Остановка стационарного парового котла на короткое время. Cкачать бесплатно Инструкция для персонала котельной по обслуживанию водогрейных котлов, работающих на твердом топливе в архиве.zip (8 кБт)

Котёл должен быть немедленно остановлен и отключён действием защит или оперативным персоналом котельной в случаях:

1. при обнаружении неисправности предохранительного клапана;

2. если давление в барабане котла поднялось выше разрешённого на 10% и продолжает расти, несмотря на уменьшение подачи топлива, уменьшение тяги и дутья и усиленное питание котла водой;

3. при прекращении действия всех питательных насосов;

4. при погасании факела в топке при камерном сжигании топлива;

5. при снижении уровня воды ниже низшего допустимого уровня (при этом подпитка котла водой категорически запрещается) ;

6. повышение уровень воды в котле выше верхнего допустимого;

7. при прекращении действия всех указателей уровня воды прямого действия;

8. если в основных элементах котла (барабане, коллекторах, трубах, арматуре) обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах, обрыв анкерного болта или связи, свищи;

9. при неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая исчезновение напряжения на этих устройствах;

10. при возникновении пожара в котельной, угрожающего персоналу или оборудованию;

11. при загорании сажи, мазута в газоходах котла.

При работе котла на газе ,

подача газа на горелки должна быть прекращена действием защит:

1. при повышении или понижении давления газа перед горелками;

2. при уменьшении разряжения в топке;

3. при появлении не плотностей в обмуровке, в местах установки взрывных клапанов и газоходах;

4. при прекращении подачи электроэнергии или исчезновении напряжения на устройствах дистанционного и автоматического управления;

5. при выходе из строя предохранительных блокировочных устройств и потере герметичности запорной арматуры перед горелкой;

6. при неисправности горелок;

7. при появлении загазованности, обнаружении утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;

8. при взрыве в топочном пространстве

Кроме того, оперативный персонал должен немедленно перекрыть подачу газа:

1. при разрыве газопровода;

2. при взрыве газа или загорании горючих отложений в газоходах;

3. при пожаре, угрожающем персоналу или котлам, а также цепям защиты и дистанционного управления.

4. Причины аварийной остановки котла должны быть записаны в сменном журнале и об этом должен быть поставлен в известность начальник цеха и диспетчер.

5. При необходимости аварийной остановки старший оператор должен действовать чётко и быстро со знанием последовательности выполняемых им операций и отдаваемых им указаний обслуживающему персоналу котельной. Для аварийной остановки необходимо :



1. нажать кнопку «Аварийной остановки », установленную на щите управления. При этом должен сработать ПКН-200 котла и отключить газ на горелки;

2. закрыть рабочую и контрольную задвижки подачи газа на горелки останавливаемого котла;

3. закрыть главную паровую задвижку котла;

4. выпустить пар через предохранительные клапаны

5. при аварийной остановке всех котлов, закрывается задвижка на вводе газопровода в ГРП.

6. Если аварийная остановка котла произошла не по причине упуска воды или отказа в работе питательных насосов, можно подпитать котёл водой.

Если уровень воды при работе котла медленно снижается и приближается к нижнему допустимому (предельному) уровню, при нормальном давлении в питательной линии необходимо:

1. закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных и спускных вентилей котла;

2. проверить отсутствие течи в швах, трубах, люках котла;

3.убедиться в исправности водоуказательных стёкол и проверить исправность питательного насоса;

4. убедиться в исправности регулятора питания котла и нормальной его работе, при неисправности регулятора питания можно питать котёл вручную водой через обводную линию регулятора (в течении 3-4 часов).

В случае если принятыми мерами не удаётся найти и устранить причины, а уровень воды в котле опустился до нижнего допускаемого и продолжает снижаться – аварийно остановить котёл.

Примечание: Если персонал обнаружил упуск воды в котле тогда, когда уровень воды уже снизился за нижнюю кромку водоуказательного стекла, необходимо принять меры к тому, чтобы не допустить поступление воды в котёл, для чего в момент остановки котла перекрыть запорные задвижки на питательной линии до и после регулятора питания, в том числе проверить закрытие задвижки на обводной линии регулятора питания.



Аварийная остановка котла из-за его перепитки водой выше верхнего уровня на водомерном стекле производится после продувки водоуказательных стекол, проверки правильности их показаний, выяснения причин повышения уровня воды в котле. Если уровень продолжает подниматься необходимо прекратить подачу воды в котёл, осторожно произвести продувку, следя при этом за уровнем воды в стекле. После снижения уровня до среднего закрыть продувочные вентили. Если уровень опять поднялся за верхнюю кромку стекла, то остановить котёл.

