Монтескье разделение властей. Теория разделения властей Ш. Монтескье. Список использованных источников

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

А.А. Мелконян

Магистрант 1 курса Ростовский филиал ФГБОУ ВО «РГУП»

г. Ростов-на-Дону

КОНЦЕПЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Ш.Л. МОНТЕСКЬЕ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ)

Аннотация

Статья посвящена обзору основных идей, предложенных французским мыслителем Ш.Л. Монтескье в концепции разделения властей. Автор рассматривает вопросы последующей реализации данных идей на практике в Соединенных Штатах Америки.

Ключевые слова

Разделение властей, Ш. Монтескье, конституционное закрепление, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, система сдержек и противовесов, Конституция США, республика.

Выразитель интересов французской буржуазии Ш. Монтескье в XVIII в. выдвинул революционные идеи, предлагавшие новый взгляд на политическое устройство государства, одной из которых была идея о необходимости разделения всех властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Для того, чтобы преобразовать свои идеи в законченное политическое учение, Ш. Монтескье проделал анализ истории законодательства в своем главном труде «О духе законов» и пришел к выводу, что все изменения общественного устройства подвержены определенным закономерностям. «Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей» . Таким образом, используя метод сравнительно-исторического анализа, он стремился к поиску рационального устройства общества.

Подобное рациональное устройство общества французский просветитель не мыслил без реализации политической свободы каждого отдельного индивида. В этом смысле, республика представлялась ему наиболее благоприятной формой правления. Однако он указывал, что сам факт установления республики не означает, что все граждане автоматически стали свободными. Именно разделение властей способно в полной мере гарантировать свободу каждого члена общества. При этом разделение властей может быть произведено как в республиках, так и в монархиях [См.: 2].

Суть концепции разделения властей Ш. Монтескье состоит в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власть были отделены друг от друга и принадлежали различным государственным органам. Важно, чтобы соблюдался принцип взаимного сдерживания каждой из властей, в дальнейшем закрепившийся в правоведении как система сдержек и противовесов. В противном случае, например, при соединении всех видов власти в одном учреждении или в руках одного правителя, неминуемо последует произвол и вырождение в деспотию. Кстати, деспотию Ш. Монтескье считал самой неудачной формой правления. Он писал, что «нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении» [См.: 5].

По мнению Ш. Монтескье, разделение властей должно быть закреплено на конституционном уровне. Уникальность предложенной концепции состоит в том, что французский мыслитель объединил ключевое для либерализма понятие свободы с идеей о необходимости конституционного закрепления принципа разделения властей. Также, он был первым из всех приверженцев либеральной школы, кто обособил судебную власть, развивая идеи парламентаризма. Судебную власть французский просветитель предлагал «поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года, по указанному способу привлекаются из народа для образования суда; продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости» .

Высказанные идеи о необходимости разделения властей впоследствии были закреплены в конституционных актах Франции. При написании Конституции США также была задействована концепция разделения властей Ш.Л. Монтескье.

До появления Конституции США 1787 года, была предпринята первая попытка закрепить

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

законодательно союз 13 североамериканских штатов. Такой документ получил название не конституции, а артикулов конфедерации (Articles of Confederation and perpetual Union between the States) и в них впервые был воплощен конституционный принцип разделения властей. В США классическая концепция разделения властей подверглась существенной трансформации: более детально была доработана система сдержек и противовесов, а классическая идея о разделении компетенции властей была дополнена тезисом об их сущностном единстве.

Профессор МГУ им. Ломоносова Мишин А.А. отмечал в своей монографии: «Практическое воплощение локковских идей о верховенстве законодательной власти привело к непредвиденным последствиям. Созданные в штатах легислатуры захватили в свои руки огромные полномочия, во многих случаях полностью подчинили себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Современники отмечали, что легислатуры штатов...конфисковали собственность, чеканили монету, взимали налоги, выносили приговоры, беспрерывно изменяли и пересматривали свои собственные законы. Короче говоря, законодательные власти штатов в ряде случаев вели себя подобно коллективным тиранам, нарушая и попирая все запреты чистой теории разделения властей» [См.: 4, С. 12 ].

Таким образом, пересмотр и переработка концепции разделения властей были вызваны необходимостью адаптации ее положений к общественным и политическим реалиям США XVIII века, чего не могли не замечать современники и отцы-основатели американской демократии. Т. Джефферсон сетовал: «Выборный деспотизм - отнюдь не та форма правления, при которой правящая власть должна быть так разделена и уравновешена между несколькими институтами власти, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих законных полномочий, не встретив эффективного сдерживания и противодействия со стороны остальных».

Более того, помимо разделения власти (которая, по сути, едина) на три ветви, как в классической триаде Ш. Монтескье, концепция разделения властей в США была дополнена выделением уровней власти. Соответственно законодательная, исполнительная и судебная власть распределялись между государственными органами федерального уровня и органами штатов.

Доработанная и усовершенствованная система сдержек и противовесов в США приобрела законченный вид и незыблемые основы.

Все ветви власти обладают различными источниками формирования:

Сроки полномочий различны:

Власти взаимно сдерживают друг друга:

Для законодательной власти (Конгресса) источником

формирования являются легислатуры штатов. которые избирают палат}" представителей и Сенат; Для исполнительной власти (Президента) в качестве источника выступает коллегия выборщиков, которая в свою очередь избирается населением. Президент избирается посредством косвенных выборов; Судебная власть (Верховный суд) формируется совместно Президентом и Сенатом.

Палата представителей Конгресса избирается сроком на два года:

Сенат обновляется на 1/3 каждые два года:

Президент избирается сроком на четыре года:

Члены Верховного суда и иные федеральные судьи назначаются на должности пожизненно.

■ Конгресс обладает правом отклонять законопроекты, внесенные Президентом;

■ Конгресс наделен правом привлечения Президента к ответственности в порядке импичмента и: в случае признания его виновным Сенатом, отстранения от должности,

■ Сенат вправе отклонять любые кандидатуры, предложенные Президентом на высшие должности в государственном аппарате, а также отказывать в одобрении заключенных Президентом международных договоров;

■ Президент имеет право вето на законопроекты, одобренные обеими палатами;

■ Верховный суд вправе аннулировать и законы Конгресса, н норматнные акты Президента.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070

Представленная выше схема реализации системы сдержек и противовесов в концепции разделения властей США является наиболее оптимальной и гармоничной формой существования концепции в целом. В то же время, нельзя не отметить ее внутреннюю согласованность и логичность. Невозможно переоценить вклад, который внес Джеймс Мэдисон в доработку этой системы сдержек и противовесов.

Отметим также, что принцип разделения властей по сей день довольно строго соблюдается в США, которые по форме правления являются президентской республикой. В этом смысле, Ш. Монтескье абсолютно точно отмечал, что республиканская форма правления наиболее удачна для проведения в жизнь концепции разделения властей, а также гарантирования политической свободы каждого члена общества. Американская модель разделения властей в юридической литературе именуется классической или «жесткой».

