Что значит группа риска. Рак крови: кто в группе риска и каковы симптомы. Кто в группе риска

Имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это - группа риска? Какие категории людей в нее входят?

Определение и категории

Группа риска - это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.

Группа риска - это:

  • дети с трудным поведением;
  • беженцы;
  • умственно неполноценные;
  • бездомные;
  • одинокие и многодетные мамы;
  • престарелые;
  • неполные семьи;
  • дети-сироты;
  • подвергшиеся какому-либо насилию;
  • инвалиды;
  • наркоманы;
  • преступники;
  • социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
  • аморальные семьи.

Основы социальной работы с семьями из группы риска

Группа риска - это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:

  • решение повседневных проблем всех членов семьи;
  • рождение и полноценное воспитание детей;
  • поддержка недееспособных;
  • обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.

Социальные работники помогают в решении проблем семьям:

  • воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
  • семьям военнослужащих;
  • семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
  • асоциальным семьям;
  • безработным;
  • мигрантам и беженцам.

Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.

Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:

  1. Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
  2. Охранно-правовая функция - обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
  3. Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
  4. Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
  5. Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.

Работа с группой риска - это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.

Социальная работа с людьми из группы риска

Социальная защита семьи:

  • денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка - пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
  • льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
  • консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.

Социальная поддержка при болезни, потере близкого человека:

  • поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
  • консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
  • выплата пособий во время поиска работы;
  • социальная и психологическая помощь.

Социальное обслуживание - это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:

  • несовершеннолетние родители;
  • многодетные, бездетные и неполные семьи;
  • педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
  • семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
  • вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.

Задачи

Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:

  1. Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
  2. Предоставление необходимой социальной помощи.
  3. Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
  4. Патронаж и поддержка при реабилитации.
  5. Социальный патронаж.
  6. Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.

Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.

Первичное изучение семьи

Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:

  • выявление состава (наличие детей, полная или нет);
  • анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
  • наблюдение за семьей со стороны;
  • определение ценностной ориентации;
  • выявление условий жизни, быта и материального положения;
  • выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.

При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.

Беседы с группой риска

Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.

Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: "Как день прошел? Как настроение?" и так далее.

Первая беседа не должна длиться более часа.

Требования к беседе

  1. Определение цели проводимой беседы.
  2. Определение основных вопросов, которые будут заданы.
  3. Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
  4. Формулировки нужно излагать точно и понятно.

Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.

Группа риска - это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.

К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи детского сада, школы и т.д

Во-первых, здесь складывается внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая изменением Я- концепции.

Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком. Хотя от младшего школьника он отличается не меньше, чем от старшего.

В третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослы, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».

Классификация детей «группы риска»

До сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей. чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному:

«педагогически запущенными»,

«социально запущенными»,

«социально незащищенными»,

с «отклоняющимся поведением»,

«трудновоспитуемыми»,

«дезадаптированными»,

«социально заброшенными»,

с «девиантным поведением»,

с «делинквентным поведение»,

с «асоциальным поведение» и т.п

Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогические запущенными детьми не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными детьми – называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожидание и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящие за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация это несоответствие социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованием новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностного взаимодействия

Понятие детей «группы риска» подразумевает следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Критерии отнесения к «группе риска»

В «группу риска» входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

К «группе риска» принято относить тех детей, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех детей, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Новое о педагогике:

Характеристика государственного образования в России начало IХ конец ХХ века
Начало XIX в. стало временем проведения крупных ре­форм в образовании. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав учебных заведений, подв...

Принцип концентрации внимания
Свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слу...

Анимированный научно-популярный YouTube-канал« Научпок» проливает свет на таинственные или не совсем понятные явления. Например, такие, как лунатизм. Что не так с людьми, которые гуляют по краю крыши в пижаме? Ведь именно так мы представляем лунатиков. Впрочем, они не все такие. Кто-то просто начинает убираться или доедать что-нибудь из холодильника.

Так почему им не лежится в постели? Сомнамбулизм — так на научном языке именуется привычка передвигаться и совершать другие действия во сне. Упоминания о лунатиках встречаются с древнейших времен — ими интересовались, их опасались. Сами посудите: на латинском« лунатик» означает« безумный». В средневековье им, разумеется, приписывали дьявольскую одержимость и все в этом духе.

