Предприятия танковой промышленности. Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения

В Волгограде ликвидируется очередное крупное предприятие – тракторный завод. Производственные мощности будут вывезены в другой город, а площади, занимаемые сегодня цехами завода, отдадут под жилищную застройку.

О том, что ООО «Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"» фактически отдается банку ВЭБ за долги, заявил гендиректор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин . Цена этого актива оценивается в четыре миллиарда рублей. По его словам, которые цитирует федеральная пресса, процесс перемещения производственных мощностей ВгТЗ займет около двух лет. В успехе возможной застройки освобождаемой территории господин Болотин не сомневается, подчеркнув, что место для строительства очень хорошее. Он также отметил, что в настоящий момент концерн «Тракторные заводы» ведет переговоры с рядом девелоперских компаний.

Экс-вице-губернатор и бывший председатель совета директоров Волгоградского тракторного завода Владимир Кабанов назвал эту новость ударом «под дых» для всех волгоградцев. Он заявил, что склонен возлагать ответственность за гибель предприятия на федеральный центр, обвинив Москву в безразличии к Волгограду.

«Превращение ВгТЗ в убыточный актив произошло во многом из-за того, что производимые предприятием гусеничные пахотные трактора не выдерживают конкуренции с колесниками, которые, в отличие от гусеничных, могут использоваться круглогодично, и спектр их применения не ограничивается одной только пахотой, – отметил господин Кабанов. – Что же касается военного производства, то мы вполне могли рассчитывать на то, что новые разработки в этой области, вроде противотанковой самоходной пушки «Спрут», бронетранспортера «Ракушки» и так далее, которые начинались и велись здесь, останутся производиться у нас в Волгограде. Однако сейчас, как я понимаю, военное производство переносится в Курган.

Я думаю, что отношение федерального центра к нашему городу должно быть совершенно иным. Вплоть до 80-х годов прошлого века громкие слова об особой роли Волгограда подкреплялись наличием лучшего транспорта и определенным снабжением. И все это делало правительство СССР. Сегодня жизнь немного другая, но разве можно на Сталинграде ставить крест? Посмотрите, что творится с городом. Посмотрите на наши дороги. Закрыт «Химпром», северный район города превращается в крупный рынок, больше серьезных производств там не осталось. Дзержинский район: завод буровой техники, заводы «Ахтуба» и «Аврора» – они тоже превращаются непонятно во что. Закрытие крупных производств становится для Волгограда плохой традицией».

Экс-депутат Волгоградской областной думы Олег Болотин в свою очередь убежден, что потерю очередного завода должны записать себе в «актив» региональные власти.

«При той экономической политике, которую проводит администрация области, уничтожение промышленных предприятий входит в систему, – считает он. – Если оценивать заслуги региональной власти, то один Максюта предпринимал попытки, и довольно удачные, сохранения своего родного завода – судоверфи, однако, на мой взгляд, этим его действия по защите промышленности и ограничились. Если говорить о его преемниках, то политика Бровко и особенно Боженова никоим образом не способствовала сохранению промышленности. Тот же тракторный завод не попал ни в одну федеральную программу.

Нынешний губернатор, на мой взгляд, не отличается в этом вопросе от своих предшественников. Поэтому судьба тракторного завода во многом представляется закономерной.

Винить федеральный центр я бы не стал, потому что регионы, несмотря на общую политику правительства России, развиваются по-разному. Где-то промышленность сохраняется и развивается, а где-то, в таких регионах, как наш, уничтожается. «Химпром», я считаю, был разворован и добит с молчаливого согласия губернатора. Политика концерна «Тракторные заводы» в отношении ВгТЗ, на мой взгляд, проводилась в духе либеральных хозяев: высосать и выбросить, а потом выгодно воспользоваться освобожденной землей. Как бы то ни было, на совести нового посланника Кремля, я считаю, уже два уничтоженных завода. Не слишком ли резвое начало?»