Список использованной литературы:

1. Джефферсон Т. О демократии. / Сост. Сол К. Падовер - СПб., 1992.

2. История политических и правовых учений: Учебник / под ред. Лейста О.Э. - М.: Зерцало, 2006.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.

4. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М., 1984.

5. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения - М.: Государственное издательство политической литературы. Академия наук СССР, Институт философии, 1955.

© Мелконян А.А., 2017

Н. Б. Меремянина

студентка 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина",

г. Краснодар, РФ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Аннотация

В данной статье поднимаются актуальные проблемы приватизации жилых помещений, анализируются теоретические и практические проблемы приватизации жилья, а также изменения жилищном законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова

Приватизация, жилые помещения, закон, жилищный фонд, договор социального найма, собственность

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище . Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, несут полную ответственность перед гражданами . В числе прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения важное место занимает возможность приватизации жилого помещения.

Такое право предоставляется ему в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, цель которого является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье, а также улучшении и сохранности жилищного фонда РФ .

Существуют различные взгляды к вопросу о понимании понятия «приватизация» и о его применении в жилищных правоотношениях. Приватизация (лат. рйуа1ш - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Французский мыслитель эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689-1755), известный как один из основоположников географической школы в социологии, сформулировал практические рекомендации, которые помешали бы государству узурпировать неотъемлемые права личности. Для предотвращения вырождения демократии в тиранию Монтескье предложил принцип разделения власти. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Значение принципа разделения властей Монтескье, как показывает современная политическая ситуация, до сих пор многими не понято. Обоснование Монтескье таково. Если законы будет устанавливать исполнительная власть, то она станет учреждать законы, которые выгодны ей самой, короче говоря, превратится в деспотическую власть. Чтобы этого не случилось, необходимо, чтобы законы устанавливались иной ветвью власти, принимающей их, но не следящей за их исполнением. Точно так же обосновывается независимость судебной власти, наказывающей за нарушение законов. Если это поручить исполнительной власти, то она сможет не следовать законам и использовать механизм наказания в отношении той части общества, преследовать которую ей выгодно, исходя из собственных интересов. Чтобы этого не произошло, необходима независимость третьей ветви власти - судебной.

«Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной... Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении... были соединены эти три власти».

Вопреки Т. Гоббсу, который считал, что разобщенные ветви власти уничтожат друг друга, Монтескье полагал, что они вполне могут сосуществовать, взаимно друг друга сдерживая. Итак, одна ветвь власти - законодательная -- принимает законы, не исполняя их и не осуждая за их невыполнение, вторая исполняет их, не принимая и не осуждая, а третья наказывает за нарушение законов, не принимая их. Монтескье сформулировал одно из основополагающих положений политической теории. В современной политологии положительная роль принципа разделения властей связывается с образованием сдержек и противовесов. Стремление к взаимному контролю исполнительной и законодательной властей и к слежению за ними обеими со стороны судебной власти есть, говоря языком кибернетики, действие механизма обратной связи и гомеостаза.

Монтескье заложил основы конституционализма. Он стремился создать защитные технологии, охраняющие людей от опасности и анархии, и тирании. Власть должна быть сильной, но контролируемой. Не только граждане, но и государство в целом, по Монтескье, должно подчиняться закону. Независимый верховный руд обязан контролировать и законодательную, и исполнительную власть. Суверенитет большинства должен быть ограничен законом. Равенством перед законом уравниваются права личности и права общества: общество не вправе издавать законы, затрагивающие неотчуждаемые права человека.

Монтескье соотносил политические режимы с этико-культурными принципами, пронизывающими практическое повседневное поведение. В деспотиях это страх, в аристократиях - честь, в республиках - добродетель. По Монтескье, особенностью традиционных обществ является героизм, особенностью демократических - терпимость (или, как сегодня чаще говорят, толерантность).

Монтескье сформулировал зависимость формы правления от величины территории государства. Разделяя все государства на республиканские, монархические и деспотические, Монтескье считал, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе возникают трудности с управлением. Монархическое государство должно быть средней величины. Если бы оно было мало, оно сформировалось бы как республика, а если бы оно было слишком обширно, то находящиеся вдалеке от монарха правители областей, защищенные от быстрых карательных мер законами й обычаями, могли бы перестать ему повиноваться. Обширные размеры империи - предпосылка для деспотического правления. Эти выводы Монтескье сделал из известной ему исторической реальности: республика была в греческих городах-полисах, монархии -, в современных ему европейских странах, а деспотическими он полагал Персию, Китай, Индию, Японию. Конституционалист Монтескье полагал, что в монархии все подчиняется законам.

«В монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут принцип правления сдерживает государя; в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает противодействия со стороны законов, не предусматривающих этого обстоятельства».

Монтескье связал возможность демократического строя с небольшими территориями, обеспечивающими большинству участие в управлении (тип античного полиса). Основатели американского государства критиковали эту позицию, так как не хотели следовать логике признания монархии наилучшим способом управления большими территориями. Они полагали, что в государстве, обладающем обширной территорией, возможно осуществить политическую волю населения через его представителей (представительская демократия).

Еще один вывод Монтескье: республика ведет к равенству людей.

«Республика - это строй, при котором люди живут благодаря коллективу и ради коллектива, при котором они чувствуют себя гражданами, что предполагает, что они чувствуют себя и являются равными по отношению друг к другу».

Для Монтескье важна идея равновесия социальных сил в качестве условия политической свободы. В качестве примера он приводит взаимоотношения патрициев и плебеев в Древнем Риме. Какие силы мешают нормальному развитию общества? Эгоизм собственников, ригоризм экстремистов, воля к власти деспотов - три наиболее значительные, по Монтескье, помехи.

Монтескье использует понятие «общий дух народа», который он рассматривает как результат взаимодействия многих вещей, управляющих людьми: климата, религии, законов, принципов правления, традиций, нравов, обычаев. Дух нации, таким образом, детерминируется совокупностью физических, социальных и моральных причин.

Еще один французский мыслитель эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689-1755), известный как один из основоположников географической школы в социологии, сформулировал практические рекомендации, которые помешали бы государству узурпировать неотъемлемые права личности. Для предотвращения вырождения демократии в тиранию Монтескье предложил принцип разделения власти. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» . Значение принципа разделения властей Монтескье, как показывает современная политическая ситуация, до сих пор многими не понято. Обоснование Монтескье таково. Если законы будет устанавливать исполнительная власть, то она будет учреждать законы, которые выгодны ей самой, короче говоря, превратится в деспотическую власть. Чтобы этого не случилось, необходимо, чтобы законы устанавливались иной ветвью власти, принимающей их, но не следящей за их исполнением. Точно так же обосновывается независимость судебной власти, наказывающей за нарушение законов. Если это поручить исполнительной власти, то она сможет не следовать законам и использовать механизм наказания в отношении той части общества, преследовать которую ей выгодно исходя из собственных интересов. Чтобы этого не произошло, необходима независимость третьей ветви власти - судебной. «Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной... Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении... были соединены эти три власти» .