Современные ученые считают, что сомнамбулизм связан с фазами сна, а именно с медленной фазой. Она делится еще на три части: засыпание, легкий сон и глубокий медленный сон. Лунатики активизируются через час-полтора после начала медленной фазы.

Кто входит в так называемую« группу риска»? Из всего населения Земли примерно 2% страдают сомнамбулизмом. Чаще всего это дети от 4 до 14 лет. Стоит отметить, что детский лунатизм не считается серьезной патологией. Детский мозг находится в стадии развития, и там еще не успели сформироваться« успокаивающие» нейроны, тормозящие мышечную активность во время сна.

А вот когда бродить ночами начинает взрослый человек, тут лучше обратиться к врачу. Обычно причина в стрессе, страхе или общей эмоциональной перегруженности. Не стоит исключать и черепно-мозговые травмы и различные нейроинфекции как причины отклонения. Кстати, Доминик Пети и ученые из Университета Монреаля выяснили, что склонность к лунатизму передается по наследству. Изучив поведение 2 тысяч детей из Квебека, они обнаружили, что 29% из них страдает сомнамбулизмом. Те, чьи родители не лунатят, становились лунатиками с меньшей вероятностью, при одном родителе-лунатике риск увеличивался чуть ли не вдвое, а если оба родителя ходили во сне, то вероятность, что их ребенок станет лунатиком, составляла 61%.

Посмотрите ролик от четверых ребят из «Научпока», если заинтересовались феноменом лунатизма.


Чтобы предотвратить возможное мошенничество и злоупотребления со стороны бухгалтера, в первую очередь нужно уяснить для себя: какова вероятность того, что он может на это пойти? И почему один бухгалтер ворует, а другой – прямо «ангел во плоти», и мысли не допускает о том, чтобы пойти на злоупотребление?

Чаще всего на мошенничество и воровство идут люди определенного типа. Кто же в первую очередь входит в «группу риска»?

– Бухгалтер – азартный человек. Вообще, от таких бухгалтеров желательно держаться подальше: не исключено, что активы вашего предприятия будут постепенно становиться активами какого-нибудь казино или букмекерской конторы.

– Непунктуальный бухгалтер. Эта профессия подразумевает четкость, конкретность и пунктуальность; бухгалтер, который пренебрежительно относится ко времени, точно так же может относиться и к своей работе. Скорее всего, у такого человека в бухгалтерии будет царить беспорядок, причем даже не столько по причине мошенничества и злоупотреблений (их у такого недотепы может и не быть), а из-за расхлябанности и разгильдяйства.

– Бухгалтер, который является неуравновешенным человеком. Вспыльчивый, неуравновешенный бухгалтер склонен к совершению необдуманных поступков, легче поддается соблазнительным и сомнительным предложениям. Не исключено, что впоследствии он и сам будет жалеть о содеянном, но ведь вернуть что-то назад обычно очень сложно, а иногда – почти невозможно. Однако такого человека проще вынудить добровольно рассказать о своих прегрешениях.

– Безответственный бухгалтер. Здесь даже сложно что-то добавить: профессия бухгалтера подразумевает немалую ответственность, причем не только перед своим предприятием, но и перед государством. Поэтому безответственного человека в принципе нельзя принимать на такую должность; а если это все-таки произошло, от такого работника нужно избавляться как можно скорее.

– Бухгалтер – жадный и алчный человек. Ему всегда всего мало, и он будет воровать независимо от размера получаемой заработной платы.

– Человек, который страстно мечтает о какой-нибудь крупной, но пока недостижимой покупке: квартира, машина, дача, гараж и т. п. Откладывать деньги с заработной платы – долго и мучительно, а жизнь так коротка! Поэтому нередко такой бухгалтер решает «не терять время попусту», а использовать для достижения заветной мечты любые доступные способы.

– Бухгалтер с мягким и податливым характером. Такого человека относительно несложно склонить к участию в сомнительной сделке. Кроме этого, податливые люди нередко находятся «под каблуком» у своих половин, и поводом для злоупотребления вполне может стать очередной «запрос» жены.