Точку зрения о недостаточности усилий областных властей по спасению волгоградских предприятий разделяет и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской областной думы Владимир Попов .

«Если из Волгограда уходит серьезная промышленность, значит, «неладно что-то в Датском королевстве», – отмечает господин Попов. – «Химпром», гипсовый, тракторный, на очереди завод буровой техники. Складывается впечатление, что областные власти не только не справляются с задачей привлечения инвесторов, но и оказываются не в силе сохранить даже тех, что были. Инвесторы предпочитают идти туда, где им наиболее комфортно, где им предлагают лучшие условия. То есть в данном случае не в Волгоград, а из Волгограда. И тревожит не только то, что вырисовывается негативная тенденция в плане закрытия все новых и новых предприятий, но и принципиальное нежелание власти обсуждать что бы то ни было. Приемов губернатор не ведет, с депутатами, я так понимаю, тоже не встречается. А область продолжает тем временем погружаться в трясину».

Из истории:

В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.

17 июня 1930 года - с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с.

В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) с двигателем мощностью 52-56 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой - «Гран-При». К 17 июня 1940 года - 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) - более половины тракторного парка страны - сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.

В 1939 году И.П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию.

В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотряна разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 - ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.

До Т-34 завод производил КВ-1, затем выпуск этих танков шёл какое-то время параллельно, и только после освобождения Сталинграда завод производил только Т-34.

Это КВ-1 Найденный под Ленинградом в пос. Карбусель. Он восстановлен и находится в Музее обороны Ленинграда. Изготовлен на СТЗ в августе 1941 года.

И от меня

Завод действительно легендарный. Поговаривали, что Катаев писал свой роман "Время вперёд!" не только побывав на Магнитке, но и здесь, в степях Сталинграда, когда разворачивалась стройка Тракторного завода. Может и байка, но это был первый крупный завод здесь, построенный уже Советской властью. Баррикады и "Красный Октябрь" это ещё Царицынские заводы. Завод был одним из градообразующих предприятий.

На заводе было много молодых и здесь была создана первая футбольная команда, которая выиграла городское первенство и стала представлять весь город. Называлась она незамысловаито "Трактор", но напор у неё такой и был. После войны комманду восстановили, и она первая вывела город в высшую лигу. Благодаря ей был построен Центральный стадион, который называли "Малые Лужники". Позже, Тракторный стал терять вес, я не знаю всех причин, но на конкурирующих "Баррикадах" оборонка пошла в гору и городскую футбольную команду отдали на баланс другого завода и стала она называться "Ротор", который успешно вывалился из высшей лиги.

И тем не менее, сам Тракторный и Тракторозаводской район играли в городе не последнюю роль. Сама я правда выросла на границе Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов, куда и входил и входит завод Баррикады, так что оба района знаю очень хорошо и Тракторный пожалуй лучше.

Опубликовав эту информацию я прочла, что закрытию и сносу подлежит не весь завод, а какая-то часть, старая, построенная ещё в 30-е года прошлого века. Не знаю, так ли это, но проезжая мимо Тракторного завода, я вижу что разваливаются и превращаются в руины как раз новые цеха, которые были построены перед перед развалом СССР. Т.е. отстроив их завод так и не начал расширяться и здания пришли в негодность. В любом случае, завод переживший трудности первых лет Советской Власти, Великую Отечественную, не пережил современного капиталистического времени. Если что и останется, то как и от многих заводов нашего города, лишь треть или четверть, по типу небольшого ООО, или ЗАО, и играть большой роли они уже не будут. О людях беспокоится нечего глобальные сокращения прошли давно и научный корпус, отстроенный рядом с прходными и заводоуправлением давно отдан в аренду под офисы. Думаю, что и многие цеха тоже давно пусты, а оборудование демонтировано. Хотя ещё в прошлом году была информация о получении Тракторным заводом новых заказов от Оборонного ведомства, однако нынешняя информация новей.