Если произошёл разрыв экранных или кипятильных труб, что легко обнаружить по шуму вытекающей пароводяной смеси в топку или в газоход, по выбросу пламени или газов через дверки, гляделки, люки, лючки, не плотности обмуровки, по падению давления пара в котле, по снижению уровня воды в водомерном стекле, оператор должен прекратить подачу топлива в топку, остановить котёл и остановить вентилятор.

Если уровень воды в водоуказательном стекле остаётся видимым, следует пустить в работу резервный питательный насос, при этом перейти на ручное регулирование.

Если уровень воды не виден в водоуказательном стекле, то питание котла прекратить, отключить котел от паровой магистрали, остановить дымосос.

При аварийной остановке котла, работающего на мазуте, прекратить подачу мазута и воздуха, а затем резко ослабить тягу.

При остановке котла из-за загорания сажи в котле, экономайзере или газоходах немедленно прекратить подачу мазута и воздуха в топку, прекратить тягу (остановить дымосос и вентилятор) и полностью закрыть воздушные заслонки. После прекращения горения провентилировать топку.

Основной причиной аварий, связанных с повышением давления в котле выше допустимого, является работа котлов с неисправными и не отрегулированными предохранительными клапанами (или отключенными с помощью заглушек или заклиненными) а также неисправными манометрами.

Применение воды с повышенной жесткостью для питания котлов приводит к образованию накипи на трубах, что влечёт за собой аварии из-за перегрева и прожога труб котла.

Растопка котла после аварийной остановки разрешается после устранения причины, возможных последствий аварии и производится после письменного распоряжения ответственного лица.

Функциональность системы отопления частного дома зависит от работоспособности отопительного оборудования и корректной подачи газа к нему. В этой статье мы рассмотрим внешние причины остановки газового котла , когда исправный прибор не способен обеспечить необходимую температуру в помещении из-за низкого давления пропана-бутана или его полного отсутствия на входе в котельную.

Такая ситуация может быть вызвана проблемой с запорно-регулирующей арматурой, газопроводной магистралью или газгольдером, и наиболее характерна для холодного времени года. Ниже подробно остановимся на каждом случае.

Неисправность редуктора

Редуктор предназначен для регулировки и поддержания необходимого давления в системе. Затопление и, как следствие, замерзание данного устройства является наиболее распространенной причиной остановки газового котла.

Как правило, заливка редуктора внешними водами происходит в результате неправильного монтажа, когда регулирующая арматура устанавливается ниже поверхности земли. В таком случае атмосферные осадки или грунтовые воды легко попадают внутрь устройства и уже не выводятся оттуда. При наступлении морозов влага внутри замерзает, существенно уменьшая пропускную способность или полностью останавливая работу оборудования.

Правильная установка редуктора — выше уровня земли

Еще одной причиной остановки системы является конденсат, который выпадает внутри редуктора из-за разности температуры в газгольдере и окружающей среде. В этом случае влага постепенно накапливается внутри и при замерзании блокирует подачу газа.

Повреждение газопровода

Механическое повреждение газопровода хоть и является редкостью, однако также не следует сбрасывать со счетов. Особенно если трубопровод монтировался с помощью более дешевого полиэтилена марки ПЭ 80, который предназначен для природного газа. Если же монтаж был сделан по правилам, с использованием трубы для сжиженного газа ПЭ 100, то в этом случае остановка подачи из-за неисправной магистрали маловероятна.

Забутанивание газгольдера

Чтобы разобраться в так называемом забутанивании, нужно изначально понимать, из чего состоит сжиженный углеводородный газ, используемый для газификации частных объектов. Собственно, главных компонентов всего два – пропан и бутан. При этом основным веществом считается пропан как более легкий газ. В зимний период его содержание в смеси не должно быть меньше 75%. Это связано с тем, что бутан уже при температуре -1 °C не переходит из жидкого в газообразное состояние, тогда как пропан продолжает работать даже при -40 °C.

Если газгольдер располагается недостаточно глубоко, в результате чего внутренняя температура сосуда является отрицательной, происходит испарение только одного компонента – пропана, а жидкий бутан остается внутри емкости. В данном случае приходится либо откачивать скопившийся в резервуаре бутан, либо ждать повышения температуры, чтобы он начал самостоятельно испаряться.