– Бухгалтер, который часто меняет места работы (например, за последние пять лет сменил три и более мест работы). С какой стати порядочному бухгалтеру переходить на работу в другую компанию? Не исключено, что причиной является либо его недостаточный профессионализм, либо склонность к мошенничеству и злоупотреблениям (по принципу «хапнул в одном месте – убежал на другое»).

– Бухгалтер, в жизни которого случилась неприятность, связанная с большими материальными потерями: ограбление квартиры, пожар, автомобильная авария, болезнь близкого человека, требующая дорогостоящего лечения, потеря сбережений и т. д. Желание побыстрее возместить понесенный ущерб или собрать деньги на предстоящие затраты вполне может толкнуть на путь мошенничества даже порядочного человека.

– Бухгалтер, который недавно обзавелся семьей. Не секрет, что у человека, который покончил с холостяцкой жизнью, серьезно возрастают расходы, причем это относится как к мужчинам (в первую очередь), так и к женщинам. Молодой паре хочется построить или купить жилье, обставить его новой мебелью, приобрести автомобиль, хорошо одеваться. Кстати, если на вашем предприятии главный бухгалтер – молодой муж, а заместитель главного бухгалтера (например, кассир) – его молодая жена, то к этой паре и вообще к работе бухгалтерии следует присматриваться повнимательнее.

– Человек, у которого недавно родился ребенок. Как известно, рождение ребенка всегда связано с большими расходами (врач в роддоме, коляска, памперсы, кроватка, неработающая мама). Если ваше предприятие производит или реализует товары для новорожденных – можно со стопроцентной уверенностью сказать, что бухгалтер не преминет воспользоваться ситуацией.

Итак, представители этих категорий людей относятся к «группе риска». А есть ли люди, которые меньше других склонны к мошенничеству, злоупотреблениям и воровству?

По оценкам независимых специалистов, портрет среднестатистического «надежного» бухгалтера выглядит так.

Семейный мужчина средних лет (примерно 35–45), с высшим образованием, имеющий работающую жену и детей в возрасте до 14 лет, обеспеченный жильем и прочими необходимыми благами и обладающий ровным и спокойным характером. Солидный и «здравомыслящий» возраст позволяет трезво оценивать ситуацию и своевременно отказываться от нелицеприятных предложений, а также спокойно воздерживаться от иных соблазнов (не секрет, что в 25 лет человек больше склонен к совершению необдуманных поступков, нежели в 35–45). Должному исполнению служебных обязанностей во многом способствует ответственность главы семьи, а также желание сохранить сформированную к этим годам репутацию. Работающая жена – дополнительные средства для семьи, что намного снижает зависимость бухгалтера от «привлекательных возможностей» его должности. Возраст детей – до 14 лет – позволяет пока не думать о предстоящем поступлении в вуз, репетиторах, платной учебе, свадьбе и других событиях, требующих немалых дополнительных трат. В общем, жизнь такого человека спокойная, размеренная, у него сложилась карьера, личная жизнь, он имеет достаток, спокойно растит детей и дорожит своей работой.

Если ваш бухгалтер принадлежит к категории «группы риска», задумайтесь, стоит ли продолжать работать с этим человеком или лучше избавиться от него под любым благовидным предлогом.

Конечно, если бухгалтер обладает хотя бы одним из перечисленных качеств (азартный, непунктуальный, неуравновешенный, безответственный, алчный, слишком податливый, имеет склонность к частой перемене мест работы), то, скорее всего, вам лучше от него избавиться.

Если вы знаете, что ваш бухгалтер страстно мечтает о какой-либо покупке (например, автомобиля или дачи), то рекомендуется подумать: может, имеет смысл помочь человеку в достижении заветной цели? Например, можно оказать безвозмездную материальную помощь или предоставить кредит без процентов на определенный период времени. Тем самым вы не только поможете человеку (что уже само по себе хорошо), но и наверняка заработаете в его глазах дополнительный авторитет и уважение. С высокой долей вероятности можно сказать, что бухгалтер, к желаниям которого на работе относятся с уважением и пониманием, не будет заниматься воровством и мошенничеством, злоупотребляя своим положением. Кстати, все вышесказанное в полной мере относится и к бухгалтеру, который недавно обзавелся семьей: молодой семье вполне можно выдать кредит, пусть даже под небольшие проценты. Такой шаг наверняка заставит человека уважать родное предприятие и поспособствует тому, чтобы он высоко оценил свою работу.