На месте стадиона Трактор давным давно вырос огромный рынок, который строится перестраивается, теперь есть информация, что на месте снесённых цехов тоже будет построен большущий супермаркет "Икея". Кстати, один, на месте как раз научно-испытательного участка, закрытого и снесённого ещё лет 10 назад, уже есть, супермакет "Диамант". Кстати и остановку чаще стали называть не пл. им. Джержинского, а Магазин Диамант. Вот так и продаём помаленьку: сначала идею, потом завод, а дальше? Страну?

Потом удивляемся происходящему на Украине....


Этот вид оружия прочно ассоциируется с Австралией. Но намного раньше бумерангом пользовались народы Европы, самые древние находки были сделаны именно там. Древнейший экземпляр - 30000-летний бумеранг из мамонтового бивня - нашли в польских Карпатах. Древнейшие же австралийские находки бумерангов имеют возраст 10 000 лет.

Европейцы довольно долго использовали бумеранг - до первых веков нашей эры. Кельты называли его «летящий клубок», древние греки - «зайцебойка». Бумеранги были распространены среди народов всех континентов. Коллекция бумерангов была найдена даже в .

Почему же сейчас бумеранг ассоциируется только с Австралией? С ним произошла примерно та же история, что и с папирусом, на котором в древности писали по всему Средиземноморью, но дошли до нас (благодаря особому климату) только египетские папирусы. Так и бумеранг: в других местах его еще в древние времена сменили лук и стрелы. А австралийские аборигены так и не доэволюционировали до более продвинутого вида оружия, и, когда европейцы уже с пушками и ружьями прибыли в Австралию, местные жители по-прежнему охотились и воевали, вооружившись бумерангом.

Московский Кремль из Италии


Когда в иностранных фильмах (особенно времен холодной войны) хотят показать, что действие происходит в России, обязательно показывают Кремль и храм Василия Блаженного - это символы России, узнаваемые во всем мире.

Если относительно одного из этих символов - собора Василия Блаженного - пока точно не установлено авторство итальянских архитекторов, то Кремль совершенно определенно был возведен итальянцами, во множестве приглашенными московским великим князем Иваном III. Самым знаменитым из «фрязинов» (как тогда на Руси называли итальянцев) был Аристотель Фьораванти.

Княжеский дворец в Кремле был выполнен во вполне ренессансном стиле. , которые мы видим сегодня, строились с 1485 по 1516 год командой зодчих-муролей (от итальянского mura - стена) из Италии, в основном из Милана. Поэтому Московский Кремль имел такое сильное сходство с миланским замком Сфорца. Само слово «кремль» - итальянского происхождения, от «кремальера» («зубец»). Кстати, характерные кремлевские крепостные зубцы «ласточкин хвост» - отзвук борьбы в Италии между гвельфами и гибеллинами: именно зубцы крепостей гибеллинов имели форму ласточкина хвоста. Если бы среди итальянских зодчих в Москве оказалось больше сторонников гвельфов, то Кремль был бы с обычными прямоугольными зубцами.

Помимо стен и башен итальянцы возвели знаменитые дворцы и церкви внутри Кремля: Успенский собор, колокольню Ивана Великого, Грановитую палату, старый Большой Кремлевский дворец, Архангельский собор, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и многое другое. Следующее поколение итальянских муролей построило укрепления Китай-города уже с учетом возросшей мощи огнестрельного оружия: его стены были толще и ниже кремлевских.

Французское шампанское родом из Британии

Шампанское наряду с Эйфелевой башней является самым узнаваемым символом Франции. И, конечно, у французов есть легенда, согласно которой это игристое вино из Шампани изобрел в 1697 году их соотечественник - бенедиктинский монах Пьер Периньон.

