Каменистый садик от ландшафтного дизайнера японский. Каменистые сады в ландшафтном дизайне: виды рокариев. Дополнительные элементы для каменистых садов

Каменистый сад (рокарий, альпийская горка) всегда являлся одним из самых красивых элементов дачного участка. Сочетание растений и камня воссоздает дикую природу в саду; каменистый садик олицетворяет естественный горный ландшафт. Перед созданием каменистого сада важно правильно выбрать место для него, подготовить участок, подобрать камни и растения и удачно их расположить, красиво оформить получившийся каменистый садик. Оформление каменистых садов требует тонкого вкуса и определенных навыков, ведь каменистый садик - это не набор камней и цветов, а четкая, законченная композиция.

Каменистым садом называют альпийскую горку или рокарий. Альпинарий – это каменистая горка с высаженными на ней горными растениями (часто в альпийской горке на даче можно встретить растения, похожие на горные, более подходящие для российского климата). – это участок территории, значительное место на котором занимают камни , играющие в нем ведущую роль. В рокарии сажают карликовые хвойные растения, стелющиеся, подушковидные и луковичные растения . Рокарий занимает больше места в саду, чем альпийская горка, он может стать даже своеобразным мини-садом.

Немного истории

Каменистые сады пришли к нам из Юго-Восточной Азии. Именно для восточной философии характерно отношение к саду, как к живому существу, у которого есть душа. Для восточных садов особенно важна гармония на участке и такое сочетание всех элементов, при котором они визуально воспринимаются как единое целое.

Европейцы начали создавать каменистые сады в конце 18 века. Тогда садоводы пытались выращивать на своих участках растения горной флоры, но не все их попытки были удачными – растениям требовались условия, близкие к естественным горным. Пришлось создавать каменистые горки, подпорные стенки из камня.

Широкое распространение каменистых садов в Европе началось с середины 19 века. Сначала каменистые сады создавались для разведения, коллекционирования и изучения горных растений, но в 20-м веке альпинарии и рокарии вошли в моду и стали основными элементами садов в пейзажном стиле.

Виды каменистых садов

По назначению каменистые сады можно разделить на коллекционные и декоративные . Коллекционные каменистые сады создаются прежде всего для размещения коллекций горных растений и для воссоздания участков горной местности различных типов. Такие сады можно встретить в ботанических садах и в садах профессионалов.

На практике чаще встречаются декоративные каменистые сады . Они являются художественным образом горной местности, декоративным элементом. Для их создания используются не только горные растения, но и любые другие по форме похожие на горные: различные почвопокровники, карликовые виды древесных растений и др.

Виды альпийских горок включают в себя несколько основных конструкций. Альпийские горки в саду можно сделать в виде горного склона, ущелья, водного каскада , а можно устроить плоский альпинарий (более точное название – рокарий), имитирующий горную долину или альпийскую лужайку. Часто создают сухие русла – подобие пересохшего горного ручья.

Особое место занимают японские сады . Для них характерны сдержанная гамма, отрешенность, умиротворенность. На практике сады в японском стиле можно разделить на два вида: собственно японские и псевдояпонские. Первые создаются согласно восточной философии по особым законам и правилам. Здесь каждый элемент ландшафта что-то означает и символизирует. Псевдояпонские сады частично копируют образ японского сада: создаются на небольших замкнутых участках, используют камни, растения и малые архитектурные формы, характерные (или похожие) для японского сада. Символика и философия в таких садах может прослеживаться слабо либо вовсе отсутствовать.

Альпийская горка в саду должна органично вписываться в окружающий ландшафт. Хорошо смотрятся альпинарии, плавно переходящие в цветники и водоемы.

Дизайн рокария может быть выполнен в английском или европейском стиле. Английский рокарий предполагает наличие хвойных, злаков и полыней, а европейский не обходится без цветущих почвопокровников.

На небольших по площади участках садоводы часто делают мини - рокарий или мини-альпинарий . Их можно устроить в специальных емкостях, включив туда все необходимые компоненты, только в меньшем количестве и меньшего размера.

Выбор места для каменистых садов

Место для каменистого сада (рокария, альпийской горки) лучше выбирать солнечное, защищенное от сильных ветров , так как горные растения теплолюбивы. На солнечном участке можно устроить каменистый сад любого типа.

Но не стоит огорчаться, если для каменистого сада Вы можете отвести только теневую часть участка. Выбор тенелюбивых и теневыносливых растений для каменистого сада довольно широк, а стиль можно выбрать любой, исходя из рельефа участка.

Каменистый сад в виде горного склона целесообразнее делать на естественном склоне или перепаде уровней. Можно дополнить его каменной подпорной стенкой или лестницей.

На заниженном участке уместен будет рокарий в виде оврага или сухого русла . Эффектным будет совмещение каменистого оврага и альпийской горки – это визуально увеличит высоту.

На плоском участке трудно создать большую альпийскую горку: нужно завозить дополнительный грунт, думать о фоне и связке с окружающим ландшафтом. Гораздо легче построить рокарий или маленькую альпийскую горку.

Нежелательно располагать альпинарии и рокарии под большими листопадными деревьями, которые осенью будут засорять каменистый садик листвой.

Подбор камней для каменистого сада

Камни – основной материал для любого каменистого сада. При их подборе нужно помнить, что альпинарии, рокарии – элементы садов природного стиля, поэтому и камни должны выглядеть естественно и максимально приближенно к дикой природе. Желательно использовать «старые», поросшие мхом камни. Если же это проблематично, и Вы решили завезти свежедобытые камни с карьера, можно их «состарить»: стесать острые сколы, вырастить мох.

Не стоит использовать излишне декоративные камни – они будут отвлекать внимание. Нужно помнить, что камни – основа каменистого сада, но главным их украшением являются все-таки растения.

Основные требования к камням для альпинариев и рокариев :

  • однородность : не рекомендуется использовать камни разных пород – они вносят эклектику и каменистый сад становится похож на мозаику;
  • прочность : камни должны выдерживать случайные удары садовыми инструментами и хорошо держать грунт в подпорных стенках и в основаниях горок;
  • химическая неагрессивность : некоторые минералы и осадочные породы губительны для растений.

Наиболее часто используемые камни для альпийской горки – песчаник и известняк (реже используют гранит и базальт). Хорошо смотрятся в каменистых садах туф, ракушечник и доломит, однако эти породы недолговечны в условиях российского климата.

Реже используются плотные ракушечники, песчаники, плотные вулканические породы.

Камни для рокария в виде сухого русла, в отличие от камней для альпийской горки, подбирают гладкие речные – создается видимость обтачивания камня водой.

Создание каменистого сада

Прежде всего, нужно подготовить почву под каменистый сад. Участок, на котором будут расположены альпинарии и рокарии, нужно очистить от сорняков. Это важно, потому что у многих сорняков очень длинные корни, и избавиться от ненужных растений в альпийской горке на даче становится сложно, если их корни уходят под камни.

Лучше всего для создания каменистых садов подходит слабокислый или нейтральный суглинок .

При подготовке альпинария в саду нужно позаботиться о дренажной системе (во избежание проседания камней для альпийской горки).Основные этапы создания каменистого сада можно описать на примере строительства альпийской горки.

Создание горки всегда начинается с устройства дренажной «подушки»: делают насыпь из гравия, щебня, битых кирпичей и строительного мусора, придавая ей форму будущего альпинария, засыпают ее песком (толщина слоя 25-40 см).

После усадки (в течение 2-3 месяцев) дренажную «подушку» засыпают грунтом (около 30 см). Затем начинают установку камней, засыпая промежутки между ними грунтом. При этом следует соблюдать следующие правила:

  1. Камни для альпийской горки укладываются снизу вверх.
  2. Все крупные и средние камни должны иметь опору – размещаться на дренажной «подушке» или на других камнях.
  3. Композиции из камней должны быть асимметричными.

Альпинарий в саду содержит от 2 до 4 ярусов. Камни для альпинария нужно располагать на расстоянии, достаточном для нормального роста растений.

Если каменистый сад создается на склоне , то камни будут выполнять еще одну функцию – служить опорой для грунта и укреплением склона. Для этого необходимы камни большого размера. Можно также скреплять камни раствором, формируя подпорную стенку. Для удобства на склоне можно устроить лестницу.

В достаточно больших рокариях можно проложить дорожку. Пожалуй, лучше всего впишется в рокарий дорожка «через шаг».

