Сколько человек вмещает исаакиевский собор. Легенды и факты в истории исаакиевского собора. Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

Надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.


Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

Святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю .

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников) .

Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота - 101,5 м, внутренняя площадь - более 4 000 м².

История

Первая Исаакиевская церковь

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1710 год.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник . Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала . Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф А. И. Остерман , просящий 28 мая (8 июня) 1735 года позволение у синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника:

Церковь Исаакия Далмацкого, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет .

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе было говорилось:

Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба .

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при призводстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо́льшие исправления или даже совершенная перестройка .

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского , который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега .

Третий Исаакиевский собор

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором . Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу .

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный .

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь .

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров , А. Н. Воронихин , В. П. Стасов , Д. Кваренги , Ч. Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I , так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру , председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ» , заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану , недавно до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора .

Проект 1818 года

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года , когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора . Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50-60 см, внутренней - 15-20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней - конической и наружной - параболической . Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего - 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения , парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев .

Освящение

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения; на Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми .

Внешний вид

Исаакиевский собор и Сенатская площадь с высоты птичьего полета

Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма , в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс , византийский стиль , эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором . При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура . На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Северный фасад

Северный фронтон. «Воскресение Христа»

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж - изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I . Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер - глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене . Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время .

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно . По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики . Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа - маслом на бронзовых досках . Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни - коробовый свод и аттик главного нефа, Басин - приделы Александра Невского и св. Екатерины . Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная - зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100-120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики . Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» . Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе .

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику . Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны . Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств . При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели) . Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря» , росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку .

Исаакиевский собор в первые годы после Октябрьской революции

После революции храм был разорён. В 1922 году из него было изъято 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. {{Нет АИ 2|Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим . В 1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника» . 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев .

Исаакиевский собор во время Великой Отечественной войны

Зенитчики на фоне ночного Исаакия

Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941- 44 г.г.

Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

См. также

Литература

  1. A. R. Montterrand Eglise cathédrale de Saint Isaac. - СПб. , 1845.
  2. «Исторія и достопримѣчательности Исаакіевскаго собора ». СПб, 1858. - книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.
  3. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам . - СПб. , 1865.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. - Л. : Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.
  5. А. Л. Ротач Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры. - СПб. , 1868.
  6. Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974.

Примечания

  1. В. Серафимов, М. Фомин
  2. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 8.
  3. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 10.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  5. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11.
  6. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11-12.
  7. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  8. Ведение Правительствующаго Сената в Св. Синод от 6 (17) июня 1735 года за № 1962. Также и протокол мемории Св. Пр. Синода за ту же дату.
  9. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12.
  10. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12-13.
  11. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. 6-7 .
  12. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 13-14.
  13. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14.
  14. Зощенко М.М. Неудачи, 39 // Голубая книга . - Избранное в 2-х томах. - Художественная литература . - Т. 2. - С. 261.
  15. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14-15.
  16. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 15-16.
  17. Н. Нагорский Исаакиевский собор. - СПб. : П-2, 2004. - С. 2-3. - ISBN 5-93893-160-6
  18. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  19. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 24.

Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу...

В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма...

Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы)....

Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием....

Очень часто Исаакиевский собор называют "музеем цветного камня".... И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..

На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,

а общая сумма, которую выделила царская казна на работы по интерьеру собора составила по тем временам баснословную сумму - 23 миллиона 260 тысяч рублей серебром...

Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора...

Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей...

Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь....

Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров... Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности... После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти)....

К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться....

Тогда-то и было принято решение: вместо старой, деревянной церкви заложить новую - в камне....

В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих....

Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров....

Но и у этого варианта судьба не сложилась.... Во-первых, когда строили церковь, то место ее установки несколько изменили с предыдущим вариантом - перенесли поближе к Неве (туда, где сейчас стоит памятник "Медный всадник"). Храм на самом берегу реки смотрелся великолепно, но архитекторы почему-то забыли, что Неве свойственны широкие разливы, которые и начали постепенно подмывать фундамент церкви.... А, во-вторых, в добавок к этому, в 1735 году во время сильной грозы в собор попал разряд молнии, который привел к большому пожару... В результате чего храм очень сильно пострадал изнутри...

