Ту на перевод открытой системы на закрытую. Открытая и закрытая система теплоснабжения - преимущества и недостатки в сравнении

Статьей 29 закона «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года вводится прямой запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения. Такое решение было вызвано исключительно необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде.
В соответствии с законом «О водоснабжении и водоотведении» с руководителей муниципальных администраций и теплоснабжающих организаций временно снята ответственность за качество горячей воды в доставшихся им с прошлых времен открытых системах, но только при наличии плана мероприятий и ежегодном публичном отчете о его исполнении.
В качестве источников финансирования работ по переводу на закрытую схему обычно рассматриваются бюджет и средства, выплачиваемые жителями на капитальный ремонт, так как простые энергосервисные контракты по большинству зданий не окупаются. Задача настоящего проекта обеспечить перевод на закрытую схему теплоснабжения с минимальными затратами средств населения и бюджета. Пошаговое его исполнение включает в себя следующее.

  1. Синхронизацию разработки схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, программы энергосбережения и плана мероприятий по переводу на закрытую схему.

Синхронизация позволяет минимизировать сопутствующие затраты на увеличение диаметров сетей и мощности насосов, обеспечить комплексность работ с разгрузкой технических условий на модернизацию конкретного здания, а также рассчитать изменение затрат и доходов всех эксплуатационных организаций.
План перевода на закрытую схему, в соответствии с законодательством, включается в схему теплоснабжения. В ней определяются необходимые изменения во всех элементах системы теплоснабжения, а также перечень ЦТП, которые экономически целесообразно сохранить (при их наличии).

  1. Выделение в составе индивидуальных тепловых пунктов блоков горячего водоснабжения. Для перехода на закрытую схему необходимы только блоки ГВС. Эффекты от их установки у потребителей:
  • снижение платежей за горячую воду при стоимости теплоносителя выше стоимости водопроводной воды;
  • снижение тарифа на тепловую энергию при отключении от ЦТП (где есть ЦТП и применяется подобное тарифное решение);
  • повышение качества горячей воды (в большинстве случаев);
  • соблюдение температуры горячей воды;
  • снижение удельного теплосодержания при чрезмерной циркуляции или уменьшение сливов при отсутствии циркуляции;
  • повышение достоверности и снижение стоимости приборного учета.

Эффекты у теплоснабжающей организации:

  • ликвидация убытков при тарифе на теплоноситель ниже реальных затрат (что наблюдается повсеместно);
  • возможность получения дополнительных до- ходов от эксплуатации ИТП;
  • улучшение режимов в тепловых сетях с возможностью подключения новых потребителей;
  • повышение качества теплоносителя с уменьшением внутренней коррозии оборудования;
  • ликвидация большей части имеющихся ЦТП и трубопроводов горячей воды от них.

В плане перевода на закрытую схему должны быть оценены все эффекты, решены вопросы прав собственности на ИТП, разработана экономическая и юридическая модель софинансирования из разных источников, с таким распределением по времени этапов работ, которое позволяет вписываться в предельный индекс роста платежей граждан и сохранить обоснованный НВВ теплоснабжающих организаций. Фото 1. Модуль приготовления ГВС размещен под лестницей. Фото 2. Из-за стесненных условий в подвале теплообменник размещен под потолком.

  1. Решения по блокам отопления.

В схеме теплоснабжения должна быть определена необходимость перехода на независимую схему присоединения систем отопления потребителей. Обязательность такого решения может потребоваться только в отдельных зонах и определяться исключительно проблемами с надежностью (высокое или недостаточное давление в обратном трубопроводе, переменные или неудовлетворительные гидравлические режимы в сетях, опасность гидравлических ударов). В остальных зонах может применяться насосное смешение (при графике 150/70 в сочетании с гидроэлеватором) и регулирование пропусками.

В открытых системах теплоснабжения перетопы носят массовый характер (особенно при температурном графике в сети 95/70), соответственно потребители получают существенную экономию при внедрении регулирования отопления на вводе зданий. Если установка блока с бойлером отопления окупается за счет снижения потребления тепловой энергии, то в многоквартирных домах можно использовать средства жителей (плата на капремонт, энергосервис). При отсутствии окупаемости блоки или не устанавливать, либо подобрать менее дорогое решение.

Технические решения.
Распространенные сегодня технические решения по ИТП отработаны для вновь строящихся домов, в которых сразу планируется необходимое помещение. Размещение тепловых пунктов в подвалах существующих зданий часто связано с решением проблемы подтопления или отсутствия подходяще- го помещения. Лучшим решением является применение типовых плоских блоков, размещаемых, при необходимости, даже на потолке. Это стало возможно при использовании интенсифицированных малогабаритных кожухо-трубчатых водонагревателей. При создании ИТП за счет средств теплоснабжающей организации, для решения проблемы собственности на оборудование, возможно размещение ИТП в плоском шкафу, размещаемом на стене здания.
В технических проектах обустройства ИТП должны быть решены вопросы регулирования циркуляции горячей воды, иначе, в некоторых поселениях, платежи за горячую воду после модернизации даже возрастают. Проблема накипи при высокой жесткости водопроводной воды решается путем использования вышеназванных теплообменников, обеспечиващих безнакипный режим работы за счет эффекта самоочистки.

О переходе от открытых систем теплоснабжения и ГВС к закрытым (в трактовке 190-ФЗ)

Поставки тепла населению, организациям и предприятиям сферы услуг являются определяющими: доля этих потребителей в конечном потреблении тепловой энергии составляет около 60%. Из отпущенного тепла на нужды населения и бюджетного сектора 56% приходится на отопление и 44% - на нужды горячего водоснабжения. Доли потребления тепла населением на нужды отопления и горячего водоснабжения более выравнены: соответственно 52% и 48% .

На сегодняшний день не менее 70% жилых домов осуществляют горячее водоснабжение посредством открытого разбора горячей воды из системы теплоснабжения. Некоторые специалисты-теплоэнергетики считают такое положение одной из причин энергозатратности жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный Закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г «О теплоснабжении» (внесены Федеральным законом № 417-ФЗ от 7 декабря 2011 г. ), коренным образом изменяются подходы к созданию систем горячего водоснабжения. Если раньше право на существование имели обе системы - открытая и закрытая, то с 1 января 2013 г. подключение вновь вводимых объектов капитального строительства к системам ГВС должно будет осуществляться только по закрытой схеме. А с 1 января 2022 г. открытые системы теплоснабжения должны исчезнуть как вид, так, по крайней мере, полагают авторы закона.