Растения для каменистых садов

Посадка растений в альпинарии производится тогда, когда уложены камни; цветы для альпийской горки желательно подбирать таким образом, чтобы их цветение сменяло друг друга, чтобы альпинарий в саду был наиболее декоративен в течение долгого периода. Растения для альпийской горки лучше всего сажать весной, в утренние или вечерние часы. После посадки цветы для альпийской горки нужно обязательно поливать, но избегать переувлажнения. Сажают растения для альпийской горки на расстоянии 10-15 см (невысокие, медленно разрастающиеся виды) и на расстоянии 30-40 см (почвопокровные и более агрессивные виды).

Растения для альпийской горки можно подобрать самые разнообразные. Это могут быть почвопокровные многолетники для альпийской горки, низкорослые деревья и кустарники (лиственные и хвойные), травы, папоротники, луковичные, злаки . Цветы для альпийской горки представлены очень многими видами: , , и другие.

Растения для альпинария нужно выбирать и учитывая их будущее местоположение. Например, на северной стороне альпийской горки на даче лучше сажать , папоротники. И солнце, и полутень выдерживают такие цветы для альпийской горки, как , , декоративные злаки и почвопокровные. Хорошее освещение требуют следующие растения для альпийской горки: , декоративные луки и , или другие колонновидные и пирамидальные хвойные. Можно не делать вертикальный акцент в альпийской горке на даче, но при условии наличия соответствующего фона для альпинария (

Цветы для рокария подбирают из луковичных, многолетников, почвопокровных . Луковичные лучше сажать в контейнерах (они достаточно быстро разрастаются и могут «уползти» в почву). Из корневищных травянистых многолетников особенно хорошо в рокариях будут смотреться , .

Подбирая растения для альпинария и рокария, не пытайтесь превратить каменистый сад в цветник или клумбу с набором камней. Главное в каменистом саду не пышное и яркое цветение, а сочетание камня и естественного, скоромного очарования растений для альпинария и рокария.

Дополнительные элементы для каменистых садов

Любые виды альпийских горок и рокариев важно красиво оформить. Нередко в декоративные альпийские горки и рокарии ставят красивые светильники и фигурки для сада . Садовые фигурки сделают каменистые сады особенными, а организовав подсветку, Вы можете любоваться каменистым садом в вечерние часы.

Оригинальными каменистые сады сделают . Водный элемент как нельзя лучше подчеркнет естественную красоту камней и растений. Рокарий или альпийская горка с фонтаном – это и есть воплощение гармонии стихий на дачном участке.

О том, как правильно построить альпийскую горку и рокарий, Вы также можете узнать из книг и журналов.

Различные примеры альпийских горок и рокариев Вы найдете и на нашем сайте.

Одним из красивых приемов художественного обустройства земельного участка стал рокарий, каменный цветник на ровном грунте. Для приверженцев самостоятельного творчества на земле, знакомство с любым приемом ландшафтного дизайна начинается с тщательного изучения его особенностей. Что же потребуется для рокария, как его правильно обустроить, чтобы не превратить в альпийскую горку ?

Отличие рокария от альпийской горки

Стремление вернуть в ровно распаханный участок с деревьями и грядками частичку естественной природы привело к образованию целой школы ландшафтного дизайна . Так, в нашем садоводческом обиходе появились такие понятия, как альпийская горка, рабатка. клумба , бордюр и живая изгородь. Немудрено запутаться во всех этих терминах.

Часто ландшафтный рокарий путают с его близкой родственницей, альпийской горкой. Действительно, основа этих двух приемов – камни, но есть у них и характерные отличия.

  • В рокарии нет ярусности, свойственной альпийской горке, хотя и допускается использование каменных пиков.
  • Для плоской композиции из камней и растений не требуется интенсивная освещенность.
  • В сюжетном рисунке рокария используются и крупные камни, и обязательная гравийная подсыпка.
  • Основу растительной композиции составляют карликовые представители хвойных пород, не используемые в альпийских горках.
  • В видах растений отдается предпочтения самым неприхотливым представителям.

Если в альпийской горке подразумевается присутствие горной растительности, то растения для рокария подразделяют его по видам.

Виды рокария

Дизайнеры предлагают три вида рокария, основанные на флоре различных областей Земли.

Европейский рокарий украшают растения, произрастающие в средней полосе.

Английский рокарий подразумевает использование зелени, а основной акцент делается на сдержанность рисунка. Для него берут такие растения, как полынь, злаки, некоторые виды хвойников.

Для японского рокария характерно обилие каменных фрагментов и минимальное присутствие растений.

Это интересно! Существует еще один вид рокария, «мобильный», когда каменный сад разбивают в небольшой емкости в виде выдолбленного дерева.

Как создать рокарий самостоятельно

Прежде чем бежать на поиски валунов и гравия, чтобы построить рокарий своими руками , обратимся к правилам его обустройства. Мы уже знаем, что это должна быть плоская композиция из камней и растений. Что еще важно соблюсти, чтобы смело назвать сформированный ландшафт рокарием?

Основная схема рокария – это несколько крупных камней, гравийная подсыпка и низкорослые многолетние растения , расположенные между камнями. Внешние очертания композиции должны быть приближены к природному рисунку местности. Рокарий не может быть квадратным или прямоугольным, для него предпочтительнее свободные изгибы границ.

Готовим участок

Выберите на вашем участке место с ровной поверхностью, определитесь с размером рокария, и с помощью колышков и веревки оформите границы композиции.

Важно: рокарий можно разбить и на склоне, главное, чтобы участок склона был ровным, без ярко выраженных уровневых переходов.

На отмеченной территории снимите весь дерн на глубину примерно в 20 см. Уложите в получившееся «корыто» геотекстиль, закрыв всю оголенную землю. Насыпьте дренаж, выровняйте его слоем песка и хорошо уплотните. Такое жесткое основание исключит проседание больших камней в почву.

Оставшуюся высоту рокария заполните субстратом из трех частей садовой земли, двух частей песка, по одной части торфа и мелкого щебня.

Сюжет рокария

Составьте на бумаге дизайн рокария, расположив камни и растения там, где вам хочется. Придерживаясь составленного сюжета, определитесь с размерами камней и видами растений, которые вы хотели бы видеть в своем каменном саду.

Камни

В цветовой гамме камней для рокария придерживайтесь бежевых, желтых и коричневых оттенков. На их фоне выгодно смотрится свежая зелень растений. Избегайте превалирования серого цвета в вашей композиции. Если гравий серый, то большие камни должны быть другого цвета.

Подберите несколько крупных валунов и запаситесь гравием из расчета площади вашего рокария.

Большие валуны необходимо вкопать в почву примерно на половину их глубины. Чтобы придать им устойчивости, можно подложить под их углы мелкий гравий или песок.

При расположении рокария на даче , главное, добиться его естественного вида. Камни должны имитировать природное выступление скальных пород на поверхность земли.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ

ОФОРМЛЕНИЕ КАМЕНИСТЫХ САДОВ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ


Введение


Ландшафтный дизайнер - это художник, использующий вместо красок природные материалы, рельеф, воду, деревья, кустарники, цветы и камень. Более того, он работает в пространстве, соединяя объемы и плоскости этих материалов, как между собой, так и с окружающей средой.

По определению Владимира Даля «Камень - общее название всякого твердого ископаемого, кроме чистых металлов или крушца, королька. Несколько жидких и сыпучих тел, металлы и затем камень разных видов, составляют целое царство ископаемых; камень образует всю толщу земного шара». И, если с последним представлением можно не согласиться, то мнение, что камень представляет одно из Царств нашей земли (наряду с царством Растений и Животных) бесспорно. Дело же наше внести жизнь и в это неживое царство, одухотворить камень и все изделия и творения из него... Вот об этом мы и поговорим, так как это одно из приоритетных направлений в ландшафтном дизайне.

Каменистый сад, или рокарий - своеобразное архитектурное сооружение, имитирующее горный ландшафт. Сады из растений и камней родились в подражание природе, красоте ее горных пейзажей, где растение - триумф жизни - эффектно оттенено безмолвным величием мертвых камней. Рокарий можно создать на любом участке, даже самом непригодном для садоводства. Казалось бы, ни к чему не пригодная канава, склон или овраг могут стать прекрасным уголком сада.

Актуальным становиться стремление создавать не утилитарные сады, не подсобное хозяйство, а современную, новую, комфортную среду, источник наслаждения и психологической разгрузки - чем являются каменистые сады и рокарии.