В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта)....

Работа поручается архитектору А. Ринальди, который с большим рвением взялся за дело. Согласно его проекту собор должен был иметь пять куполов и высоченную колокольню.... Но Екатерина II умирает, Ринальди самоустраняется от руководства строительством (за это время здание было построено только до карниза) , и Павел I поручает уже другому зодчему - В. Бренна довести начатое до логического завершения.... Но так как новый император в это время вплотную занимался строительством своей резиденции (Михайловским дворцом), то ему был необходим в больших количествах строительный материал, особенно мрамор.... Чтобы долго не заморачиваться, Павел I решил позаимствовать его со строительства собора.... В результате вновь возведенный храм очень сильно отличался от первоначального проекта: вместо 5-ти куполов - 1, да и колокольня стала ниже вдвое....

30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке....

Все было бы ничего (возможно третий вариант храма просуществовал бы значительное время), но по мнению нового императора - Александра I, архитектурный облик Исаакиевского собора не соответствовал архитектурной концепции присущей в то время центральной части города... По сему, уже в 1809 году, объявляется конкурс на новый проект Исаакиевского собора... В нем принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров... В итоге победителем стал малоизвестный, молодой французский архитектор О. Монферран, который через своего протеже - А.А. Бетанкура попадает на прием к императору и показывает ему свои рисунки с набросками собора.... Императору они понравились и он тут же подписал указ о назначении Монферрана личным императорским архитектором и поручает ему возглавить работы по строительству Исаакиевского собора...

В июне 1819 года состоялась торжественная закладка храма.... Однако и у Монферрана не все шло гладко....Из-за сильной критики проекта со стороны ведущих архитекторов - членов Академии Художеств, которые представили целый список конкретных и существенных замечаний, Монферрану пришлось остановить работы и заняться доработкой проекта... Новый вариант собора, который уже всех устраивал, был окончательно утвержден в 1825 году....

Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня....

В память о главном строителе - в соборе установлен бюст Огюста Монферрана, который выполнен из того же материала, который использовался при строительстве храма..

Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи.... Всего их было забито свыше 10 тысяч штук...

Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн...

Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут...

Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства....

По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением....

Тем не менее, 30 мая 1858 года (если вы помните - это как раз день памяти Исаака Далматского) новый, и последний на сегодняшний день, вариант Исаакиевского собора был торжественно освящен в присутствии императора Александра II....

По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат.... За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный....

Высота собора 101,5 метра, ширина - 100 метров....Диаметр купола - 25,8 м... В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м являются одними из самых гигантских в мире, уступая только Александровским и Помпейским колоннам)...

По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы....

На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов....

Мы как-то с вами немного увлеклись - и оказались снаружи собора....

В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма...

В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение....

Он вырезан из белого мрамора....

Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями....

Главный алтарь храма.... Посвящен Исааку Далматскому...

Пока народ рассосался - можно подойти поближе и внимательно осмотреть его....

Фрагмент Царских ворот....

За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене....

Площадь витража почти 30 кв.м.... На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям.... Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях....

Удается заглянуть и внутрь алтаря...

Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы "Никольс и Плинке"....

Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе...

Над Царскими вратами расположена икона "Тайная вечеря"....

Вообще-то Исаакиевский собор - это еще и музей живописи: здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др.... Специфика расположения собора привела к тому, что внутри храма постоянно существует повышенная влажность, что губительно сказывается на художественных полотнах выполненных по стандартной технологии. Чтобы избежать негативных последствий этого природного фактора было принято решение для оформления интерьера использовать мозаику...

Одно из первых полотен, выполненных по этой технологии - мозаика "Христос Спаситель" , которая находится с правой стороны Царских ворот....

Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:

Левый алтарь - посвящен Великомученице Екатерине....

Скульптурная группа "Воскресение" (скульптор Н.С. Пименов)....

Рядом с алтарем находится мозаичная икона "Святая Великомученица Екатерина" и бюст Монферрана работы И. Витали 1850 г. ...