Эксперты предупреждают, что поставленная задача поистине революционна, масштабна и несет с собой много сопутствующих проблем, которые также надо будет решить, но это пока не обозначено законодателем. Самые главные вопросы - порядок проведения (конечная цель реконструкции, выбор объектов), источники финансирования, отношения собственности.

Анализ ситуации запутывает тот факт, что в перечне терминов, приведенных в 190-ФЗ, отсутствуют понятия «централизованное горячее водоснабжение», «открытая система», «закрытая система». Для разъяснения необходимо обращаться к 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» , принятому одновременно с 417-ФЗ. Этот же закон, а также Правила горячего водоснабжения определяют, что ответственность за реализацию возложена на органы местного самоуправления.

Пожалуй, никто не будет оспаривать правоту Закона применительно к новому строительству, но правильность постановки задачи в отношении существующего жилфонда вызывает вопросы. Специалисты объясняют преобладание открытой схемы тем, что в советское время проводилась политика ограничения финансовых средств на строительство и обслуживание объектов жилищно-коммунальной сферы. Побочными факторами этой политики было отсутствие специализированного теплотехнического и приборного оборудования и, как следствие, создание крупных централизованных систем теплоснабжения и введение во многих городах открытой схемы.

Правила горячего водоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 642 , предусматривают, что органы местного самоуправления принимают решение о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) после тщательного обследования и обоснования выбранного способа. Абонент, подключенный к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в отношении которого принято решение, вправе до 1 ноября года, в котором принято указанное решение, направить в орган местного самоуправления свои предложения о переходе. При этом государство законодательно закрепило приоритет систем централизованного теплоснабжения .

Ключевым понятием, определяющим, кто должен оплачивать переход к закрытым системам, является «бремя собственности»: до границы балансовой принадлежности работы оплачивает собственник тепловых сетей, за границей - собственник здания. В таком случае стоимость работ по созданию или реконструкции ИТП ляжет на жильцов МЖД. Хорошо бы об этом заявить прямо, как в 261-ФЗ, тогда бы и проблемы яснее обозначились.

Сопоставим плюсы и минусы открытой и закрытой систем, чтобы понять идею, которая заложена в новом законодательстве.

Инициаторы законопроектов отмечают следующие недостатки открытой схемы:

¦ повышенные расходы тепловой энергии на отопление и ГВС;

¦ высокие удельные расходы топлива и электроэнергии на производство тепловой энергии;

¦ повышенные затраты на эксплуатацию котельных и тепловых сетей;

¦ не обеспечивается качественное теплоснабжение потребителей из-за больших потерь тепла и количества повреждений на тепловых сетях;

¦ повышенные затраты на химводоподготовку.

Еще один минус открытой схемы - при небольшом разборе вода начинает остывать в трубах.

Но есть и плюсы: поскольку используются сразу несколько теплоисточников, в случае повреждения на трубопроводе система проявляет живучесть - полной остановки циркуляции не происходит, потребителей длительное время удерживают на затухающей схеме.

При открытой системе весь теплоноситель проходит обязательную водоподготовку на теплоисточнике - котельной или ТЭЦ. Холодная вода, перед тем как стать теплоносителем, как правило, требует снижения жесткости и обессоливания во избежание возникновения накипи при ее нагреве в котлах. Тем не менее, она должна соответствовать санитарным нормам, предъявляемым к «воде питьевой». Претензии к цвету, запаху и другим особенностям товара «горячая вода» возникают из-за нарушения технических регламентов. Поэтому, как справедливо отмечено , перед принятием каких-либо решений о реконструкции сетей необходимо провести техническое обследование объектов открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на предмет приведения качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями с указанием финансовых потребностей для реализации мероприятий при наличии возможности.

В отсутствие водоподготовки жесткая вода способна вывести из строя целую котельную за считанные месяцы. Поэтому на любом теплоисточнике уделяется большое внимание соблюдению водно-химического режима. На водоподготовку тратятся реагенты (поваренная соль или серная кислота), электроэнергия для подачи воды, проведения регламентных работ по обслуживанию фильтров, расходуются средства на текущую эксплуатацию и ремонт оборудования.

В литературе по наладке систем теплоснабжения упоминается о так называемой «срезке» температурного графика по условиям ГВС. То есть минимальная температура теплоносителя условно принимается 60 ОС, и в теплые периоды отопительного сезона (как правило, сентябрь, октябрь, апрель, май) потребители получают гораздо больше отопления, чем это требовалось бы по нормативу. Следует отметить, что требования к температуре горячей воды для закрытых систем несколько мягче: требуемая минимальная температура условно составляет 55 ОС. Как следствие возникает экономия топлива по сравнению с открытой системой, правда, многие теплоснабжающие организации, глядя на открытые форточки в теплую погоду, и так уже фактически выдерживают температуру в районе 55-57 ОС.

Более перспективна подготовка горячей воды в условиях ИТП. В теплообменнике закрытой системы горячая вода представляет собой подогретую холодную воду, идущую к потребителю. Отработанный теплоноситель (у него на выходе из теплообменника понижается температура) добавляется в новый теплоноситель и эта «техническая» вода идет на отопление по зависимой или независимой схеме.

Но кто сказал, что холодную воду для подогрева в теплообменнике не надо готовить?

Ведь если вода обладает повышенной жесткостью, то при ее нагреве в теплообменнике будет также происходить интенсивное образование трудноудаляемой накипи. То есть, решение проблемы подготовки воды при переходе от открытой к закрытой схеме переместится от генерирующих объектов к потребителям. Но это уже будет не единый укрупненный комплекс, а множество маленьких установок, которые надо будет также обслуживать, нести затраты на расходные материалы и обслуживающий персонал. При этом уместно вспомнить известное правило - при разделении единого целого на несколько сегментов сумма затрат увеличивается. Вероятно, из-за роста числа насосов повысится расход электрической энергии. Потребуется создавать дублирование электроснабжения.

Есть еще один фактор - уровень обслуживания систем и оборудования. Невозможно сравнить уровень слесаря-сантехника, подтягивающего гайки в квартирах жильцов, и сложную систему инженерного сопровождения на крупных энергетических предприятиях. Вряд ли организации, обслуживающие внутренние системы зданий, смогут обеспечить должный уровень эксплуатации энергетического оборудования (система водоподготовки, теплообменные аппараты, автоматика для поддержания необходимых параметров воды).