Если у вашего бухгалтера случилась неприятность или несчастье, то настоятельно рекомендуется оказать ему посильную помощь (причем безвозмездную). Не оставляйте его один на один с бедой: во-первых, предложите сотрудникам предприятия сложиться «кто сколько может», чтобы помочь пострадавшему человеку, во-вторых, выделите материальную помощь от имени предприятия. Наверняка бухгалтер оценит такой жест по достоинству, а мыслей о злоупотреблении либо мошенничестве у него не возникнет.

Если у бухгалтера родился ребенок, то здесь и раздумывать не стоит: на работе обязательно должны разделить радость сотрудника и подкрепить это материально.

Ограничение полномочий


Для предотвращения возможного воровства и иных злоупотреблений со стороны бухгалтера целесообразно использовать такой подход, как ограничение полномочий.

Не секрет, что на многих отечественных предприятиях главный бухгалтер обладает необоснованно широкими полномочиями, которые иногда лишь немного уступают полномочиям директора. Бухгалтер принимает решения об осуществлении платежей, исключительно самостоятельно определяет порядок использования наличных денежных средств, дает указания другим начальникам отделов, подчиняет себе заведующего складом и т. д. Подобная «вседозволенность» является благоприятной почвой для злоупотреблений служебным положением, чем охотно пользуются недобросовестные бухгалтеры. Поэтому одна из важнейших задач руководителя – грамотно определить полномочия бухгалтера, не предоставляя ему слишком большой свободы действий.

В первую очередь заслуживает внимания такой важный аспект, как осуществление платежей и распределение имеющихся денежных средств предприятия. В разделе «Кто платит – тот и заказывает музыку» было рассмотрено несколько примеров того, как может извлечь выгоду из этих операций недобросовестный бухгалтер. Поэтому рекомендуется не предоставлять бухгалтеру полную свободу действий при планировании и распределении платежей, а обязать его согласовывать их с ответственным работником компании или директором.

Например, если планируется перечислить определенную сумму денежных средств поставщику товара, то следует обязать бухгалтера согласовывать такой платеж с начальником отдела поставок – наверняка ему будет виднее, какому поставщику, когда и сколько нужно платить. В этом случае значительная часть ответственности за платеж ляжет на плечи начальника отдела поставок, а бухгалтер будет просто исполнителем – перечислит сумму по указанным реквизитам.

Если же бухгалтер желает оплатить свое участие в семинаре, то эта операция должна санкционироваться руководителем предприятия. Предоставление кому-либо временной финансовой помощи, перечисление денежных средств на депозитный счет, погашение кредита и другие подобные платежи должны согласовываться либо с начальником финансового отдела, либо с финансовым директором компании, а при отсутствии указанных работников – с ее руководителем. Возврат покупателю лишних перечисленных денежных средств должен санкционировать начальник отдела продаж, а платеж за приобретенные компьютерные комплектующие – системный администратор, технический директор или другой сотрудник, который отвечает за обслуживание и ремонт компьютерного парка на предприятии.

Без санкции соответствующего должностного лица бухгалтер не должен иметь права проводить ни один платеж (платежи, которые некому санкционировать в силу их специфики, должны утверждаться руководителем предприятия), включая снятие наличных денежных средств в банке.

Бухгалтер ни в коем случае не должен единолично принимать решения о том, с каким поставщиком целесообразнее заключать договор на поставку товара, или какого подрядчика приглашать для ремонта офиса, или на каких условиях (предоплата, отсрочка платежа на 5 или 15 банковских дней и др.) заключать договор с покупателем. Во всех перечисленных случаях бухгалтеру должно предоставляться только право «совещательного голоса». В первом случае решающее слово должно быть за начальником отдела поставок, во втором – за техническим директором, в третьем – за начальником отдела продаж. Если в компании отсутствует кто-то из вышеупомянутых сотрудников, то решающее слово должно быть за директором предприятия.