Но ирония состоит в том, что Периньон как раз боролся с образованием пузырьков в вине: создававшееся газом давление разрывало бутылки, производя разрушения в винных подвалах. Но даже пузырьки в уцелевших бутылках французы в те времена считали досадным недостатком.

А вот англичане как раз оценили пузырьки в вине. И первым, кто описал метод шампанизации, был английский врач и ученый Кристофер Меррет - в 1662 году. А еще раньше, в начале XVII века, другой англичанин, Роберт Мансел, наладил производство крепких бутылок, выдерживавших давление газа. В результате британские виноделы начали производить игристое вино почти за век до того, как Пьер Периньон якобы впервые представил публике изобретенное им шампанское.

Впрочем, нельзя сказать, что Периньон вовсе не имеет отношения к шампанскому: когда этот напиток явно стал пользоваться международным успехом, ученый монах сделал несколько улучшений в процессе производства - в частности, стал закрывать бутылки с шампанским пробкой из коры пробкового дуба и фиксировать ее проволочным воротником.

Что интересно, в Шампани игристое вино вытеснило вино традиционное лишь к середине XIX века.

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро из Франции

Монумент Христа Искупителя возвышается над Рио-де-Жанейро и по праву считается символом города, а то и всей Бразилии. Более того, он избран одним из новых семи чудес света.

Но, как и статуя Свободы в Нью-Йорке, скульптура Христа Искупителя была создана во Франции. В 1921 году власти Рио-де-Жанейро, тогдашней столицы Бразилии, решили создать гигантский монумент к 100-летнему юбилею независимости Бразилии (1822). В итоге строительство затянулось до 1931 года. В самой Бразилии попросту не было технологических мощностей для воплощения столь амбициозного проекта (высота статуи - 38 метров, размах рук - 28 метров, вес - 1145 тонн). Поэтому все детали скульптуры, включая каркас, изготавливались во Франции, а потом в разобранном виде доставлялись в Бразилию. Голову и руки создавали француз польского происхождения Поль Ландовски и румын Георге Леонида.

Поскольку монумент является самым высоким в Рио-де-Жанейро, в него несколько раз в год ударяют молнии.


Сталинградский тракторный завод родом из США


Вопреки советским историческим штампам о молодом Советском государстве, окруженном кольцом врагов-буржуев, и о сталинской индустриализации, проведенной собственными силами, реальность была радикально иной. «Кольцо врагов» было придумано большевиками для внутреннего пользования (реальность была далеко не такой однородной), а индустриализация была проведена даже не при помощи Запада, а, скажем так, совместными усилиями западных специалистов (в основном американцев) и советских рабочих (в массе неквалифицированных).

Если известные гиганты социалистических строек были возведены при помощи западных специалистов (ГАЗ, АЗЛК, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Челябинский тракторный завод и сотни других предприятий), то Сталинградский тракторный завод (СТЗ), один из символов битвы за Сталинград, был вовсе построен в США.

Проектирование СТЗ осуществляла американская фирма Albert Kahn Inc. знаменитого архитектора Альберта Кана (кстати, только одна эта компания спроектировала для СССР 571 предприятие). Проект был выполнен в кратчайшие сроки, с учетом всех пожеланий советской стороны. Например, создание завода двойного назначения, гражданского (тракторы) и военного (), - американцы свои фабрики так не строили.

Затем в 1930 году завод был сооружен в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Станки тоже были западные: в оборудовании завода участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Запускали завод и обслуживали его на первых порах 370 американских специалистов.

СТАЛИНГРАД, СТАЛИНГРАД

Для пуска Сталинградского тракторного завода, построенного по проекту американской фирмы "Альберт Кан инкорпорейтед" и оснащённого американскими же оборудованием, были завербованы специалисты из Детройта. Там на Конгресс-стрит было открыто представительство Тракторостроя по вербовке желающих поехать в Сталинград. Координировал на завершающем этапе всю работу по заказу оборудования и найму людей первый директор СТЗ В.И.Иванов, который посетил одного из самых крупных промышленников САСШ Генри Форда и заручился согласием на вербовку трехсот его работников.