Основной целью дипломной работы является создание проекта с элементами каменистого сада, а также рациональное применения их на участках.

Для выполнения проекта необходимо выполнить следующие задачи:

исследовать литературу, описывающую имеющийся опыт в теории и практике по данной проблеме;

описать приемы, с помощью которых ландшафтный дизайнер добивается и реализует поставленную перед собой цель;

использование камней на участке как действительно источник наслаждения, украшения сада;

на примере других исторических каменистых садов изучить основные принципы и особенности.


Глава 1. Существующие каменистые сады


Многие считают, что участок имеющий естественный уклон - идеальное место для создания каменистого сада, если же природа не наградила таким идеальным ландшафтом, его нужно создать самому. Но часто вместо удовольствия он доставляет лишние хлопоты. Если же создать каменистый сад, начинать нужно с небольшого участка, так как работа по ее созданию может значительно превышать предполагаемые объемы. Конечно, ассортимент растений в любом саду, в том числе и каменистом, в первую очередь зависит от типа сада. Тенелюбивые виды не подойдут для солнечной каменистой горки и т. д. Но при подборе растений для каменистых садов (рокариев) обязательно нужно учитывать еще один важный фактор - их естественность, природность . В рокарии неуместны пышные садовые цветы, отвлекающие внимание от общей композиции. Кроме того, все растения должны быть компактными и по возможности круглый год выглядеть аккуратно и красиво. Поэтому следует отдавать предпочтение диким видам и похожим на них сортам, особенно растениям с зимующими листьями. Вся история садово-паркового искусства является тому доказательством. Многие века понадобились человеку, чтобы осознать непреложную истину: природу не нужно покорять, ее нужно уважать, беречь, жить с ней в согласии. От регулярных садов и парков с подстриженными и видоизмененными деревьями садоводство перешло к созданию ландшафтов. Близких к естественным; от увлечения экзотическими видами и пышными формами - к созданию утонченных, изысканных сортов, вниманию к местной дикой флоре.

Первые в истории сады с использованием природного камня появились в Юго-Восточной Азии. Философские и религиозные представления народов стран этого региона никогда не противопоставляли человека природе. Более того, скалы, вода, растения если и не обожествлялись, то всегда были предметом преклонения. Утонченная культура Китая, Кореи, Японии создала несравненные по красоте сады, в которых камень играет наиважнейшую роль. Эстетика этих садов отвергает искусственность и симметрию. Даже в тех случаях, когда сады создавались не на основе естественного ландшафта, им всегда придавался облик природного уголка. Никогда не встретишь здесь чрезмерно броских растений - только местные виды. В таком саду можно бесконечно любоваться фактурой и цветом камня, бликами света, тихим журчанием воды.

В Европе каменистые сады (рокарии) возникли в самом конце XVIII века - в то время, когда у садоводов проявился интерес к местной флоре. Попытки приручить «жителей гор» к произрастанию на садовых грядах привели к неудаче - пришлось создавать для них участки, близкие к естественным условиям. Так и возникли каменистые гряды, горки, стенки сухой кладки. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Опыт создания подобных участков у садоводов Европы был - это гроты, подпорные стенки, крепостные стены, сложенные из природного камня и скрепленные известковым раствором. Такие постройки со временем обрастали карликовыми папоротниками и другими интересными видами.

Широкое распространение в Европе каменистые сады получили лишь в конце XIX века. В 60 - 70-е годы XIX века «альпийские» сады имели практически все крупные ботанические сады Англии, Германии, России. В начале периода увлечения каменистыми садами они создавались исключительно в целях разведения и изучения «горцев», но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали серьезнее. Так сформировались основные типы каменистых садов. В чистом (классическом) виде они нигде не существуют, но их вариации - основа для развития этого нового интересного стиля в садоводстве. Стилистика каменных садов.

Стилистически все каменистые сады условно можно разделить на три категории:

·ландшафтные - моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества;

·художественные (пейзажные, фантазийные) - создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности;

·коллекционные - построенные исключительно для выращивания растений.

Подобная классификация весьма условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев. Каждый садовод и дизайнер вправе самостоятельно выбирать и создавать свой стиль. Наиболее сложный путь, по которому зачастую идут создатели ландшафтных садов, - искусственное воспроизведение растительных популяций, соответствующих типу горной местности, - требует профессиональных знаний.

Строители художественных и фантазийных садов не связаны узами соответствия выдуманного пейзажа реально существующим ландшафтам - этот путь если и не проще, то рациональнее. На практике рокарий чаще всего является художественным образом, декоративным элементам украшения сада и лишь в редких случаях более или менее естественным природным уголкам.

«Альпийская горка», или альпинарий, - стиль, наиболее распространенный в конце XIX - начале XX века. Назначение таких каменистых садов - показ флоры альпийских высокогорий. Альпинарии создавались либо как диковинное парковое украшение, либо как коллекция растений. Впоследствии в них стали выращивать не только альпийские, но и иные растения, напоминающие по облику горные.

Стилистически такие рокарии, безусловно, можно отнести к типу фантазийных садов. В соответствии с художественными представлениями того времени этим сооружениям придавалась не столько естественная природная, сколько «художественная» форма. Такие сады не требовали привязки к местности. Они представляли собой террасированные холмы, расположенные одиночно или образующие подобие горной системы. Террасы отделяли друг от друга проходами и соединяли с помощью лестниц, сложенных из обработанных плит.

Все сооружение окантовывали паребриком или ограничивали камнями. Посадочные лунки не создавали индивидуально для каждого растения, а лишь отделяли камнями по всей линии террасы. Центром композиции, ее вершиной, как правило, служил массивный вертикально стоящий камень или группа камней, символизировавших горный пик. По склонам на террасах укладывали более плоские, но тоже массивные камни, уравновешивавшие композицию. Горные породы, используемые для построения такого рокария, ценились больше за декоративные качества, чем за их соответствие требованиям растений. Вот почему здесь туфы могли соседствовать с гранитами, слоистыми известняками и даже с «руинами» - обломками колонн и фризов. Нередко такие сооружения были столь искусственны, что напоминали не горные массивы, а декоративные пирамиды.

Еще совсем недавно рокарии такого типа были широко распространены по всей Европе, но поскольку для выращивания горных растений они оказались крайне неудобны, от них сначала отказались ботанические сады, а затем и парковые дизайнеры. В настоящее время их в первозданном виде можно встретить лишь в исторических парках. Несмотря на явные художественные и агротехнические недостатки, альпинарии оказали огромное влияние на вкусы садоводов-любителей - «альпийские горки» стали обязательной деталью приусадебных участков.

«Каменистая горка» - современная интерпретация «альпийской горки». В зависимости от вкуса и чувства меры хозяина она может представлять собой либо холм с беспорядочно разложенными по нему камнями, либо фрагмент горного ландшафта. «Горка» должна быть неотъемлемой частью общей композиции сада - связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом, изолирована от хозяйственных построек, огорода, пышных цветников. Достоинством «горки» является отнюдь не высота, как считают многие садоводы, а естественность и пропорциональность - чем меньше ее размер, тем продуманнее композиция. Подбор камней, растений, детализированность оформления - все должно отвечать этому требованию. Не следует забывать и о нуждах растений - для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов. Помимо пользы для растений эти элементы сложения вносят разнообразие в общую композицию. В любое время года «горка» должна смотреться эффектно не только за счет растений, но и благодаря красиво и естественно уложенным камням.

«Архитектурный рокарий» - тип художественного террасированного каменистого сада. Рокарий этого стиля является важной частью общего архитектурного замысла. Основа композиции - широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. Подняться на террасы и перейти с одной на другую можно по каменным лестницам. Центральная лестница ведет к входу в дом. Стенки сложены из обработанного природного камня. Блоки плотно пригнаны друг к другу, а для посадки растений оставлены специальные земляные «карманы», соединенные с грунтом террасы. Оформление плоскостей террас различно - это может быть рокарий плоского типа, миксбордер, бассейн или газон. На площадках террас обязательно высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойные растения. Важную роль играют каскадные и почвопокровные формы хвойных, ковровые травянистые растения. В земляные ниши и щели подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды: алиссумы, иберисы, колокольчики, полыни и им подобные. Современный архитектурный рокарий - чрезвычайно эффектный дизайнерский прием, элемент престижного сада.