Вопреки Т. Гоббсу, который считал, что разобщенные ветви уничтожат друг друга, Монтескье полагал, что они вполне могут сосуществовать, взаимно друг друга сдерживая. Итак, одна ветвь власти - законодательная - принимает законы, не исполняя их и не осуждая за их невыполнение, вторая исполняет их, не принимая и не осуждая, а третья наказывает за нарушение законов, не принимая их. Монтескье сформулировал одно из основополагающих положений политической теории. В современной политологии положительная роль принципа разделения властей связывается с образованием сдержек и противовесов. Стремление к взаимному контролю исполнительной и законодательной властей и к слежению за ними обоими со стороны судебной власти есть, говоря языком кибернетики, действие механизма обратной связи и гомеостаза.

Монтескье заложил основы конституционализма. Он стремился создать защитные технологии, охраняющие людей от опасности и анархии, и тирании. Власть должна быть сильной, но контролируемой. Не только граждане, но и государство в целом, по Монтескье, должны подчиняться закону. Независимый верховный суд обязан контролировать и законодательную, и исполнительную власти. Суверенитет большинства должен быть ограничен законом. Равенством перед законом уравниваются права личности и права общества: общество не вправе издавать законы, затрагивающие неотчуждаемые права человека.

Монтескье соотносил политические режимы с этико-культурными принципами, пронизывающими практическое повседневное поведение. В деспотиях это страх, в аристократиях - честь, в республиках - добродетель. По Монтескье, особенностью традиционных обществ является героизм, особенностью демократических - терпимость (или, как сейчас чаще говорят, толерантность).

Монтескье сформулировал зависимость формы правления от величины территории государства. Разделяя все государства на республиканские, монархические и деспотические, Монтескье считал, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе возникают трудности с управлением. Монархическое государство должно быть средней величины. Если бы оно было мало, оно сформировалось бы как республика, а если бы оно было слишком обширно, то находящиеся вдалеке от монарха правители областей, защищенные от быстрых карательных мер законами и обычаями, могли бы перестать ему повиноваться. Обширные размеры империи - предпосылка для деспотического правления. Эти выводы Монтескье сделал из известной ему исторической реальности: республика была в греческих городах-полисах, монархии - в современных ему европейских странах, а деспотическими он считал Персию, Китай, Индию, Японию. Конституционалист Монтескье считал, что в монархии все подчиняется законам. «В монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут принцип правления сдерживает государя; в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает противодействия со стороны законов, не предусматривающих этого обстоятельства» .

Еще один вывод Монтескье: республика ведет к равенству людей. «Республика - это строй, при котором люди живут благодаря коллективу и ради коллектива, при котором они чувствуют себя гражданами, что предполагает, что они чувствуют себя и являются равными по отношению друг к другу» . Монтескье связал возможность демократического строя с небольшими территориями, обеспечивающими большинству участие в управлении (тип античного полиса). Основатели американского государства критиковали эту позицию, так как не хотели следовать логике признания монархии наилучшим способом управления большими территориями. Они полагали, что в государстве, обладающем обширной территорией, возможно осуществить политическую волю населения через его представителей (представительская демократия).

Важной для Монтескье является идея равновесия социальных сил в качестве условия политической свободы. В качестве примера он приводит взаимоотношения патрициев и плебеев в Древнем Риме. Какие силы мешают нормальному развитию общества? Эгоизм собственников, ригоризм экстремистов, воля к власти деспотов - три наиболее значительные, по Монтескье, помехи.

Монтескье использует понятие «общий дух народа», который он рассматривает как результат взаимодействия многих вещей, управляющих людьми: климата, религии, законов, принципов правления, традиций, нравов, обычаев. Дух нации, таким образом, детерминируется совокупностью физических, социальных и моральных причин.

Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Ш.Л. Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Ш.Л. Монтескье, законодательная власть.

"Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц"

30) Основные направления политико-правовой идеологии В США в период борьбы за независимость.

США как независимое государство возникли в результате войны 1775-1783 гг. английских колонистов против метрополии.

Активное развитие борьбы против колониального господства Англии относится к 60-м гг. XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравнения политико-правового режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии. Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права и конституционности, оформившейся с завершением английской революции. С 70-х гг. требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.

В работе I Континентального конгресса (1774 г.) сохраняются еще оба идейных направления - в принятой конгрессом Декларации прав источниками права колонистов объявлялись "законы природы, британские конституционные установления и колониальные хартии". Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естественными правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колониальных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов".


Решающее воздействие на формирование политической и правовой мысли в колониях оказала передовая в то время естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо.

Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джеффероои и Александр Гамильтон. По направленности своих политических и правовых взглядов они принадлежали к различным течениям.

Пейн и Джефферсон - наиболее видные представители демократических сил, внесших решающий вклад в победоносный исход Войны за независимость. Их идеи были особенно близки широким народным массам и легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов. Гамильтон выражал интересы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, плантаторов, настроенных весьма умеренно. Поскольку плодами победы в Войне за независимость воспользовались прежде всего они, взгляды Гамильтона и оказали решающее влияние на Конституцию США (1787 г.), в которой из идейного багажа Декларации независимости осталась практически только идея народного суверенитета, упомянутая в преамбуле Конституции.

31) Политико-правовая мысль в России (вторая половина 17-18 век).

Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на рубеже XVII–XVIII вв., с реформ Петра I. Социально-политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Европеизируя Россию, Петр в то же время стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии.

Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики “гнезда Петрова” (А.С. Пушкин): Ф. Прокопович (1681–1736) – автор “Слова о власти и чести царской”, “Регламента или Устава Духовной Коллегии”, Ф.С. Салтыков (1661–1715) – составитель “Пропозиций” по государственному устройству, В.Н. Татищев (1686–1750) – создатель “Истории Российской с самых древнейших времен”, И.Т. Посошков (1652–1726) – автор “Книги о скудости и богатстве” и др. – рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить “общенародную пользу” и “внимать разуму подданных”. В то же время в силу своеобразия российского исторического процесса и отсутствия демократических институтов все преобразования в стране могли осуществляться только сверху, “от царя”, как пожалование. Проекты реформ приобретали силу закона лишь в том случае, если были санкционированы государством, как бы исходили от него. Несогласие с государственной властью и издаваемыми законами не допускалось, верховный носитель власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые действия государя оправдывались, хотя просвещенный абсолютизм, по мнению Ф. Прокоповича, не может отождествляться с произволом верховного правителя. Про свещенный монарх должен править, опираясь на обоснованный и соблюдаемый свод законов. Ф. Прокопович исходил из посылки, что основой прогресса, силы государства и благосостояния граждан является образование и распространение наук. Верховным носителем государственной власти должен быть просвещенный правитель: “В наследуемом царстве печется самодержец о добре общем, яко о своем домашнем”8.

