Введение. О противодействии нелегальному использованию рэс физическими лицами Использование рэс

размер шрифта

Международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией в рамках МСЭ и двусторонних или многосторонних соглашений с администрациями иностранных государств, а также обязательствами, принятыми в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация;

Условиями, определенными решениями ГКРЧ о совместном использовании полос радиочастот РЭС гражданского применения и РЭС, обеспечивающих потребности правительственной связи, правопорядка, безопасности и обороны России;

Условиями обеспечения электромагнитной совместимости РЭС различного применения и условиями совмещения различных радиослужб в Российской Федерации.

3.2. Назначение радиочастот РЭС различного применения осуществляется централизованно или децентрализованно.

Перечни радиочастот и РЭС гражданского применения, назначение радиочастот которым осуществляется децентрализованно, а также процедура централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС гражданского применения в конкретных полосах радиочастот определяются ФГУП "Главный радиочастотный центр" по согласованию с Минобороны России.

Перечни радиочастот децентрализованного назначения могут составляться как для всей территории страны, так и для отдельных регионов или районов страны.

Порядок централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС военного применения и РЭС федеральных органов исполнительной власти, находящихся на частотном обеспечении Минобороны России, определяет Минобороны России.

3.3. Радиочастотные органы при назначении радиочастот должны учитывать:

Перспективы использования полос радиочастот РЭС различного применения, наличие свободного радиочастотного ресурса и сложившуюся электромагнитную обстановку в конкретном районе (регионе) России, где планируется использование РЭС;

Частотные присвоения, внесенные в Международный справочный регистр частот, и фактическое их использование действующими РЭС;

Необходимость координации частотных назначений с администрациями связи заинтересованных государств в случаях, определенных регламентом радиосвязи или соглашениями с администрациями связи иностранных государств;

Нормы частотно - территориального разноса (ЧТР) и условия использования полос радиочастот и РЭС, устанавливаемые соответствующими решениями ГКРЧ.

3.4. Назначение радиочастот стационарным РЭС гражданского применения проводится органами государственной радиочастотной службы одновременно с согласованием в установленном порядке мест их размещения.

3.5. Работы по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах должны быть выполнены в течение срока, указанного в разрешении на использование радиочастот, который не должен превышать 6 месяцев.

На основании обоснованного обращения пользователя в отдельных случаях допускается продление срока проведения работ по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах на срок не более 6 месяцев. Продление срока для завершения работ оформляется радиочастотным органом один раз.

Разрешение на использование радиочастот, в соответствии с которым не проведены работы по вводу РЭС в эксплуатацию в указанные сроки, утрачивает силу.

3.6. Частотные назначения могут быть изменены:

В соответствии с требованиями настоящего Положения с согласия юридического (физического) лица, которому было дано разрешение на их использование;

В интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

3.7. Частотное назначение РЭС без дополнительных согласований может быть переоформлено на нового пользователя при условии, что на момент передачи (продажи) РЭС разрешения на использование радиочастот и РЭС действительны, а места размещения РЭС и их характеристики не изменились. При этом переоформлению подлежат как решение ГКРЧ (при необходимости), так и разрешение органов государственной радиочастотной службы.

Органы государственной радиочастотной службы, переоформившие разрешение на использование радиочастот, уведомляют в установленном порядке радиочастотные органы, проводившие согласование радиочастот.

3.8. В случае, если возникает необходимость использования приобретенных РЭС гражданского применения в другом районе или для другой цели, владелец РЭС должен получить в установленном порядке решение ГКРЧ (при необходимости) и разрешение органов государственной радиочастотной службы на использование радиочастот в новых условиях.

3.9. Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, используемых при проведении научно - исследовательских и экспериментальных работ, проводится в установленном порядке ФГУП "Главный радиочастотный центр" на срок не более 6 месяцев.

Назначение радиочастот указанным РЭС на срок более 6 месяцев ФГУП "Главный радиочастотный центр" осуществляет на основании решений ГКРЧ.

3.10. В полосах радиочастот, распределенных таблицей на первичной основе нескольким службам, радиочастоты РЭС этих служб назначаются на равных условиях исходя из общих принципов, изложенных в настоящем Положении, или в соответствии с планами (условиями) совместного использования этих полос радиочастот, если иное не предусмотрено решениями ГКРЧ.

Для РЭС радиослужб, которым полосы радиочастот распределены таблицей на вторичной основе, радиочастоты назначаются на следующих условиях:

РЭС вторичных служб не должны создавать вредных помех РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;

РЭС вторичных служб не могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;

РЭС вторичных служб, однако, могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС той же или другой вторичной службы (служб), которым частоты могут быть присвоены позже.