«Ландшафтный рокарий» - стиль современного каменистого сада. Он не только соответствует новой эстетике и архитектуре, но, что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для произрастания. Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, щебнистых склонов, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения. Комбинация этих элементов и доминирование какого-либо из них в общей композиции зависят от особенностей рельефа местности и размеров сада. Удобнее всего строить такой рокарий рядом с естественным склоном. Под ним можно создать подобие каменистой равнины или горного луга, а сам склон оформить террасами, выходами скал, водным или сухим каскадом. Важно лишь соблюдать чувство меры и не перенасыщать композицию чрезмерно эффектными элементами: нагромождением скал, фонтанами и водопадами. Естественно, что такой сложный комбинированный каменистый сад можно создать лишь на достаточно большой площади. При отсутствии обширных площадок для строительства вполне можно ограничиться созданием лишь одного из элементов горного ландшафта в соответствии с рельефом выбранного участка.

«Террасированный склон» - наилучшее решение при наличии крутого склона. Такой рокарий представляет собой систему подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Камень, используемый для постройки, может быть любым. Тип сложения подпорных стенок - сухая кладка или кладка на раствор. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня - обрушившуюся скалу. Выбор растений и комбинаций посадки в таком саду весьма разнообразен. Один из возможных вариантов - сочетание высаженных на террасы карликовых древесных и каскадов спускающихся со стенок стелющихся видов.

«Скалы», «утес». Этот рокарий может быть частью сложного ландшафтного сада, но весьма эффектен и в качестве самостоятельной композиции. «Скалы» - отнюдь не нагромождение камней, а имитация природного выхода горных пород. Их следует создавать лишь при наличии крутого склона и очень крупных обработанных временем каменных глыб. Наиболее подходят вулканические породы, глыбы травертина и доломита. Совершенно не годятся скатанные ледником гранитные валуны. В настоящее время для облегчения работы нередко используют искусственные камни из пластмассы.

Строительство «скал» требует высочайшего художественного вкуса и профессионального мастерства. Принцип укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой, но трудозатраты при работе несравнимо выше. Посадочные места для растений (расщелины) создают в процессе строительства. Древесные формы высаживают в момент укладки. Ассортимент используемых растений весьма специфичен - это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: ампельные колокольчики, карликовые папоротники, седумы, полыни и т.п. Растения не должны доминировать в композиции и отвлекать внимание от камней - такой рокарий больше эффективным дизайнерским приемом, чем садом.

«Горный склон» - очень сложный ландшафтный сад, условно моделирующий альпийское высокогорье. Он представляет собой горную осыпь, закрепленную группами карликовых сосен. Легче всего разместить такой сад на крупном покатом склоне. Для создания композиции по всей площади склона группами и одиночно размещают (вкапывают) каменные глыбы, имитирующие скальные обломки. Возле них обязательно высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся хвойных иных видов, низкорослых рододендронов, вересков, эрик. Совершенно недопустимы вертикально растущие формы - колонновидные и пирамидальные.

Пространства, свободные от растений, заполняют разнокалиберным гранитным или, что еще лучше, состарившимся известняковым щебнем, что создает ассоциацию с горными осыпями. Рядом с группами древесных располагают «альпийские лужки» - небольшие куртинки низкорослых и почвопокровных растений. Для этого поверх щебня насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, семпервивумы, дриады, драбы и т.п. При правильном соблюдении пропорций и естественном размещении камней и осыпей такой рокарий должен напоминать высокогорное растительное сообщество. Стилистически эта разновидность рокария близка к саду «горная долина».

«Горная долина» - пейзажный (художественный) каменистый сад, создающий образ высокогорной долины. Такой рокарий не моделирует естественное растительное сообщество, а является чисто художественной композицией. Он может быть построен на протяженном покатом склоне, на участке с пологими холмами и на ровном месте. Создание рокария начинается с размещения камней. Пригодны лишь каменные глыбы и крупные валуны одного вида. Камни располагают одиночно и небольшими группами, избегая симметрии. Глыбы и валуны не должны сильно выделятся над поверхностью, их необходимо вкопать в землю, причем весьма значительно. Если используют скатанные ледником гранитные валуны, то их утапливают более чем на две трети, а то и почти полностью. При работе с глыбами, имеющими грани, их вкапывают на разном уровне плоскостью вверх, что позволяет создать впечатление уступов (имитация плоскогорья). Между группами камней и холмами прокладывают систему дорожек, разделяющих сад на зоны.

Дорожки, грунтовые или мощеные, не должны быть чрезмерно декоративными. В зонах, ограниченных дорожками, создают композиционные группы разной высотности. Возле камней высаживают древесные растения. Особо эффектно смотрятся карликовые сосны, колоновидные можжевельники и туи. Композицию дополняют стелющиеся хвойные растения, рододендроны и низкорослые красивоцветущие кустарники. Около древесных вполне уместна высадка групп весенних эфемероидов: сцилл, хионодокс, крокусов. Таким образом весь рокарий как бы состоит из самостоятельных, но связанных друг с другом композиций. Связующим звеном между высотными композициями могут стать группы вересков, эрик и низкорослых злаков. Общим фоном рокария служит грунт, покрытый мхом, мелкий щебень или рубленая кора. Особенно эффектно смотрятся обширные ковры из почвопокровных растений стелющихся флоксов, тимьянов, церастиумов, седумов и т.п.

«Альпийская лужайка» имитирует растительные сообщества альпийских высокогорий. Один из самых стильных, но наиболее трудный в исполнении тип ландшафтных садов. Как самостоятельная композиция практически невозможен, но как элемент может входить в композицию «каменистых горок», «горного склона» и «горной долины». Такой рокарий должен не только создавать впечатление альпийского лужка, расположившегося между камнями на горной осыпи, но и обеспечивать максимально комфортные условия для жизни растений. Ассортимент используемых видов очень специфичен и включает только дикие растения высокогорного альпийского пояса.

Типовыми видами, без которых создание подобного сада невозможно, считаются: низкорослые кустовые злаки, карликовые генцианы, эдельвейсы, ковровые камнеломки и минуарции, стелющиеся ивы, подушковидные драбы, миниатюрные ушковые примулы, пульсатилла весенняя и другие редкие и трудные в культуре растения. Для благоприятного роста им необходим небольшой хорошо дренированный и защищенный от палящего солнца участок - терраса «горки», площадка рядом с группой камней или под прикрытием горных сосен и можжевельников. В качестве грунта используется слой известкового щебня, перекрытый гумусным слоем, состоящим из суглинистой луговой земли с добавлением лиственного перегноя. Уход за таким участком очень сложен, так как горные виды в культуре разрастаются значительно активнее, чем в природе, и теряют характерный облик. Для содержания «коллекции редкостей» в должном виде необходимо поддерживать баланс между видами и препятствовать чрезмерному разрастанию злаков и почвопокровных форм.

«Лесной овраг», «ложбина» - тип ландшафтного каменистого сада, возможный лишь при наличии естественного понижения почвы. Склоны закрепляют надежно вкопанными камнями или методом террасирования. На краю «оврага» можно разместить «каменистую горку», что еще больше подчеркнет неровность рельефа. Выбор растений диктуется затененным расположением участка. Наиболее приемлемо сочетание кустовых и горизонтально растущих хвойных и теневыносливых лесных видов папоротников, актей, купен на фоне естественно разросшихся мхов. Эффектно выглядит «рокарий-овраг» лишь тогда, когда растения высажены не слишком густо, что позволяет рассмотреть каждый экземпляр или группу. «Изюминкой» такого сада может стать водопад-родник, бьющий на дне «оврага».

«Ущелье» - редко бывает самостоятельной композицией - обычно это один из элементов сложного (комбинированного) ландшафтного сада. «Ущелье» создают между склонами холмов. Стенки выкладывают методом сухой кладки. Желательно, чтобы их высота не была одинаковой, что способствует лучшему проникновению света, а при определенном расположении и разной степени освещенности склонов. Это позволяет садоводу использовать больший ассортимент растений для посадки. Наиболее эффектно в «ущелье» выглядят карликовые скальные виды, выносящие легкое затенение: миниатюрные папоротники, рамонды, хаберлеи, левизии.

«Каменистая гряда» - старинный, ныне почти забытый тип коллекционного рокария. Его назначение и устройство имеют лишь одну цель - создание наилучших условий для жизни высокогорных растений. Композиционное и художественное решения в «каменистой гряде» отсутствуют полностью. Для разной степени освещения склонов гряды располагают в разном положении относительно сторон света.