В.Н. Татищев полагал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться “согласием всех подданных”. Форма правления зависит от географических условий, размеров территории и уровня просвещения. Анализируя различные формы правления: монархию, тиранию, аристократию, охлократию и демократию, В.Н. Татищев делал вывод о том, что монархия для “великих и пространных государств вынуждается обстоятельствами как наименьшее зло”. Впервые в его трудах ставилась проблема соотношения свободы личности и естественного права. Он показал, что крепостное право в России не оправдывают “ни естественный, ни божественный законы, ни действительно государственные интересы”9.

И.Т. Посошков, являлся представителем купечества, поддерживал преобразования Петра I. В “Книге о скудости и богатстве” подчеркивал, что укрепление независимости русского государства может быть достигнуто развитием отечественной промышленности, торговли и умножением народного богатства. Он отмечал, что благо народа – основа процветания отечества: “Не то царственное богатство, еже... казны много, но то, еже бы весь народ по мерностям богат был”10. Именно поэтому важнейшей задачей царской власти является забота о нуждах подданных, соблюдение их интересов, облегчение положения всех сословий. Сословное деление у Посошкова связано с размежеванием прав и обязанностей: дворяне должны состоять на гражданской и военной службе, на купечество следует возложить развитие промышленности и торговли, крестьяне обязаны усердно трудиться на помещиков. При этом царю следует охранять крестьян от нищеты и произвола, поскольку “крестьянское богатство – богатство царственное”. Обеспечить мир и согласие сословий, порядок в государстве можно путем “твердого смотрения”, основанного на законах, для чего необходима судебная реформа, по которой суд должен быть не сословным, а единым для всех.

Идеология просвещенного абсолютизма находила отражение в реформаторской политике первого императора России – Петра (1672–1725), способствовавшего упрочению положения дворянства и использовавшего жесткие меры для ее осуществления. Многие политические документы, идеи, лежащие в их основе, Петр I разрабатывал сам, в силу чего его по праву следует считать выдающимся российским политическим мыслителем. Петр правил Россией несколько десятилетий (с 1682 г., реально с 1689 г. был царем, в 1721 г. – стал императором). К числу наиболее крупных преобразований в государственной сфере и соответствующих нормативных актов следует отнести: военную реформу и введенный в 1716 г. “Воинский Устав Петра Великого”, городскую реформу, начало которой положил “Указ об учреждении губерний и приписании к ним городов” (1708), установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и коллегий, закрепленное в “Генеральном регламенте” (1718), формирование иерархической системы должностей по 14 классам, отраженное в “Табели о рангах” (1722), политику меркантилизма в области промышленности и торговли, уравнивание вотчинных (наследственных) и поместных (дарственных за службу) владений, которые тоже стали передаваться по наследству в силу “Именного указа” (1714), создание Академии наук в 1724 г., введение гражданской азбуки и др.

Представляет научный интерес и практическую значимость анализ “Табели о рангах”, введенной в действие 24 января 1722 г. указом Петра I. Она состояла собственно из классификатора рангов (классов) и комментария к нему. “Табель о рангах” создала четкую иерархическую систему: должности были расписаны по 14 классам, или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на военные, гражданские и придворные чины.

“Табель о рангах” явилась законом о порядке государственной службы и представила новую систему чиновной иерархии. Она завершила административные реформы центральных и местных государственных учреждений, в аппарате которых было занято значительное число чиновников. Ее основное значение состояло в рационализации и систематизации административной службы. В качестве важнейшего признака чиновной иерархии “Табель о рангах” выдвигала вместо происхождения и знатности принцип служебной и профессиональной годности. В социальном плане это означало известную демократизацию правящего сословия. Особое значение имело узаконивание приобретения дворянства выслугой и пожалованием государя. Приобретение дворянства путем выслуги чина усиливало социальную мобильность правящего сословия, открывало возможность прилива в его среду выходцев из других классов и сословий. Преимущество в новрй иерархической системе отдавалось воинским чинам перед гражданскими и Придворными. В своей основе она оставалась неизменной на протяжении длительного времени, вплоть до 1917 г.

Классификатор "Табели о рангах"Класс Гражданский чин Военный чин Морской чин

I Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал

II Действительный тайный советник Генерал от кавалерии, Генерал от инфантерии, Генерал от артиллерии Адмирал

III Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал

IV Действительный статский советник Генерал-майор Контр-адмирал

V Статский советник Бригадир до 1799 Капитан-командор

VI Коллежский советник Полковник Капитан первого ранга

VII Надворный советник Подполковник Капитан второго ранга

VIII Коллежский асессор Майор, Войсковой старшина Капитан третьего ранга

IX Титулярный советник Капитан, Ротмистр, Есаул Капитан-лейтенант

Х Коллежский секретарь

Капитан-поручик (1722– 1798), Штабс-капитан и

1884) Лейтенант

XI Корабельный секретарь – XVIII в. Поручик, сотник

XII Губернский секретарь Подпоручик, Унтер-лейтенант Мичман

XIII Провинциальный секретарь – в XVIII в., сенатский, синодский, кабинетный регистратор Секунд-поручик и унтер-лейтенант – в XVIII в.

XIV Коллежский регистратор Фендрик

“Табель” устанавливала строгое почитание высшего ранга низшим штрафы за нарушение субординации. На каждый чин полагалось иметь патент. Высший ранг “при всяких случаях” принадлежал Петру I, а вслед за ним принцам по его крови, и тем принцам, которые с “нашими принцессами сочетаны”. В чинах одного ранга преимущество отдавалось морским чинам над сухопутными в море, а сухопутным над морскими на суше. Воинские чины объявлялись выше прочих. Чины распространялись и женщин, подведенных под ранги соответственно занимаемым ими придворным должностям, а при их отсутствии по рангам мужей и отцов.

Законные дети и их потомки всех служителей российских или чужеземных, имеющих или имевших один из первых восьми рангов, считались произведенными в дворянское достоинство, хотя бы они и “низкой породы были”. Любой воинский чин, который дослуживался до старшего офицера (восьмого ранга – майора), производился в дворянина. Дети, рожденные от них “в дворянстве”, также считались дворянами. Если же дети были рождены до получения дворянства, то по его достижению титул дворянина получал только один сын. “Табель” предполагала, что дворянские дети во время обучения проходят подготовку и по военным чинам, которые присуждались по годам учебы. Обладатели чинов обязывались к ношению соответствующих нарядов и ливрей, использованию адекватного экипажа. Все проблемы, возникавшие по вопросам толкования дворянских прав, почестей, гербов и т.д. рассматривались “геролд мейстером”, производством во дворянство занимался Сенат и Петр I.

Рассмотрение “Табели” в ряду других аналогичных памятников показывает, что в различных странах Европы возникали похожие принципы бюрократической организации общества и соответствующие им документы.