Замерзание газгольдера из-за неглубокого залегания приводит к остановке газового котла

А вот так выглядит замерзшая верхняя часть газгольдера:

Замерзший газгольдер

Как устранить причины остановки газового котла

Для предупреждения ситуаций, описанных выше, во время монтажа и последующей эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Устанавливать редуктор выше поверхности земли с целью предотвращения его затопления.
  2. Использовать резервный редуктор, который позволит произвести ремонт неисправного устройства без прерывания подачи газа. При этом основной редуктор нужно перенести в теплое помещение примерно на час, затем встряхнуть и слить конденсат.
  3. Располагать газопроводную магистраль ниже уровня промерзания грунта, применяя для ее монтажа трубы ПЭ 100.
  4. Использовать газгольдер с высокой горловиной, которая позволит погрузить его в землю на достаточную глубину.
  5. Сотрудничать только с надежными поставщиками газовой продукции, которые в зимний период предоставляют смесь с высоким содержанием пропана. К примеру, на сайте вы можете найти пример подходящей продукции с суммой пропана и пропилена не менее 80,27%, что соответствует ГОСТ Р 22985-2003.

Почему не стоит экономить на оборудовании и монтаже

В качестве итога можно сказать, что основными причинами остановки котла, работающего на пропан-бутановой смеси, являются ошибки, допущенные при монтаже системы, а точнее, желание сэкономить на данной услуге. Обратившись в недобросовестную организацию, которая предложит установить дешевый газгольдер, можно остаться без отопления в самый неподходящий момент. Затопление регулирующей арматуры, повреждение магистрали, забутанивание емкости – это все следствие непрофессионализма во время монтажных работ. Подобные ситуации – самое лучшее доказательство того, что на качестве лучше не экономить.

Больше информации в соответствующем разделе нашего блога.

Остановка котла может быть плановой, кратковременной и аварийной. Плановую (полную) остановку котла производят по графику в определенной последовательности. Прекращается подача топлива, в слоевой топке дожигаются его остатки на решетке, прекращается подача воздуха (останавливается вентилятор), в течение 10 мин вентилируются газоходы; затем останавливаются дымососы и закрывается шибер за котлом. После прекращения горения в топке и выработки пара котел отключают от паровой магистрали и открывают продувку пароперегревателя на 30--50 мин для его охлаждения. Затем очищают топку от остатков топлива, золы и шлака, разгружают золовые бункера. Во время остановки котла непрерывно наблюдают за уровнем воды в котле и его питанием. После отключения котла от паровой магистрали его подпитывают до допустимого верхнего предела. В течение 4--6 ч котел медленно остывает, при этом топочные дверцы и шибер за котлом должны быть закрыты. Через 4--6 ч после остановки проветривают газоходы с помощью естественной тяги и продувки котла. Спустя 8--10 ч после остановки для ускорения охлаждения открывают шибер за котлом и включают дымосос, продувку повторяют. Воду полностью удаляют из котла только после охлаждения ее до 70--80°С. Воду спускают медленно, открывая при этом воздушные краны или предохранительные клапаны. Затем котел отсоединяют от других котлов установкой металлических заглушек между фланцами на паровых, питательных, спускных и продувочных линиях. После этого осматривают топку, котел, вспомогательное оборудование; о всех замеченных неисправностях делают записи в журнале; во время остановки котла эти неисправности устраняют.

Остановка котла на длительный срок

При остановке котла на длительный срок (более 10 сут) принимают меры по защите котла от коррозии, возникающей вследствие действия влаги и кислорода. Для этой цели используют различные способы защиты, выбор которых определяется местными условиями. Наиболее часто применяют следующие: сухой способ, при котором котел освобождают от воды и в нем поддерживают постоянную сухость воздуха с помощью влагопоглотителей (хлористый кальций -- 1 кг/м3 внутреннего объема, известь -- 2 кг/м3 и т. д.); мокрый способ -- весь объем котла заполняют щелочным раствором (при наполнении питательной водой с содержанием в растворе 2 кг/м3 едкого патра, 5 кг/м3 тринатрийфосфата или 10 кг/м3 кальцинированной соды); способ избыточного давления, заключающийся в том, что на остановленном котле постоянно поддерживают давление выше атмосферного (за счет подвода пара от других котлов или периодического разогрева путем сжигания топлива). Таким образом предотвращают доступ воздуха в котел.

Кратковременная остановка котла

Кратковременная остановка котельного агрегата может быть вызвана нарушением его нормальной работы вследствие неисправности оборудования или по другим причинам, которые могут вызвать аварию. Последовательность операций в этих случаях такая же, как и при плановой остановке котла. После отключения котла от паровой магистрали и открытия продувки пароперегревателя ведут наблюдения за манометром, водоуказательным прибором и общим состоянием топки и котла.