Явный минус закрытой системы - необходимость замены водопроводных сетей. На сегодняшний день износ этих сетей достаточно велик, и многие участки за последние 5-6 лет подверглись санации (полиэтиленовыми трубами), т.е. диаметр их уменьшился. Перед водоканалами встает вопрос - при переходе на закрытую систему необходимо увеличить пропускную способность водопроводных сетей почти в два раза. Учитывая вышеупомянутые обстоятельства, менять придется внушительный объем трубопроводов. Но тарифы на воду - одни из самых низких и финансово не обеспечивают замену даже нормативного количества сетей.

В российских городах, в которых изначально были использованы закрытые схемы, тоже не обходилось без проблем.

В Тюмени положение спасла разработанная концепция многоступенчатого регулирования расхода теплоносителя на нескольких уровнях: у источника, на отводах от магистральных теплосетей, подводах к домам. Ее внедрение позволило добиться надежного распределения тепла между потребителями и локализовать нарушения настройки теплосети в границах одного отвода от магистрали при нарушении правил использования тепла.

В Челябинске использовали кольцевую интеграцию разрозненных тепловых источников города, а также автоматизацию процессов транспортировки тепловой энергии, создали технические условия для регулирования потребителями количества необходимого им тепла. В результате на 30% сократились потери энергии, уменьшились расходы топлива и объемы вредных выбросов в атмосферу.

Главный недостаток 190-ФЗ и 417-ФЗ в том, что все внимание акцентируется на ГВС, оставляя вне поля зрения зависимую схему отопления - источник большинства проблем.

Гидравлическая взаимосвязь отдельных элементов системы при зависимом подключении отопительных систем и открытого водоразбора с течением времени неизбежно приводит к разрегулировке гидравлического режима работы системы. В большой степени этому способствуют нарушения (в т.ч. сливы теплоносителя со стороны потребителей тепла). В конечном итоге это оказывает отрицательное влияние на качество и стабильность теплоснабжения и снижает эффективность работы теплоисточников, а для потребителей тепла снижается комфортность жилья при одновременном повышении затрат.

Независимая схема представляет собой преобразование прямого присоединения контура отопления зданий посредством эжектора в гидравлически разделенное независимое присоединение посредством пластинчатого или кожухотрубного теплообменника (как правило, из нержавеющей стали) и электрического насоса контура отопления здания. Теплообменник горячей воды использует обратную воду отопления для того, чтобы как можно больше понизить температуру обратной воды системы отопления. Температура ГВС будет точно контролироваться и поддерживаться на постоянном уровне 55 ОС. Так как холодная вода, подогреваемая до уровня воды ГВС, будет только фильтроваться и не будет обрабатываться химически, стальные трубы будут заменены на пластиковые, которые не подвергаются коррозии.

Многочисленные попытки перевода существующего жилищного фонда с открытой системы теплоснабжения на закрытую (установка подогревателей ГВС с насосным оборудованием, строительство новых и реконструкция существующих тепловых сетей отопления и вентиляции от ЦТП с увеличением диаметров трубопроводов, реконструкция сетей холодного водоснабжения, рассчитанных на потребление абонентами только холодной воды) показали необходимость значительных капитальных затрат и экономически не оправдываются. Единственным наглядным положительным результатом перевода открытой системы теплоснабжения на закрытую является улучшение качества горячей воды. Но ведь не ставится цель обеспечить потребителей горячей водой питьевого качества. Во-первых, всегда есть вероятность возникновения дефектов теплообменника и попадания теплофиката в воду, во-вторых, население уже в массе отказалось от употребления в пищу холодной воды и переходит на воду бутилированную.

Рисунок. Принципиальная схема ТП с закрытой системой горячего водоснабжения и независимой схемой присоединения системы отопления.

В то же время экономически оправданным является комплексное решение (рисунок), включающее одновременный переход на независимую схему присоединения системы отопления с установкой авторегуляторов и на повышенный скорректированный график отпуска тепловой энергии с «точкой излома» Т1=70-75 ОС, т.е. реконструкция аналогичная реконструкции закрытой системы теплоснабжения, сопровождаемая увеличением расхода сетевой воды на отопление и снижением расхода сетевой воды на ГВС. По разным оценкам, такая реконструкция позволит снизить затраты на теплоснабжение на 20-25%. Переход на независимое присоединение системы отопления приведет к улучшению качества горячей воды, поскольку от системы теплоснабжения будут отключаться системы отопления зданий, которые являются наиболее загрязненными контурами.

Необходима разработка нормативной документации по внедрению и эксплуатации систем горячего водоснабжения по закрытой схеме. Возможно, следует принять правовые акты принудительного характера о переводе на закрытую схему теплоснабжения, в первую очередь, при поставке потребителям горячей воды, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим нормам, по открытой схеме.

Выполнение принятых законов в массовом порядке на сегодняшний день проблематично, поскольку требует значительных инвестиционных вложений. Установка приборов учета тепловой энергии показала, что просто так собрать деньги с населения не удается: приходится придумывать разные схемы, обязывая теплоснабжающие предприятия взять на себя финансирование, обещая возврат инвестиций в далекой перспективе.

Тем не менее рассматриваются разнообразные схемы финансирования:

  • 1) коммерческое (при окупаемости затрат);
  • 2) конкурс на осуществление инвестиционных проектов, разработанных в результате выполнения работ по энергетическому планированию развития региона, города, поселения;
  • 3) бюджетное (для эффективных энергосберегающих проектов с большими сроками окупаемости); теплоснабжение горячий вода учет
  • 4) введение запретов и обязательных требований по применению открытых схем, надзор за их соблюдением;
  • 5) другие предложения.

На сегодняшний день затраты на реконструкцию одного ЦТП составляют от 10 до 70 млн руб. (Челябинск). А что на выходе? Помимо улучшения качества горячего водоснабжения, может быть получена экономия потребления тепла на сумму 100-200 тыс. руб./год на один дом .

При подобной окупаемости проектов проблематично привлечение средств частных инвесторов. Поэтому такие наиболее известные проекты как «Перевод потребителей 720 МКД города Новосибирска в 2013-2017 гг. с открытой системы теплоснабжения (ГВС) на закрытую систему ГВС» или «Новая закрытая система водо- и теплоснабжения 8 тыс. объектов г. Екатеринбурга» рассчитывают в основном на бюджет.