Грядам придают широкотрапециевидную или пирамидальную форму с откосами в 40 - 45°. Центр (сердцевину) составляет дренажная основа из гранитного или доломитового щебня.

Борта засыпают грунтом, закрепленным надежно уложенными камнями. Края фиксируют высоким паребриком. Несомненными достоинствами таких коллекционных цветников считаются удобство ухода и возможность использования различных по составу дренажных основ и земель на каждой из гряд, что позволяет содержать самые разнообразные миниатюрные растения.

«Стенка» чаще всего служит опорой склона или террасы - это один из самых распространенных элементов каменистых садов. Изолированно стоящая «стенка» используется либо как «каменистая гряда» для выращивания коллекции горных растений, либо как оригинальный дизайнерский прием в оформлении сада. Строится «стенка» из природного камня либо методом сухой кладки, либо укладкой камня на цементный или, что гораздо лучше, известковый раствор. В щели между кладкой, или в специально созданные земляные «карманы» высаживают скальные растения: карликовые папоротники, ампельные колокольчики, минуарции, алиссумы, драбы, семпервивумы. Очень эффектно смотрятся спускающиеся древесные. Их высаживают в период строительства по мере укладки очередного яруса. На краю террасы, поддерживаемой «стенкой», размещают несильно спускающиеся обриеты, полыни, седумы.

«Водный каскад», «горный ручей», - элементы ландшафтного рокария или самостоятельные художественные композиции. Бегущая между камней вода - эффектный, но при неуместном применении весьма коварный прием. Неверно выбранные пропорции и место расположения сделают абсурдной и нелепой всю композицию. Логично и естественно смотрится каскад водоемов с ручьем и водопадом только на склоне крупного рокария или при использовании особенностей рельефа местности. Очень важно, чтобы сооружение не было громоздким и не выглядело искусственным. Для создания каскада не подходят свежедобытые камни. Необходимо подыскать экземпляры естественных форм, желательно обработанные водой. Стенки бассейнов следует обмазать глиной, дно засыпать галькой, чтобы скрыть все следы их искусственного происхождения. По берегам естественно смотрятся растения прибрежной зоны: сибирские и японские ирисы, злаки, примулы, кальты, папоротники. Красиво выглядят ковровые виды, спускающиеся к воде, настоящие мхи. Не меньший эффект достигается при создании «сухого каскада». В этом случае роль воды играет крупный гравий или мощение гранитными окатышами.

«Болотце» - эффектный ландшафтный каменистый сад, созданный на переувлажненном участке. Интересна композиция холмистого сада, окружающего полузаросший прудик или «трясинное оконце». На болотистых участках для этого достаточно откопать грунт на небольшую глубину, на более сухих - необходимо устройство искусственного водоема. На края «болотца» насыпают грунт, придавая им форму невысоких холмов. В берег вокруг «трясины» или прудика необходимо вкопать скатанные ледником гранитные валуны. Камни должны быть не мелкими и разных размеров.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Каменистые сады или рокарии по стилю исполнения условно можно разделить на три вида:


  • ландшафтные — моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества;
  • художественные (пейзажные, фантазийные) — создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности;
  • коллекционные — построенные исключительно для выращивания растений.
Подобная классификация весьма условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев. Каждый дизайнер вправе самостоятельно создать свой стиль, опираясь лишь на свою фантазию и возможности. Наиболее сложный путь - искусственное максимально точное воспроизведение растительных популяций, соответствующих типу горной местности, - требует серьезных профессиональных знаний. Создатели художественных и фантазийных садов не связаны необходимостью соответствия искусственного пейзажа реально существующим ландшафтам, что дает больший простор для творчества, и рациональнее. На практике рокарий чаще всего является декоративным элементом украшения сада и лишь в редких случаях более или менее естественным природным уголком.

Основные виды рокариев:


  • Альпийская горка
  • Архитектурный рокарий
  • Ландшафтный рокарий
  • Скалы, утес
  • Горный склон
  • Горная долина
  • Лесной овраг, ложбина
  • Ущелье
  • Каменистая гряда
  • Водный каскад, горный ручей
  • Болотце
  • Комнатный каменистый сад
Выбирая стиль вашего сада необходимо опираться на имеющиеся объективные параметры, которыми являются рельеф, уровень залегания грунтовых вод и степень освещенности. Искусственно изменять их — занятие дорогое и сложное, гораздо разумнее и рациональнее использовать в планируемой ландшафтной композиции как имеющиеся их достоинства, так и недостатки.

Как правильно сориентироваться при выборе ландшафтного стиля:


  • если рокарий предполагается строить на солнечном дренированном участке с имеющимися неровностями рельефа, то его стиль может быть любым;
  • если участок переувлажнен, наиболее разумным будет создание подобия болотца или маленького прудика с выходом камня по их берегам и ассортиментом влаголюбивых растений: астильб, хост, ирисов, примул, камнеломок, калужницы и других;
  • для тенистого участка возможен любой стиль рокария в зависимости от рельефа, но ассортимент используемых растений будет разным. В таком саду желательна посадка лесных растений: папоротников, орхидей, трициртисов, смилацин, копытней, купен и т.д.
  • на плоском участке чрезвычайно трудно создать массивный высокий рокарий, гораздо уместнее выбрать стиль плоского или слегка возвышенного сада типа «горная долина», «высокогорный луг» или построить небольшую «горку»;
  • при наличии крутого склона можно создать террасированный сад или сложный комбинированный рокарий, имитирующий горный массив с выступами скал, террасами, каскадами и даже ручьем;
  • на заниженном участке наиболее рационален рокарий типа «овраг» или совмещение «оврага» с «каменистой горкой», что создает впечатление большей высоты.
— современная вариация знаменитой «альпийской горки». Может выглядеть как холм с искусно созданной беспорядочностью камней или как воспроизведенный фрагмент горного ландшафта. Является неотъемлемой частью общей композиции сада, поэтому обязательно должна быть связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом , изолирована от хозяйственных построек, огорода, пышных цветников. Настоящим достоинством «горки» должна являться естественность и пропорциональность - чем меньше ее размер, тем продуманнее должна быть ее композиция. Продумывая композиционные детали, нельзя забывать и о нуждах растений — для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов, тем более, что эти элементы сложения вносят разнообразие в общую композицию. В любое время года «горка» должна смотреться эффектно не только за счет растений, но и благодаря красиво и естественно уложенным камням.

Архитектурный рокарий — тип художественного террасированного каменистого сада, элемент престижного и сложноорганизованного сада, требующего высокого дизайнерского профессионализма. Основу его композиции составляют широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. Соединятся они каменными лестницами, центральная лестница всегда ведет к входу в дом. Стенки выполняют из обработанного природного камня, плотно пригнанного, а для посадки растений оставляют специальные земляные «карманы», соединенные с грунтом террасы. Оформлены плоскости террас могут быть по-разному, как рокарий плоского типа, миксбордер, бассейн или газон .
На террасах обязательно высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойные растения. Важное место отводится каскадным и почвопокровным формам хвойных, ковровым травянистым растениям. В земляных нишах и щелях подпорных стенок используют ампельные скальные виды: алиссумы, иберисы, колокольчики, полыни и им подобные.

Ландшафтный рокарий - стиль современного каменистого сада, который соответствует новой эстетике и архитектуре и обеспечивает растениям наилучшие условия для произрастания. Создание такого вида рокария возможно лишь на достаточно большом участке.
Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию имитацию элементов разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, щебнистых склонов, водных каскадов. Доминирование какого-либо элемента в общей композиции зависит от особенностей рельефа местности и размеров сада. Разумнее всего строить такой рокарий рядом с естественным склоном, сам склон оформить террасами, выходами скал, водным или сухим каскадом; а под ним создать подобие каменистой равнины или горного луга. Важно не перегрузить создаваемую композицию чрезмерно эффектными элементами: нагромождением скал, фонтанами и водопадами.

— если на вашем участке имеется природный крутой уклон, то его можно превратить в элегантное украшение территории. Из любого камня можно создать систему подпорных стен, для естественности они должны быть различной высоты и формы. Способ укладки этих стенок - сухая кладка или на раствор. В зависимости от вида использованного камня вы можете создать древние крепостные развалины или горную скалу. Подбор растений для такого сада дает простор воображению. Наиболее часто используют при посадке комбинацию из высаживаемых на террасу карликовых древесных и каскадов «стекающих» со стенок стелющихся видов растений.