Аварийная остановка котлоагрегата

котел аварийный давление манометр

Аварийная остановка котлоагрегата может быть в следующих случаях: при повышении давления пара в котле сверх допустимого (несмотря на уменьшение подачи топлива, дутья и тяги и усиленное питание водой); при утечке воды и переполнении котла водой; выходе из строя обоих предохранительных клапанов; вследствие неисправности манометра и всех водоуказательных приборов; выходе из строя всех питательных насосов и прекращения питания котла водой; наличии существенных повреждений элементов котла (разрыве трубы, появлении трещины, выпучины, течи и т. п.); обнаружении ненормальностей в работе котла (ударов, стуков, шума, вибрации); разрушении кладки, разогрева докрасна каркаса, обшивки котла; при возникновении пожара, угрожающего котлу. При аварийной остановке котел немедленно отключают от главной паровой магистрали, прекращают подачу топлива и воздуха, резко снижают тягу; горящее топливо в слоевых топках немедленно удаляют или осторожно заливают водой.

Производится по графику или письменному распоряжению администрации котельной.

При нормальной остановке котла постепенно снижа­ют его нагрузку, выключают автоматический регулятор питания (если он имеется) и, перейдя на ручное регули­рование, подпитывают котел водой до уровня немного выше среднего рабочего положения.

При остановке котла, работающего на газообразном топливе с принудительной подачей воздуха, постепенно уменьшают давление газа у горелок до минимального, допускаемого местной инструкцией, поочередным в не­сколько приемов уменьшением количества воздуха и га­за. После этого быстро закрывают воздушную шайбу,"(у инжекционных горелок) и одновременно кран на га­зопроводе перед горелкой. При остановке котла с ин- жекцпопными горелками ИГК. воздушные шайбы закры­вают только после остывания футеровки топки, чтобы обеспечить просасывание воздуха через пластины ста­билизатора и предохранить их от перегрева и коробле­ния. При смесительных (дутьевых) горелках тем же по­рядком уменьшают подачу воздуха и газа, а затем быст­ро полностью перекрывают воздух и газ, чтобы не до­пустить проскока пламени в горелку и предотвратить выход газа через горелку в топку без подвода необходи­мого для его сгорания воздуха.

После погасания всех горелок закрывают контроль­ную задвижку и задвижку перед котлом и открывают краны на продувочных и сбросных линиях. Через 8 мин после прекращения горения останавливают вентилятор, а через 10 мин - дымосос. Через 15-30 мин после оста­новки дымососа, когда топка несколько охладится, ши­беры перед дымососом и все заслонки на воздухопроводе закрывают.

Остановку газифицированных котлов с автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопас­ности производят в соответствии с производственной ин­струкцией."

При остановке мазутной топки прекращают подачу топлива к форсункам, а затем пара или воздуха (у па­ровых или воздушных форсунок). После этого форсунки отводят из топки (если позволяет конструкция), прекра­щают подачу воздуха через воздушные топочные регист­ры, отключают отвод мазутопровода к данному котлу, останавливают мазутный насос, вентилируют топку и газоходы. Через 5 мин после отключения форсунок оста­навливают дутьевой вентилятор, а через 10 мин - ды­мосос.

При слоевых топках прекращают подачу топлива, да­ют возможность прогореть топливу на колосниковой ре­шетке, затем прекращают тягу, закрывают дымовую за­слонку, топочные и поддувальные дверцы, а при меха­нической подаче топлива тягу прекращают после охлаж­дения решетки. При топках с молотковыми мельницами выключают питатели топлива, прекращают подачу в мельницы воздуха и их останавливают, соответственно уменьшают, а затем прекращают подачу вторичного воз­духа и тягу.

После полного прекращения горения топлива и отбо­ра пара следят по водоуказательным стеклам за уров­нем воды в котле, отключают котел от общего паропро­вода. Предварительно открывают (па 0,5-1 оборот) клапан на продувочной линии перегревателя (при его наличии) во избежание повышения температуры стенок труб, а затем отключают котел от паропровода перегре­того пара. После отключения котла от общего паропро­вода (в случае повышения давления) пар некоторое вре­мя отводят в линию собственных нужд, а при снижении давления котел отключают от общего паропровода на­сыщенного пара.

При наличии обводного газохода экономайзера его заслонки открывают, а заслонки прямого хода закрыва­ют. Подпитку котла водой продолжают через эконо­майзер. В неотключаемых экономайзерах при наличии трубопровода рециркуляции открывают ее вентиль. Осо­бое внимание обслуживающий персонал котельной дол­жен уделить процессу охлаждения котла. Охлаждение котла должно вестись медленно, за счет естественного остывания, при этом дверцы, лючки и лазы топки и кот­ла пе открывают в течение 4-6 ч после его остановки. Воздух в топку поступает через всасывающее отверстие дутьевого вентилятора и открытые направляющий ап­парат и воздушные заслонки на воздушном тракте, при естественной тяге - в обход дымососа или через него, при открытых направляющем аппарате и заслонках.