Интересна оценка политико-правовой и идеологической деятельности Петра I, в знаменитом слове одного из его сподвижников Ф. Прокоповича, произнесенном во время похорон императора в 1725 г. в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга. “Какову он Россию свою сделал, -– говорил Ф. Прокопович, – такова и будет; сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшною, страшная и будет; сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления”.

Во времена Екатерины II (1729–1796) начинается следующий этап в развитии политической и правовой мысли России. В знаменитом “Наказе” она обосновывала необходимость монархии, но при этом главной задачей монарха объявляла достижение общего блага и склонность всех к добрым делам, признавала его обязательство перед обществом. В “Наказе” отмечалось, что “равенство всех граждан состоит в том, чтобы все были подвержены тем же законам”. Однако на практике осуществлялись поддержка дворянства, расширение их прав и свобод (создание губернских дворянских обществ и собраний, избрание ими должностных лиц для сословного управления – предводителей и депутатов), дальнейшее закабаление крестьян. Политико-правовым обоснованием этих действий явилась “Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства”(1785). Проводилась и политика создания “среднего сословия” (шесть категорий) в городах: домовладельцы, купцы, ремесленники, именитые граждане (ученые), иностранцы, посадские люди (“Грамота на права и выгоды городам Российской империи” -–1785).

В годы царствования Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей – Н.И. Новиков (1740-1789), И.А. Третьяков (1735-1779), Я.П. Козельский (1728-1794). АЛ. Сумароков (1717– 1777). Все они критиковали крепостничество, говорили о важности моральных устоев в политике. Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова “Мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна”. Н.И. Новиков в “Статьях по истории и философии” утверждал, что политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа. “Процветание государства зависит в первую очередь от доброты нравов, которые, в свою очередь, зависят от воспитания”11.

С.Е. Десницкий (1740–1789), первый русский профессор права, доказал неизбежность общности политических и правовых институтов при схожести экономических условий. Им был обоснован тезис об осуществлении законодательной функции монархом совместно с представительным органом – Сенатом. Согласно представлению Десницкого, судьи должны быть несменяемыми, независимыми; предлагалось введение института присяжных, которые должны выбираться от лица всех сословий.

На рубеже веков ярко проявился талант А.Н. Радищева (1749–1802) – демократа-просветителя, родоначальника революционного направления в политической науке России. Он являлся принципиальным противником самодержавия как политической формы правления, считая его “наипротивнейшим человеческому естеству состоянием”12. В выступлении против самодержавия Радищев опирался на историю длительного существования Новгородской республики, в чем усматривал доказательство приверженности русского народа к этой форме государственности. Будущую Россию он видел как свободную, добровольную федерацию городов, где народ был бы “истинный государь”. Вслед за Руссо выдвинул идею народного суверенитета. Народное правление должно осуществляться, по его мнению, не только в малых, но и в больших государствах. Радищев не был согласен с теорией разделения властей (Монтескье и др.), считал, что во главе народного правления должны стоять великие мужи, выдвинутые народом.

Н.А. Радищев отмечал, что заключая общественный договор, люди передают государству только часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется право защиты жизни, чести и собственности. Никакая власть и никакой положительный закон, не могут истребить прав, дарованных человеку самою природою. Он был убежденным противником крепостничества, считая, что крепостное состояние противоречит естественному праву, поскольку все народы рождены свободными и равными, подчеркивал в работе “О законоположении” необходимость “сделать в законоположении отечества великую перемену”. В своих произведениях “Путешествие из Петербурга в Москву”, “Проект гражданского уложения” показал, что если власть издает законы, нарушающие основные права, и не обеспечивает человеку сохранности жизни, чести, неприкосновенности имущества, за народом остается право на расторжение общественного договора и восстание против тирана. Долгие годы провел в ссылке. Вместе с благодарностью потомков заслужил и блестящую политическую оценку Екатерины II: “Бунтовщик, хуже Пугачева!”. При Александре I (1777–1825) принял активное участие в работе императорский комиссии нового гражданского законодательства.

32) Политико-правовая мысль в России в первой половине 19 века.

33) Политико-правовая мысль в России во второй половине 19 века.

XIX в. для политической мысли России – век особый. В середине этого века (1861) в России указом “сверху” было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалась во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми. Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и сложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционаризм (“социализм”), консерватизм, “западники” и “славянофилы”. Все эти характерные направления, возникшие в XIX в., в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны.

В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:

– либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы соответствующих западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, П.В. Анненков и др.); политико-правовой либерализм середины – конца XIX в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий);

– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев, декабристы (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Му равьев и др.); с середины 40-х гг. – революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, НА. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) в 60–80-е гг. – революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев); в 80–90-е гг. – социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин и др.);

– консерватизм (часто в облике славянофильства) отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России: проимператорское направление – Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, общинно-романтическое – А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев.

К числу первых ярких представителей официального российского либерализма относится М.М. Сперанский (1772–1839), статс-секретарь Александра I, составивший по его поручению план государственных преобразований – “Введение к Уложению государственных законов”, а также руководивший созданием “Полного собрания Законов Российской империи”13. М.М. Сперанский считал, что крепостное право необходимо отменить, но постепенно, “сверху”. Он предлагал проект конституционной монархии: учреждение выборной Государственной Думы, системы представительных органов: губернских, волостных, окружных дум. При этом власть сохранялась в руках императора. Государственная Дума могла вносить свои предложения в проект законов, на обсуждение. Для урегулирования отношений между Государственной Думой и императором предлагалось создать также Государственный совет из назначаемых императором лиц.

В основу новой государственной системы у Сперанского был положен принцип разделения властей. В соответствии с ним закон вверялся Государственной Думе, управление – правительству, министерствам, а суд – Сенату. Действие этих трех учреждений, по замыслу Сперанского, “соединяется в Государственном совете и через него восходит к трону”.

С реформаторскими идеями М.М. Сперанского перекликались идеи “Государственной Уставной грамоты Российской империи”, представляющей собой конституционный проект для России, разработанный в 1818–1819 гг. по поручению Александра I его другом и сподвижником Н.Н. Новосильцевым. Наличие проекта свидетельствует об определенных намерениях Александра I относительно конституционного переустройства Российской империи “сверху”. Однако в дальнейшем эти, как впрочем и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра I, реализованы не были. Государственная Уставная грамота Российской империи (шесть глав и 191 статья) представляет научный интерес в плане историко-политологического и правового анализа проектов конституционного переустройства России14. Особенностью этого проекта являлось то, что он, при сохранении монархии и монарха как главы государства и исполнительной власти, предусматривал создание парламента – Государственной Думы, или Сейма. Существенный интерес представляет глава Уставной грамоты “О народном представительстве”, в которой определялись функции Государственной Думы, или Сейма. Употребление термина “сейм” в Грамоте свидетельствует об использовании польского опыта. Предполагалось, что парламент будет состоять из двух палат: высшей – сенатский департамент, в который на время заседания Сейма входило определенное количество сенаторов, назначенных государем, и палаты земских послов, “составлявшейся по назначению государя из половинного числа послов и депутатов, каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных”. По подобию Государственного Сейма предусматривалось создание и наместнических сеймов из двух палат. Главная задача Государственного Сейма состояла в рассмотрении всех “проектов законов гражданских, уголовных и по части управительной, коих действие распространялось на всю империю”, а также “в рассуждениях” по проблемам налогов, податей, бюджета и наказов земским послам избирателей. После принятия проекта закона простым большинством голосов по палатам, он становился законом только после обязательного утверждения его государем и обнародования. Работа Сейма предполагалась в течение тридцати дней, за это время его члены не могли быть задержаны и судимы. Император мог всегда распустить Сейм.

