Поэтому специалисту-профессионалу, имея глубокие профессиональные знания, необходимо совершенствовать особые личностные качества – развитый интеллект, эмоциональную уравновешенность, владение профессиональной этикой, обеспечивающей нравственный характер взаимоотношений с клиентами, коллегами, подчиненными, начальством.

Целью учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» является целенаправленное формирование представлений о психологических и нравственных особенностях профессиональной деятельности, опираясь на научные достижения психологии и этики и обобщение практики.

Исходя из требований Государственного образовательного стандарта, предлагаемый курс призван решить несколько взаимосвязанных задач:


  • дать общее представление о психических явлениях, психологических и этических особенностях профессиональной деятельности;

  • предоставить знания о психологических и этических закономерностях профессионального общения;

  • обеспечить знаниями о закономерностях конфликтного поведения, сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтов;

  • дать общее представление о технологиях успеха в профессиональной деятельности;

  • познакомить с проблемой профессионального стресса, способами саморегуляции работника в условиях профессионального стресса;

  • способствовать гармоничному сочетанию специальных и психолого-этических знаний.
Курс «Этика и психология профессиональной деятельности» для студентов колледжа рационального обучения специальности ……. Налоги и налогообложение рассчитан на 56 часов – 36 аудиторных часов (лекции 20 часов, семинары и практические занятия – 16 часов) и 20 часов самостоятельной работы.

В соответствии с вышеуказанными требованиями и рейтинговой системой оценки знаний курс состоит из четырех блоков и включает в себя следующие разделы:


  • введение в предмет «Этики и психологии профессиональной деятельности», общие представления о психике;

  • психология делового общения;

  • конфликт как социально-психологическое явление, социально-психологические проблемы руководства;

  • технологии успеха в профессиональной деятельности, этика взаимоотношений с различными субъектами профессионального общения, профессиональный стресс.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ



часов

Аудиторная

работа


Самостоят.

работа



ции

нары

1

2

3

4

5

Блок № 1

Тема 1. Введение в ЭиППД.

3

1

1

1



4

1

1

2



2

1

1

-

Тема 4. Психология познания.

6

2

2

2

По блоку № 1

15

5

5

5

Блок № 2



3

1

1

1



3

1

1

1

Тема 7. Психология вербального и невербального общения.

3

1

1

1

Тема 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

4

2

1

1

Тема 9. Деловое общение в рабочей группе.

3

1

1

1

По блоку № 2

16

6

5

5

Блок № 3

Тема 10. Конфликт как социальный феномен.

2

1

-

1

Тема 11. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

6

2

2

2

Тема 12. Социально-психологические проблемы руководства.

По блоку № 3

12

4

3

5

Блок № 4

Тема 13. Технологии успеха в профессиональной деятельности.

4

1

1

2

Тема 14. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.

Тема 15. Профессиональный стресс.

5

2

1

2

По блоку № 4

13

5

3

5

Итого:

56

20

16

20

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Блок № 1.
Тема 1. Введение в предмет ЭиППД .
При изучении данной темы необходимо уяснить предмет, задачи и принципы «Этики и психологии профессиональной деятельности», ее основные категории, а также проблемы этики и психологии профессиональной деятельности в истории философской и психологической мысли.

Изучение любой научной дисциплины начинается с ответа на вопрос: что она призвана изучать, каков ее предмет?

Предмет науки – это условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет четко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, ее исследовательскую «территорию».

Предметом ЭиППД является психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Психология и этика делового общения – составная часть комплекса психологических наук и этики, поэтому она опирается на основные категории и принципы, разработанные общей психологией.

Важнейшими принципами являются:


  • принцип причинности, детерминизма – признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;

  • принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

  • принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
Основными категориями ЭиППД являются «психология личности», «психология общения» и «психология рабочей группы».

«Психология рабочей группы (команды, коллектива)» – категория, включающая знания о групповых целях , потребностях, интересах, групповых нормах, групповом сознании, морально-психологическом климате, корпоративной морали, которую исповедует группа людей, реализующая социально значимые цели.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает следующие задачи:


  • овладеть знаниями о психических явлениях, психологических и этических особенностях и специфике профессионального взаимодействия;

  • выработать умения и навыки конструктивного делового общения.
Теоретическими предпосылками развития и становления ЭиППД считаются работы из области социальной и общей психологии, а также соответствующие идеи и теории из области этики.