Бухгалтер не должен единолично принимать решение по поводу расходования наличных денежных средств предприятия: столько-то – Иванову на командировку, столько-то – на хозяйственные расходы, а что останется – на выплату заработной платы. В противном случае ему предоставляется слишком много «места для маневров». Бухгалтер, конечно, должен это планировать, но окончательное решение по каждой конкретной сумме должен принимать руководитель предприятия.

Бухгалтер должен определить основные моменты учетной политики предприятия: порядок оприходования и списания товарно-материальных ценностей, начисление амортизации основных средств и нематериальных активов, учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и др. Однако каждый пункт учетной политики бухгалтер должен понятно и недвусмысленно разъяснить руководителю, после чего тот их утвердит. Не стоит забывать, что именно на этапе построения учетной политики многие недобросовестные бухгалтеры оставляют лазейки для злоупотреблений и мошенничества (особенно это касается списания товарно-материальных ценностей, начисления амортизации основных средств и учета наличных денежных средств).

Многие руководители считают главного бухгалтера своим первым заместителем на все случаи жизни, причем иногда даже утверждают это документально. Стоит ли говорить, насколько опрометчивым является подобное решение! Получается, что при отлучке директора (например, по причине болезни или командировки) вся деятельность предприятия будет полностью зависеть только от одного человека, который, к тому же, еще и распоряжается деньгами компании. Имея такую неограниченную власть над людьми и деньгами, даже порядочный человек может задуматься о том, что такую ситуацию можно направить на свое личное обогащение.

Разработка внутренней отчетности


Чтобы контролировать финансово-экономическое состояние предприятия и оперативно реагировать на возможные вопросы (в том числе связанные с работой бухгалтера), рекомендуется разработать и внедрить в компании систему внутренней отчетности. Характерной особенностью этой системы должно являться то, что у нее будет только один пользователь: руководитель предприятия.

Ежедневно (в конце рабочего дня) бухгалтер должен предоставлять руководителю информацию об основных финансово-экономических показателях деятельности предприятия. Набор этих показателей может быть разным, в зависимости от специфики конкретной компании. В общем случае к этим показателям относятся: остаток денежных средств на счетах предприятия в банках, остаток наличных в кассе компании (как в национальной денежной единице, так и в валюте), сумма дебиторской и кредиторской задолженностей, остаток товара на складах предприятия, стоимость отгруженных за день товарно-материальных ценностей (работ, услуг), стоимость товаров или услуг, полученных за день, сумма поступивших и израсходованных за день денежных средств (отдельно – безналичных и наличных), сумма основных средств и нематериальных активов по остаточной стоимости. К этим показателям необходимо прикладывать расшифрованную копию банковской выписки (при наличии нескольких счетов должны быть предоставлены расшифрованные копии выписок со всех счетов).

В большинстве случаев такого набора достаточно для того, чтобы руководитель мог контролировать состояние активов предприятия и «держать руку на пульсе событий», своевременно реагируя на все «резкие движения» со стороны бухгалтера.

Если вы его поймали...


Итак, предположим, вам удалось узнать, что в бухгалтерии вашего предприятия далеко не все гладко: имеются серьезные нарушения, которые при глубоком изучении вполне могут оказаться фактами воровства, мошенничества и злоупотреблений. Какие же действия следует предпринять в таком случае?

Все зависит от того, какими именно фактами вы располагаете. Если, например, вам удалось уличить бухгалтера в многочисленных злоупотреблениях и хищениях, которые нанесли немалый урон компании, то вполне можно обращаться с заявлением в соответствующие органы с просьбой разобраться в ситуации и наказать виновных.

Перед тем как обратиться с заявлением в правоохранительные органы, рекомендуется предложить бухгалтеру добровольно возместить причиненный ущерб и привести в порядок бухгалтерию. Ведь не исключено, что в процессе проверки откроется то, что вы сами хотели бы утаить. Оптимальный вариант – мирное разрешение конфликта. После того как бухгалтер сообщил вам, что он привел бухгалтерию в порядок, следует провести аудиторскую проверку, выполнить рекомендации аудиторов и незамедлительно уволить бухгалтера.