Проекты М.М. Сперанского и других реформаторов его времени во многом так и остались на бумаге. Идея создания Государственной Думы оказалась реализованной лишь век спустя (1905–1906), но предложение о Государственном совете было принято. Манифест “Образование Государственного совета” был опубликован 1 января 1810 г. Этот совещательный орган при императоре действовал в течение последующего периода царствования Романовых. Манифест “Об общем учреждении министерств” вышел 25 июня 1811 г. В соответствии с ним учреждались министерства: иностранных дел, военное, морское, финансов, внутренних дел, народного просвещения, юстиции, полиции, государственное казначейство. главное управление путей сообщения, главное управление духовных дел разных вероисповеданий. Тем самым был завершен процесс пре образования “петровских коллегий” в министерства современного типа, со отрогам регламентом работы.

Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев (1794-1856), Н.В. Станкевич (1813-1840), Т.Н. Грановский (1813-1855), П.В. Анненков (1812-1887) и др. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России. В последующие периоды развития российского общества между “западниками” и “почвенниками” велись, с различной долей успеха, постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России, в силу ее индоевропейского состояния “тела и души”, всегда актуален.

Радикальные теории и методы переустройства российского общества в начале XIX в. были предложены декабристами – представителями революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель (1793–1826) изложил свои республиканские взгляды в работах “Конституция. Государственный завет” и “Русская Правда”. По сути, это конституционные проекты республиканского устройства государства: в них обобщались такие политические понятия, как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков и предлагалась система мер для перехода к Республике.

“Русская Правда” – официальная программа “Южного общества” – предусматривала сразу после восстания ликвидацию крепостничества, уничтожение всех сословных перегородок и установление “единого сословия – гражданского”. П. Пестель не выступал против собственности вообще, провозгласив ее священной и неприкосновенной. В своем аграрном проекте он указывал на необходимость освобождения крестьян с земельным наделом.

Согласно его концепции, верховная власть разделяется на законодательную, (Народное Вече – избирается сроком на 5 лет, с ежегодным переизбранием одной пятой части его представителей), исполнительную (Державная Дума – состоит из 5 человек, ежегодно один член меняется) и блюстительную (Верховный Собор – проверяет и утверждает все законы; состоит из 120 человек, назначаются пожизненно, выдвигаются губерниями, восполняются Вече). На местах избираются народные собрания. Избирательное право предоставляется всем гражданам с 20 лет, устраняются имущественный ценз и другие ограничения, кроме ограничений по закону. В отличие от других декабристов, наилучшей формой государственного устройства для России, П.И. Пестель считал унитарное государство с предоставлением права самостоятельности только Польше. Средство достижения поставленных целей Пестель видел в военно-революционном перевороте, с немедленной ликвидацией (в том числе и физической) монархии. Проведение преобразований поручалось сроком на 15 лет Временному Верховному правлению из 5 директоров под руководством Диктатора15.

Меньшим радикализмом отличалась программа Северного общества и его организаторов, одним из которых был Н.М. Муравьев (1795–1837). Он подходил к политическим проблемам своего времени с позиций общечеловеческого разума и реального исторического опыта. Эволюция его взглядов прослеживается в проектах конституционной монархии.Он полагал, что государственное устройство России должно быть федеративным, состоящим из 13 держав и 2 областей – Московской и Донской, со своими центрами. Высшим представительным и законодательным органом должно быть двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей (избирается на два года, состоит из 450 членов) и Верховной Думы, как органа, представляющего территории. (Сравните с Конституцией России 1993 г.) Исполнительная власть вручалась императору – “верховному чиновнику российского правительства”. При вступлении в должность он приносит присягу Народному Вече, обязывался сохранять и защищать “Конституционный устав России”, имел право “вето” в отношении законов. Муравьев выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища и собственности, политический плюрализм, свободу печати16.

Политический застой в царствование Николая I (1825–1855), создавшего Третье отделение (политическую полицию для борьбы с революционным движением и инакомыслием), экономическая отсталость, поражение в Крымской войне и падение Севастополя (1853–1856), спад революционного движения в Европе осложнили развитие России. Образованная, передовая часть общества активно размышляла о путях и методах общественного прогресса, участвовала в спорах западников, выступавших за европейскую парадигму развития для России и консерваторов (славянофилов), призывавших следовать традиционным политическим ценностям.

Западники-либералы видели в Европе пример для подражания, выступали за конституционную монархию, основывались на теории разделения властей (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье), значительное внимание уделяли проблеме прав человека.

Среди консерваторов сложилось два течения: если одни отстаивали политические традиции прошлого и видели их идеал в существовавшем строе, то другие усматривали в прошлом основу для модернизации общества. И те, и другие выступали с позиций славянофильства, поддерживали самодержавие.

Идеологию консерваторов, отстаивавших интересы императорского дома, отразил Н.М. Карамзин (1766–1826) – автор 12-томной “Истории государства российского” в знаменитой формуле: “Дворянство Духовенство, Сенат и Синод как хранитель законов, над всеми – Государь – единственный законодатель, единственный источник власти, освобождение крестьян гибельно”17. Сущность славянофильства – православие, самодержавие, народность – сформулировал граф С.С. Уваров (1786–1855), президент Петербургской Академии наук, министр просвещения. Он доказывал, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, помещику. К. Победоносцев (1827–1906) выступал против любых выборов, в том числе и Земского собора, полагая, что это может привести к конституционной монархии. Порядок в стране держится на вере, монархии, унитаризме, власти хозяев. Отсюда выводился тезис: “Россия единая и неделимая”.

Представители общинно-романтического направления в славянофильстве (К.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский, А.С.Хомяков, В.С. Соловьев) высказывались за особый путь развития России, ее мессианскую роль в истории человечества, славянских народов. Русскую “особость” они были склонны, видеть в патриархальной крестьянской общине, ее характере и традициях. Идеализируя историческое прошлое, русский национальный характер, славянофилы выступали против использования русским народом западных образцов политической жизни. Будучи сторонниками самодержавия, они считали необходимой отмену крепостничества, защищали нравственность, свободу совести, мысли, признавали принцип верховенства народа. Славянофилы рассматривали государство как консервативную, исключительно внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”, критически оценивали реформы Петра I именно за то, что он нарушил гармоничные взаимоотношения между государством и народом. Они показывали, что в вопросах достижения общественной справедливости Россия пойдет дальше Западной Европы. “Человек достигает своей нравственной цели только в обществе, – писал А.С. Хомяков, – где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому”18.