Скалы, утес - этот рокарий может быть как частью сложного ландшафтного сада, так и самостоятельной композицией, имитирующей природный выход горных пород. Создается лишь при наличии крутого склона и очень крупных обработанных временем каменных глыб: вулканических пород, глыб травертина и доломита. Не пригодны в работе скатанные ледником гранитные валуны. Сегодня дизайнеры часто используют искусственные камни из пластмассы.
Создание этого рокария требует высочайшего художественного вкуса и профессионального мастерства. Хотя принцип укладки камня аналогичен сложению стенки сухой кладкой, трудозатраты при работе несравнимо выше. Посадочные места для растений создаются в виде расщелин в процессе строительства. Древесные формы высаживают в момент укладки. Подбор растений весьма специфичен — это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: ампельные колокольчики, карликовые папоротники, седумы, полыни и т.п. Растения здесь не должны доминировать и отвлекать внимание от камней — эта композиция является больше эффектным дизайнерским решением, чем собственно садом.

Горный склон - очень сложный тип ландшафтного сада, имитирующий альпийское высокогорье. Он оформляется как горная осыпь, закрепленная группами карликовых сосен. Разумнее всего разместить такой сад на участке с имеющимся крупным покатым склоном. На склоне создается композиция из размещаемых вкопанных группами и одиночно крупных камней, имитирующих скальные обломки. Рядом с ними обязательно высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся хвойных иных видов, низкорослых рододендронов, вересков, Эрик, абсолютно недопустимы вертикально растущие формы — колонновидные и пирамидальные. Рядом с группами древесных создают «альпийские лужки» — для этого поверх щебня насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, молодила, дриады, драбы и т.
Свободные пространства заполняют разнокалиберным гранитным или состарившимся известняковым щебнем, создавая ассоциацию с горными осыпями.
По своей стилистике эта разновидность рокария близка к саду «горная долина».

Горная долина — пейзажный каменистый сад, имитирующий образ высокогорной долины. Это не попытка воссоздать естественное растительное сообщество, а просто декоративная композиция. Такой рокарий может быть создан практически на любом достаточно ровном и протяженном месте.
Начинается работа с размещения камней. Для этого вида рокариев подходят лишь каменные глыбы и крупные валуны одного вида, которые необходимо достаточно глубоко вкопать в землю. Материал располагают в любом порядке, но избегая симметрии. Сад разделяется на сектора прокладкой сети дорожек, которые не следует делать излишне декоративными, чтобы не нарушить впечатление естественности. При создании растительной композиции необходимо выдерживать принцип разновысотности. В таком рокарии обычно высаживают карликовые сосны, колонновидные можжевельники и туи, которые дополняются стелющимися хвойными растениями, рододендронами и низкорослыми красивоцветущими кустарниками. Возле камней высаживают древесные растения. Около древесных возможна высадка групп весенних эфемероидов: сцилл, хионодокс, крокусов. Фоновым оттенком композиции выступает грунт, покрытый мхом, мелкий щебень или рубленая кора. Стиль такого рокария - гармоничное сочетание самостоятельных, но связанных друг с другом композиций.

- один из самых стильных и наиболее трудный в исполнении тип ландшафтных садов, воссоздающий растительное сообщество альпийских высокогорий.
Используется практически только как составной элемент композиции «каменистых горок», «горного склона» или «горной долины». Выбор используемых видов очень специфичен и включает только дикие растения высокогорного альпийского пояса: низкорослые кустовые злаки, карликовые горечавки, эдельвейсы, ковровые камнеломки и минуарции, стелющиеся ивы, подушковидные драбы, миниатюрные ушковые примулы, прострел весенний и другие редкие и трудные в культуре растения.
Для роста и нормального развития этим растениям необходим небольшой хорошо дренированный и защищенный от палящего солнца участок — терраса «горки», площадка рядом с группой камней или под прикрытием горных сосен и можжевельников. В качестве грунта используется слой известкового щебня, перекрытый гумусным слоем, состоящим из суглинистой луговой земли с добавлением лиственного перегноя. Уход за такой композицией очень трудоемок и состоит в регулярном поддержании гармоничного баланса между различными видами, так как горные виды в культуре разрастаются значительно активнее, чем в природе, и теряют характерный облик.

- тип каменистого сада, применяемый только при наличии естественного понижения почвы. Его склоны укрепляют надежно вкопанными камнями или методом террасирования. Выбор растений определен затененным расположением, обычно это сочетание кустовых и горизонтально растущих хвойных и теневыносливых лесных видов папоротников, актей, купен на фоне естественно разросшихся мхов. Растения должны быть посажены так, чтобы была хорошая видимость каждого экземпляра или их группы. На дне такого «оврага» очень эффектно создать родничок, что оживит всю композицию и придаст ей естественность и непринужденность.

Ущелье - обычно это один из элементов комбинированной ландшафтной композиции , который создается между склонами холмов. Сухой кладкой выкладываются стенки, как правило, различной высоты для лучшей и (или) разной степени освещенности склонов. Это дает возможность применения большего ассортимента растений. Наиболее эффектно в «ущелье» смотрятся карликовые скальные виды, выносящие легкое затенение: миниатюрные папоротники, рамонды, хаберлеи, левизии.

Каменистая гряда - старинный, почти неиспользуемый тип коллекционного рокария. Его цель — создание наилучших условий для жизни высокогорных растений. Композиционное и художественное решения здесь отсутствуют. Чтобы добиться разной освещенности склонов гряды располагают в по-разному относительно сторон света. Форму им придают широкотрапециевидную или пирамидальную с откосами в 40 — 45°. Центр выполняется из дренажной основы из гранитного или доломитового щебня, а бортики наполняют грунтом и выкладывают камнями. Обязательно необходимо края гряды закрепить высоким паребриком. Преимуществами таких цветников считаются несомненное удобство ухода и возможность применения различных по составу дренажных основ и земель на каждой из гряд, дающие простор для выращивания самых разнообразных миниатюрных растений.

- наиболее распространенный элемент каменистых садов, служащий опорой склона или террасы. Изолированная «стенка» - достаточно редкий и оригинальный дизайнерский прием в оформлении сада. Создается она из природного камня либо методом сухой кладки, либо укладкой камня на цементный или, даже предпочтительнее, известковый раствор. В кладке делаются щели или специально созданные земляные «карманы», куда высаживаются скальные растения: карликовые папоротники, ампельные колокольчики, минуарции, алиссумы, драбы, молодила. Здесь хорошо будут смотреться и спускающиеся древесные, высаживаемые в период сооружения рокария по мере укладки ярусов.

Водный каскад, горный ручей могут быть как элементами ландшафтного рокария, так и самостоятельными художественными композициями. Бегущая вода — эффектная и популярная, но при неумелом исполнении весьма коварная деталь вашего сада. Этот элемент гармонично вписывается только на склоне крупного рокария или при использовании особенностей естественного рельефа местности. В противном случае это может испортить впечатление от всей композиции сада.
Главная черта этого рокария - естественность и гармоничность. Лучше всего подобрать материал в естественной среде. Каскад великолепно смотрится из камней, обработанных водой в природе. Стенки бассейнов обрабатывают глиной, а дно засыпается галечником. Растительная композиция составляется из растений прибрежной зоны: сибирских и японских ирисов, примул, калужниц, папоротников, ковровых видов, настоящих мхов. Разновидностью этого рокария является «сухой каскад», в котором вместо воды используется крупный гравий или мощение гранитными окатышами.

Болотце — элемент ландшафтного украшения, который обычно создается на болотистых участках. В таких местах для организации такой композиции достаточно откопать грунт на небольшую глубину. По краям искусственного «болотца» насыпают грунт, придавая холмообразную форму. В берега вокруг обычно достаточно глубоко - порой на три четверти высоты - вкапывают гранитные валуны различных размеров. Камни располагают небольшими группами или одиночно, они должны как бы выступать из берегов, поддерживая их. Подход к «болотцу» оформляют специальной дорожкой или деревянными мостками. Своеобразной деталью украшения здесь могут выступать древесные коряги, перенесенные из настоящего болота.
Центр засаживают болотными растениями: белокрыльником (каллой болотной), вахтой трехлистной, злаками; по краям также высаживают только влаголюбивые растения, а более засухоустойчивые - между камнями на холмистые берега. Если вся композиция находится в тени, можно также использовать лесные растения: карликовые сорта ели обыкновенной и тсуги, вересковые (в том числе рододендроны), папоротники. Около солнечного «болотца» или прудика уместны будут растения прибрежной зоны и влажных лугов: узколистные ирисы, бруннеры, бузульники, валерианы, калужницы, дербенники, некоторые примулы, хосты, лилейники, фиалки и т.п.

