Формирование лексического словаря у ребенка. Как расширить словарный запас ребёнка? Методика развития речи у детей. Реферат. Читать текст оnline

Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).

Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.

Особенности детского словаря по годам

1–3 года

Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.

  • имена членов семьи, клички домашних животных;
  • названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
  • наименования 5–10 животных и растений;
  • названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.

4–5 лет

В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.

  • душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
  • качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
  • уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
  • названия детенышей животных («котенок», «утенок»).

В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).

5–7 лет

Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:

  • временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
  • имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
  • некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
  • профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
  • бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
  • домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.

Способы развития словарного запаса

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

  1. ребенок слышит слово;
  2. понимает его значение;
  3. запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
  4. учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

  1. Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
  2. Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
  3. Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
  4. Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
  5. С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

Словарные игры

  1. «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
  2. «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
  3. «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
  4. «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
  5. «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка - ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

Формирование активного и пассивного словарного запаса

Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).

На чтение 5 мин. Просмотров 2.4k.

Словарный запас

Развитие словарного запаса происходит на основе общения, появление новых впечатлений и информации. В то же время воспитатель обязан активизировать и уточнять словарь во время общения с детьми. Это происходит не только в быту, но и во время игр и занятий. Для этого следует применять специально разработанные дидактические игры и разнообразные упражнения.

В этом процессе особое внимание необходимо уделять упражнениям, во время которых, дети, вместе с воспитателями, составляют так называемые нелепицы. То есть, в этом случае детям предлагается продолжить начатый педагогам рассказ. Это позволяет подготовить детей к разнообразным веселым играм. Эти игры способствуют активизации словарного запаса, воображения и развития способности смеяться, в том числе и шутить.

Морфологические особенности языка необходимо развивать на основе игр. В этом случае уделяется особое внимание звучанию грамматической формы, оформления звуком либо формирование определенных грамматических категорий.

В детский словарь необходимо регулярные включать определенные языковые средства, которые помогут ребенку объединять в единое целое разнообразные мысли, суждения, позволят конкретизировать те или иные мысли и сделать определенные обобщения из сказанного.

Для того чтобы сделать синтаксическую речь более совершенной, следует создавать определенные ситуации, при которых ребенку необходимо объяснить что-либо воспитателю либо друзьям. То есть им нужно будет в чем-то убедить всех, кто его окружает. В этом случае нужно уделять особое внимание обучению понимать поставленные вопросы и формировать ответы.

Примеры вопросов

  • Как бы ты поступил?
  • Почему именно так?
  • Как бы ты помог? И так далее.

Во время своих ответов необходимо заставлять детей давать подробные и развернутые ответы. При этом воспитатель должен оценить не только форму ответа, но и его речевое оформление.

Когда ребенок характеризует тот или иной предмет, необходимо чтобы он наиболее подробно отобразил не только цвет, но и форму. Это способствует появлению в лексиконе детей предложений, в состав которых входят однородные члены. При этом, воспитатель должен это отметить.

Важно помнить, что дети этого возраста редко используют в своей речи придаточные предложения. Соответственно, во время анализа необходимо делать упор на эти предложения. Повторять произнесенные ребенком предложения.

Для того чтобы развивать этот диалог необходимо использовать такие приемы.

Продолжить начатое предложение

Примеры:

  • «мы зашли в магазин для того, чтобы…»,
  • «мы совершили звонок, чтобы…»,
  • «мы решили остановиться, так как…» и так далее.

Дети этого возраста довольно редко используют, в своей речи, сослагательные глаголы. Соответственно, необходимо постоянно использовать упражнения, которые подтолкнут детей к правильному построению высказывания.

Детей этого возраста необходимо учить разделять смешиваемые звуки. Шипящие и свистящие: ш – с, ж – з, ч – ц, щ – сь. Глухие и звонкие: в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к. Сонорные: лир. Для этого необходимо использовать специальные упражнения.

Развитие словарного запаса — совершенствование диалогической речи

Это происходит во время общения. Несмотря на то, что диалог считается произвольной речью, необходимо регулярно использовать этот прием для формирования указанного стиля.


