Олега брянского храм, усыпальница князя императорской крови олега константиновича. Житие святого и значение иконы

В православном мире большое значение имеет икона князя Игоря Черниговского, которая защищает от болезней и бед, помогает найти свое предназначение и достичь благополучия. Эта икона также является защитником мужчин, носящих имя Игорь.

Святой князь Игорь принял мученическую смерть от своего же народа, над которым княжил не более двух недель. Озлобленные люди во время междоусобиц перешли под крыло его завистника и тайного соперника, предали собственного князя, искренне ратующего за подвластных ему людей. Оказавшись преданным, князь не изменил своей любви ни к ближним, ни к православной вере и стоически терпел издевательства. В заточении князю разрешили принять монашеский постриг, что исцелило обессиленного Игоря. Однако через некоторое время прежние недоброжелатели решили довести дело до конца и покусились на жизнь смиренного инока, который не рвался к власти, а жил спокойной жизнью, отрешись от мирских страстей.

Где находится икона

Известная икона находится во многих храмах России и Украины. Самые главные святыни, связанные с князем Игорем Черниговским, хранятся в одноименном городе Чернигов. В Киево-Печерской лавре находится икона, изображающая князя, склонившегося в молитве перед образом Богоматери. Она называется Игоревской. Еще одна икона, изображающая святого князя-страстотерпца, находится во Владивостоке.

Описание и значение иконы святого князя Игоря

Образ святого мученика напоминает каждому о всепрощении и любви ко всем людям. Святой своим подвигом завещал каждому внимательно относиться к окружающим, выслушивать их просьбы и проникаться любовью и добром к любому человеку.

Первые иконы князя Игоря дошли до наших времен в неизменном виде. На них святой изображен в одеждах инока. Во времена правления Петра благоверного князя начали изображать в княжеских одеяниях.

Одна из икон, принадлежащая кисти известного иконописца Кузнецова, отображает в цветовой гамме суть прославившего князя Игоря подвига. Преобладание на иконе алых тонов отсылают к всепоглощающей любви и желании защитить людской род от скверны. Лик мученика сосредоточен и собран, что свидетельствует о твердом характере и непоколебимой вере, ради которой князь будет сражаться и с легкостью распрощается с земной жизнью.

В чем помогает икона

Эта икона является прекрасной защитой от предательства. Православные христиане возносят святому князю молитвы о сохранении мира в семье , гармонии в отношениях, избавлении от бед и невзгод. Ее призвание — объединять людей, даруя им умягчение сердец и справедливость. Небесный защитник Игорь Черниговский помогает достичь благополучия и процветания каждому просящему, если сердце человека наполнено истинной верой и не таит корысти и злобы.

Чудеса, свидетельствующие о божественном проявлении, случались нередко. В день кончины над телом князя, перенесенным в церковь, было Божье знамение: все свечи, что находились в церкви, внезапно зажглись.

Молитвы перед иконой святого Игоря Черниговского

«Святой Божий угодник княже Игорь! С юных лет возлюбил ты Бога, поселив в душе своей истинную веру, и не отступался от нее. Помоги, страстотерпец, в моем горе, отринь от меня молву дурную да укажи путь к вере истинной, мне, рабу Божьему, (имя). Помолись за меня да избави от злобы и зависти, что чернотой своей меня развращает, застилая глаза мои на пути к исцелению от пороков людских. Помолись за меня пред Господом нашим Иисусом, дабы не отринул он моих просьб искренних. Аминь».

«Величаем тебя, страстотерпче, чтим память твою и склоняемся пред стойкостью твоей. Надели нас, княже, своей благодатью, исцели недуги наши телесные и душевные. Аминь».

Дни почитания иконы

Кончина мученика Игоря отмечается 2 октября, а 18 июня празднуется день перенесения святых мощей великомученика и его прославление.

Для того, чтобы попросить святого о помощи, необходима лишь вера и искреннее желание изменить свою жизнь, впустив в нее любовь и всепрощение. Вы можете помолиться как в церкви, так и дома при любых жизненных трудностях . Высшие силы всегда приходят на помощь к страждущим, помогают им обрести покой и уверенность в своих силах. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.06.2017 03:17

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

Святославича. Точная дата его рождения неизвестна, он появился на свет приблизительно на рубеже XI и XII вв. Этот князь известен своим коротким и закончившимся трагедией пребыванием на киевском престоле.

Ранние годы

Как и другие Рюриковичи периода политической раздробленности, Игорь Ольгович всю свою жизнь провел в усобицах и кровопролитных столкновениях восточнославянских князей. Первые летописные свидетельства о нем относятся к 1116 году. Тогда молодой Игорь Ольгович участвовал в походе на Минск, организованном Владимиром Мономахом. 13 лет спустя при Мстиславе Великом он ходил с дружиной на Полоцк. Правившие на территории, ныне принадлежащей суверенной Беларуси, князья принадлежали к боковой ветви Рюриковичей и регулярно конфликтовали со своими родственниками, что приводило к частым войнам в этом регионе.

В 1136 году Игорь Ольгович поддержал детей Мстислава Великого в их борьбе против Ярополка Киевского. За вместе со своими братьями получил часть Переяславской земли и окраинный город Курск. Игорь относился к черниговской династии. В своей семье он долгое время оставался на вторых ролях. Старшим считался его брат Всеволод, которому и принадлежал Чернигов.

Преемник киевского князя

В эпоху, в которую жил Олег Святославич, появились первые признаки политической раздробленности на Руси. Крупные провинциальные центры взяли курс на независимость от Киева. При детях Олега этот процесс стал необратимым. Вместе со своими братьями его второй сын Игорь время от времени конфликтовал с Киевом. Во время одной из таких войн он призвал половцев и ограбил волости на берегах реки Сулы. А в 1139 году старший из братьев Всеволод и вовсе захватил Киев, став великим князем.