Весной 1930 года группы американцев стали прибывать на СТЗ, некоторые были с семьями. Разместились они в новых домах Нижнего поселка завода. Комнаты были обставлены мебелью. Имелись для иностранцев ресторан, магазин Инснаба, врачебный пункт. Американцам, как гостям, было уделено максимум внимания на производстве и в быту: несколько облегченный режим работы, лекции, концерты, кино, танцы под джаз. Выпускалось к газете "Даешь трактор!" приложение на английском языке "Искра индустрии". Рабкорами были сами американцы.

Так обосновалась у нас самая многолюдная, в 370 человек, самая большая в СССР американская колония. Для разрешения многочисленных вопросов, неминуемо возникающих в чужой для них стране, и для связи с администрацией завода тайным голосованием были выбраны председатель и секретарь, которые руководили всей жизнью колонии. Переводами занимались около семидесяти двадцатилетних девушек. Большинство из них не имело достаточных знаний в области техники, производственной технологии и достаточных навыков в разговорной речи, поэтому вначале было много смешных промахов в работе переводчиц. Был случай, когда из-за неправильного перевода в литейном цехе получился непоправимый брак. Пришлось переводчицам срочно осваивать техническую терминологию. Вскоре оказалось, что и в таком сугубо бытовом деле, как прием пищи, без переводчиц не обойтись. Трижды и более раз в день американцы собирались в своем ресторане. Постоянные недоразумения и даже столкновения с обслуживающим персоналом, который совершенно не понимал иностранцев, а те, в свою очередь, не понимали персонал, привели однажды к неприятному инцидент у: один из американцев выплеснул прямо в лицо нашему официанту тарелку горячего супа. После этого случая переводчицам было предложено питаться вместе с иностранцами, переводить и следить за порядком в ресторане.

Американцев условно можно было поделить на три категории людей:

1.К самой большой по численности принадлежали высококвалифицированные специалисты. Они сами работали на совесть и честно передавали свой опыт и знания советским рабочим. За отличный труд американцы Сваджан и Хоней были награждены орденами Ленина. Хороших специалистов из числа иностранцев назначали начальниками цехов, мастерами. Из числа ударников в январе 1931 года кандидатами в депутаты и депутатами были избраны в городской Совет три, а в районный - семь американцев. Одному кандидату дали отвод за то, что в своем хозяйстве он имел наемных рабочих, т.е. был по тем понятиям эксплуататором. Вступали американцы и в коммунистическую партию, в том числе и американцы русского происхождения.

2.Ко второй, значительно меньшей по численности, категории относились американцы, добросовестно выполнявшие свои обязанности по контракту. Они считали, что обязаны честно работать за получаемую в долларах зарплату. Но тем, что в СССР называлось общественной работой, они не занимались, не высказывались по производственным и общественно-политическим вопросам.

3.К самой малочисленной категории относились те американцы, с которыми за прогулы и пьянки пришлось досрочно расторгнуть контракты и которые с плохими характеристиками были отправлены назад в САСШ. Двое американцев за расовую выходку по отншению к специалисту - негру по национальности были осуждены к высылке из СССР.

Как не была однородна иностранная колония по национальному признаку (были здесь выходцы из Германии, Швеции, Италии и даже с острова Ямайка), так не была однородна и по убеждениям среди колонистов. Уже в мае-июне 1930 года был создан Американский комитет. В него входили антисоветски настроенные американцы. Они и не собирались помогать пустить завод и распускали слухи среди русских рабочих о том, что затея с заводом обязательно провалится. Члены Американского комитета устраивали забастовки, если, к примеру, в магазине Инснаба не было каких-либо продуктов или сигарет. Противоположной по своей направленности была организавция КультТехПомощь СССР. Её члены сознательно помогали советским людям в освоении новейшего оборудования и призывали остальных американцев помочь быстрее пустить конвейер СТЗ. Именно таких американцев уже 17 июня, в день пуска завода, администрация наградила почётными грамотами и ценными подарками. Американский комитет ненавидел членов КТП СССР и часто устраивал с ними драки. но так, чтобы советские люди не видели этой вражды.