3.11. Для некоторых радиослужб ФГУП "Главный радиочастотный центр" могут разрабатываться территориальные планы частотных назначений РЭС гражданского применения. Эти планы согласовываются с Минобороны России и при необходимости с ФАПСИ. В дальнейшем органы государственной радиочастотной службы при назначении радиочастот РЭС этих радиослужб руководствуются согласованными планами и дополнительных согласований не проводят.

Территориальные планы частотных назначений могут, по мере необходимости, периодически корректироваться и уточняться с учетом изменившихся условий использования выделенного радиочастотного ресурса. Уточнения и изменения, вносимые в территориальные планы частотных назначений, согласовываются с Минобороны России (при необходимости - с ФАПСИ).

3.12. Радиочастотные органы при назначении радиочастот РЭС различного применения должны соблюдать следующий порядок.

В полосах радиочастот категории "ПР" РЭС правительственного применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС гражданского применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России или ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений органы государственной радиочастотной службы осуществляют назначения радиочастот конкретным РЭС гражданского применения.

В полосах радиочастот категории "ГР" РЭС гражданского применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС правительственного применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения осуществляются органами государственной радиочастотной службы без согласования с Минобороны России и ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений назначение радиочастот конкретным РЭС правительственного применения осуществляет Минобороны России или ФАПСИ.

В полосах радиочастот категории "СИ" РЭС правительственного и гражданского применения пользуются равным правом использования радиочастот. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного и гражданского применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России, ФАПСИ и органами государственной радиочастотной службы соответственно, на условиях совместного использования этих полос радиочастот, определяемых решениями ГКРЧ. В отдельных случаях, при наличии согласованных планов распределения радиочастот, назначение радиочастот радиоэлектронным средствам гражданского применения органы государственной радиочастотной службы осуществляют без согласования с радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ, а радиоэлектронным средствам правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и ФАПСИ - без согласования с органами государственной радиочастотной службы.

Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, входящих в состав спутниковых или космических систем, осуществляется ФГУП "Главный радиочастотный центр" на условиях, определяемых соответствующими решениями ГКРЧ.

3.13. Радиочастоты радиоэлектронным средствам различного применения назначаются на основании расчетов на электромагнитную совместимость с другими РЭС, работающими в совмещенных полосах частот и расположенными в районах размещения данных РЭС, исходя из реальной электромагнитной обстановки. Необходимость разработки условий совместного использования и/или норм частотно - территориального разноса определяется соответствующими решениями ГКРЧ.

Разработка норм ЧТР и методик расчетов ЭМС обеспечивается заявителями. К разработке норм ЧТР и методик расчета ЭМС привлекаются научно - исследовательские организации Минсвязи России, Минобороны России и, при необходимости, ФАПСИ. Нормы ЧТР и методики расчета ЭМС РЭС, утвержденные ГКРЧ, могут применяться радиочастотными органами для РЭС любого заявителя (пользователя). Нормы ЧТР по мере необходимости уточняются и дополняются с учетом изменений технических характеристик РЭС.

3.14. Расчеты электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского применения проводятся органами государственной радиочастотной службы с привлечением (при необходимости) научных или проектных организаций, имеющих право на проведение таких работ. Результаты этих расчетов используются в процессе планирования и согласования рабочих радиочастот РЭС гражданского применения. Ответственность за полноту и достоверность проведенных расчетов ЭМС несут организации, проводившие эти расчеты.

3.15. При назначении радиочастот правом приоритета пользуется тот заявитель, который первым представил заявку на присвоение радиочастот в установленном порядке.

Частотный ресурс между пользователями может распределяться на конкурсной основе. Победителям конкурса назначение радиочастот осуществляется радиочастотными органами в установленном порядке.

Использование воздушного пространства для передачи информации посредством электромагнитного излучения, в том числе излучения, создаваемого радиоэлектронными средствами (далее по тексту - "РЭС") ограничено. Воздушное пространство России является частью её территории. А в соответствии со ст. 4 Конституции РФ, "Суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

Федеральный закон "О связи" № 126-ФЗ от 07.07.2003 для законного использования РЭС в России требует последовательно одно за другим получить указанные ниже разрешения.

До начала легализации предполагается, что изготовитель/продавец РЭС получил декларацию/сертификат соответствия Системы Сертификации в области Связи .