При нефорсированном охлаждении котла после от­ключения его от паропроводов производят шламовую продувку. Через 4-6 ч продувку можно повторить.

Длительность расхолаживания котла должна указы­ваться в производственной инструкции.

Если котел остановлен для проведения срочного ре­монта, через 8-10 ч можно включить дымосос и усилить вентиляцию газоходов, приоткрыв топочные дверцы.

Спуск воды из котла, если необходимо, производится после остывания обмуровки, падения давления пара до нуля и снижения температуры котловой воды до 70- 80 СС.

Как правило, спуск воды производится через 24- 30 ч после остановки котла. Спуск воды надо вести мед­ленно, при приподнятом предохранительном клапане или открытых воздушных вентилях.

При остановке котла в горячий резерв котел отклю­чают от паропроводов перегретого и насыщенного пара, воду из него не спускают, а поддерживают на верхнем допустимом уровне. Режим горячего резерва котла уста­навливается распоряжением начальника или заведующе­го котельной.

Существуют два основных метода содержания котлов в горячем резерве.

1. После прекращения работы топки с молотковыми мельницами тщательно уплотняют котел, с прикрытием тяги, воздушных регистров, продувок. В случае снижения давления в котле до заданного, например 50 % номи­нального, необходимо произвести кратковременную под­топку с продувкой перегревателя, подпитку водой и по­вышение давления до номинального, после чего прекра­щают работу топки и уплотняют котел.

При слоевом сжигании топлива из-за необходимости охлаждения колосников и перегревателя указанный ре­жим не рекомендуется.

2. Поддерживают заданное давление в котле и горе­ние в топке при минимальной тяге, без искусственного дутья, с минимально необходимой продувкой перегрева­теля и подпиткой водой котла. Цепные решетки перио­дически пускают на малой скорости.

Котел, находящийся в горячем резерве, должен быть под постоянным наблюдением обслуживающего персо­нала.

Остановив котел в холодный резерв, следует из пе­регревателя удалить воду. При остановке котла в хо­лодный резерв на длительное время обязательна его консервация.

В периодической остановке котельной нуждается любое предприятие, особенно если котельная носит исключительно обогревательный характер, а на улице давно уже наступило лето. Но отключение котельной бывает не только плановым, а делится на три типа:

  • плановое отключение;
  • кратковременная остановка;
  • аварийное отключение.

Плановая остановка котельной обычно является полной, и реализуется этот процесс согласно подготовленному и утверждённому расписанию, обязательно в строгой последовательности. В первую очередь при плановом отключении котельной останавливается подача топлива в установку, затем его остатки дожигаются, после чего выключается вентилятор, «отрубая» котлу подачу воздуха. Затем следует пауза приблизительно в 10 минут, пока проветриваются газоходы. Происходит остановка дымососов, и котёл отключают от паровой магистрали.

Котлу после всех проделанных манипуляций требуется около 4-6 часов на охлаждение, по истечении которых газоходы проветриваются ещё раз, а спустя 10 часов после остановки котельной всю систему продувают с помощью дымососов. Воду аккуратно спускают, когда она охлаждается до 70–80 °С, не забывая открывать воздушные и предохранительные клапаны. Затем отключённый котёл отсоединяют и тщательнейшим образом инспектируют на предмет повреждений и неисправностей, которые надлежит исправить в период остановки котельной.

Если остановка котельной планируется на срок более 10-ти суток, дополнительно принимаются меры по защите оборудования от коррозии. Чаще всего применяется сухой способ, когда из котла спускают воздух, а его «внутренности» обрабатываются влагопоглотителями (например, хорошо поглощают влагу хлористый кальций и известь), но может быть использован и влажный способ - заполнение ёмкости котла щелочным раствором. Иногда в целях защиты котла от коррозии в нём намеренно поддерживается давление выше атмосферного, препятствующее проникновению внутрь воздуха.

Кратковременное отключение котельной обычно является следствием каких-либо ошибок в эксплуатации или перебоев в нормальной работе: это своего рода мера защиты от потенциальной аварийной ситуации. При этом последовательность действий при остановке котельной на короткий срок такая же, как при плановой, но после отключения специалисты более тщательно изучают показания водоуказателя и манометра, а также ведут наблюдение за общим состоянием «подозрительного» котла.