Год работы американцев на СТЗ прошел быстро. Им надо было уезжать домой. Дирекция завода решила продлить контракты с небольшой группой специалистов ещё на год. Цехи подавали заявки, отбирая самых лучших и нужных специалистов. Переговоры с американцами начались. По этому поводу в американской колонии началось сильное волнение, сменившееся тревожным ожиданием. Домой никому не хотелось - там безработица. Поэтому соглашались работать уже не за валюту, а за рубли. Одного за другим вызывали к директору завода американцев,заявленных цехами. Они входили в кабинет с плохо скрываемым волнением. Выходя из кабинета директора, эти счастливчики, как их называли свои же земляки, вновь обретали свой важный вид. Для них всё обошлось благополучно, ещё год работы был обеспечен. Для остальных иностранцев Иностранный отдел завода спешно готовил расчёт. визы, характеристики.

Настал день отъезда. Американски ресторан был заполнен людьми. В президиуме - представители дирекции, партийной и профсоюзной организаций, лучшие работники из американцев. Каждому хотелось на прощание сказать хоть пару слов. Американцы благодарили русских, русские в ответ выражали свою признательность американцам. Некоторые специалисты своими фирмами были направлены на строительство Харьковского и Челябинского тракторных заводов. Уехавшие в США писали письма на завод с просьбой позволить ещё раз приехать на СТЗ. Несколько американцев, приняв советское гражданство, навсегда остались в нашей стране.

17 июня 1930 года — с конвейера Сталинградского тракторного завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 (также именовавшийся СТЗ-15/30). Прототипом трактора стал американец Mc Cormic International 15/30.
Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.



Трактор СТЗ-1

В 1937 году завод перешел на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-3 был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (более половины тракторного парка страны) сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
Невероятные, по сегодняшним меркам, масштабы!


Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), ГДР 1950 год

Кстати, интересный факт - наши трактора оценил и противник.
За каждый работоспособный трофейный трактор солдат вермахта мог получить недельный отпуск и даже Железный крест.

1 января 1942 года Сталинградский танковый завод был гигантом, располагавшим 2968 металлорежущими станками, на котором трудились 15464 рабочих и служащих.
Зимой 1941/1942 годов он стал основным производителем Т-34 в СССР, пока завод № 183 боролся с последствиями эвакуации. В 1941 году завод произвел 1256 танков, а в 1942 - 2520. Директором завода с сентября по ноябрь 1941 года был А. А. Горегляд, а с ноября 1941 года до гибели завода - К. А. Задорожный.
Организованную эвакуацию завода произвести не удалось. Значительная часть рабочих погибла в боях за Сталинград.
После войны Сталинградский тракторный завод был полностью восстановлен.

В постперестроечные годы гигант был приватизирован и переименован в ОАО «Волгоградский тракторный завод».

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) был разделен на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».
В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ».

З.Ы.
К слову, к 85-летию, над заводом снова нависла угроза уничтожения: то что не удалось сделать фашистским захватчикам 70 лет назад, сегодня может сделать шведская компания ИКЕА, которая собралась строить свой очередной магазин на месте Волгоградского тракторного завода.
История? Священное место? Не, не слышали (с).
Главный довод комерсов - будущая коммерческая успешность и хорошая «проходимость».
Администрация города не против, а вот жителей Волгограда никто некто не спрашивает. Ветраны уже даже петиции пишут .