Во время занятий необходимо использовать наглядные дидактические пособия, которые способны помочь детям решить поставленные задачи, опираясь на собственный опыт.

Особое внимание необходимо уделить обучению рассказывать. Для этого необходимо чтобы ребенок рассказал о том, что изображено на картинке. Впоследствии, следует расширять диапазон действий.

Дети этого возраста начинают обучать пересказывать услышанное. В этом случае особое внимание уделяется подбору текста. Текст должен вызвать интерес у ребенка. У него должно появиться желание слушать этот рассказ неоднократно. При этом не только в исполнении взрослого человека, но и товарища. На первом этапе воспитатели помогают детям cуслышанное. Они начинают, а дети заканчивают. Во втором полугодии дети самостоятельно пересказывают текст. При этом пересказывать необходимо не одному ребенку, а в группе. В этом случае дети самостоятельно определяют место, где необходимо остановиться, чтобы текст продолжил пересказывать его товарищ.

В этот период необходимо уделить максимальное количество внимания обучению с помощью картинок. В этом случае преподаватель развивает умение детей озаглавить картинку и рассказать о тех действиях, которые изображены на ней. Все это необходимо делать согласно определенного плана, который разрабатывается во время начала работы с картинкой. При этом дети должны все рассказывать содержательно и в определенной последовательности.

Во время работы с картинкой преподаватель делает упор на последовательность и обобщение, развитие словарного запаса. При таком подходе целостность составляемой картинки и рассказы будет максимально полными и подробными.

В этом возрасте характерно развивать умение детей формировать картинки при помощи определенных раздаточных изображений. В данном случае дети должны рассматривать картинки с последовательными действиями и выставлять их в определенном порядке. Это позволяет сформировать умение использовать сложные предложения. Стоит отметить, что эти мероприятия позволяют развитие словарного запаса, обучать детей рассказывать о тех или иных явлений в творческой форме. Для этого необходимо чтобы дети выставляли картинки в определенной последовательности. Во время этой процедуры они могут обратить внимание на то, что отсутствует та или иная часть и самостоятельно смогут заполнить отсутствующий пробел.

Для этих же целей можно использовать сюжеты из знакомых сказок. Кроме этого, необходимо заставлять детей составлять собственные сюжеты и сказки. В этом случае преподаватель задает ребенку тему и помогает ему составить рассказ и рассказать понятно и доступно для других. В этом случае можно сделать упор на рассказах, основанных на личном опыте ребенка. То есть, он должен рассказать о своих приключениях или развлечениях.

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка , но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?

Примерно с 6 -6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. С 10 – 11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает коллосальное количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша. В 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов. В 2 года он произносит уже 300 – 400 слов. В 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов; а в 6 – 7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов. Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.

Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса . Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:

Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);

Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т.д.)

Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности);

Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т.д.)

Лексика, обозначающая пространство, время и количество.

С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?

Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка .

Второй метод – рассматривание картин и картинок . Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.).

Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь малыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.

Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.

Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.

Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек .

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрастедети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель , какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.

И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактические игры и лексические упражнения .

– широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры .

проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.

Методика развития словарного запаса детей также зависит от возраста ребенка и опирается на особенности формирования словаря ребенка и развития других структурных компонентов речи в онтогенезе.

Возрастные особенности младшего дошкольного возраста характеризуются освоением конкретного содержания слов, необходимых детям в общении и находящихся в их непосредственном окружении, а также частей предметов и действий с ними. Младший дошкольный возраст характеризуется конкретным мышлением, его образностью, что объясняет заинтересованность детей того возраста яркими предметами, звучащими, двигающимися, необычными по форме. Именно такие вещи и явления оставляют глубокий след в психике ребенка. Такие особенности младшего дошкольного возраста и определяют содержание и методику словарной работы с детьми этого возраста .

На данном возрастном этапе для формирования словаря лексику детей необходимо обогащать:

Существительными - названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.;

Глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);

Прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);

Наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

На данном этапе необходимо вводить в словарь ребенка обобщающие слова, формируя их понимание.

В условиях ДОУ на данном этапе необходимо вводить ребенка в пространственную среду дошкольного учреждения, знакомить его со сверстниками, учить запоминать их имена, а также имена взрослых, одновременно обогащая словарь детей новыми словами. Эта работа проводится на протяжении довольно длительного времени, поэтому ребенка не рекомендуется сразу перегружать большим объемом новых слов за короткий промежуток времени.

К способам формирования словаря на данном возрастном этапе могут быть: сопровождение действий ребенка и воспитателя комментариями, словесным обрамлением, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, общение в процессе выполнения режимных процедур, комментирование труда детей .

Младший дошкольный возраст имеет в своей основе ведущей игровую деятельность, поэтому очень важны для формирования словаря и развития связной речи сюжетно-ролевые игры.

Наиболее оптимальным способом формирования словаря ребенка в этом возрасте выступает проведение отдельных занятий, имеющих соответствующую направленность, обогащающих чувственный опыт ребенка. Однако таких занятий недостаточно. Необходимо комплексно воздействовать на формирование мышления и, соответственно речи ребенка в этом возрасте через все сферы его жизни: бытовую, игровую, на занятиях, прогулках и др. Ребенок младшего школьного возраста должен посещать экскурсии на природу, где его словарный запас будет обогащаться знаниями о природе и погодных явлениях. Экускурсии могут проводиться по детскому садику и групповой комнате, комнате соседних групп детей. Спецификой таких экскурсий должно быть ознакомление детей с отдельной группой предметов, а не с целым помещением сразу. То есть как было сказано ранее информация для развития словаря дошкольников младшего возраста должна подаваться порционно, дозировано. Дети не должны быть перегружены обилием новых слов. Рекомендуется давать небольшое количество слов, но организовывать их многократное повторение до полного усвоения детьми и введения ими новых слов в свой словарный запас. Такие повторения могут быть организованы с поэтапным усложнением.

Экскурсии на природу помогают детям формировать словарный запас с описанием представителей флоры и фауны, погодных явлений. Экскурсии по помещению позволяют детям узнать названия предметов быта. Ознакомление с трудом взрослых приводит детей не только к освоению понятий средств и орудий труда, трудовых действий, но и учит их отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?» .

При реализации всех вышеперечисленных методов формирования словарного запаса детей особенным значением обладает наглядность. Это объясняется упомянутой в самом начале главы спецификой младшего дошкольного возраста, выражающейся в выборе детьми ярких, привлекательных предметов. Наглядность в формировании и успешном освоении словаря в этом возрасте достигается с помощью непосредственного наблюдения предметов и явлений, а также использованием в общении с малышами картин и игрушек.

Отдельные занятия, о которых говорилось ранее, проводимые с детьми в этом возрасте должны иметь целью ознакомления детей с предметным миром, чтобы сформировать у детей в их словаре понятия об их наименовании, качествах и возможных действиях с ними. такие занятия должны быть двух видов:

1) первичное ознакомление с предметами;

2) углубление знаний о предметах.

Каждый вид занятий обладает собственной спецификой и проводится поэтапно. Сначала это ознакомление с внешним видом предмета, сего назначением. Потом изучение и восприятие частей предмета, его деталей, материала, из которых они сделаны. Определения соответствия между материалом предмета и его назначением.

Однако, оба вида занятий подчиняются единым методическим требованиям к их организации и проведению:

Необходимо использовать игровые приемы во всем их многообразии;

Каждое занятие должно быть подчинено общей концепции сюжета, определенного для него заранее;

Предмет должен рассматриваться и подробно изучаться;

Необходимо многократное повторение названия предмета, действий, сопровождающих его изучение;

Должно поощряться активное подражание детей речевому образцу;

Необходимо использовать вопросы, предполагающие ответ действием;

Формировать умение находить нужный предмет по слову воспитателя;

Игровые действия должны чередоваться с речевыми;

Необходимо включать активные действия детей по изучению предметов с использованием тактильных, зрительных и слуховых анализаторов;

Необходимо освоение сравнения предметов по внешним признакам;

Необходимо формировать у детей целостность восприятия предмета и представлений о нем.

В младших дошкольных группах популярны занятия с образными игрушками, например с куклой. Ценность таких занятий определяется чередованием игровых действий со словом, необходимость организации которого определяется методическими требованиями к занятиям, перечисленными выше. Новые слова могут повторяться в таких играх в разных контекстах (встреча новой куклы, день рождения куклы, купание куклы, устройство комнаты для куклы, одевание куклы на прогулку, укладывание куклы спать) и по-разному меняться. Взаимосвязь словарной работы и действий детей в быту, в играх имеет большое значение для формирования ассоциативных связей на одно и то же слово .

Помимо игр с образными предметами на занятиях с младшими дошкольниками очень широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др. Цель таких игр - различна. В дидактических играх игрушки подбираются в соответствии со словами, которые необходимо сформировать в словаре ребенка.

При организации занятий младших дошкольников необходимо учитывать, что дети в этом возрасте обладают способностями к обобщению второй степени, поэтому на данном возрастном этапе детей необходимо обучать группировке предметов, формируя словарный запас слов-обобщений различных явлений и предметов.

Помимо игровых занятий не мене эффективным методом формирования словаря детей является рассказывание воспитателем. при рассказе воспитателем какой-либо истории, сказки детей просят закончить ее.

Не менее полезны для формирования словаря хороводные игры с детьми. Например, «Все затопали ногами»:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки подаем,

И бегаем кругом,

И бегаем кругом .

Рассматривание и описание картин также способствует формированию словаря детей младшего дошкольного возраста. Для этих целей используются различные картины. При реализации данного метода развития словаря в полной мере используется принцип наглядности, поэтому дети легко обучаются в процессе этих занятий новым словам. Свойством предметных картин является формирование названий предметов, их признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Свойствами сюжетных картин являются их возможности активизировать словарь детей («Наша Таня», «Мы играем»). также для занятий с использованием картин и их описания можно применять наборы фотографий или картинок одной тематики .

Изучая методику формирования словаря при помощи описания картин, необходимо отметить, что на таких занятиях применяются такие педагогические приемы как рассказывание, беседа, которые способствуют не только развитию и обогащению словаря, но и развитию связной речи дети как монологической, так и диалогической. Занятия по описанию картин могут быть интегрированными и включать в себя дидактические игры. например, дидактические игры с использованием картинок на выбранную для изучении малышами тему.

Также трудно переоценить роль художественной литературы в формировании словаря дошкольников. Ее насыщенность эпитетами, образность, понятный и доступный малышам язык изложения формирует устойчивый интерес к такому методу формирования словаря. Особенно ценными для этих целей являются сказки, стихи, потешки, загадки, прибаутки. с помощью художественной литературы можно организовывать интегрированные занятия, применяя изучение художественных произведений на прогулке, в быту, в процессе игровой деятельности .

С помощью художественной литературы словарь ребенка обогащается меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок - золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка и др., а также многозначными словами (носик у куклы, носик у чайника; ручка у ребенка и ручка двери; идет человек, идет дождь; румяное яблоко, румяная девочка). Детям в этом возрасте уже интересны различные слова, которые можно применить к одному и тому же предмету (кошка, киска, кисонька; автомобиль, машина; румяный, веселый колобок и др.). Все это определяет возможность применения на занятиях с младшими дошкольниками простых приемов словообразования, азов использования синонимов и антонимов в речи.

Таким образом, специальная словарная работа в младшем дошкольном возрасте способствует многофакторному развитию речи, ее структурных компонентов, однако, в основе речевого ребенка в младшем школьном возрасте лежит формирование словаря и его развитие.

На этапе среднего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие словаря ребенка по всем изученным нами направлениям и с помощью всех рассмотренными нами методов словарной работы. Данный возрастной период характеризуется не только дальнейшим обогащением словаря ребенка, но и развитием способности к обобщению, что обусловлено активным общением ребенка со взрослыми, другими детьми и обогащением его жизненного опыта .

В течение одного года периода среднего дошкольного возраста словарь ребенка обогащается в среднем на 600-800 слов. Наиболее заметным является увеличением количества употребляемых ребенком существительных и глаголов. Понятия о предметах углубляются, значения слов также становятся в понимании ребенка более емкими. заметно появление критического отношения к речи окружающих, иногда к собственной речи тоже, ребенок предпринимает активные попытки вникнуть в смысл употребляемых им слов. Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве.

Однако, в речи детей присутствует большое количество указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой), что объясняется существенным разрывом между формированием активного и пассивного словаря ребенка. Такой разрыв обусловлен накоплением жизненного опыта, опережающего развитие словарного запаса ребенка. поэтому основной педагогической задачей в этом возрасте становится наполнение смыслом и конкретным содержанием словарного запаса детей, активизации слов пассивного словаря в активной речи .

Для этого необходимо:

Изучать правильное понимание слов ребенком;

Вырабатывать точное употребление слов согласно их смыслу;

При сравнении предметов учить детей точно определять их признаки;

Активизировать слова, обозначающие качества предметов и действия;

С целью расширения и углубления представлений детей о предметах необходимо обогащать речь детей прилагательными, способными дать характеристику предмету;

Использовать в речи антонимы и синонимы.

В целом словарная работа детей среднего дошкольного возраста мало чем отличается по методическим приемам от словарной работы детей младшей дошкольной группы, но имеются особенности ее работы в среднем дошкольном возрасте. В качестве особенностей можно выделить новшества в организации работы с детьми с уменьшением наглядных средств, и большем использовании опыта ребенка. В среднем дошкольном возрасте требуется многократное повторение одних и тех же занятий с их усложнением в связи с тем, что в среднем дошкольном возрасте рефлексы у детей образуются быстро, но также быстро забываются.

Методами работы по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста также являются бытовые ситуации, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассказыванием, беседы, игровая деятельность, описание картин, изучение художественной литературы и народного творчества. При проведении экскурсий необходима их организация в разные времена года, что будет способствовать обобщению понятий и разнообразию качественных характеристик изучаемых предметов и явлений. Очень важное значение приобретает изучение погодных условий в разное время года, что способствует обогащению словаря дошкольников описанием природных явлений и пониманием их закономерностей .

Предметные занятия усложняются более подробным изучением качеств и свойств предметов, обобщением их по классификационным признакам. Данная работа сопровождается более интенсивным освоением прилагательных и наречий.

Приемы сравнения на предметных занятиях используются также более интенсивно, потому что дети среднего дошкольного возраста гораздо лучше воспринимают различия, чем малыши младшего дошкольного возраста. на этом качестве психического развития детей отрабатывается выявление сходства предметов, явлений и их характеристик .

Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. Словарь ребенка развивается в направлении точности и выразительности, речевому выражению впечатлений и переживаний. Интенсифицируется смысловая работа со словом. Занятия усложняются с помощью усложнения подбора эпитетов, синонимов и антонимов без наглядного материала, но в игровой форме. На таких занятиях у детей развивается языковое чутье, чуткость к слову, внимание, правильность подбора слов в предложениях.

В старшем дошкольном возрасте личность ребенка продолжает интенсивно формироваться. Ребенку становится доступна способность мыслить на основе общих представлений, внимание ребенка старшего дошкольного возраста становится более устойчивым и целенаправленным. Круг интересов ребенка становится шире, совершенствуется его деятельность. Все это находит свое отражение на развитии словаря дошкольника и его многообразии.

Так в возрасте 5-7 лет бытовой словарь ребенка соответствует бытовому словарю взрослого человека. В обыденной речи дети употребляют слова не только конкретного содержания, но и с отвлеченным значением: горе, радость, смелость. Словотворчество детей также проходит свою активную фазу. Качественный состав словаря характеризуется наличием 42% существительных и 43% глаголов. Прилагательные и наречия пока еще занимают малую часть словаря ребенка и составляют 7% и 6% соответственно. Служебным частям речи в этом возрасте отводится в среднем около 2% в словаре .

В старшем дошкольном возрасте развитие словаря происходит также по пути освоения названий предметов, их качеств, признаков, углубления их смысловых значений, содержания понятий. Так дети начинают понимать смысл загадок, поговорок и могут сами их использовать в собственной речи.

В данный возрастной период важным становится развитие выразительности речи и формирования словаря для этих целей.

Методами работы остаются беседы, рассказывания, экскурсии, предметные занятия, описание картин. Наглядные средства работы продолжают занимать ведущее место. Игровая деятельность становится менее привлекательной. Особенностью работы со словарем в данном возрасте становится ознакомление с новым словом в каком-либо контексте (контексте предложения, словосочетания) .

Речь детей на данном возрастном этапе обогащается прилагательными, обозначающими большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Также словарь ребенка вводятся наречия. Таким образом, усложнение занятий идет по пути выделения большего количества качеств и свойств предметов .

Только на этапе старшего дошкольного и предшкольного возрастов рекомендуется организовывать занятия по самостоятельному сравнению. Также в этом возрасте в словарь дошкольника начинают вводиться родовые понятия.

Методики занятий с игрушками менее значимы. Однако большую значимость приобретают занятия с картинами. Детям необходимо составлять описания картин и рассказы по ним. В обогащении речи большое значение продолжает играть художественная литература.

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

С целью закрепления навыков точного и быстрого выбора слов детям старшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения и игры, направленные на:

1. Употребление детьми наименований предметов и их признаков.

2. Классификацию предметов и их обобщение .

В старшем дошкольном возрасте важным остается работа над смысловым значением слова (семантикой). Объяснение слов становится возможным не только с опорой на наглядность, но и с опорой на опыт ребенка и ранее изученные слова. Также смысловая сторона речи изучается при помощи антонимов.

Продолжается работа с синонимами и многозначными словами. активно осваивается оценочная лексика. Формирование оценочной лексики определяется внеситуативно-личностным общением ребенка со взрослыми, а также с проявлением интереса к личности взрослого. В словарь детей добавляются слова, отражающие личностные характеристики взрослых.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать фразеологизмы. Отличным материалом для их изучения являются пословицы и поговорки, литературные произведения разных жанров, образная речь окружающих взрослых .

Для активизации словаря ребенка используются приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду .

В этом возрасте важнейшим методом работы со словарем и формированием связной речи детей становится придумывание рассказов самими детьми. Данный метод позволяет формировать не только словарную сторону речи, но и ее связность с помощью выработки навыков употребления слов в сочетании с другими словами сообразно контексту .

Важнейший метод словарной работы - составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста .

Методы словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста должны сочетаться с широкой разговорной практикой детей в обыденных жизненных ситуациях.

Таким образом, методами словарной работы с детьми дошкольного возраста являются предметные занятия методами игровой деятельности, экскурсии по ознакомлению с окружающим пространством как бытовым так и природным, различные игры как образными игрушками на ранних ступенях развития так и дидактические игры, беседы, рассказывания, описание картин и работа с художественной литературой. Наглядные средства работы занимают ведущее место. Все занятия должны многократно повторяться. По мере взросления детей занятия необходимо повторять с одновременным их усложнением.

О том, как увеличить словарный запас, сказано и написано немало. Об этом регулярно задумывается большинство образованных людей, даже если их деятельность не связана напрямую с риторикой или ораторским мастерством. Русский язык, богатый и красивый, позволяет людям, владеющим им, излагать свои мысли выразительно, изысканно и разнообразно. Хорошее владение родным языком является серьезным преимуществом в работе, отношениях, в любых коммуникациях с окружающими.

Как пополнить свой словарный запас, какие методики и занятия будут наиболее эффективны? Давайте попробуем разобраться.

Разновидности лексикона

Когда мы задумываемся о том, как расширить словарный запас, важно понимать, что в первую очередь речь идет об увеличении активного словарного запаса.

Активный словарный запас – это те слова, которые мы с вами употребляем в повседневной жизни, общаясь с друзьями, родными, коллегами. Мы произносим их легко и естественно, они прочно встроены в устную и письменную речь. Нам не требуется особенных усилий для того, чтобы подобрать подходящее слово.

Пассивный словарный запас – это слова, значение которых в целом нам понятно и известно, но мы их практически не применяем. Возможно, это неуместно в нашем кругу общения, либо есть еще какие-то причины. Тогда, чтобы вспомнить какое-то слово, нам приходится приложить некоторые усилия.

Внешний словарный запас – это узкоспециализированные термины, значение которых нам не до конца известно. Обычно это слова, которые используются в профессиональной среде, среди небольшого круга людей.