Морально-психологические свойства людей как субъектов общения рассматриваются уже в работах древних мыслителей Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы Нового времени Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, Гельвеций и др.

Вклад отечественных философов, социологов и психологов в развитие психологии и этики делового общения.
Тема 2. Общие представления о психике.
психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный и уникальный внутренний мир. Достаточно трудно установить объективный характер явлений, изучаемых психологией, так как, например, изучается не физический объект, а его образ; не событие, которое принято считать «реальным», а его восприятие субъектом или воспоминание о нем. Такие феномены называют психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.).

В психологии в настоящее время отсутствует единая научная парадигма (главенствующая система «правил» познания). Влиятельные направления современной психологии нередко основываются на диаметрально противоположных научных принципах, что приводит к полемике, длящейся десятилетиями.

По этой причине существует много определений психики как предмета психологического исследования. Существуют философские, биологические, физиологические трактовки психики.

В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.

1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире , но и познавать его. Активный и избирательный характер психики проявляется в чувствительности – общая способность к ощущению и направленность на внешнее другое, которая на высших уровнях развития психики становится произвольной.

2. Способность к предвидению, планированию и организации деятельности во времени.

3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире, которая на высших уровнях развития психики может быть осознана, проанализирована и осмыслена.

4. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптация) к окружающему миру.

5. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

6. Способность на высших уровнях развития переходить к таким сложным формам организации и самоорганизации как сознание, самосознание, личность, что предполагает активное отражение не только внешнего мира, но и собственных внутренних состояний и процессов (рефлексия).

7. Способность регулировать психическую активность посредством значений, смыслов и ценностных ориентаций.

Согласно принятой в отечественной психологии концепции А.Н. Леонтьева, объективным критерием появления зачатков психики у живых организмов служит наличие у них способности реагировать на биологически нейтральные воздействия.


Тема 3. Структура психических явлений.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что основными формами проявления психики являются:

1. Психические процессы (функции) – акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регулирующую функцию.

2. Психические состояния – текущее своеобразие психической деятельности, обусловленное содержанием деятельности и его личностной значимостью.

3. Психические свойства – наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительных периодов или всей жизни.


Схема структуры психических явлений.

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

I. Познавательные:

  • ощущение;

  • восприятие;

  • память;

  • воображение;

  • мышление.
II. Эмоции.

Мотивационные: установки, интересы, желания, стремления, влечения, страсти.

Эмоциональные:


  • эмоциональный тон ощущений;

  • эмоциональный отклик;

  • настроение;

  • стресс;

  • аффект;

  • фрустрация.
Волевые: инициативность, решительность, настойчивость, целеустремленность и др.

Уровни организации психики (внимание).



Темперамент

Характер


Способности

Направленность (иерархия потребностей)


Тема 4. Психология познания.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что познание – это высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации которого выделяют следующие уровни:


  • чувственное познание;

  • мышление;

  • теоретическое и эмпирическое познание.
Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятельности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения.

Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения , на основе которых складываются целостные образы восприятия .

Благодаря памяти обеспечивается организация и хранение информации , полученной с помощью таких психических процессов как ощущение и восприятие.

С помощью внимания процессы психического отражения становятся предметны, избирательны и направлены.

Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий – возможно благодаря процессам воображения.

Наряду с сенсорной и перцептивной информацией, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях окружающей действительности. Данные знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем исключительно чувственного познания – все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу – мышлению .

Речь – одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность. Речь связана со всеми психическими процессами. Речью обладает только человек, т.к. только с ее помощью можно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.

Человек, воспринимая и познавая мир, не может оставаться отстраненным наблюдателем – даже в простейших познавательных актах присутствует элемент эмоциональной оценки происходящего.

Эмоции – процесс психического отражения действительности в форме пристрастного переживания явлений, событий и ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям человека.