Правый алтарь - посвящен благоверному Александру Невскому....

Некоторые мозаичные иконы этого алтаря

И часть его интерьера можно рассмотреть более детально....

Бронзовая композиция "Преображение" (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.....

Перед нами иконы "Святой Исаакий" и "Святой Петр"....

"Рождество Богородицы", "Воскресение Господне"...

"Сошествие святого духа на Апостолов", "Воскресение Христово"....

"Тайная Вечеря"....

"Святые праведные Иоаким и Анна" (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона "Святой Петр"....

Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская" - список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре....

"Воскресение Пресвятой Богородицы" (Штейбен, 1853 г.) и другие....

Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора....

Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы... Каждая створка ворот весит около 10 тонн....

Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора...

В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых...

После осмотра "нижнего яруса" Исаакиевского собора

неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть...

Первое, что сразу же бросается в глаза - это паникадило (люстра) весом более 2,5 тонн,

ну и конечно же главный купол собора...

Объемный купол "поддерживается" 12-тью ангелами....

Украшением купола является роспись "Богоматерь во славе" работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин)....

Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.....

Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен "небольшой" голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра... Это работа скульптора Дылева...

Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора...

Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть "Страшный суд" Ф.А. Бруни....

С западной стороны мы видим роспись "Видение пророка Иезекииля"....

Чуть ниже - "Солнце, Луна и звезды с ангелами"...

Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).....

Помимо росписей и картин неотъемлемой частью внутреннего убранства Исаакиевского собора являются многочисленные скульптуры, выполненные из меди методом гальванопластики....

На этом наше путешествие по Исаакиевскому собору подходит к своей завершающей стадии...

Подходим к информационному стенду, чтобы еще раз освежить в памяти основные вехи в "жизни" собора,

и направляемся к выходу....









Описание

Оказавшись в историческом центре Санкт-Петербурга на берегах Невы нельзя не заметить, что в ряду архитектурных ансамблей набережных выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор. При приближении к этому колоссу, восхищение от его мощи усиливается, осознание того, что это было создано гением человеческих мысли и труда, приводит в восторг. Наряду с Петропавловским собором, Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве. Фото с парадными видами Исаакиевской площади публикуются во всех путеводителях по Санкт-Петербургу.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метра

Исаакиевский собор является самым грандиозным купольным сооружением в России. В мире по своим размерам он уступает лиш трем подобным сооружениям – Собору Святого Петера в Риме (его высота – 132 метра), собору Святого Павла в Лондоне (его высота – 111 метров) и Собору Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (его высота – 114 метров).

История Исаакиевского собора

Вершиной деятельности архитектора Огюста Рикара де Монферрана и делом всей его жизни стало строительство одного из самых крупных купольных сооружений в мире - Исаакиевского собора, которое длилось 40 лет (1818 - 1858 г.г.), сегодня считающегося одним из главных символов и украшений Санкт-Петербурга.


Возведение первой деревянной Исаакиевской церкви.

История создания Исаакиевского собора неразрывно связана с историей строительства Санкт-Петербурга. Первая деревянная церковь была обустроена в бывшей Чертежной при Адмиралтействе на берегу Невы прямо перед Адмиралтейскими доками. Деревянный храм был основан по повелению Петра I, как домовая церковь и получила название в честь святого Исаакия Далматского – небесного покровителя царя. Летом 1707 года после незначительных переделок (над бревенчатой двухскатной крышей была сооружена четырехгранная башня со шпилем, пристроена алтарная апсида) домовая церковь семьи Романовых была освящена. Работами по сооружению шпиля и реконструкции церкви руководили выдающийся архитектор Доменико Трезини и инженер Герман Ванн Болес.


С возведенным храмом связаны важные события из жизни царской четы и города. Здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной.


К тому времени Северная столица бурно строилась и развивалась, на Заячьем острове возводится каменная Петропавловская крепость, застраивается Васильевский остров, на Левом берегу Невы в Летнем саду выстроен Летний Дворец Петра I, с Адмиралтейских верфей были спущены на воду первые корабли.