1. Решение о выделении полос радиочастот

Выделение полос радиочастот осуществляет государственная комиссия по радиочастотам (далее - "ГКРЧ") при Минкомсвязи. При этом в соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ № 126-ФЗ от 07.07.03 "О связи", Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П, ГКРЧ является межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам, не является федеральным органом исполнительной власти и не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. В состав ГКРЧ входят представители всех "силовых" ведомств, связных, транспортных ведомств, ФТС и МПТР.

Назначение полос радиочастот прописано в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации. На основании записей Таблицы принимается решение о выделении полос радиочастот, а также устанавливаются условия такого выделения.

Полосы радиочастот делятся на 3 категории:

1) Преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (далее по тексту - "ПР". Их26,56 % от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц );

2) Преимущественного пользования РЭС гражданского назначения (далее по тексту - "ГР ". Их2,14% от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц);

3) Совместного пользования РЭС любого назначения (далее по тексту - "СИ "). Их71,3 % от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц).

В полосах ГР не проводятся согласования федеральными органами исполнительной власти в области правительственной связи и информации и в области обороны.

В настоящее время ГКРЧ все больше приходит к так называемым "обобщенным" решениям, когда полосы радиочастот выделяются для использования всем лицам без оформления отдельных решений ГКРЧ для каждого конкретного лица, при условии, что основные технические характеристики используемых РЭС соответствуют техническим характеристикам, указанным в решении . Если такое решение есть, и характеристики РЭС соответствуют, то отпадает необходимость выделения радиочастот частным решением.

Частным решением ГКРЧ выделяет полосы радиочастот конкретному получателю. До этого ГКРЧ обращается с запросами в Минобороны России и/или ФСО России и Роскомнадзор и другие органы для проведения ими технической экспертизы. А данные органы дают оценку возможности обеспечения электромагнитной совместимости заявляемых РЭС с РЭС, которым уже выделены полосы радиочастот или по которым заявки поданы раньше. Выделение полос радиочастот будет только при условии положительных заключений всех экспертных органов.

При этом трудно предсказывать сроки получения такого решения, так как:

Сроков или периодичности проведения ГКРЧ не установлено (бывали случаи, когда ГКРЧ не проводило заседания и 8,5 месяцев),

В отдельных случаях по обращению федерального органа исполнительной власти (члена ГКРЧ) при наличии мотивированных обоснований, ГКРЧ может принимать решения о переносе на следующее заседание рассмотрения подготовленного аппаратом ГКРЧ проекта решения, но не более одного раза.

Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет. Право на использование полос радиочастот, оформленное решением ГКРЧ конкретному заявителю, не может быть передано другим юридическим или физическим лицам без оформления в установленном порядке соответствующего решения ГКРЧ.

При выделении частным решением ГКРЧ полос радиочастот для конкретных типов РЭС, разрешается использовать эти полосы радиочастот для иных типов РЭС, с идентичными режимами работы, идентичными техническими характеристиками излучения и приёма на условиях, определённых в указанных решениях ГКРЧ, без расширения территории использования РЭС.

При этом, несмотря на указание Конституционного суда РФ , решения межведомственного координационного органа ГКРЧ не утверждаются Минкомсвязи, но лишь подписываются председателем ГКРЧ, который является по должности - министром связи и массовых коммуникаций. В силу вышеизложенного, невозможно оспорить в суде отказ в выделении полос радиочастот. В самом лучшем случае срок получения решения ГКРЧ составит 5,5 месяцев, но в среднем 8,5 месяцев .

2. Лицензия на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра

Для получения лицензии к стандартному пакету документов необходимо также приложить решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот. Предоставление лицензии оплачивается государственной пошлиной в размере 2600 рублей. Решение о предоставлении лицензии принимается Роскомнадзором в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня регистрации заявления. Ещё примерно 1,5 месяца лицензия будет печататься. Средний срок получения "частотной" лицензии на руки - 4 месяца.

В условиях действия такой лицензии будет прописано следующее лицензионное условие: "Лицензиат обязан в процессе оказания услуг в соответствии с данной лицензией выполнять условия, установленные при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала".

Если лицензия есть, но вместо вышеуказанной фразы прописано: "При оказании услуг связи в соответствии с данной лицензией радиочастотный спектр не используется", то необходимо получить новую лицензию, но уже с использованием радиочастотного спектра.

Торги (конкурсы)

Если ГКРЧ установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории, то проводится конкурс, победитель которого сразу получает лицензию и выделение полос радиочастот (проходит первые 2 этапа) . То есть победитель конкурса все равно будет обязан пройти следующие 3 этапа. Здесь следует отметить, что конкурсы проводит Роскомнадзор. И зачастую конкурсные условия не соответствуют ФЗ "О защите конкуренции" и оспариваются в Федеральной антимонопольной службе и суде.