— бордюр, рабатка, грядка, расположенная вдоль дорожки, на фоне газона или поверх подпорной стенки; представляет собой декоративный цветник, плотно засаженный садовыми растениями. При устройстве миксбордера вдоль дорожки камни - группами или одиночно - устойчиво вкапывают по всей длине цветника, чтобы они лишь немного возвышались над растениями, как бы утопая в них. Усилить эффектность этой детали можно чередуя группы камней с невысокими (20 — 40 см) террасами закрепленными плитами. Растения около камней высаживают небольшими группами или одиночно, а на площадках террас и у краев - низкорослыми группами или ковровыми пятнами, стекающими с террас и специально выползающими на плиты дорожки.
Устраивая миксбордер на террасе подпорной стенки, используют широкие глыбы или валуны, вкопанные в землю на половину своего объема, высокие камни здесь будут неуместны. Рассчитывая всю композицию из растений и камней следует обращать особое внимание на пропорции (высоту) стенки — чем крупнее стенка, тем мощнее должны быть высаживаемые растения и используемые камни. В таком варианте миксбордера применимы не только травянистые многолетники, высаженные группами, но и карликовые древесные пирамидальных, шаровидных и стелющихся форм. С краев террасы могут быть высажены спускающиеся почвопокровные растения. В этом рокарии используют посадку лишь диких или близких к ним садовых растений с красивой листвой и изящными цветками, особенно хороши здесь будут растения горных лугов. Непригодны к использованию все сильноразрастающиеся и сорные виды.

— наиболее изысканный и аристократичный рокарий, который не копирует традиционный «японский сад», но эстетически к нему очень близок. Стиль этой композиции - умеренность и гармония продуманных до мелочей деталей. Создание такой композиции требует серьезных навыков и наличие тонкого вкуса. Главная задача ее создателя - показать каждую деталь с наиболее выигрышной позиции и абсолютно скрыть ее в неблагоприятный для нее период времени.
Как правило, здесь не используются детали, нарочито определяющие чисто «японский стиль»: фонарики, мостики и сооружения из бамбука. Рельеф местности здесь не важен. Этот вид рокариев обычно создают на изолированных пространствах небольших участков, отгороженных от основной части сада стеной, стриженой изгородью или массивом деревьев и кустарников с плотной кроной.
Композицию из камней устраивают, передавая впечатление естественного скального обрушения, поэтому они должны быть замшелыми, покрытыми налетом и лишайниками. В этих рокариях, как нигде, особое внимание уделяется оформлению свободного пространства, ведь именно эти места будут создавать перспективу обзора. Ими могут быть естественные или искусственно созданные поверхности, покрытые мхом или декорированные галькой под «сухое русло». Может быть гармонично вписано в эту композицию водное пространство.
Ассортимент растений предполагает серьезный отбор. Здесь чрезвычайно важна возможность легкого формирования растения. Из древесных подходят для этой цели сосна обыкновенная и горная, карликовые сорта ели и рододендрона, магония, самшит. Из листопадных - мелколистные клены, некоторые виды ив, плакучих яблонь, японской айвы, мелколистного барбариса, миндаля, пятилисточника и подобных им видов. Растениям необходимо придавать только шаровидную, ярусно-горизонтальную или плакучую формы. Из травянистых используют лишь папоротники, узколистные ирисы и фоновые декоративно-лиственные растения, а при создании имитации мхов - ковровые седумы и мшанки.
В этом саду не должно быть особо ярких пятен, поэтому в нем не могут быть использованы яркоцветущие растения. В этой композиции главное место отводится спокойствию и плавности переходов цветов, способствующих уединению и созерцанию мира.

- тип популярного модульного цветника. Оригинальность его в том, что, несмотря на размер, его композиция полностью воспроизводит облик настоящего большого рокария, имеющего все, что может позволить себе фантазия его создателя, только в миниатюре. Размером определяется и возможность использования растений - это суперкарликовые сорта и медленнорастущие почвопокровные виды: драбы, камнеломки, седумы, молодила. Обязательный элемент такой композиции - туфовые камни, с высаженными на них растениями. Создаются эти композиции в местах, где есть возможность часто и легко насладиться ее прелестью, обычно рядом с домом: на террасе, на фоне газона или мощения.

Комнатный каменистый сад - это миниатюрный рокарий для дома. Содержат его на максимально освещенных местах. Организуют в обычной керамической посуде. Ассортимент используемых растений — это суккулентные виды: крассулы, гастерии, хавортии, пахифитумы, седумы, эхеверии, кактусы и многие другие. Такой садик требует внимания и тщательного ухода. Главное: хорошая освещенность и минимальный полив, чтобы сдерживать их рост. Летом при хорошем естественном освещении садик можно поливать несколько больше, а также проводить подкормку. Температурный режим большой роли не играет. При внимательном уходе и регулярном удалении чрезмерно разросшихся растений такие садики могут радовать долгие годы.

Человек в созидании садов всегда проигрывает Природе, т.к. может в своем творчестве только подражать ей.

Мода существует и в ландшафтном дизайне. Совсем недавно наличие альпийской горки в загородном саду считалось обязательным. Не всегда учитывалось, подходит ли альпийская горка стилю сада. Большое разочарование испытывают те, у кого альпинарий выглядит как инородный элемент. Такой сад выглядит разбалансированным, а значит, неуютным.

Правила дизайна требуют, чтобы глазу было, где отдохнуть. Таким объектом и должна стать альпийская горка.

Откуда пришла в российские сады мода на альпинарии? Интерес к альпийским горкам возник, скорее всего, как к новому необычному способу создания своего рода цветочных клумб с использованием камня.

В ХV-ХVI вв. правители европейских государств отправляли в большом количестве различные экспедиции по всему миру. Разные цели преследовались в этих порой нелегких путешествиях. Но, практически с каждой экспедицией отправлялись ботаники или биологи для изучения заморской флоры и фауны. Диковинные растения пытались доставить в Европу живыми. Одни из них представляли интерес как продукты питания, а другие - для украшения садов вельможных особ. Благодаря таким экспедициям создавались различные коллекции растений, в том числе и произрастающих в горных местностях. Ученые пытались повторить для горных растений условия содержания, сходные с природными условиями тех мест обитания, откуда они были привезены. Для каждой группы растений подбирался состав почвенных смесей, их местоположение в саду, воссоздавались в миниатюре горные ландшафты. Сочетание растений с камнем выглядело очень эффектным. Такие садовые композиции получили название «альпийские горки» по названию самых популярных в Европе гор.

В ХVIII-ХIХ вв. Англия, в силу своего исторического развития, природных и политических условий создала свой стиль в ландшафтном дизайне, который в последствие назвали пейзажным. Эти сады отличались от вычурных своей геометрией придворных садов Франции, Италии, Германии, Чехии живописностью древесно-кустарниковых групп, свободно размещенных на полянах и лужайках, различных видов водоемов. Высоко ценились и ценятся до сих пор ландшафтные дизайнеры, способные сохранить имеющуюся растительность и вписать молодые группы растений таким образом, чтобы «молодежь» не выглядела чужеродной. В таких садах часто встречаются представители природной флоры, водоемы естественных форм, извилистые дорожки, композиции с использованием природного камня.

Не нужно забывать, что каменистые сады были известны в Японии и Китае более трех тысячелетий. Такие сады носили больше философский смысл. Они создавались для побуждения человека любоваться и созерцать красоту объектов, созданных самой природой. Для европейцев такие сады показались экзотичными.

Современные альпийские горки - это все разнообразие каменистых садов. Создание альпийской горки сродни творчеству, основанному на знании предмета.

Участок со сложным рельефом - настоящая находка для дизайнера. Естественные перепады высот позволяют создать неповторимый облик данного объекта. Для этого нужно лишь подчеркнуть природную красоту местности и организовать пространство для комфортной жизни.

Разнообразие альпийских горок может быть столь велико, сколь велико количество их создателей. Кому-то захочется иметь у себя в саду знакомый с детства уголок луга, заросший разнотравьем и цветами, растущими вокруг камней-валунов. Кто-то воспроизведет фрагменты высокогорных лугов, горных ручьев, каменистых осыпей на скалах, увиденных в путешествиях. Кому-то понравилось фото горной местности в журнале. Коллекционеры растений - это отдельная история...