IKEA вообще, как выясняется, "любит" исторические места.
Если проанализировать места для постройки их супермаркетов - может сложиться впечатление, что корпорация старательно выбирает площадки для строительства своих магазинов, связанные именно с исторической памятью .
В интернете есть упоминания о скандалах, когда во время строительства первого магазина в Химках, IKEA пыталась перенести знаменитые противотанковые «Ежи» - памятник защитникам Москвы. Также IKEA намеревалась открыть магазин рядом с Федеральным мемориальным кладбищем-пантеоном в Мытищах. Также напомним о желании IKEA построить магазин на Поклонной горе. Все это выглядит как заранее спланированные акции.


Кстати, основателем ИКЕА, является

Так что я тут не первооткрыватель. Помню, как я был сильно поражен после прочтения его поста, и конечно же, включил поход по Соцгородку в свои сталинградские планы. Только я расширил ареал похода и приезжал на эти места дважды, так как в первый раз, 23 августа, меня застиг там сильный ливень, прямо в середине похода, и пришлось эвакуироваться. Потом приехал на следующий день, 24 августа, после осмотра «Баррикад», «острова Людникова» и «Красного Октября», и побродил ещё. Поэтому и снимки будут разные – одни солнечные, утренние, а другие пасмурные, послеобеденные.

Район этот уникальный: соцгород с индивидуальными квартирами для работников СТЗ – легендарной стройки СССР – был построен в 1930-1933 гг. как единый городской район на севере города, что для тех времен было не очень частым. Это уж потом появились массовые хрущевки, которые обьявили «первым массовым жильём», да и сейчас их часто в таком контексте упоминают. Нет, первыми были соцгорода промышленных гигантов, в том числе и Сталинградского Тракторного.
Потом соцгороду не повезло – он оказался на острие третьего и четвертого больших немецких наступлений в рамках директив фюрера Великогерманского Рейха по взятию этого упрямого города. В конце сентября 1942-го штурмовая волна 6-й армии вермахта дошла до этого района, и бушевала вплоть до 20-х чисел октября, когда немцы нечеловеческими усилиями и огромной кровью все-таки вытеснили войска 62-й армии Василия Чуйкова ближе к Волге, на цеха Тракторного Завода, где тотальная война продолжилась и далее, с невероятным ожесточением. За эти четыре недели дома соцгорода пережили многое, и затем три с половиной месяца принадлежали немцам, подвергаясь, в свою очередь, регулярным точечным ночным атакам «железных ворон» (или «швейных машинок» - так немцы тоже звали ночные бипланы-бомбардировщики По-2) с аэродромов подскока левого берега Волги, превращая жизнь немецких штабов и тыловых частей близ передовой у линии заводов в еженощный кошмар и ужас. 4-й воздушный флот фон Рихтгофена и немецкие зенитные батареи в борьбе с этими бесшумными тихоходными «воронами», как ни удивительно, оказались весьма малодееспособны.
Район этих домов, как и Тракторного Завода, капитулировал последним в Сталинградской битве. Фельдмаршал Паулюс со штабом ещё 31 января 1943-го рано утром , а северная группа войск 6-й армии еще двое суток после этого держалась. Так что советские войска вошли сюда с боями 2 февраля, таким образом освободив город полностью.
В конце 40-х район решили восстановить: на «красной линии» от Тракторного Завода вглубь района построили большие парадные дома (1948-1956), а скромные довоенные 4-этажки Соцгорода остались в глубине квартала. Их тоже восстановили, но израненные тела этих домов и следы снарядов становятся видны, когда отваливается штукатурка или выступают от сильного дождя, как в моей первой прогулке.

Итак, следы боев сентября – октября 1942-го в соцгородке Тракторного Завода Сталинграда. Смотрите.

Идём вдоль бульвара Дзержинского от Тракторного завода, и после кинотеатра «Ударник» заходим в обе стороны квартала в арки больших парадных домов, и исследуем внутренности кварталов.

Типичный 4-этажный дом Соцгорода начала 30-х. Обратите внимание на расположение балконов.