Данные правила не распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот при оказании услуг связи для целей наземного эфирного телерадиовещания в столицах субъектов РФ и в городах с численностью населения свыше 200 тыс. человек. Здесь лицо, выигравшее конкурс, проводимый Федеральной конкурсной комиссией при Минкомсвязи, сразу получит частоты, вещательную и связную лицензии . При этом средний размер официального конкурсного взноса на радиовещание составляет примерно 1,5 млн. рублей. Процедура конкурса не прозрачна.

3. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Иногда в обобщенном решении ГКРЧ также указывается, что можно использовать частоты без присвоения (назначения) радиочастот (радиочастотных каналов) для каждого конкретного пользователя при условии, что основные технические характеристики используемых РЭС соответствуют техническим характеристикам, указанным в решении ГКРЧ . Если такое решение есть, то для легального использования РЭС достаточно его регистрации и ввода в эксплуатацию. Если данного условия не прописано в обобщенном решении ГКРЧ, то необходимо пройти следующие подэтапы:

3.1. Экспертиза о возможности использования заявленных РЭС и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС

Головной экспертной организацией является радиочастотная служба (ФГУП "Главный РадиоЧастотный Центр" и ФГУПы РЧЦ Федеральных округов ).

Соисполнителями экспертизы являются органы Минобороны России и/или ФСО России и/или ФСБ РФ и Роскомнадзор.

Условием принятия документов к экспертизе является наличие обобщенного решения ГКРЧ или обращение в радиочастотную службу по каждому населенному пункту в течение одного года со дня принятия частного решения ГКРЧ.

При этом каждая экспертиза оплачивается по прейскурантам, установленным радиочастотной службой. Прейскуранты не опубликованы, хотя должны быть утверждены Минкомсвязи, так как данные услуги отнесены к платным услугам, оказываемых в целях предоставления Роскомнадзором государственной услуги .

На практике, чем больше количество РЭС и чем в большем количестве точек они установлены, тем больше будет стоимость услуг. При этом радиочастотная служба выдаст положительное заключение экспертизы только при условии положительных заключений всех экспертных органов.

Этот этап самый сложный и непредсказуемый, ибо на нём проверяется, не будет ли данное РЭС создавать радиопомехи РЭС, которые имеют действующее заключение экспертизы или подали заявку на экспертизу раньше.

На основании не прохождения этого этапа Минобороны не согласованло Ростелекому в присвоение частот в полосе 2,3-2,4ГГц, выигранных по конкурсу.

Средний срок прохождения заявки составляет 7,5 месяцев. Однако, если необходима международная координация (РЭС будут расположены вблизи границы РФ) или будет определена необходимость проведения натурных испытаний (рядом ВЧ, аэропорт, крупные правительственные учреждения), то срок намного увеличивается. Заключение экспертизы выдается сроком на три месяца.

Документом, венчающим экспертизу, будет заключение экспертизы. При этом экспертное заключение не может быть оспорено в суде, так как отсутствуют конкурирующие организации, проводящие экспертизу. Кроме того, не понятно как формировать доказательственную базу, учитывая, что письменные согласования силовых ведомств являются закрытой информацией, составляющей государственную тайну.

3.2. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Решение по данному этапу принимается Роскомнадзором не позднее чем через 60 рабочих дней со дня регистрации обращения. Условием принятия документов является наличие действующего положительного заключения экспертизы ФГУП "ГРЧЦ".

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок, или на меньший срок в случае, если необходима международная координация или будет определена необходимость проведения натурных испытаний. Срок присвоения (назначения) для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи.

Документом, подтверждающим присвоение радиочастот или радиочастотных каналов, является разрешение на их использование. Разрешение направляется заявителю в течение 20 рабочих днейсо дня принятия решения. Итоговый срок получения разрешения на руки: 115 календарных дней, т.е. почти 4 месяца.

При этом условием действия разрешения является регистрация РЭС в территориальном управлении по его месту установки в течение одного года после присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

4. Регистрация РЭС.

Регистрацию РЭС производит территориальное управление Роскомнадзора по месту установки РЭС не позднее 10 рабочих (14 календарных) дней с даты регистрации заявления, при условии наличия выданного не позднее года до даты обращения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Порядок регистрации установлен Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств . Документом, подтверждающим регистрацию РЭС, является свидетельство о регистрации РЭС.

Оплата за использование радиочастотного ресурса

П. 4 ст. 23 ФЗ "О связи" устанавливает, что "Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется исключительно Правительством Российской Федерации".

Так как Правительство не определилось с порядком взимания платы, требования РЧЦ заключить договор на оказание услуг является предложением заключить договор. Оператор связи в рамках коммерческого оборота имеет право как отказать в заключении такого договора по причине незаинтересованности в услугах РЧЦ так и предложить оплатить в меньшем размере. Данная точка зрения подкрепляется судебной практикой .

Прочие процедуры, свойственные не только сети связи с использованием РЭС

  • - Проектирование сети связи с использованием беспроводного доступа.
  • - Экспертиза проекта сети в ФГУ "Центр МИРиТ".
  • - Приемка (ввод в эксплуатацию) законченного строительством РЭС

В настоящее время приемка (ввод в эксплуатацию) РЭС документируется посредством подписания акта КС-14. При этом согласно второму предложению п. 3.7. и п. 5.2. Правил (утвержденных Приказом Минсвязи № 113 от 09.09.2002):

"3.7. В состав приемочной комиссии кроме лиц, включенных заказчиком, входят представители …органа Роскомнадзора.

5.2. В состав приемочной комиссии включаются представители того управления Роскомнадзора, на подведомственной территории которого находится сооружение связи".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из выходов минимизации вышеописанных сроков и рисков является покупка действующего оператора связи с частотными разрешениями. Но здесь возможен вариант, что будут не все разрешения или они будут незаконно выданы, за чем может последовать прекращение их действия (как в случае с ОOО "Скартел" - бренд Yota ). Поэтому необходима грамотная и всесторонняя оценка документации покупаемой фирмы.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (см. п. 12) ст. 2 ФЗ "О связи").

Технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (см. п. 21) ст. 2 ФЗ "О связи").

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно - технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно - технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно - измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радио- и телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставляемых услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

КонсультантПлюс: примечание.

закона

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

В соответствии с основополагающим законом в области связи от 07 июля 2003 №126-ФЗ «О связи», одним из принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является разрешительный порядок доступа к нему пользователей. Весь радиочастотный спектр разбит на полосы радиочастот между различными радиослужбами, в соответствии с Таблицей распределения полос радиочастот и в зависимости от перспективности направления использования, подразделяется на категории:

  • ГР - полоса радиочастот преимущественного пользования радиоэлектронных средств (РЭС) гражданского назначения;
  • ПР - полоса радиочастот преимущественного пользования РЭС, предназначенных для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • СИ - полоса радиочастот совместного пользования РЭС любого назначения.

В общем случае процесс оформления разрешительных документов для эксплуатации радиоэлектронного средства состоит из следующих этапов:

1. Получение решения ГКРЧ.

Регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ). Полосы радиочастот для использования радиослужбами или отдельными лицами выделяются ГКРЧ в соответствии с Порядком рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений. Решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот может выноситься как в отношении неопределенного круга лиц, так и в отношении определенного лица. Решение ГКРЧ в отношении неопределенного круга лиц определяет порядок выделения частот для различных радиослужб в пределах конкретного диапазона частот. Решение о выделении полосы радиочастот в отношении определенного лица принимается ГКРЧ при отсутствии решения ГКРЧ для неопределенного круга лиц в случаях:

  • использования космических систем и входящих в них РЭС не для целей оказания услуг связи;
  • проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ на период их проведения;
  • использования полосы радиочастот федеральными органами исполнительной власти для целей исполнения своих функций.

Поскольку, в большинстве случаев, применение распространенного на телекоммуникационном рынке оборудования регулируется решениями ГКРЧ о выделении полосы радиочастот в отношении неопределенного круга лиц, то реальным начальным этапом при получении радиочастот становится получение заключения экспертизы электромагнитной совместимости.

Заключение экспертизы электромагнитной совместимости (ЭМС) выдается федеральным государственным унитарным предприятием «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ») на основании радиочастотной заявки, в соответствии с Порядком проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот , утвержденным решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-02. Весь процесс получения заключения экспертизы ЭМС занимает 5 - 6 месяцев и состоит из следующих основных этапов:

  1. Подготовка и направление радиочастотной заявки с приложением необходимых документов, в соответствии с требованиями Порядка проведения экспертизы.
  2. Расчет ФГУП «ГРЧЦ» электромагнитной совместимости заявленных РЭС с действующими и планируемыми для использования РЭС гражданского назначения и РЭС иностранных государств и определение необходимости проведения процедуры международной правовой защиты использования присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов (на основании подписанного договора и после оплаты счета) .
  3. Согласование возможности использования запрашиваемых радиочастот РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС Минобороны России и/или ФСО России, а также для согласования мест размещения заявленных стационарных РЭС гражданского назначения в ФСО России и/или ФСБ России.
  4. Разработка условий возможного использования радиочастот и плана частотно-территориального размещения РЭС с учетом расчетов ЭМС (в случае их проведения) и заключений Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России.
  5. Оформление и выдача заключения экспертизы ЭМС (после оплаты счета) .