Екатеринбург выбран пилотной площадкой Минэнерго РФ. Стоимость екатеринбургского проекта предварительно оценивается в 60-80 млрд руб. Средства на условиях софинансирования обещают выделить федеральный бюджет, КЭС Холдинг, область и муниципалитет . Возникает, правда, вопрос, в чьей собственности будет находиться введенное оборудование? Бюджетные средства нельзя передать частной компании, а для передачи оборудования в собственность жильцов потребуется принятие закона, наподобие 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования ЖКХ».

О необходимости менять схему теплоснабжения в Екатеринбурге на закрытую говорилось уже неоднократно, правда, смущала стоимость такого глобального проекта. Впрочем, разные варианты перехода все же планировались, и сроки назывались разные. Так, согласно плану стратегического развития Екатеринбурга перевод с открытой на закрытую систему должен был состояться до 2015 г Согласно инвестпроекту российско-немецкого энергетического агентства RUDEA и «КЭС-Холдинга» процесс должен был быть начат в 2012 г, а завершен в 2018 году. Теперь называются новые сроки. В случае, если проект будет принят, поэтапный переход состоится к 2030 году . ООО «Свердловская Теплоснабжающая Компания» уже действует «под зонтиком» ожидаемой большой программы, с учетом ее перспектив и требований закона о теплоснабжении: при строительстве новых домов и реконструкции выдает потребителям технические условия, которые соответствуют закрытой схеме.

Предполагается обязательная установка теплообменников на горячее водоснабжение, которые повышают его эффективность и прочее. При этом невозможно в старый ИТП дома поставить теплообменник. Чтобы он эффективно работал, нужна автоматика, контроллер и так далее, т.е. полная замена системы теплоснабжения дома. Чтобы достичь максимальной энергоэффективности здания, необходима установка приборов учета входящих энергоресурсов, автоматического ИТП с погодозависимым управлением, балансировочных клапанов на стояки систем отопления, автоматических термостатов на приборы отопления в здании. Комплекс оборудования обеспечит диспетчеризацию в режиме онлайн и индивидуальный учет в каждой квартире, как на горизонтальных системах отопления, так и на вертикальных. Диспетчер должен контролировать, а при необходимости управлять ТП любого здания, которое подключено к системе. Система позволяет делать расчет потребления тепла в реальном режиме за день или месяц - она сразу формирует документы для УК, позволяет моментально реагировать, высылать ремонтную бригаду в случае необходимости.

Что и говорить, неплохой проект, и эффект экономический даст. Только сильно напоминает «кашу из топора»: переход на закрытую схему - только затравка, а основное наполнение - переход на независимую схему отопления, автоматизация и диспетчеризация. Потребуется создание специализированных организаций, способных взять на себя всю цепочку работ от проектирования и монтажа до пусконаладки и обслуживания современных систем теплоснабжения. Для этой цели необходимо проводить целенаправленную работу по подготовке специалистов в области энергосбережения.

В федеральном законодательстве прописан срок, но не прописаны конкретные этапы и источники финансирования реализации перехода к закрытой схеме ГВС. Для того чтобы их прописать, необходим конкретный пример (технологический и финансовый), который был бы апробирован в реальных условиях, а его пока нет. По всему выходит так, что кавалеристским наскоком проблему реконструкции сетей отопления и ГВС не решить и «закрыть» всю Россию к 2022 г не удастся.

А чтобы дожить до светлых времен, в теплоснабжении для начала необходимо добиться соблюдения технологической дисциплины. Под технологической дисциплиной в данном случае подразумевается соблюдение требований существующих норм и правил, обеспечивающее гарантированное теплоснабжение с установленными договором теплоснабжения параметрами теплоносителя по экономически обоснованным ценам. Тогда из крана горячей воды круглый год, в любое время суток можно будет получить горячую, прозрачную, не имеющую запаха, экологически и биологически безопасную воду, а системы отопления и вентиляции в течение всего года будут поддерживать комфортные условия в жилых, производственных и общественных помещениях. В любом случае, при строительстве новых или реконструкции существующих систем теплоснабжения необходимы не только добросовестные рабочие, но еще и высококвалифицированные специалисты: инженеры-теплотехники и менеджеры, которых еще предстоит подготовить. Для массового перехода в стране нет ни средств, ни специалистов, а при поэтапном переходе необходимо руководствоваться технико-экономическим обоснованием, подтверждающим техническую и экономическую целесообразность реализации принятого комплексного решения.

В реальных условиях существующего жилфонда заметных преимуществ с учетом требуемых затрат ни у закрытых, ни у открытых систем нет. Не исключаю, что в отдельных городах вообще нецелесообразен переход на закрытую схему вплоть до полного износа сетей.

Литература

  • 1. vestnik.mos.ru/files/other/pril/2012/64pp/part4/pril12.html.
  • 2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
  • 3. Федеральный закон Российской Федерации от 7декабря 2011 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
  • 4. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  • 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 642 «Правила горячего водоснабжения».

В настоящее время использование энергоэффективных технологий является одним из приоритетов в сфере ЖКХ, так как способствует более экономичному использованию ресурсов, сокращению тарифов на услуги ЖКХ и повышению качества предоставляемых услуг. Особенно актуален вопрос энергоэффективности для России, где износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже превысил 60%. В среднем по нашей стране износ котельных составляет 54,5%, коммунальных водопроводных сетей — 65,5%, канализации — 62,5%, тепловых сетей — 62,8%, электросетей в ЖКХ — 58,1%. Поэтому быстро растет уровень аварийности этой инфраструктуры. При этом Российская система централизованного теплоснабжения является самой большой в мире. На долю России приходится до 45 % мирового централизованного производства тепловой энергии. В 2010 году Минэнерго России разработало Государственную программу РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» («ГПЭЭ-2020»). В рамках реализации программы во многих регионах происходит обновление основных фондов ЖКХ: модернизируются существующие тепловые сети, ЦТП и ИТП, котельные.

Одним из методов повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ является закрытие системы ГВС с использованием теплообменного оборудования. Согласно п.8 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается. Несмотря, на ряд затрат, которые необходимо будет осуществить при переходе на закрытую систему горячего водоснабжения, такой переход в конечном итоге будет выгоден и для тепловых сетей и для самих потребителей.