Способность человека активно организовывать и направлять собственную психическую деятельность, осуществлять выбор одного из равновозможных вариантов поведения (решения) осуществляется благодаря психическому процессу – воле.


Блок № 2
Тема 5. Общение и межличностные отношения.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении .

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Ситуации, по поводу которых общаются люди:


  • цель общения – вне самого взаимодействия людей (деловое или профессиональное общение);

  • цель общения в нем самом (дружба, любовь и др.);

  • цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения (обучение, психотерапия и др.);

  • цель общения – приобщение самого инициатора общения к ценностям партнера (приобретение знаний и пр.).
В профессиональном общении предметом общения является дело (…).

Особенности профессионального общения:


  • партнер в профессиональном общении всегда выступает как личность значимая для субъекта;

  • общающихся людей отличает хорошее понимание в вопросах дела;

  • основная задача профессионального общения – продуктивное сотрудничество.

В процессе общения выделяют три его стороны:


  • коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми ;

  • перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установление между ними взаимопонимания;

  • интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий партнеров общения.

Тема 6. Барьеры общения и мотивы поведения.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что факторы, которые служат причиной непонимания общающихся людей, и, как следствие, могут создавать предпосылки конфликтного поведения, называют барьерами общения.

Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответствия внешней информации внутренним факторам:


  • потребности;

  • мотивы;

  • цели;

  • установки;

  • характерологические особенности человека.

Факторы, нейтрализующие барьеры в профессиональном общении и побуждающие к продуктивной деятельности:

М.А. Еремина

Барнаул, АлтГПА

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА: СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

В современном обществе сформировалось несколько точек зрения на проблематику взаимосвязи этики и психологии. Психология и этика были неразделимы на протяжении длительного периода развития психологии в недрах философских систем вплоть до ее выделения в самостоятельную науку в конце XIX века. Автор первой целостной системы психологических знаний – Аристотель, в контексте решения этической проблемы ответственности человека за свои поступки трактовал психологическую природу воли как "действия по разумному стремлению" . В статье «Проблема культурного развития ребенка» Л.С. Выготский указывает, «культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития».

Иными словами всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов.

Этика как раздел философской концепции мира требовала онтологических, гносеологических, и психологических обоснований. В связи с этим психологические представления о мотивах поведения, его волевой регуляции, страстях и аффектах разрабатывались именно в рамках этических учений. Тем самым этика служила не столько обоснованием психологических концепций, сколько определялась их содержанием, выражающим необходимый "срез" с бытия человека в мире. Психология же, с этой точки зрения, выступала одним из источников, или "инструментом" решения этических проблем.

Дискуссия точек зрения на положение наук психологии и этики, их соотношение, научных исследований в этих областях весьма насыщена, например, В. М. Розин, сравнивая психологию (психотерапию) и религию, отмечает, что главное отличие в том, что, если священник «принимает человека, но не его грех», то психолог «принимает человека, каков он есть», а «сила психологии и психотерапии - в полной безоценочности, в отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности любого переживания». Н. Л. Мусхелишливи, Ю. А. Шрейдер , приверженцы мнения отсутствия связи этих наук, обосновывают свой взгляд, когда в поле зрения психологии попадают этические проблемы, то они редуцируются к психологическим ситуациям и этим как бы снимаются. Эта редукция особенно четко прослеживается в психоанализе, но она потенциально присутствует в любых попытках объяснения морали путем перевода этического на язык психологии. В этом смысле психология внеэтична, а этика - антипсихологична. В. Франкл отмечал, что «принимая человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать». Иными словами, без ориентации на нравственные идеалы опять не получается. Г. Мюнстенберг в работе «Психология и учитель» считает, «ни педагогика, ни психология сами не могут обнаружить своих целей и должны поэтому искать их в философии, прежде всего, в этике. Психология и педагогика лишь предлагают свои специфические средства для достижения нравственных целей»

И психология и этика решает проблемы внутреннего мира следовательно человек должен стать морально-ответственной личностью - не только выступать в роли субъекта морали, но и стать таким субъектом. Этика выдвигает требования человеку, не обучая.