Однако следует учесть, что правильно оценить ущерб, причиненный предприятию бухгалтером, удается далеко не всегда. Поэтому для этих целей рекомендуется привлечь независимых аудиторов (разумеется, ни в коем случае не тех, которых порекомендует ваш провинившийся бухгалтер).

Если факты мошенничества не подтвердились и обнаруженные в бухгалтерии недостатки являются лишь следствием непрофессионализма бухгалтера, то, разумеется, обращаться в правоохранительные органы не нужно. Однако не стоит забывать, что при проведении налоговой проверки эти нарушения повлекут за собой финансовые санкции. Поэтому в данном случае оптимальным видится такой порядок действий: сначала нужно провести аудиторскую проверку, чтобы четко представлять себе масштабы нарушений и их возможных последствий. После того как ситуация прояснится, следует предложить бухгалтеру добровольно погасить ущерб.

Если бухгалтер согласен добровольно возместить ущерб, то можно даже подумать над тем, увольнять его или нет: судя по всему, человек он честный, а бухгалтера, который не ошибается (особенно если учесть несовершенство отечественного законодательства), найти сложно. Возможно, пусть он сделает выводы из своих ошибок и работает дальше? Но если человек в принципе не годится для работы бухгалтером (путается в элементарных вещах, не может рассчитать заработную плату сотрудников и т. д.), то от него придется избавиться.

Если же бухгалтер отказывается добровольно возместить причиненный ущерб, то, видимо, вам придется его просто уволить. Привлечь такого работника к ответственности вы можете только с помощью компетентных органов, но следует ли с этим связываться? Зачем вам лишние расспросы, проверки, которые, возможно, выявят много лишнего? Все, что вы можете сделать, если бухгалтер не желает возмещать ущерб, – максимально осложнить ему дальнейшую жизнь.

Во-первых, нужно издать приказ об объявлении бухгалтеру взыскания (выговора, строгого выговора) и сделать соответствующую запись в его трудовой книжке. Во-вторых, за серьезные недостатки в работе этим же приказом можно перевести его на нижестоящую должность (например, с должности главного бухгалтера – на должность помощника экономиста или специалиста по учету топлива), что также зафиксировать в трудовой книжке. В-третьих, следует уволить бухгалтера не по собственному желанию, а за несоответствие занимаемой должности. В-четвертых, нужно разослать информацию о том, какой он «хороший» работник, в максимальное количество кадровых агентств. В-пятых, когда для получения рекомендаций вам будут звонить потенциальные работодатели вашего бухгалтера, вы можете сказать им все, что посчитаете нужным.

Все это постарайтесь максимально доступно изложить своему несговорчивому бухгалтеру. Если он и на этот раз будет отказываться от возмещения ущерба – действуйте по плану.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Россий-ского детского фонда Татьяна Шишова:

Во‑первых, это дети, которым недостает в семье теплоты. Может быть, взрослые слишком заняты собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам, а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувст-вуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь, если ребенок пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет больше.

Во‑вторых, это дети с заниженной самооценкой. А по наблюдениям многих психологов, она почти у всех занижена. Повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Давайте ребенку понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками. А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится».

В‑третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Надо направить их жажду приключений в правильное русло: записать подростка в военно-патриотический или туристский клуб, в спортивную секцию…

В‑четвертых, в группу риска входят повышенно уязвимые дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые… Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.

В‑пятых, среди наркоманов нередко оказываются ребята, которые не умеют отстаивать свою позицию. Они легко попадают под дурное влияние. У таких детей надо повышать психологическую сопротивляемость. Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Среда может пропагандировать «отвязный», «безбашенный» стиль жизни, внушать, что все в жизни надо попробовать, подталкивать к разрыву с родителями…

Многим взрослым кажется, что главное - предупредить ребенка, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но подростковая психология парадоксальна, и значительную часть ребят (особенно склонных к демон-стративности) подробный рассказ о действии наркотиков может, наоборот, раззадорить и подвигнуть к экспериментам. Сейчас дети с первых классов знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не только в информации.