Преимущества перехода на закрытую схему присоединения систем ГВС

для тепловых сетей:

  • увеличение срока службы водогрейных котлов, магистральных и квартальных тепловых сетей,
  • снижение нагрузки на систему подпитки теплосети,
  • соответствие качества воды санитарным нормам, установленным СниП 2.04.01-85,
  • стабильная температура горячей воды.

для потребителей:

  • снижение оплаты за услуги ГВС и соответствие оплаты фактическому потреблению воды,
  • стабильная температура горячей воды,
  • соответствие качества горячей воды санитарным нормам.

Остановимся подробнее на ключевых преимуществах.

Качество горячей воды соответствует санитарным нормам.

Качество горячей воды в точках водоразбора у потребителей должно соответствовать нормам питьевой воды согласно СниП 2.04.01-85*.

При закрытой системе теплоснабжения нагретая вода у потребителей практически всегда соответствует ГОСТу на питьевую воду, т.к. городской водопровод работает в тупиковом режиме.

При открытой системе теплоснабжения остро стоит вопрос получения потребителем воды надлежащего качества. В чем же причина? Режим работы такой системы – непрерывная циркуляция с многократным прохождением горячей воды через многочисленные отопительные приборы. Последние являются источником загрязнения и ухудшения качества питьевой (сетевой) воды по органолептическим показателям: цветности, прозрачности, содержанию железа, развитию неблагоприятной микрофлоры и появлению запаха. Особенно четко это прослеживается в начале отопительного периода при массовом запуске систем отопления. В эксплуатационных условиях бороться с этими явлениями трудно.

Снижение затрат на подготовку подпиточной воды и перекачку теплоносителя.

При открытой системе ГВС резко возрастает расход подпиточной воды, так как необходимо восполнять израсходованную воду потребителями. Подпитка тепловых сетей в закрытых и открытых системах осуществляется за счет работы подпиточных насосов и установок по водоподготовке подпиточной воды. В открытой схеме их требуемая производительность в 10-30 раз больше, чем в закрытой. В результате при открытой системе большими оказываются капитальные вложения в теплоисточники.

После реконструкции

Горячая вода заданной температуры получается при нагреве холодной, водопроводной воды в теплообменнике. Циркуляционная линия малой производительности обеспечивает постоянную заданную температуру в трубах возле смесителей, избавляя от необходимости сливать в канализацию дорогостоящую нагретую водопроводную воду, пока ее температура не слишком высока. При использовании этих решений энергосбережение составляет до 15% с попутной экономией воды из водопровода. Использование циркуляции позволяет иметь постоянный проток теплоносителя по обеим сторонам теплообменника. Это существенно увеличивает срок работы теплообменников без загрязнения отложениями.

В каждом случае выбор между открытой и закрытой системами в каждом случае должен обосновываться технико-экономическими расчетами с учетом всех звеньев системы теплоснабжения. Обычно при расчете экономической эффективности закрытия контура ГВС, компания «Ридан» предоставляет технико-экономическое обоснование проекта. Приведем пример такого расчета, выполненный для объекта в г. Хабаровск.

ТЭО по проекту закрытия контура ГВС (сокращенная версия)

Цель ТЭО: обоснование закрытия системы горячего водоснабжения на расчетную мощность 0,19 Гкал/ч.

Существующая схема присоединения ГВС — открытая.

В качестве предлагаемого варианта рассматривается переход на закрытую схему ГВС.

В качестве варианта перехода от открытой к закрытой схеме предлагается к установке аппараты теплообменные пластинчатые разборные «Ридан» НН№07 в количестве 2 шт. 1 рабочий, 1 резервный.

В экономическом обосновании предусмотрено сравнение затрат, связанных с закрытием контура ГВС:

  • капитальные затраты;
  • выплаты по налогу на имущество;
  • эксплуатационные затраты теплообменников;
  • оплата за горячее водоснабжение.

Проведенный анализ показал, что экономически и технически целесообразным является закрытие контура ГВС. Экономия достигается за счет снижения оплаты за горячее водоснабжение при переходе от открытой к закрытой схеме.

Затраты на оплату ГВС

Проведенный анализ показал, что экономически и технически целесообразным является закрытие контура ГВС. Экономия достигается за счет снижения оплаты за горячее водоснабжение при переходе от открытой к закрытой схеме. Эффективность инвестиционного проекта по закрытию системы ГВС подтверждается следующими показателями:

Эффективность инвестиционного проекта по закрытию системы ГВС подтверждается следующими показателями:

  1. Экономия оплаты за горячее водоснабжение составляет 3 966,30 тыс.руб./год.
  2. Накопленный доход составляет 38 726,53 тыс.руб./10 лет.
  3. NPV (Net Present Value) – чистый дисконтированный доход составляет 24 569,93 тыс.руб.
  4. IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма рентабельности проекта составляет 456,1%.
  5. PI (Profitability Index) — индекс рентабельности составляет 28,62.
  6. PP (Payback Period) – срок окупаемости инвестиций составляет 1,2 года.
  7. DPP (Discounted Payback Period) – дисконтированный срок окупаемости инвестиций составляет 1,2 года.

Проведя анализ экономического эффекта от закрытия системы ГВС на конкретном примере, мы видим, что окупаемость проекта составит всего 1,2 года. Конечно, для каждого случая значения экономических показателей будут индивидуальными, но в целом можно с уверенностью утверждать, что закрытие системы ГВС с помощью пластинчатого теплообменника значительно повышает энергоэффективность системы ЖКХ.

*Данные на основе статьи «Уровень износа основных фондов в России намного выше, чем в других странах БРИКС», Российская газета: Экономика - Модернизация № 5519 от 5 июля 2011 г.

Публично проблема не звучит

У жителей Ростовской области остаётся всё меньше времени на то, чтобы перевести свои многоквартирные дома на новую систему горячего водоснабжения, как того требует федеральное законодательство. Учитывая масштаб проблемы и суммы затрат, нести которые власти обязали самих граждан, сроки очень сжатые.

Так, к 2022 году на новую систему горячего водоснабжения должны перейти почти 6 тысяч многоэтажек Ростовской области. К концу 2017 года число домов, которым это всё-таки удалось, составит 4,8%. То есть за пять лет действия федерального закона региону удалось выполнить его требования на 5%. На остальные 95% осталось ещё пять лет.