Как правило, у большинства людей активный словарный запас весьма ограничен: хорошо, если сотая часть от всего объема используется в речи. Поэтому когда встает вопрос о том, как пополнить свой словарный запас, это значит, что нужно в первую очередь пополнять запас постоянно употребляемых слов.

Учимся говорить заново

Что мы делаем, когда делимся своими впечатлениями с друзьями или звоним в службу поддержки и не можем подобрать подходящего названия или точно описать свои эмоции или ощущения?

Но мы же с вами договорились, что будем думать о том, как повысить запас слов, верно? Тогда начинаем развивать осознанность:

Рецепт, на самом деле, весьма прост: чтобы научиться красиво говорить, нужно… говорить. Это правда. Учитесь говорить в непосредственном общении. Рассказывайте истории, сюжеты книг или фильмов, новости или впечатления. Старайтесь использовать новые слова, которые не употребляли прежде. Включайте их в свою жизнь осознанно.

  • Пишите письма

Решить задачу о том, как повысить количество употребляемых слов, поможет и письменная речь. Пишите письма. Пишите на форумах или в соцсетях. Пробуйте писать статьи или эссе. Ведите дневник.

Тщательно подбирайте слова и речевые обороты, ищите синонимы – в этом деле важна практика и еще раз практика.

  • Выступайте с речью

Очень хорошо обогатить речь помогают публичные выступления и ответственные разговоры. Сделайте набросок на бумаге заранее. Тренируйтесь, ищите разные варианты, наиболее точно и полно отражающие вашу точку зрения. Если вам предстоит выступать перед большой аудиторией, пусть речь будет яркой и насыщенной, нежели тусклой и безэмоциональной.

  • Учите стихи

Учите наизусть стихи, пересказывайте тексты. Важно не просто рассказать текст, но сделать это максимально близко к стилистике автора, обращая внимание на новые слова и фразеологизмы. Рассказывайте эмоционально, с выражением, тогда и запоминаться новые слова будут легче.

  • Постоянно пополняйте активный и пассивный словарный запас: важно и то, и другое. Слушайте аудиокниги, разгадывайте кроссворды, смотрите полезные образовательные передачи и общайтесь с образованными развитыми людьми.
  • Чтобы лучше запомнить новое слово или оборот речи, создавайте яркий образ, визуализируйте его внутри себя. Слова хорошо запоминаются в связке с другими, в предложениях, а не сами по себе.
  • Записывайте понравившиеся цитаты и выражения. Употребляйте их в своей речи. Главное, чтобы это было уместно.
  • Не употребляйте жаргонных словечек и мата: подходите к вопросу творчески, ищите красочные яркие замены.
  • Не заполняйте кратковременную память бесполезной информацией.
  • Изучайте иностранный язык. Любой. Как ни странно, это позволяет параллельно пополнить активный и пассивный словарный запас родного языка тоже.

Как активировать пассивный набор слов

Пассивный словарный запас пополняется у нас постоянно. В основном это происходит в двух случаях: в то время, когда мы слушаем и когда читаем. Так что его наполнение начинается в самом детстве. Целенаправленно заучивать слова при этом не имеет большого смысла: они так и останутся пассивными.

  • Подбирайте синонимы к словам

Очень хорошо помогает активировать пассивный запас подбор синонимов. Есть целая серия интересных игр, когда какое-то явление или предмет нужно описать словами, исключая употребление привычных и часто употребляемых слов из списка. Можно устроить такие игры в дружеской компании или потренироваться в одиночку.

Полезно составлять списки синонимов. Например, словарь чувств. Выпишите в столбик все известные вам чувства и постарайтесь рядом написать как можно больше синонимов к ним. Конечно, важно не только написать их, но и использовать в своей разговорной и письменной речи.

  • Сочиняйте истории

Еще одно полезное и развлекательное упражнение: сочиняем рассказ при помощи одних только существительных. Или глаголов. Или – самое сложное – прилагательных. Помните? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Как можно продолжить?

Сюда же – прочие варианты: сочинить историю, где слова начинаются на каждую букву алфавита по порядку. Или все слова только на одну букву. Важно при этом, чтобы история была связанной.