Представитель позднего славянофильства Н.Я. ”Данилевский (1822–1885), автор книги “Россия и Европа” (1869), обосновал идею о культурно-исторических типах (цивилизациях), их пространственных и временных пределах. Культура конкретного исторического типа может проникать в культуру другого типа только отдельными элементами. На Западе, уже в XX в. эта идея стала развиваться А. Шпенглером и А. Тойнби. Идея культурно-исторических типов сохраняет свою актуальность и сегодня, может играть большую методологическую роль в современных условиях интенсивных культурных и политических связей.

В 40 – 60-е гг. в России формируется революционно-демократическая политическая идеология. Ее “генераторами” стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др., выражавшие идеи утопического крестьянского социализма. А.И. Герцен (1812–1870) – революционный демократ, издатель газеты “Колокол”, автор многих трудов, призывал крестьян к активным действиям, рассчитывал, что после отмены крепостного права и других правительственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразований, будущее России видел в “русском крестьянском социализме”, основу которого составляют община, патриархально-коллективистский быт”19. Герцен – один из родоначальников народничества – движения разночинной интеллигенции, выражавшего интересы крестьян, выступавшего против самодержавия в России, за крестьянскую революцию.

Н.Г. Чернышевский (1828–1889) – представитель радикально-демократической политической мысли, автор многих теоретических работ (“Что делать?” и др.), был подвергнут гражданской казни и сослан на каторгу в Сибирь. Наиболее передовой формой правления считал республику. Полагал, что если к республиканскому правлению Западная Европа пришла через ряд революций, то и Россия не избежит этого. Крестьянская революция, по его мнению, должна увенчаться демократизацией государственного строя и установлением “социальной республики”. Во время переходного периода допускал существование монархической формы правления. Обращал внимание на важность контроля законодательной власти над исполнительной. Основой будущего экономического и политического строя России считал крестьянскую общину.

Интерес представляют труды А.И. Стронина (1826–1889), выпускника Киевского университета, просветителя, пропагандиста-демократа, одного из первых российских исследователей, занимавшихся изучением философских, (методологических и социологических основ политики, автор книги “Политика как наука” (1872). В этой работе он классифицирует политику на “теоретическую, эстетическую и практическую”, выделяет “политическую диагностику и прогностику для России”, раскрывает задачи и функции политики в обществе20. А.И. Стронин писал о пирамидальном устройстве общества: большинство находится внизу, в центре – средний класс, меньшинство – наверху и владеет силой, богатством, знаниями, властью. Выступал за моральное и правовое совершенствование общества, его демократизацию.

В 60-е гг. формируется народничество – движение разночинной интеллигенции, выступавшее против крепостного права, за просвещение крестьян, почерпнувшее многие идеи у А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Народники идеализировали крестьянство и сельскую общину, считали их революционной средой, переоценивали свою роль в политической борьбе. Ими были созданы революционаристские организации “Земля и воля”, “Народная воля” и др.21 У “народников” сложились различные теоретические течения и толкования способов революционной деятельности: “пропагандистское”, которое рассматривало личность как силу, способную изменить общество,–ПЛ. Лавров (“Исторические письма” и др.); “заговорщическо-террористическое” – П. Н. Ткачев (“Задачи революционной пропаганды в России”), “бунтарское” – М.А. Бакунин (“Государственность и анархия”, “Федерализм, социализм и антитеологизм” и др.), “теоретическое” – П.А. Кропоткин, (“Современная наука л анархизм”, “Государство и его роль в истории”)22.

В конце XIX в., в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым (1856–1918) – основоположником первой русской марксистской организации “Освобождение труда”, созданной в 1883 г. в Женеве (работы: “Социализм и политическая борьба”, “К вопросу о роли личности в истории” и др.), и В.И. Лениным (1970-1924) – одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудов, написанных в конце 90-х гг.: “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” и др. В этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России и, как возможная перспектива, социалистическая революция.

В последней трети XIX в. в России начался новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного права, судебной и земской реформами, демократизацией университетского образования и др. Эти важные политико-юридические решения были провозглашены или зафиксированы в “Манифесте 19 февраля 1961 г.” Александра II; “Положении о губернских и уездных земских учреждениях” (1864), по которому органы местного самоуправления стали избираться по сословной системе, от землевладельцев, городских жителей и крестьян; “Городовом положении” (1870), по которому выборные городские думы получали значительные права; в Указе “О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати” (1865), который снимал предварительную цензуру; в Манифесте “О введении всеобщей воинской повинности” (1874), отменившем рекрутские наборы и сократившем срок службы до 6–7 лет; новых “Судебных уставах” (1864), предусматривающих отмену сословного характера судов, учреждавших адвокатуру, институт присяжных, избрание судей; в новом “Университетском уставе” (1863), предоставившем автономию вузам, в положениях о повсеместном создании начальных училищ (1864); в “Уставе средней школы” (1864).

В этих условиях сформировался конституционный либерализм. Его представители – Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов и др. – первостепенное значение придавали разработке проблем правового государства, защите прав и свобод личности, теории власти, истории политических учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существенный вклад и в развитие российской политической науки.

Классический вариант конституционного либерализма представляли взгляды Б.Н. Чичерина (1828–1904) – крупнейшего представителя российской либеральной философской и политической мысли рубежа XIX–XX вв.. ученика Т.Н. Грановского, профессора права Московского университета (с 1861 по 1867), автора работ “Философия права”, “Курс государственной науки”, “О народном представительстве”, “Вопросы политики” и пятитомной “Истории политических учений”, развивавшего идею постепенного перехода России от самодержавия к конституционной монархии. Б.Н. Чичерин выступал против правового закрепления претензий на социальное равенство и на помощь слабым. Право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи. Он критиковал как самодержавие, так и социализм. Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютисткого народоправия, то личность находится во власти произвола. Вот почему гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Именно “политическая свобода является высшим развитием свободы личной”23. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма и государственного этатизма, суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон. Б.Н. Чичерин обосновывал необходимость публичности всех правительственных действий и гласности судопроизводства. Он подразделял либерализм на “уличный” (своеволие), "оппозиционный" (поведение обиженных властью) и “охранительный” (примирение свободы с началом власти и закона). Сам Б.Н. Чичерин выступал с позиций “государственного” либерализма.

Н.М. Коркунов (1853–1904), профессор государственного права Петербургского университета, развивал социально-психологическое толкование права. В книгах “Русское государственное право” и “Лекции по общей теории права” рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Институты народного представительства считал второстепенными, гарантию законности видел в праве независимого и несменяемого суда. Полагал, что “как бы ни была широка автономия какой-либо подчиненной области, законодательная власть российского монарха стоит выше этой автономии”24.