При этом на официальном уровне эта проблема практически не поднимается, а сами жители многоэтажек по большей части вообще не в курсе того, что им нужно что-то менять в системе водоснабжения. Да ещё и за свой счёт..

Открытая и закрытая системы горячего водоснабжения

Системы отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах делятся на открытые и закрытые, в зависимости от способа нагрева воды. В открытую систему вода подаётся уже нагретой и используется не только для подачи в краны, но и для теплоснабжения, то есть в батареях циркулирует та же вода. Закрытая система горячего водоснабжения имеет следующий принцип работы: холодная вода из водопровода поступает в установленные в самом доме водонагревательные приборы или тепловые пункты, где и нагревается.

Открытая схема водоснабжения исключает в своём составе водонагреватели, вследствие чего она стоит гораздо меньше, чем закрытая система горячего водоснабжения.

Зачем нам это знать?

Как-то так вышло, что далеко не все в курсе, что федеральное законодательство уже несколько лет как запретило использование открытых систем горячего водоснабжения в многоквартирных домах. С новостройками всё просто. Начиная с 2008-2009 годов они строятся только с применением закрытых систем. Однако более старые дома, которые всю жизнь снабжались горячей водой с какой-нибудь ТЭЦ, к 2022 году также должны перейти на закрытые системы. Причём за свой счёт. Никаких госпрограмм с бюджетным финансированием, субсидий и прочего здесь не предусмотрено. Обязанность по исполнению законодательства возложена на плечи граждан.

Что будет с домами, которые к 2022 году так и не перейдут на закрытые системы, пока не ясно. Но вряд ли это будет что-то хорошее.

Почему власти приняли такое решение?

На самом деле в переходе многоквартирных домов с открытых на закрытые системы горячего водоснабжения всего один минус — это стоит денег.

Главный плюс закрытой системы — вода, а точнее её качество, пояснил сайт экс-замглавы администрации Ростова по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев. Дело в том, что та вода, которую жители более-менее старых домов получают через открытую систему, для питья не предназначена.

— Это техническая вода, — говорит Арцыбашев. — Воду без очистки гонят с Дона, например, на ТЭЦ-2. Там свои очистные сооружения, но они совсем другого уровня, чем на «Водоканале». Её доводят до уровня технической, потом прогоняют по системе отопления, то есть через батареи, и, цепляя за собой металлы, муть и прочие подобные вещи, вода наконец поступает в краны.

Отсюда же и ржавый либо и вовсе коричневый окрас горячей воды, на который ежегодно жалуются ростовчане со всех районов. Да, предполагается, что горячую воду для питья никто не использует, а только чтобы искупаться, постирать или помыть посуду, например. Однако вполне очевидно, что эта вода так или иначе оказывается в нашем организме: кто-то налил её в чайник, чтобы он быстрее закипел; кто-то принимал ванну или душ.

Закрытая система в этом смысле выглядит куда как приятнее. Холодная вода, которая уже прошла очистные сооружения водоканалов (которые хоть и со скрипом, но модернизируют), поступает в многоквартирный дом, где и нагревается. Да и через систему отопления она не прогоняется. В итоге из обоих кранов — и горячего, и холодного — течёт питьевая вода.

Раз воду надо нагреть, значит, за тепло придётся платить больше?

Наоборот. Сказать сколько тепла уходит на нагрев воды в открытых системах, никто не может. Считают по нормативам. Например, зимой горячая вода должна подаваться в краны температурой 70 градусов. Для этого на ТЭЦ её должны нагреть до 80 градусов. По умолчанию предполагается, что начальная температура воды перед подачей на ТЭЦ — 4 градуса.

— Вот за эту разницу в 76 градусов, — поясняет Арцыбашев, — мы и платим. А если вода изначально пришла температурой выше? Как это всё считать? Здесь начинается теория, и все — ресурсники, управляющие компании — считают в свою пользу. Это не есть хорошо. В закрытых системах по приборам учёта чётко видно — с какой температурой вода зашла на нагрев и с какой вышла. Сразу понятен объём затраченного на это тепла.

По его словам, для простых жителей оплата теплоэнергии при использовании закрытой системы горячего водоснабжения — это всегда экономия.

— У меня был в управлении дом, который я перевёл на закрытую систему и горячего водоснабжения, и отопления. В итоге по затратам тепла добился экономии в 50%, — заверяет Арцыбашев, который до начала своей карьеры чиновника возглавлял управляющую компанию.

Кроме того, как утверждает замминистра ЖКХ Ростовской области Валерий Былков, внедрение закрытых схем горячего водоснабжения позволяет значительно снизить потребление воды. Экономия ресурсов, по его оценке, составляет 25%.

В чём подвох?

Опять же в затратах на переоборудование, которые понесут жители. В итоге, признают в департаменте ЖКХ Ростова, поначалу тарифы для населения могут, наоборот, вырасти.

— Стоимость оборудования, устанавливаемого в домах, скорее всего, будет финансироваться за счёт населения. В связи с модернизацией системы возможно повышение тарифов на ЖКХ, так как повышение стоимости горячего водоснабжения может потребоваться для сокращения сроков окупаемости проекта, — пояснили сайт в ведомстве.

Однако со временем сокращение расходов на отопление и горячую воду начнёт «положительно влиять на рост тарифов, и в долгосрочной перспективе рост либо замедлится, либо будет стремиться к нулю».

Переход на закрытые системы горячего водоснабжения заложен в региональную программу капремонта. Но она, как известно, рассчитана до 2049 года. Перейти же на закрытые системы, напомним, всем надо до 2022 года. Законодательство, конечно, не запрещает ускорить этот процесс, но в таком случае «источником финансирования работ могут быть дополнительные взносы и (или) кредитные (заёмные) средства», — говорит Валерий Былков.

К слову, по предоставленным минЖКХ данным, в 2017 году в Ростовской области по программе капремонта перевести на закрытую систему горячего водоснабжения планируется 153 дома. Доля многоквартирных домов, переведённых на закрытую схему, составит к концу 2017 года 4,8% от общего числа многоэтажек, которым, в соответствии с областной программой капремонта, это ещё предстоит. Всего их 5916. Для Ростова это чуть менее серьёзная проблема. Из 3494 многоквартирных домов в городе 1210 уже имеют закрытую систему горячего водоснабжения. Тем не менее, вполне очевидно, что одними взносами на капремонт, с которыми люди уже более-менее смирились, ни в области, ни в её столице не обойтись.

О каких суммах вообще идёт речь?

— Стоимость перехода дома на закрытую систему горячего водоснабжения зависит от строительного объёма многоквартирного дома, количества проживающих в нём и колеблется от 600 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, — говорит Валерий Былков.

С такой оценкой соглашается и Владимир Арцыбашев. Речь идёт об установке теплообменника и нового общедомового счётчика. Сильно сложным этот технологический процесс не назовёшь.

В целом по Ростовской области необходимые затраты оцениваются в минЖКХ более чем в 13 миллиардов рублей. Это только что касается «реконструкции индивидуальных тепловых пунктов потребителей».

— В связи с масштабным объёмом работ и их значительной стоимостью правительством Ростовской области в адрес Минстроя РФ подготовлено обращение с предложением: перенести сроки перевода на закрытую систему горячего водоснабжения и увеличить доли софинансирования указанных работ за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, — добавляют в министерстве.

Лишь пятая часть затрат

Однако, как говорят в департаменте ЖКХ Ростова, «реконструкция индивидуальных тепловых пунктов» — малая часть проблемы.

— Расчёты затрат, связанные с комплексом работ по переводу системы теплоснабжения с открытой схемы, показывают, что установка ИТП - это всего лишь пятая часть затрат на весь комплекс мероприятий, — утверждают в ведомстве.

Проблема — в существующих водопроводных сетях, которые не рассчитаны на такое увеличение подачи холодной воды. Ведь по одной и той же трубе вода теперь будет идти и на горячее, и на холодное водоснабжение.

— Мощностей по очистке хватит. А вот сети изначально рассчитаны на меньший объём. Пока мы переводим на закрытую систему отдельные дома, это не ощущается. А если так начнёт работать весь город, то здесь уже будет проблема, — говорит Арцыбашев.

По оценке минЖКХ Ростовской области, для полноценного перехода на закрытые системы горячего водоснабжения требуется увеличение пропускной способности разводящих внутригородских водопроводных сетей на 75%. По оценке специалистов департамента ЖКХ Ростова, это потребует полной перекладки разводящих и значительной перекладки магистральных водопроводных сетей, а также строительства баков-аккумуляторов холодной воды.

В масштабах области общую сумму затрат на эти работы в министерстве всё ещё подсчитывают. С одной стороны, это уже инвестиционные затраты самих водоканалов, с другой — откуда им брать на это деньги, если не с населения?

Сопутствующие затраты и исчезающая экономия

На целый ворох проблем поменьше, которые влечёт за собой переход на закрытые системы горячего водоснабжения, указывают в департаменте ЖКХ Ростова.

Во-первых, новое оборудование для нагрева воды в многоквартирных домах, конечно же, будет устанавливаться в подвалах. Другого места и не найти. Но что делать с домами, у которых подвальных помещений нет? Технические решения этой проблемы существуют, но это опять же затраты.

Во-вторых, водопроводная вода сильно аэрирована, и при её нагревании коррозийный износ сетей горячего водоснабжения внутри зданий существенно ускорится.

— Необходимо решать вопрос комплексно с применением внутридомовых систем из коррозионностойких материалов. Это могут быть пластиковые, металлопластиковые, медные и другие решения. Однако потребители к этому, к сожалению, пока полностью не готовы, — говорят в департаменте.

В итоге в ведомстве приходят к весьма неутешительным выводам:

— Вопреки встречающемуся мнению, что закрытые системы горячего водоснабжения могут дать большой экономический эффект, следует сказать, что единственная поддающаяся здесь формальной численной оценке статья экономии - это экономия на подготовке подпиточной воды (активную ссылку можно на понятное, но длинное для скобочек объяснение), которая компенсируется затратами по защите трубопроводов горячего водоснабжения внутри здания. А расходы на эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов, в каждом из которых помимо насосного и регулирующего оборудования, появятся ещё и теплообменники, возрастут весьма значительно.

Что в итоге?

Дома, которые к 2022 году так и не перейдут на закрытую систему горячего водоснабжения, вряд ли в принципе останутся без этого ресурса. Федеральные власти на такое никогда не пойдут и вполне могут продлить сроки исполнения своего наказа. Однако в том, что они настроены серьёзно и понести эти затраты гражданам рано или поздно придётся, сомневаться не приходится. Масштабы проблемы в денежном эквиваленте для всех участвующих сторон — от простых жителей до управляющих компаний, водоканалов и бюджетов всех уровней — в ближайшие год-два будут подсчитаны.

На качество услуги горячего водоснабжения весьма влияет тип схемы ГВС используемой в системе теплоснабжения. Безусловное преимущество у закрытой схемы ГВС.
Примером того, эффективности перевода существующей в Екатеринбурге открытой схемы на закрытую может стать Комсомольский район города Екатеринбурга. О пилотном проекте по переводу микрорайона «Комсомольский» на закрытую схему ГВС участникам выездного заседания Комитета по энергетике СОСПП, состоявшегося 1 августа в УК «Академический», рассказал представитель ПТО ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» Андрей Судницын:

«Минусы» открытой схемы теплоснабжения
– Система централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга объединяет 10 источников, 400 с небольшим километров магистральных и 2500 разводящих сетей. Уже практически 60 лет эта система, в которой работают открытые схемы горячего водоснабжения, действует. И надо сказать, что качество воды на теплоисточниках, как горячей, так и холодной, соответствует требованиям СанПиНа. На ряде одних источников используется вода горводопровода, а на ряде других – вода готовится для подпитки теплосети, для нужд горячего водоснабжения, доводится до норм питьевого качества.
Проблемный вопрос открытой схемы – несоблюдение параметров по температуре в межотопительный период. Дело в том, что при качественном регулировании отпуска тепла для выдерживания санитарных норм в температурах, в частности в наших условиях, начиная с +8°С, температура воды поддерживается постоянной и здесь не всегда схемы водопотребления горячего водоснабжения соответствует тем требованиям, которые к ним предъявляются - отсутствие циркуляции, наличие значительного количества тупиковых зон.
Еще один неприятный момент – потребитель не может самостоятельно регулировать качество этой услуги. Режим работы системы теплоснабжения по гидравлике значительно зависит от времени и объема потребления. В «часы пик» идет повышенный водозабор, гидравлика, естественно, падает, и диспетчерам приходится предпринимать необходимые меры.