Способность совершать моральный выбор, поступать морально в ситуации морального выбора предполагает наличие у субъекта свободной воли. Психология чаще всего исследует детерминацию человеческих решений. Психология не обязана объяснять феномен морального поведения, но она может исследовать со своей точки зрения этот феномен, выделяя в нем психологические компоненты. Этика дает свои рекомендации, не считаясь с психологией, но для психологии вполне уместно исследовать субъекта перед лицом этих рекомендаций. Психология не этична именно потому, что она обязана исходить из того, что субъекту свойственно нарушать этические рекомендации или, по меньшей мере, желать, этого. Поскольку данная тема еще явно недостаточно проработана, то само обращение к этим проблемам уже является первым шагом к их осмыслению и разрешению.

В ситуации перестройки всех сфер современной жизни неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику. Сензитивным периодом для формирования нравственной ответственности личности выступает подростковый возраст, так как здесь закладываются основы для мировоззренческих и нравственных позиций. Но при этом, для подростка характерна нравственная неустойчивость, что в совокупности с неоднозначными требованиями общества к нравственному поведению проявляется в непоследовательности подростка, и его деятельность определяется собственными мгновенными желаниями, а не общепринятыми нормами.

Формирование нравственной ответственности представляет собой целенаправленный и специально организованный процесс, направленный на развитие эмоционально-волевых качеств личности, определяющих отношение к общепринятым нормам и правилам поведения. Рассматривая психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в рамках структурно-функционального подхода, можно выделить следующие структурные компоненты нравственной ответственности личности - это когнитивно-смысловой (или ценностно-ориентационный, т.е. система усвоенных личностью знаний о сущности нравственно-ответственного поведения); мотивационно-потребностный (т.е. иерархия мотивов нравственно-ответственного поведения); эмоционально-деятельностный (собственно нравственное поведение и его рефлексия).

На основе нравственных убеждений, овладением необходимыми средствами, сознательное регулирование поведения на основе лично значимых норм, принципов, правил является показателем психического развития, взросления подростков. По мере приобретения опыта регуляции поведения, систематичности формируется подлинная нравственность.

Рассматривая версию об отсутствии связи психологии и этики, возникает вопрос о психологе, как о личности, так и о профессионале, должен ли психолог иметь глубокие нравственные знания?

В России в последнее десятилетие принят ряд этических кодексов - Российского психологического общества (РПО), а также психологических сообществ в регионах страны. Согласно Этическому кодексу РПО, этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу, что неразделимо с его глубокими знаниями этики.

Недостаточная разработанность данной темы позволяет обозначить собственную позицию. Самоопределяющаяся личность («духовное Я») рефлексируя и обращаясь к внутреннему миру, основанного на этических понятиях, осознавая их, по меньшей мере позволит человеку сохранить себя как личность в самых сложных жизненных ситуациях.

Остается дискуссионным вопрос существует ли связь психологии и этики?

Библиографический список

    Братусь, Б.С. Психология и этика / Б.С. Братусь. – М., 2008. – 55 с.

    Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университете. – 1991. - № 4. – С. 5-18.

    Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 488 с.

    Мюнстенберг, Г. Психология и учитель / Г. Мюнстенберг. - М., 1997. - 320 с.

    Умрихин, В. В. Психология неотторжима от этики / В.В. Умрихин / Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара: БАХРАХ, 1999. - С. 84-86

В учебнике рассматриваются психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека в организации, феномены общения и взаимодействия в организациях. Раскрываются особенности управления группами, внедрения нововведений в организациях, системы внутрифирменного обучения и многие другие аспекты жизнедеятельности организации и человека в ней. В книге представлено систематическое изложение основ организационной психологии, которое построено вокруг ее центральной категории понятия организации и позиции человека в ней. После каждой главы есть вопросы и задания для самопроверки, а также темы рефератов.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В 1960-х годах Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов. Испытуемым сказали, что они будут принимать участие в оценке связи между наказанием и обучением. Затем их попросили наказывать «обучаемого», находящегося в соседней комнате, при помощи того, что, по их предположениям, было электрическим генератором. На рычагах было отмечено напряжение от 15 вольт (легкое напряжение) до 450 (опасное, очень сильное напряжение). Участникам дали инструкции начинать с легкого шока и затем повышать напряжение всякий раз, как «обучаемый» допустит ошибку. На самом деле «обучаемый» был одним из экспериментаторов и не получал электрических разрядов, но вел себя так, будто ему было больно, протестовал и даже иногда кричал, когда, по мнению испытуемых, напряжение повышалось.