Вторая каменная Исаакиевская церковь.

В период царствования императрицы Екатерины I рядом с деревянной церковью по ее образу и подобию возвели новый каменный храм в стиле петровского барокко. К 1724 году конструкции сводов и стен изрядно обветшали. В результате реконструкции вокруг высокой колокольни была построена крытая галерея на высоких каменных столбах. Каменные своды церкви заменили деревянными конструкциями, стены укрепили металлическими связями. На высоком восьмигранном барабане был сооружен купол с башенкой и ангелом с крестом. Работами по реконструкции руководили архитекторы Трезини, Земцов, Усов, Еропкин. Освящение храма состоялось в 1727 году. После пожара, случившегося в 1736 году, храм восстанавливали и перестраивали вплоть до 1746 года.

Третий Исаакиевский собор.


Даже после реконструкции Исаакиевская церковь, расположенная в непосредственной близости от Невы рушилась на глазах из-за ошибок при строительстве и несовершенства конструкций.


Учитывая недостатки прежних построек, было решено строить Исаакиевский собор более основательно. Местом возведения был выбран Адмиралтейский луг.


В 1746 году по высочайшему повелению императрицы Екатерина II, архитектор Антонио Ринальди начинает строительство Исаакиевского собора. Архитектура нового храма напоминала предыдущий образец, однако отличалась большими размерами, идеальными пропорциями, торжественным внешним видом.


Возведение собора затянулось и заканчивал строительство уже при правлении императора Павла I архитектор Винченцо Бренна. Освящение Исаакиевского собора состоялось в 1802 году.

Четвертый Исаакиевский собор.

Из-за нехватки средств, экономили на строительных и отделочных материалах, в результате чего Исаакиевский собор начал ветшать на глазах.
Такое положение дел никак не соответствовало состоянию главного кафедрального собора Российской империи и амбициям нового императора Александра I.


Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Строительство было поручено инженеру-архитектору Огюсту Монферрану. Императору Александру был представлен проект, аналогами которого стали соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Святой Марии во Флоренции.

Строительство собора.

Исаакиевский собор должен был превзойти по своим размерам все возведенные к тому времени храмы. Строительство собора было невиданным по масштабам и продолжительности.


В 1818 году состоялась торжественная закладка Исаакиевского собора. 5 лет ушло на разборку старого собора, забивку свай в количестве 10762 штук и устройство фундамента.


Следующие 2 года ушли на сооружение колоннад четырех фасадных портиков. Работами руководили русские мастера Самсон Суханов и Архип Шихин.


Цельные гранитные куски нужной формы вырубались из скалы под Выборгом, на месте вытесанные колонны высотой 17 метров и весом 114 тонн по Неве на суднах доставляли к месту строительства и устанавливали на свое место. Всего было возведено 48 колонн будущих портиков.

Каменные блоки, песок и щебень доставлялись по воде, остальные строительные материалы – по железной дороге. Возведение стен и подкупольных пилонов заняло 6 лет, еще 5 лет ушло на сооружение сводов собора, барабана центрального купола и четырех угловых колоколен.


Размеры собора грандиозны. Высота составляет 101,5 метра, общий вес здания 300 000 тонн. Все сооружение воздвигнуто на высокий стереобат, что придает ему большую торжественность. Внутренняя площадь собора составляет 4000 квадратных метров. Фасады облицованы мраморными блоками толщиной 40-50 сантиметров.

Купол собора.


Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей. Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов. Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах. Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.

Скульптурное убранство собора.


Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора. Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь. В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.

Внутреннее убранство собора.


Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.


Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.


Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.



Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.


Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.


Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.


В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.



Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.


Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

История собора после строительства.


Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.


Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.



В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.


При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.


Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.


Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.


После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.


Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.



Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.


В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.



Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади - Александровской колонне.


В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства - флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.


История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.


С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.


Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.



Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.


С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.


Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Исаакиевский собор передача РПЦ

10 января 2017 года в средствах массовой информации появилась новость, которая всколыхнула культурную общественность Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор передается Русской православной церкви. Это решение было принято правительством Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко.



Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам.