Конструктивное взаимоотношение. Как обучить ребенка конструктивному общению. Общение: важный аспект для любой личности

Многие учёные психологи и психофизиологи уделяли внимание описанию экстремальных ситуаций. (Так, например, Л. А. Кандыбович и В. А. Пономаренко говорят о «напряжённых ситуациях», с которыми приходится сталкивать людям определённых профессий; о «нештатных условиях» упоминают в своих трудах С. А. Шапкин и Л. Г. Дикая; иногда такого рода ситуации называют стрессовыми, основываясь на учении Ганса Селье.) Независимо от названия, данная ситуация характеризуется тем, что, попадая в неё, человек выходит за рамки привычного состояния и «теряет почву под ногами».

Даже ситуация конфликта, в которой отсутствует угроза для жизни, может стать экстремальной. Работая психологом в одной из российских авиакомпаний, я столкнулась с тем, что бортпроводники, а также сотрудники аэропорта буквально падают с ног после рабочей смены, проведённой в общении с пассажирами. Рабочая ситуация, в которой не было прямой угрозы для жизни, но зато было множество конфликтов вплоть до оскорблений, вполне может оказаться экстремальной, с точки зрения опасности для здоровья, как психологического, так и физического.

Что происходит с человеком в экстремальной ситуации?

Если человеку по долгу службы приходится часто сталкиваться с так называемыми чрезвычайными ситуациями, он знает, что главным врагом разумных действий является страх. Страх заставляет неопытных пожарных бежать от горящего дома, он вынуждает пилотов допускать непоправимые ошибки. Он мешает думать и решать необходимые для выживания задачи.

Страх может проявляться в бегстве или панике, он часто сопровождается сужением сознания, искажением восприятия и потерей контроля над собственными действиями и даже агрессивными вспышками. Ещё одно неприятное проявление страха - это ступор, во время которого человек не может двинуться с места*.

Ещё одним нашим «врагом» является эмоциональное напряжение. Даже если мы смогли подавить свой страх или неуверенность, это не значит, что он исчез. На самом деле мы удерживаем его внутри, затрачивая невероятное количество душевых сил. А сдержанность рано или поздно приводит к срывам, ошибкам и даже болезням.

Можно ли предугадать поведение человека в экстремальной ситуации? Как узнать, сможете ли вы преодолеть страх? Чтобы ответить на этот вопрос, психологи выявили, что теряют разум в сложных ситуациях люди тревожные, эмоционально неустойчивые, обладающие низкой или слишком высокой самооценкой и слабой нервной системой. Однако даже люди со всеми этими особенностями могут собраться и преодолеть свои слабости. А сильные и уверенные в себе зачастую теряют голову. Также не даёт гарантии и опыт человека.

В 1987 году в небе над Англией произошёл невероятный инцидент. В пассажирском самолёте во время полёта вылетело лобовое стекло, в результате чего не пристёгнутый командир воздушного судна выпал наружу и оказался прижат воздушным потоком к носу самолёта. Его помощник, совсем молодой пилот, не имевший опыта самостоятельных полётов, был вынужден сажать лайнер в одиночестве в условиях недостатка кислорода, в то время как в кабине бушевал торнадо. Он с блеском справился со своей задачей, рейс завершился без жертв.

Как объяснить эти и другие подобные случаи? Что позволяет человеку собраться и не впасть в ступор или панику? Однозначный ответ отсутствует.

Дать точный прогноз поведения того или иного человека в острой ситуации не может никто. Так что же делать тем, кто набирает сотрудников на сложную или опасную работу? Что делать человеку, который собрался связать жизнь с непростой профессией и хочет знать, сможет ли он сохранить трезвый рассудок, если возникнет риск для жизни? Ответ прост. К экстремальным ситуациям нужно готовиться, нужно учиться управлять собой и своим поведением. Такую подготовку можно назвать обеспечением собственной психологической безопасности.

Обеспечение психологической безопасности

Психологи МЧС, ежедневно сталкивающиеся с крайне тяжелыми ситуациями, уделяют большое внимание умению управлять эмоциями. Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут помочь взять под контроль собственную эмоциональную сферу.

  1. Намеренное расслабление. Данное упражнение позволяет научиться осознанно расслаблять определённые группы мышц, а поскольку наши эмоции связаны с телом, мы учимся контролировать и их. Чтобы выполнить это упражнение, нужно сесть или лечь максимально удобно и начать расслабление тела от ног к голове.
  2. Осознание эмоций и слив. Вам нужно взять листок бумаги и ручку, а затем начать выписывать те чувства, которые переполняют вас в настоящий момент. Важно не сдерживаться и писать «без цензуры», выпуская на бумагу то, что накопилось внутри. Потом листок нужно выбросить. Некоторые рекомендуют его сжечь. Этот способ позволяет научиться справляться со страхом, неуверенностью, тревогой и другими неприятными состояниями. При этом он снимает сдержанность и напряжение.
  3. Отстранение. В конфликтных ситуациях можно использовать следующий приём. Представьте себе, что ваш оппонент находится за стеной, и его оскорбления и нападки не достают до вас. Этот метод позволяет «закрыться» от чужой агрессии, отвлечь внимание и не обижаться. Этот способ хорош для сотрудников сферы обслуживания, которые понимают, что нельзя тратить силы на выяснение отношений в конфликте.

Как действовать в сложной ситуации?

В заключение хотелось бы дать несколько советов тем читателям, кто по долгу службы может оказаться в сложных конфликтных ситуациях. Как действовать? Как защитить себя, если вы оказались один на один с разъярённой толпой или агрессивно настроенным человеком и не собираетесь вступать с ними в драку?

При общении с толпой необходимо помнить, что человек в толпе теряет свою индивидуальность. Толпа - это своего рода организм, чутко реагирующий на смену состояний оппонента. Постарайтесь встать таким образом, чтобы за спиной была стена. Лучше, между вами и толпой будет находиться стол или иная преграда. Ни в коем случае не показывайте страх или волнение. Не допускайте агрессивного тона и угрожающих жестов. Говорите чётко, простым языком, короткими предложениями, без эмоций. Постарайтесь, чтобы люди видели, что вы спокойны и уверенны. В этом случае вы сможете вступить в переговоры, а если повезёт, даже направлять действия толпы.

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, действие спасает от страха. Часто агрессия толпы или отдельных людей бывает вызвана именно страхом или неопределённостью. Если ваша должность позволяет это, постарайтесь направить энергию людей на конкретные действия, которые могут принести пользу. Это изменит их состояние.

Если вы вступили в тяжёлый конфликт, постарайтесь не настаивать на своем. Используйте приемы «психологического айкидо», созданного М. Е. Литваком. Помните, что агрессивный человек ждёт от вас сопротивления и возмущения. Не позволяйте ему втянуть вас в свою игру. Сохраняйте отстранённость и не проявляйте раздражения или агрессии. Очень быстро его запал иссякнет, и он прекратит перепалку.

Возможно, данные рекомендации помогут вам научиться не терять себя даже в самых непростых условиях. Если вы научитесь управлять эмоциями и правильно выстраивать свое поведение, многие ситуации престанут быть экстремальными для вас.

Психолог Наталия Чиркова

*Подробно о страхе: книга Малкиной-Пых «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».

Вза имоотношения общества и природы - воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Виды воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия - деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Разрушительное (деструктивное) воздействие - человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот ве­ществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Ста билизирующее воздействие - человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие - человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное - положительным (позитивным).

. Косвенное (опосредованное) воздействие - изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека

Непреднамеренное воздействие является неосознан­ным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-техничес кого прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу

Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Экологич. последствия = (числен. населения*стиль жизни)/ уровень экологич. сознания.

Экологический кризис. Экологическая катастрофа.

Несбалансированные взаимоотношения общества и при­роды, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) - экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на об­щественное развитие.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на при­родные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.

Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.

Cтраница 1


Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия может быть основано на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.  

Сложение национальных усилий, конструктивное взаимодействие во имя выживания и развития этот курс в международных отношениях диктуется интересами человечества, мозависимостью и целостностью современного мира.  

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.  

Условием общечеловеческого прогресса становится поиск совместного решения глобальных проблем, налаживании конструктивного взаимодействия гос-в и народов в масштабах планеты, недопустимости использования войны как средства достижения политических, экономических, идеологических и др. целей.  

В нем сочетаются историческое состязание двух систем и нарастающая тенденция к конструктивному взаимодействию всех государств, без чего невозможно решить те глобальные проблемы, которые встали перед человечеством. Сложились объективные условия, когда противоборство двух систем может и должно протекать исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества, а мирное сосуществование призвано стать высшим универсальным принципом международных отношений.  

Насаждение демократии с помощью военных средств, безусловно, менее реально, чем с помощью сотрудничества и конструктивного взаимодействия. Не хочу сказать, что мое видение ответственного американского лидерства диаметрально противоположно политике, проводимой сторонниками идеи американского превосходства. И тот и другой подход предполагает возможность вмешательства США во внутренние дела других государств, однако я настаиваю на том, что это необходимо делать только на законных основаниях. Для всего остального мира доктрина Буша не является законным основанием. Именно поэтому я считаю политику администрации Буша такой пагубной. Она закрывает Америке путь к лидерству в сообществе демократий еще до того, как та вступит на него. Мой личный опыт говорит о том, что взрастить открытое общество нелегко, даже если действовать из лучших побуждений. Задача становится практически невыполнимой, когда Америка воспринимается как страна, преследующая собственные интересы.  

Наше замечание тесно связано с замечанием ван Хова о том, что рассеяние надлежит рассматривать как результат конструктивного взаимодействия волновой функции и функции, комплексно-сопряженной с ней. Эволюцию каждой из этих двух функций во времени нельзя рассматривать независимо, поскольку они порождают эволюцию оператора плотности во времени.  

При совмещенном способе части элементов и устройств изображают совместно (в непосредственной близости друг к другу) с учетом их конструктивного взаимодействия.  

Основные положения такой политики содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, которым утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития как основы для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.  

Конструктивное взаимодействие - это любой шаг в коммуникации, который приводит к ожидаемым действиям либо к успешной корректировке ранее совершенных действий. Конструктивное взаимодействие обязывает отправителя отнестись с особым вниманием ко всем решениям на протяжении коммуникационного процесса. Вам следует убедиться, что каждый из перечисленных двенадцати элементов достаточно разработан, чтобы ожидаемые действия были предприняты получателем. Если вы упустите хотя бы один элемент, коммуникационный процесс может оказаться неудачным.  

Для конструктивного взаимодействия очень важна способность к составлению правильного личного мнения и принятию адекватного решения. Для обеспечения эффективной связи с сотрудниками и достижения долгосрочных организационных целей любой информационный обмен на оперативном уровне должен быть очень гибким. Как мы знаем, упомянутый фактор значим уже в настоящее время, а для организации будущего он станет просто насущной необходимостью.  

Опытные участники переговоров стремятся создать атмосферу конструктивного взаимодействия, использовать убеждение, а не давление. Даже если контрагенты отказываются принять условия позитивной игры, ведут себя алогично или пытаются оказать на вас давление, будьте сдержанны, разумны и вежливы и поддерживайте общение до тех пор, пока это возможно.  

Решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одного государства или группы государств нельзя. Здесь необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран.  

Его спокойная и демократичная манера разрешения спорных вопросов, которыми полна наша академическая действительность, готовность пойти на компромисс, если речь шла о деталях, и его твердость при отстаивании положений, в которых он был убежден, в значительной степени способствовали принятию многих полезных для Академии решений. Его каждодневная и кропотливая работа помогла также наладить конструктивное взаимодействие Академии с властными структурами Республики Башкортостан.  

Разработка группового занятия по психологии, профориентации, предпрофильной подготовки для обучающихся 9-10-х классов

Разработала: педагог-психолог МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Старицкого района Тверской области

Степанова Татьяна Владимировна

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное- не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам,

и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности человека. Правильно сделанный старшим подростком выбор –это начало пути к успеху, к самореализации,к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Поэтому с 2005 года в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов проводятся профориентационные занятия (один раз в неделю в течение года).

Занятия эти состоят из трёх блоков, каждый из которых имеет свои задачи и, при необходимости, могут проводиться отдельно.

В задачи первого блока занятий входит подготовка детей к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути, знакомство с ошибками выбора. В задачи второго блока входит изучение своих личностных особенностей, склонностей, интересов и соотнесение их с требованиями к конкретным профессиям. В основном, во втором блоке идёт психодиагностическая работа.И в задачи третьего блока занятий входит знакомство с рынком труда, с учебными заведениями,с правилами поступления в вузы и сузы, устраивания на работу,с правилами составления резюме, с профессиями, недавно появившимися на рынке труда и т.д.

Эти занятия призваны помочь школьникам в нелёгкий переходный период, так как многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Также ребята на этих занятиях учатся видеть свои сильные и слабые стороны, конструктивно общаться с людьми и развивают навыки рефлексии.

Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики, тренинги. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю, в специально оборудованном помещении, где есть возможность участников рассадить в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников « обратной связи».

Тема занятия: «Конструктивное взаимодействие. Жизненные приоритеты».

Цели и задачи : формирование навыков конструктивного взаимодействия, осмысление своих жизненных ценностей и приоритетов, помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии, развитие рефлексии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Цели:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- настрой на работу;

-сплочение коллектива;

-получение информации о простейших профессиональных намерениях .

2.1. « Счёт до 10». Дети сидят в кругу,их задача досчитать до 10, не договариваясь между собой. Как только сказали любое число одновременно, счёт начинается сначала. Даётся несколько попыток. В конце занятия можно повторить это упражнение, чтобы посмотреть на уровень сплочённости в конце занятия.

2.2. « Пересадка по интересам».