На закрытые схемы перейдем к 2022-му году
В 2010-м году вышел долгожданный 190-ФЗ «О теплоснабжении», а в 2011-м – 416-ФЗ «О водоснабжении, водоотведении». В них была окончательно поставлена точка в судьбе систем открытого водоснабжения на нужды горячего водоснабжения следующим предписанием: «С 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается ».
Во исполнение законов новые условия на подключение потребителей по закрытой схеме мы уже не выдаем. Все подключения согласовываются только по закрытой схеме и цель наша – до 2022-го года решить этот вопрос. Уже сейчас необходимо эти моменты включать в инвестиционные программы, которые нужно увязывать со всеми звеньями одной цепи: водоканал, теплоисточник, сети, еще одни сети, управляющие компании или владельцы жилья. Это задача не простая. При действующей системе горячего водоснабжения рука не всегда поднимается на отвлечение средств для горячего водоснабжения в ущерб состоянию теплосетевого оборудования, изношенность которого достаточно велика. Но я думаю, процесс этот сдвинется с мертвой точки.
Для отработки технологии перевода существующих систем с организацией горячего водоснабжения по открытой схеме на закрытую в условиях действующей системы централизованного теплоснабжения (СЦТ) было предложено разработать пилотный проект «закрытия» схемы ГВС в локальной зоне СЦТ.

Пилотный проект будет реализован в «Комсомольском»
Пилотный проект родился в недрах структур ЗАО «КЭС». Для его реализации мы выбрали микрорайон «Комсомольский». На сегодняшний день реальной документации по которой можно начать работы по реализации проекта нет. Прорабатываются бизнес-модели реализации проекта.
В Комсомольском районе изначально проектировалась закрытая схема горячего водоснабжения. В свое время там все тепловые пункты были спроектированы и оборудование смонтировано для использования по закрытой схеме горячего водоснабжения. То есть вся инфраструктура практически уже была и для того, чтобы начать реализацию проекта, необходим тщательный анализ ее состояния. Еще один фактор в выборе микрорайона это близость к теплоисточнику – неподалеку находится Ново-Свердловская ТЭЦ.
Важным критерием выбора микрорайона является возможность тиражирования проектных решений для типовых объектов в городе. Дело в том, что в Комсомольском районе представлено значительное количество технологических схем, которые используются на иных объектах города. И если мы здесь обкатаем какие-либо решения, они будут значительно проще тиражироваться и применяться в дальнейшем. Немаловажным является и то, что эксплуатация жилого фонда Комсомольского района ведется одной управляющей компанией. Практика же показывает, что когда много хозяев, значительно сложнее что-то делать.

Краткая характеристика микрорайона
В Комсомольском районе на 159 зданий достаточно большая нагрузка – 90 Гкал/час. Здесь существует весь спектр социальных объектов. Что касается технологии обслуживания, в тринадцати центральных тепловых пунктах происходит снижение температуры до потребительского графика и в 142 индивидуальных тепловых пункта расположены в зданиях, где температурный график уже доводится до потребительского, подаваемого в системы отопления. Далее происходит отбор из той или иной линии системы на нужды горячего водоснабжения.

Без проблем и сложностей не обойдется
Безусловно, мы столкнулись с рядом проблем. В первую очередь – это отсутствие законодательно прописанного механизма финансирования мероприятий. Сейчас мы делаем пилотный проект исключительно за счет своих денег. И, скорее всего, решение этого вопроса затянется, вероятно, на 2-3 года.
Сложность заключается и в разобщенности балансовой принадлежности системы. В данном случае здесь задействовано три звена: Свердловская теплоснабжающая компания, муниципальное предприятие тепловых сетей МУП «Екатеринбургэнерго» и собственники зданий. С точки зрения техники, наиболее сложным будет вопрос размещения оборудования для подогрева воды в существующих зданиях. Если в домах с подвальной компоновкой это решается, то многие здания подвальных помещений не имеют и как размещать это оборудование – большой вопрос, хотя, конечно, существуют технические решения, которые позволят это сделать.
Существенным станет также решение задачи по изменению баланса водопроводной воды, а кроме того, доведение необходимого количества воды от водопровода непосредственно до зданий. Как водопроводная сеть с ней справится? В схеме водоснабжения и канализации, которая практически разработана, я надеюсь, все учтено. Важным моментом является то, что водопроводная вода, подаваемая в существующие сети горячего водоснабжения внутри зданий, сильно аэрирована и в сочетании с температурой это приведет к значительному коррозионному износу внутридомовых систем. Необходимо решать вопрос комплексно с примененимем внутридомовых систем из коррозионностойких материалов. Это могут быть пластиковые, металлопластиковые, медные и другие решения. Однако потребители к этому, к сожалению, пока полностью не готовы.
В связи с предстоящим изменением гидравлического режима необходимо выполнить расшивку тепловых сетей. Поскольку тот недовозврат воды, циркулирующий в системах теплоснабжения при открытой схеме, на величину водоразбора уже достаточно сложно будет вернуть по обратной трубе на теплоисточники. Кроме того, изменятся зоны действия теплоисточников, будет осуществлена реконструкция внутридомовых систем.

Наиболее вероятным при разработке проекта «закрытия» схемы представляется использование имеющегося опыта создания системы теплоснабжения Академического района, где применены передовые на сегодняшний день решения. Безусловно, будут внесены поправки на специфику Комсомольского района.
Какие результаты будут достигнуты?
В ходе оптимизации схемы теплоснабжения «Комсомольского» микрорайона планируется достичь следующих результатов:

Повышение качества предоставляемой услуги ГВС
Упрощение системы расчетов за услугу ГВС
Возможность потребителя управлять услугой
Организация 100% учета отпускаемого и потребляемого энергоресурса
Эффективное использование тепловой энергии потребителями
Стабильный гидравлический режим теплосети
Снижение коррозионного износа трубопроводов тепловых сетей

Предстоит масштабная комплексная работа по реализации пилотного проекта. В этом процессе будут задействованы практически все ресурсоснабжающие организации города, управляющие компании, владельцы зданий, многочисленные подрядчики. Со стороны властных структур при этом необходима четкая координация действий всех участников пилотного проекта в рамках имеющихся властных полномочий.

фото: из архива журнала «Энергетика и ЖКХ Урала»