    Милгрэм исследовал вовсе не процесс обучения. Его интересовало, до какой степени люди могут подчиняться инструкциям. Эти исследования вызвали поток работ, в которых ставилась тема этики при проведении психологических исследований. Во-первых, многих раздражало, что испытуемых не только обманывали, скрывая истинную цель эксперимента, но и заставляли поверить, будто они подвергают электрошоку невинного человека. Многие психологические эксперименты действительно требуют некоторой доли обмана. В таком случае психологи должны сообщить испытуемым достаточно информации о проводимом исследовании и постараться уменьшить негативное впечатление от эксперимента, которое может у них остаться. Во-вторых, испытуемые должны иметь право в любой момент прервать свое участие в эксперименте. В - третьих, испытуемые должны дать осознанное согласие на участие в эксперименте.

    При проведении исследований психологи должны в первую очередь удостовериться в том, что испытуемые защищены от любого вида психологических и физиологических травм. Профессиональные органы, осуществляющие контроль над поведением психологов, публикуют инструкции, которых ученые должны придерживаться при проведении экспериментов.

    См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Надежность и валидность», «Социальная психология», «Экспериментальный метод».

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВР) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ

    Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

    26. СПИНОЗА «ЭТИКА» Задумчивый еврей из Амстердама с утонченными чертами лица и миндалевидными глазами - Спиноза - внешне производил впечатление совершенно бесстрастного отшельника. В действительности же это был человек величайших страстей и невероятной силы воли.

    Из книги Психология автора Робинсон Дейв

    ЭТИКА В 1960-х годах Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов. Испытуемым сказали, что они будут принимать участие в оценке связи между наказанием и обучением. Затем их попросили наказывать «обучаемого», находящегося в соседней комнате, при помощи того, что, по их

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    47. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Педагогическая этика – совокупность общечеловеческих этических качеств, требований специальной, педагогической этики.Важнейшим принципом педагогической этики являются принципиальность и справедливость по отношению к учащимся.

    Из книги Энциклопедия юриста автора

    Депутатская этика ДЕПУТАТСКАЯ (парламентская) ЭТИКА (греч. ethika от ethos - привычка, нрав) - совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения, предполагающих соблюдение определенных правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики

    Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

    Парламентская этика см. Депутатская этика.

    Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

    Судебная этика СУДЕБНАЯ ЭТИКА - один из разделов профессиональной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства.Этим определением

    Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

    “ЭТИКА И БЕСКОНЕЧНОЕ” (“Ethi que et Inf ini” 1982) - работа Э. Левинаса (см.), в которой излагается его собственная философская концепция в форме конструктивной беседы с Ф. Немо. В “Э. и Б.” Левинас, как и во многих других своих работах, постулирует тезис о том, что метафизика в

    Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

    ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - система норм и ценностей, а также парадигма приоритетного поведения в рамках протестантизма (термин "П.Э." введен в социологии религии и в контексте собственно протестантской литературы, как правило, не употребляется). В эволюции П.Э. могут быть

    Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

    ЭТИКА (греч. ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования;

    Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

    Этика Этика - учение о морали, а также совокупность норм поведения, мораль какой-либо социальной группы, профессии и т. п. Этика - это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям. Бертран Рассел Золотое правило этики - в том, что нет золотого правила…

    Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

    О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

    Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

    1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

    Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

    При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

    Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

    2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

    Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

    3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

    В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

    Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

    4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

    При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

    Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

    Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

    При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

    Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более вджно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

    5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

    Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

    Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

    Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

    Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пре-делами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это - профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

    В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

    В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.

    При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

    Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

    Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...»

    В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.