Заключение экспертизы оформляется на срок от шести месяцев до одного года, за это время нужно успеть оформить разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

Сократить сроки оформления заключения экспертизы ЭМС можно за счет:

  1. Сокращение сроков почтовой пересылки документов (отправка заявки курьерской службой или подача документов в электронном виде через "Кабинет заявителя" в ФГУП "ГРЧЦ").
  2. Минимизация времени подписания договора и оплаты счетов.
  3. Сокращение сроков согласования с Минобороны России и/или ФСО России за счет предварительного подбора номиналов радиочастот. (В соответствии с изменениями, внесенными решением ГКРЧ от 19.12.2012 N 12-16-06-1, при проведении ЭМС по радиочастотным заявкам, содержащим конкретные номиналы радиочастот или радиочастотные каналы, и при наличии в радиочастотной заявке соответствующего указания заявителя организация радиочастотной службы в течение 5 рабочих дней после начала проведения расчета ЭМС направляет радиочастотные заявки для согласования в Минобороны России и/или ФСО России)

Процедура получения разрешения на использование радиочастот регламентируется Порядком, утвержденным решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-02. Решение о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения принимается Роскомнадзором на основании заявлений граждан Российской Федерации или российских юридических лиц. Заявление на присвоение (назначение) радиочастот, на продление срока действия разрешения, на переоформление разрешения, на внесение изменений в разрешение подается в электронном виде через "Личный кабинет заявителя" Единого портала государственных и муниципальных услуг, либо на бумажном носителе.

По результатам рассмотрения заявления не позднее чем через 35 рабочих дней со дня его регистрации в Роскомнадзоре, по основаниям, предусмотренным законодательством, Роскомнадзор принимает положительное или отрицательное (отказ) решение.

Информация о принятии соответствующего решения размещается на официальном сайте Роскомнадзора (www.rsoc.ru) в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов оформляется Роскомнадзором и направляется заявителю в течение 20 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Общий срок действия присвоения радиочастот или радиочастотных каналов не должен превышать 10 лет.

Уменьшить общее время оформления радиочастот можно направлением заявления на регистрацию радиоэлектронного средства, не дожидаясь получения разрешения на использование радиочастот (поскольку прикладывать копию разрешения не требуется, нужно только указать номер и дату разрешения, а эта информация публикуется на сайте Роскомнадзора в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения).

4. Регистрация радиоэлектронного средства

Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539.

Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Территориальный орган Роскомнадзора не позднее 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает заявителю свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации.

Свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Срок действия свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств соответствует сроку действия разрешения на использование радиочастот, если такое разрешение требуется.

Срок действия свидетельства о регистрации высокочастотных устройств, а также радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешение на использование радиочастот, составляет 10 лет, если заявителем не указан меньший срок.

Статья посвящена анализу структуры рынка радиоэлектронных средств малого радиуса действия и процедурам, которые должны выполнять его участники для обеспечения доступа к радиочастотному спектру.


В.А. Григорьев
Генеральный директор ООО "Лаборатория инфокоммуникационных сетей", профессор кафедры космической связи Академии им. А.Ф. Можайского, д.т.н.


И.А. Хворов
Начальник научно-исследовательского отдела ООО "Лаборатория инфокоммуникационных сетей", к.т.н.

Общие сведения о РЭС SRD

Полный перечень всех радиоэлектронных средств (РЭС), по правилам применения и свойствам относящихся к устройствам малого радиуса действия (Short Range Device: SRD), определен обобщенным решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) № 07-20-03-001 от 7.05.2007 г. "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" (данное решение дополнялось решениями ГКРЧ № 08-24-01-001 от 28.04.2008 г. и № 09-04-07 от 19.08.2009 г.), а также частными решениями ГКРЧ на разработку и серийное производство РЭС. Условия использования частот и сценарии применения приведены в приложениях к данному обобщенному решению ГКРЧ в таблицах по каждому типу РЭС отдельно. Причем по одному типу РЭС могут быть выделены подклассы, которые отличаются по сценарию применения и техническим характеристикам. Например, традиционно различают РЭС наружного и внутриобъектового применения, для которых разница по разрешенной мощности излучения может составлять 10 и более раз.

Система регулирования процесса использования полос частот для РЭС SRD описывается в четырех группах документов:

  • Общие решения ГКРЧ о применении устройств SRD.
  • Частные решения ГКРЧ о применении устройств SRD.
  • Постановления Правительства РФ (ППРФ) "О порядке регистрации РЭС".
  • Общие решения ГКРЧ "О порядке ввоза РЭС и комплектующих к ним" и ППРФ "О порядке ввоза абонентских устройств".

С точки зрения процедур регулирования использования РЭС малого радиуса действия выделяют множество признаков систем: по области применения, по диапазону частот, по видам излучений, по мощности излучения, по месту использования, по активности РЭС, по времени суток функционирования, по длительности автономного существования и т.п.

Области применения РЭС малого радиуса действия ограничиваются только фантазией разработчиков оборудования. Существует рекомендованный ETSI перечень этих областей.

Необходимость решения задач различной сложности и степени надежности требует применения такого рода устройств практически во всех доступных диапазонах частот. В устройствах SRD нашли применение все возможные виды модуляции - от узкополосных до сверхширокополосных. Важными с точки зрения электромагнитной совместимости (ЭМС) являются мощность излучения, коэффициент усиления антенны, активность РЭС, интервал времени, в течение которого оборудование может работать на излучение. Разумное сочетание всех влияющих на ЭМС параметров позволяет выбрать для решения той или иной задачи такой тип РЭС, который не приводит к нарушению условий ЭМС с РЭС другого назначения. Вопрос совместимости работы нескольких РЭС на одном объекте был подробно рассмотрен в первой части публикации в предыдущем номере журнала.

Рынок РЭС малого радиуса действия

Основных участников рынка устройств малого радиуса действия можно условно разделить на три группы: производители оборудования, дилеры (сеть реализации) и потребители (проектно-монтажные организации). В табл. 1 и 2 приведены общие сведения о необходимых в общем случае действиях участников рынка.

Действия производителей

Выделение полос радиочастот для данного типа радиоэлектронных средств осуществляется на основании общих или частных решений ГКРЧ с учетом требований и условий распределения и использования полос радиочастот, которые определяются Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации . Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (Роскомнадзором) по заключениям радиочастотной службы на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц .


Основным руководящим документом в этом вопросе в настоящее время является "Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот", утвержденное решением ГКРЧ .

Выделение полос частот в целях ввоза на территорию Российской Федерации РЭС и высокочастотных устройств (ВЧУ) различного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 "Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам" входит в полномочия ГКРЧ. Решения ГКРЧ о выделении полос частот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации указанных устройств являются разрешением для ввоза их из-за границы на территорию РФ.

Перечень разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации РЭС и ВЧУ размещен на сайте www.minsvyaz.ru в разделе "Решения ГКРЧ" (для РЭС малого радиуса действия это Разделы XXII, XXV, XXVII, XXX, ХXXIII, XXXV данного перечня). Часть РЭС SRD попадает под определение оконечного оборудования. Перечень оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, устанавливает ППРФ № 5 от 5 января 2005 г. "Об утверждении перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, и правил использования оконечного оборудования, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации". Порядок ввоза для РЭС SRD с апреля 2009 г. существенно упрощен . В перечень не требуется включать конкретные типы оборудования, параметры которых подпадают под действие решения ГКРЧ "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" . Только в случае несоответствия характеристик ввозимых РЭС указанным в решении техническим характеристикам требуется получение частного решения ГКРЧ для включения в перечень.

Действия пользователей

Сразу оговоримся, что отдельные классы РЭС малого радиуса действия, предусмотренные перечнем, утвержденным ППРФ , не подлежат регистрации в Роскомнадзоре.

В случае если регистрация (перерегистрация) необходима, то следует учесть, что в связи с изменением требований к порядку регистрации РЭС и ВЧУ к заявлению необходимо прилагать сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых РЭС, перечень которых утвержден приказом Россвязьохранкультуры .

Упрощение процедур

Естественно, что все участники рынка хотят максимально упростить для себя различные регуляторные процедуры перед началом эксплуатации РЭС.

Конечный потребитель напрямую заинтересован в полном отсутствии каких-либо действий со своей стороны и хотел бы жить по принципу "купил - применил". Продавцы и изготовители также заинтересованы в расширении номенклатуры РЭС, включенных в обобщенные решения ГКРЧ на выделение частот, а также в расширении перечня оборудования, не требующего регистрации, что вполне целесообразно в отношении устройств малого радиуса действия, функционирующих в полосе частот категории "СИ" ("совместное использование"). В табл. 3 приведена информация о необходимых действиях в соответствии с процедурами доступа к спектру для каждого из типов устройств малого радиуса действия. Одной из основных целей производителей SRD-устройств является простота их применения и соответственно отсутствие сложных процедур согласования частотных присвоений для пользователей РЭС. Упрощения применения РЭС достигают, вводя различного рода ограничения на технические характеристики, такие как: мощность, активность, время работы, коэффициент направленного действия антенн и прочее. Однако выбор технических характеристик процесс творческий и имеет специфику для каждого диапазона частот.

Во всех случаях необходимо определить по заданным параметрам РЭС, функционирующих в заданном диапазоне частот на основе заданного протокола обмена в канале, сценарий применения и "правила игры" по использованию частот для обеспечения ЭМС устройств SRD с уже действующими РЭС.

Всегда возможно подобрать такие характеристики РЭС, чтобы при заданном сценарии стало возможным воспользоваться одной из упрощенных процедур получения частот (табл. 4).

В России регулирующие органы используют для управления оборотом РЭС малого радиуса действия процедуры, которые условно можно разделить на четыре типа. Наиболее востребованными процедурами являются 3-й и 4-й.


На первых этапах применения РЭС SRD чаще всего используется первая процедура: без отдельных решений ГКРЧ (см. табл. 4). И только при накоплении опыта работы с заданным классом устройств оказывается возможным дальнейшее упрощение процедуры использования спектра, в частности, переход ко второму типу процедур применения: без получения разрешений на использование. Чаще всего упрощение достигается за счет введения более жестких требований к параметрам РЭС, которые указываются в соответствующих таблицах ТТХ (№ 1-4). Так как объем рынка устройств SRD с уменьшением количества нефинансовых барьеров (или "иначе" количества разрешительных документов) существенно растет, то общей целью и у регулирующих органов, и у участников рынка является достижение так называемого безлицензионного режима применения РЭС SRD (табл. 4, процедуры 3 и 4). Сложность достижения такого режима использования состоит в том, что получение различных разрешительных документов регламентируется разными нормативными актами и зависит от разных органов власти: как отраслевых, так и общегосударственных. Однако надо помнить, что нерешаемых технических задач не существует. Важно понимать взаимосвязи между требуемой процедурой доступа к спектру, техническими характеристиками РЭС и областью их применения, а также то, что данный класс РЭС применяется практически всегда совместно с уже имеющимися классами РЭС и не должен создавать им помех. То есть принятие решения в данной области всегда компромиссное. И этот компромисс достижим, если все участники ставят реальные условия, учитывая ограничения со стороны других участников рынка.


Сухой остаток

1. Рынок РЭС малого радиуса действия весьма объемен и многогранен. Основным игроком на этом рынке являются производители оборудования, которые максимально заинтересованы в упрощении регуляторных процедур доступа к спектру.

2. В статье представлена информация о необходимых действиях для получения доступа к радиоспектру для РЭС малого радиуса действия. Среди наиболее популярных диапазонов радиочастот для систем безопасности в настоящее время можно выделить:

  • 2400-2483,5 МГц - необходима регистрация РЭС в территориальных органах Роскомнадзора; вне помещений используются РЭС технологии ZigBee (при ограничении на интенсивность работы 5%) и РЭС технологии Bluetooth (при ограничении на интенсивность работы 1% и высоту подвеса антенны 10 метров) с мощностью передатчика до 100 мВт включительно. В случае вну-триобъектовых решений с той же мощностью ограничений на интенсивность работы нет;
  • 433,05-434,79 МГц и 868,0-868,2 МГц: при мощности излучения до 10 мВт разрешение и регистрация не требуются.

Таким образом, важной задачей является изучение действующих нормативных документов и уяснения "правил игры" для каждого типа РЭС.


Литература

1. Постановление Правительства РФ от 15.07.2006 г. № 439-23.

2. Решение ГКРЧ от 26.02.2008 г. № 08-23-02-001 "Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот".

3. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи", ст. 24.

4. Решение ГКРЧ от 28.04.2009 г. № 09-03-05-2 "Об упрощении процедуры ввоза на территорию Российской Федерации комплектующего оборудования (компонентов) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".

5. Решение ГКРЧ от 7.05.2007 г № 07-20-03-001 "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия".

6. ППРФ от 12.10.2004 г. № 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".