Ведущий говорит фразу «Пересядьте те, кто…»:

Готов продуктивно работать на занятии;

У кого карие глаза;

У кого хорошее настроение;

Кто хочет работать в Старицком районе;

В Москве;

Кто хочет получать много денег;

Кто хочет работать в школе;

Кто хочет получить высшее образование;

Кто интересуется машинами;

Кто не хочет идти работать;

Кто выбирает профессию, как у родителей;

Кто ещё не выбрал профессию;

Кто хочет быть начальником;

Кто хочет стать известным и крутым и т.д.

Вывод :

-О чем позволило задуматься данное упражнение? Что нового для себя открыли?

3. Основная часть.

3.1. Вступительное слово. Постановка целей .

Цитата дня (на доске):

« Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий».

Журналистка Кэти Селигман

(Мнения детей о высказывании).

У каждого человека и у взрослого и у ребёнка –есть удивительная возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька-это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний». Нарисуйте её в своих тетрадях. Покажите. Поднимите вверх.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно. Можем ошибаться можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того,как вы будете вести себя по отношению к другим людям. Которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удаётся достичь желаемых результатов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учёта своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план-это представление о желаемом образе жизни.

Сегодня поговорим о жизненных приоритетах, мотивах.

3 .2. Работа с притчей.

В одной стране, неважно какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, только спустя годы узнали. Что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью…С какой как вы думаете?...Она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Как вы думаете, многого ли достигла в жизни эта старушка?

-каков был её путь по лестнице жизни?

-каковы были её жизненные ценности?

-давайте пофантазируем, представителем какой профессии была она?

(Вывод : неважно какая профессия у человека, главное идти с людьми по жизненной лестнице, не толкаясь, не спихивая вниз, а идти рядом, помогая, когда это необходимо, нести свет, добро).

3.3. Упражнение «Мнения о жизни».

В этом упражнении речь пойдёт о различных представлениях, о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.

Я подготовила для вас листок «Мнения о жизни» (см. приложение), на работу с которым у вас есть 15 минут. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие- ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных можно отнести только три высказывания.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы могли вместе обсудить упражнение.

Какие три высказывания вы определили, как верные? Обоснуйте.

Итог:

-понравилось ли упражнение?

-какое влияние на формирование ваших взглядов оказала ваша семья?

-задумываетесь ли иногда о своем будущем?

-с кем говорите об этом?

-есть ли у вас пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?

3.4.Упражнение «Состязание мотивов».

Выбирая род деятельности, профессию, каждый руководствуется личными мотивами. Посмотрите на список мотивов (приложение) и выберите наиболее значимый для каждого из вас мотив выбор профессии, т.е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. А теперь попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему мотиву. Теперь в парах обсудите свои решения и помогите увеличить список профессий или родов деятельности, которые хорошо подходят к мотивам.

Итог: высказывают мнения по упражнению.

4 . Подведение итогов занятия .

- Часто можно слышать «Я ещё не выбрал профессию», «не определился», «я ещё не нашёл себя». Психолог Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно -себя можно только создать».

-Занятие хочется закончить притчей:

«Нанял барин двух приказчиков-Василия и Петра. Через месяц выдаёт им плату: Василию 5 рублей, а Петру-3 рубля.

Возмутился Пётр:

Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

Ухмыльнулся барин:

Видишь обоз за околицей? Узнай кто такие.

Быстро вернулся Пётр:

Из Рязани будут…

А куда направляются?

Снова быстро вернулся Пётр:

В Саратов едут…

А что везут?- интересуется барин.

Вернувшись, Пётр доложил:

Рожь и пшеницу.

Позвал барин Василия:

Там обоз идёт,узнай, кто такие.

Возвращается Василий:

Это хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть ещё и овёс. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать или пусть далее едут?

Барин многозначительно посмотрел на Петра.

(Важно, чтобы с данных занятий дети уходили с некоторыми вопросами и внутренними размышлениями, поэтому данную притчу можно не обсуждать и не комментировать).

На отрезке самоопределения при помощи магнитов покажите,где находитесь вы.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет ещё одной ступенькой к самоопределению.

До новых встреч.

Приложение

Мнения о жизни.

1. Родители –мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.

2. Я буду неудачником. Если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.

3.Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.

4.Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.

5. Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.

6. «Всяк сверчок знай свой шесток». Если вы ограничите своё честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.

7.Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.

8. Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.

9. «Человек предполагает, а Бог располагает». Не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.

10.Кто мало занимается в школе, на работе также будет мало делать.

11. На работе-главное зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.

12.Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать своё будущее.

13. Удача- важнейший залог успеха.

14. Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.

Состязание мотивов.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3.Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Хороший заработок.

6.Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Лёгкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9.Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15.Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, лёгкая, спокойная профессия.