Специалисты нашей дизайн-студии, подбирая место для устройства альпийской горки, всегда учитывают то, что горка должна гармонично вписаться в окружающий ландшафт и хорошо просматриваться. Если эти условия не выполняются - от альпинария лучше отказаться.

Все альпинарии можно условно разбить на несколько типов: альпинарий или рокарий на плоскости, каменистая горка, подпорная стенка, альпинарий (рокарий) - терраса.

Между альпинарием и рокарием есть небольшое различие. Для создания альпинария большую часть площади отводят для посадки растений, а меньшую часть занимают камни. При создании рокария все наоборот - большую часть площади отводят для размещения камня, а меньшую часть занимают растения.

Приподнятая альпийская горка придает объемность равнинному саду.

На равнинном участке альпийскую горку есть смысл создавать, если ее размер будет не меньше, чем 1,5 м х 2,5 м. Зачастую площадь альпинария может составлять до нескольких сотен метров. Высота альпийской горки варьирует от 1 м до 3 м. Выбирая размер альпинария, нужно соотносить его с размерами участка.

Красиво смотрится горка в обрамлении газона подальше от ярких клумб. В газоне можно поместить красивые по фактуре крупные камни, окруженные невысокими растениями. Декоративность альпинария повышают наличие хвойных растений.

Интересна композиция из нескольких горок, расположенных в разных уголках сада. Такая композиция должна выглядеть естественно, природно.

Подчеркивают красоту горки живописные кустарниково-древесные однотонные декоративные группы, высаженные для фона. При подборе места посадки и ассортимента растений для фона, нужно учитывать, что при разрастании деревья могут полностью затенить всю горку, а мощные корни могут повредить ее и подавить альпийские растения.

Еще более интересными смотрятся альпийские горки, созданные на склонах. Чаще всего, на таких склонах проводят работы по террасированию с целью создания площадок шириной от 30 см до 200 см. По оформлению все террасы должны сочетаться между собой. Для удобства обслуживания такой горки хорошо вписать стилизованные ступени из камня. Для растений лучше всего подходят горки, построенные на восточном, юго-восточном, юго-западном склоне. На южном склоне летом жарко и сухо. Для этого склона подходят засухоустойчивые растения, ассортимент которых невелик.

Подпорные стенки могут отделять террасы альпинария друг от друга или подчеркивать перепады высот на участке. Прежде чем возводить подпорную стенку, под ней необходимо сделать фундамент около 40 см.

Интересны известняковый туф, травертин. В полостях этих камней можно высаживать альпийские растения, а также создавать мини-альпинарии.

Важнейшим строительным элементом для создания альпийских садов является природный камень. Нужно помнить, что камни должны быть однородными. Рекомендую выбирать камни скальных пород, поверхность которых обработали ветер и осадки. Для строительства альпинария используют известняк, гранит, сланец, песчаник, туф и др. Желательно отбирать камни весом от 20 кг и тяжелее. Чем больше по размеру горка, тем больше нужно крупных камней. Именно они создают горный колорит.

Подходящие камни можно найти на дне и по берегам ручьев, рек. Очень ценны лесные камни-валуны, покрытые мхами и лишайниками.

После того как выбран тип альпийской горки, ее площадь, местоположение в саду, подобрана порода камня, определен ассортимент растений, нужно составить схему будущей горки.

Строительство горки начинают с определения ее контуров. После снятия дернины на 15 см необходимо сделать дренажную основу из любых негниющих материалов. В качестве дренажа можно использовать мелкие камни, щебень, битый и целый кирпич, гравий и т.д. Считаю недопустимой ошибкой в основу альпийской горки закладывать пни и другие растительные остатки. Рано или поздно растительные остатки сгниют, появятся провалы в грунте и обвалы альпинария. После чего, возможно, переделка горки будет стоить дороже, чем первоначальное ее строительство.

Рельеф горки создается с помощью земельно-песчаной смеси. Камни укладывают на горке снизу вверх. Первыми на дренаж расставляют крупные камни таким образом, чтобы над поверхностью земли камни выходили не более, чем наполовину. Между камнями, находящимися рядом, засыпают землю.

Как проверить безопасность укладки камня? После правильного строительства альпийской горки на любой уложенный камень можно становиться, не волнуясь, что он будет качаться под вами.

Последний слой горки состоит из питательной земляной смеси состоящей из 2 частей садовой земли, 2 частей листового перегноя, 2 частей торфа, 1 части крупного речного песка. Толщина этого слоя зависит от того, какая корневая система и требования к влажности почвы у растений, которые будут посажены на горке.

Для некоторых видов растений бывает нужна менее плодородная почва. Если таких растений меньшинство, в созданных для их произрастания «карманах», засыпается подходящая для них почва.

Специальные «карманы» можно создавать и в подпорных стенках. Высаженные в таких «карманах» растения очень оживляют монотонность каменной кладки.

Украшают альпийскую горку созданные у ее подножия водоемы, сбегающие с каменных высот ручьи, каскады, уместны сухие русла, гроты.

Строительство горки закончено. Но растения можно будет высаживать только после того, как горка осядет. После строительства горку нужно поливать с помощью дождевальных насадок. Обычно горка оседает на ¼ первоначальной высоты. По мере оседания грунт добавляется. Если горка построена весной, посадки лучше производить осенью.

Пришло время высаживать растения. Перед этим выпалываются все сорняки. Растения высаживают весной, в апреле, или осенью, в первой половине сентября. Контейнерные растения можно высаживать в течение всего лета. Посадку растений начинают с верхней части горки. Первыми высаживают крупные растения. Они, как правило, являются центрами композиций, расположенных вокруг крупных камней. Обязательное условие для посадки - влажная почва. После посадки растения поливают несколько дней, чередуя полив с легким рыхлением почвы.

При посадке растений учитываются экологические условия их произрастания - требования к свету и влажности почвы. Обычно на верхних ярусах высаживаются засухоустойчивые виды, хорошо переносящие прямые солнечные лучи летом и морозы зимой. На нижних ярусах высаживаются влаголюбивые растения. Не нужно увлекаться большим количеством видов растений.

Классический ассортимент альпинария включают в себя низкорослые, стелющиеся, почвопокровные многолетники и полукустарники, такие как: седум (очиток), гвоздика травянка, тимьян, эдельвейс, камнеломка дернистая, колокольчик скученный, кореопсис мутовчатый, котовник, смолка, армерия, резуха кавказская, манжетка, молочай кипарисовый, колокольчик карпатский, черноголовка крупноцветковая, солнцецвет монетчатый, лиатрис колосистый, молочай многоцветный, злаковые, молодило, седум белый, флокс шиловидный, ясколка, герани, мыльнянка, луки, маки, золотарник, бурачок скальный, лапчатка. Среди зелени растений каменистой горки на солнце выделяются растения с серебристой листвой, такие как чистец войлочный, полынь Шмидта «Нана», овсяница сизая. Хорошо в альпийских горках смотрятся наши дикие растения, подходящие по габитусу.

Почвопокровные растения очень красивы. Их спокойные заросли действуют успокаивающе. Цветение многих из них очень яркое. Они являются прекрасным фоном для луковичных растений.

Продлить цветение на альпийской горке можно с помощью однолетних цветов. Для этого прекрасно подходят: эшшольция, вербена, виола мелкоцветковая, агератум, портулак, флокс однолетний, алиссум, иберис.

Могу посоветовать растения для северных склонов, для затененных участков: астильба японская, бадан, бруннера, водосбор, купена, медуница, хоста, печеночница.

В альпинариях очень хорошо смотрятся различные виды сосен горных, можжевельник казацкий, можжевельники горизонтальные, туи различных форм, барбарисы, хеномелес японский, лапчатки, низкорослые формы спирей, ива ползучая карликовая.

После того как приживутся растения, землю засыпают слоем гальки или декоративного щебня.

Не забывайте о последующем уходе за растениями. Летом, в засуху нужно дополнительно поливать горку. Осенью убирать попавшую на альпинарий листву. На зиму укрыть теплоизолирующим материалом растения, чувствительные к морозам. Ранней весной снять укрытие с растений, припорошить почву вокруг растений земляной смесью. И, конечно же, сразу после цветения срезать неопрятные соцветия.

Я рассказала о классических альпийских горках. Кроме классики сейчас создаются и авангардные альпийские горки. Сколько людей, столько вкусов.