Проблематика политических наук рассматривалась только на юридических факультетах университетов. Существенное внимание уделялось “истории политических учений” (общий курс лекций был подготовлен и издан Б.Н. Чичериным) и “истории философии права” (курсы лекций профессоров Н.М. Коркунова и Г.Ф. Шершневйча). Официальные власти в силу понятных причин весьма неодобрительно и подозрительно относились к научным исследованиям и преподаванию политических наук в вузах. По словам известного доктора права, заслуженного профессора МГУ и СПбУ П.Г. Редкина, науки политические были признаваемы нашим правительством, как и большею частью прочих европейских государств, весьма опасными для спокойствия государств. Употребление политических знаний смешивали тогда и с их злоупотреблением. А всякие политические рассуждения были нетерпимы не только в книгах и повременных изданиях, но и в самых тесных кружках, в частной, семейной жизни. Он отмечал, что “правительству нужны были только юристы и администраторы, и притом такие, которые выучили бы Свод законов буква к букве; нужны были подданные, которые бессознательно повиновались бы существующим законам, не смея отговариваться их неведением”.

В XIX в. родились и оформились все основные направления политической мысли, которые получили свое дальнейшее развитие в XX в.: радикализм в лице социал-демократического движения; либерализм, не имевший достаточно широкой опоры в обществе; консерватизм, отражавший интересы помещиков и компрадорской буржуазии.

Характерные черты российской политической мысли XIX в.

Необычайное разнообразие различных политический учений и идей;

Преобладание крайностей: радикализм и консерватизм;

Тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций;

Чрезмерная идеализация, а также мифологизация (прошлого – консерваторами, будущего – радикалами);

Своеобразие набора (в отличие от Западной Европы) и содержания поставленных вопросов и решаемых задач;

Недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации;

Слабая постановка систематического изучения и преподавания политических наук в учебных заведениях.

На переломе веков остро встал вопрос о том, какие общественно-политические силы и политические идеи содержат действенные рецепты решения насущных вопросов политического бытия и, прежде всего, проблем демократизации российского общества.

34) Учение Канта о государстве и праве.

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804)

Учение Канта о праве. М ногократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Его мероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.

И.Кант различает в праве три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное (позитивное) право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого).

Термин "просвещение" окончательно утвердился после статьи И. Канта "Что такое просвещение?" (1784). Деятели Просвещения выступали за "царство разума" на земле, где восторжествует гармония интересов свободного человека и справедливого общества.

Первым, кто в идеологии просветительства создал развернутую политическую доктрину, был Монтескье.

Французский аристократ Шарль-Луи де Секонда, барон де Ла Брэд и де Монтескье (1689-1755) стоит в ряду блестящих деятелей французского Просвещения, таких как Вольтер, Гельвеций, Дидро и др. Он родился в департаменте Жиронда недалеко от Бордо. Семья его принадлежала к той провинциальной аристократии, которая так окончательно и не смирилась с абсолютной властью Бурбонов.

Монтескье закончил колледж, где особенно интересовался классической философией и древней историей, затем самостоятельно изучал юридические науки. В 1716 г. в возрасте 27 лет от роду становится президентом парламента в Бордо (тогда судебный орган) и занимает эту должность до 1728 г. Уйдя в отставку, он совершает длительное путешествие по Европе, особенно долго остается в Англии. Там он изучал английскую политическую жизнь и увлекся трудами Локка. Вернувшись во Францию в 1731 г., он почти безвыездно живет в замке Ла Бред.

Еще в 1721 г. Монтескье анонимно издал имевшие огромный успех "Персидские письма", сатиру на церковь и на неразумность и несовершенство французской жизни. В 1733 г. выходят в свет "Размышления о причинах величия и падения римлян", а в 1748 г. появляется плод 20-летнего труда "О духе законов". Именно эта книга увековечила имя Монтескье и определила его особое место в ряду современников-просветителей.

В своем основном произведении великий просветитель попытался раскрыть закономерности развития государства и права. Как прочие французские философы XVIII в., Монтескье верил в прогресс и разум, но название книги говорит о том, что он шел дальше века Просвещения. Его интересовали не законы, а дух законов. Считалось, что можно логически обосновать главные принципы единого для всех времен и народов закона, сведя к минимуму разницу в законах, считая ее случайной.

Монтескье различал три вида законов: закон наций (относящийся к международным делам), закон политический (регулирующий отношения правительства и граждан) и закон гражданский (говорящий о взаимоотношениях граждан). Ученого занимает не генеральный закон, а его подвиды. Ибо "закон зависит от климата страны, ее местоположения" и размеров, плодородия, основных занятий народа (земледелие, охота, скотоводство), уровня свободы, который могут выдержать жители, их наклонностей, числа, богатства, обычаев. Как философ века разума Монтескье указывает, что надлежит делать. Однако его рационализм основан на опыте, изучении учреждений, истории и среды; законы нельзя сочинять, руководствуясь своей фантазией, "законы возникают из натуры вещей".

Монтескье - сторонник уравновешенной конституции, основанной на разделении властей. Его политический идеал - английская конституционная монархия. Английская свобода, по его мнению, связана с системой управления. Либерала-аристократа, почитающего свободу мысли, собственность и старинные привилегии, потрясла система, сочетающая лучшие черты монархии (в исполнительной власти), аристократии (в палате лордов как верховном суде) и демократии (в законодательной власти палаты общин). Хотя эти три формы объединены в системе управления, действуют они в различных сферах. Иначе возник бы произвол и деспотизм. Монтескье отмечает дополнительный барьер против деспотизма: законодательная власть разделена между палатой лордов, представляющей аристократию, и палатой общин, представляющей народ.

Исполнительная власть, по мнению Монтескье, должна быть в руках монарха, независимого от законодателей. Он предостерегал, что если исполнительную власть доверить нескольким лицам, избранным парламентом, свободе конец. Его тревогу разделили творцы конституции США-и члены Конгресса не могут быть министрами. Вся полнота исполнительной власти у президента, избираемого отдельно от Конгресса.

Предпосылкой доктрины о разделении власти явилась мысль об ограничении роли государства; для Монтескье государство подобно ночному сторожу, поддерживающему порядок и охраняющему свободу и имущество граждан. Конечная же цель названной доктрины - обоснование принципа законности, обеспечение политической свободы и превращение права в истинный регулятор взаимоотношений между государством и гражданами.

Философия Монтескье - это любопытная смесь ненависти к клерикалам и деспотизму, стремления к свободе личности и сильного желания сохранить привилегии и собственность аристократов. Но упование на разум, изучение прошлого и забота о будущем, стремление к объективности и к реформам сделали Монтескье одним из самых влиятельных политических писателей современности, труды которого постоянно пересматриваются.