А вот пожалуйста – след от мелкокалиберного снаряда на нём, правей водосточной трубы, где отвалилась штукатурка.

Дом 1930 года постройки. Торцевые окна заделаны для упрочнения конструкции при послевоенном восстановлении дома. Обратите внимание на линию крыши: небольшие артефакты образутся как раз там, где были когда-то разрушения от попадания снарядов.

Дзержинского, 5. Это был один из последних опорных пунктов советских войск в кварталах Соцгорода (КП полка), покинутый штурмовой группой уже в неплотном окружении немцев 14 октября.

Балкон, укрепленный после восстановления конца 40-х и продержавшийся ещё 60 лет.

А вот табличка под этим балконом.

Ещё одна довоенная 4-этажка. Она – с элементами послевоенного «украшательства», которое потом так резко отверг Никита Хрущев, посчитав это лишним и нефункциональным.

Табличка под одним из балконов этого дома. Она уже погрознее, чем предыдущая.

Фрагмент дома: обратите внимание на послевоенное украшение над окном, а также на следы от пуль и пулеметного огня – у окна на втором этаже, а также под отвалившейся штукатуркой ниже подоконника окна 1-го этажа. Отверстие под украшением над окном – не результат боев, а след от крепления одного из элементов декора.

Этот же дом, только с непарадной стороны двора. Тут сейчас ни души, так как хлещет ливень (обратите внимание на поток из водосточной трубы).

А это уже другой квартал, левей бульвара Дзержинского, если смотреть от проходной СТЗ. Обнажившаяся под штукатуркой довоенная кирпичная кладка, со следами повреждений.

Довоенные дома, немного видоизмененные после восстановления после войны.

Фрагмент крупного повреждения кладки, под отвалившейся штукатуркой. Тут «поработали» артиллерийские снаряды более крупного калибра, возможно на излёте траектории. Ниже видны точечные повреждения от более мелких калибров.

Еще дом. Видите пояс (не знаю точно – декоративный или упрочнения)? Если вверху дома он полностью цел, то в нижней части он несколько раз прерывается. Это – места, заделанные от повреждений снарядов.

Вот этот же дом, фрагмент покрупнее. Правей и выше хорошо видны места заделок «пробоин» от артиллерии. Точки и пятна на штукатурке – это «следы» вчерашнего ливня, под который я и попал. Под пятнами и были повреждения военного времени.

Я не мог покинуть этот район, пока не нашел тот самый дом, так сильно поразивший меня в посте у Коли Калашникова. Искал его минут двадцать (Дзержинского, 32). Вся торцевая стена у него с незаделанными пробоинами от снарядов, минометного и пулеметного огня. Сначала он производит впечатление «мемориала», что вроде бы стена оставлена специально. Я обошел его весь, но не нашел никаких табличек или памятных досок. Так что «не специально»...

Верх этого дома со звездой и эмблемой СТЗ.

Утол этого же дома с балконом. В качестве элементов упрочнения вставлены рельсы (сбоку) и стальные балки (снизу). Выше балкона пробоина от снаряда.

Дом 1929 года, один из самых первых. Обратите внимание, что разрушения от неухоженности дома начинаются в местах военных повреждений (верх фронтона и крыши).

Перестроенный после войны довоенный дом на парадной линии бульвара Дзержинского.

Табличка на стене этого дома. Штабу батальона 27 сентября пришлось покинуть место дислокации, тут стала проходить линия соприкосновения войск 6-й немецкой и 62-й советской армий. Линия фронта колебалась внутри кварталов Соцгорода почти до середины октября, пока немцы в ходе четвертого генерального наступления не вышли к Тракторному заводу.

Тыльная сторона (двор) этого же дома и парадная, увитая плющом. Что интересно, выкрашена совсем в другой цвет, чем парадная сторона.

Вот что решил показать из снятого там.
Надеюсь, покажется вам интересным.