Помогавший в той войне родственнику Игорь был недоволен своей малой наградой. Он поссорился с братом, но вновь помирился с ним в 1142 году, когда получил от Всеволода в удел Юрьев, Городец и Рогачев. С тех пор два Ольговича действовали сообща вплоть до кончины старшего из них. В 1144 году они объявили войну Владимирку Володаривечу Галицкому. После того похода Игорь Ольгович был объявлен наследником Всеволода, хотя у того были собственные сыновья.

Передача власти

Незадолго до того, как скончался Великий князь Киевский и Черниговский Всеволод, его зять, польский король Владислав, попросил тестя о помощи в борьбе со своими братьями. Русские дружины на запад повел Игорь. Он выручил Владислава: тот отобрал у своих родственников четыре спорных города, а русским союзникам в благодарность передал Визну.

Тем временем состояние Всеволода ухудшилось. Чувствуя свой скорый конец, он призвал киевлян признать своим будущим правителем Игоря. Жители города согласились (как показало развитие событий, притворно). Всеволод умер 1 августа 1146 года. Киевляне не любили князя, считали его черниговским чужаком, насильно отобравшим город у потомков Владимира Мономаха. Эта неприязнь печальным образом отразилась на судьбе Игоря Ольговича.

Конфликт с подданными

Перед тем как войти в столицу в качестве правителя, Игорь отправил туда своего младшего брата Святослава. Наибольшее возмущение киевлян вызывали тиуны Всеволода (летописи сохранили имя одного из них - Ратша). Горожане стали жаловаться на прежних управляющих и бояр. Святослав от имени брата пообещал, что после его восшествия на престол киевляне смогут сами выбирать себе тиунов. Вести об этом так разгорячили горожан, что они стали громить дворцы приближенных умершего Всеволода. Святославу с большим трудом удалось восстановить в столице порядок.

Когда Игорь князь Киевский вступил в город, он не стал торопиться с исполнением обещаний. Одновременно с тем жители столицы начали налаживать тайную связь с Изяславом Мстиславовичем (сыном Мстислава Великого и внуком Владимира Мономаха). Именно в этом князе многие недовольные видели законного правителя, чья династия была насильно изгнана с киевского престола Всеволодом.

Приближение войны

Ключевым в судьбе правителя стало то, что святой князь Игорь Черниговский не устраивал не только жителей Киева, но и остальных удельных князей Руси. Единственными его верными союзниками остались лишь младший брат Святослав и племянник Когда в Киев пришла весть о том, что Изяслав Мстиславович идет к городу вместе с верной армией, Игорь фактически остался изолированным и беспомощным.

Не теряя надежды, Ольгович направил послов к своим двоюродным братьям Давидовичам (Изяславу и Владимиру), правившим в удельных городах Черниговской земли. Те согласились помочь ему в приближавшейся войне в обмен на уступку некоторых волостей. Игорь удовлетворил их требования, однако никакой помощи он так и не дождался.

Поражение

Всю свою жизнь Олег Святославич провел в войне против киевских князей. Теперь его второй сын оказался в прямо противоположном положении. Он сам был киевским князем, но ему противостояли почти все прочие Рюриковичи. Даже столичные воеводы Иван Войтишич и Лазарь Саковский, а также тысяцкий Улеб изменили ему.

Несмотря на отчаянное положение, Игорь, князь Киевский, не отказался от борьбы. Вместе с младшим братом и племянником он вооружил небольшую дружину и вместе с ней выдвинулся против Изяслава Мстиславовича. Полки великого князя из-за своей малочисленности были закономерно разбиты. Рассеянные воины бросились в бегство. Обоим Святославам удалось оторваться от преследователей, а вот конь Игоря Ольговича увяз в болоте. Великого князя поймали и привели в победившему Изяславу. Тот повелел отправить противника в монастырь в городе Переяславле недалеко от Киева.

Постриг

Дома сторонников Игоря в столице были разграблены. В погромах приняли участие дружинники мнимых союзников Ольговича князей Давидовичей. Младший брат Игоря Святослав пытался выручить родственника. Он безуспешно уговаривал помочь В конце концов ему вместе с супругой Игоря самому пришлось бежать из родной Северской земли.

Свергнутый киевский князь тем временем серьезно заболел. Его жизнь оказалась на волоске. Заключенный в монастыре попросил Изяслава разрешения принять постриг, на что получил согласие. Вскоре Игорь принял схиму. Более того, он даже выздоровел и перебрался в киевский монастырь.

Гибель

Казалось, что изолированному от внешнего мира Игорю удастся прожить остаток жизни в мирной обстановке монастыря. Однако всего спустя несколько месяцев после принятия схимы он стал жертвой очередной междоусобицы. Братья Давидовичи рассорились с великим князем Изяславом и двинули свои дружины на Киев, объявив о том, что собираются освободить Игоря.

Весть об очередной войне привела жителей столицы в бешенство. Разъяренная толпа ворвалась в монастырь в тот момент, когда Игорь слушал обедню. Младший брат Изяслава Владимир Мстиславович попытался спасти схимника. Он укрыл инока в доме собственной матери, надеясь, что зачинщики расправы не решатся вломиться туда. Однако разъяренных горожан уже ничего не могло остановить. 19 сентября 1147 года они ворвались в последнее убежище Игоря и убили его.

Тело покойного было вывезено на Подол и выброшено на торговой площади на поругание. Наконец, жители Киева утихомирились и все-таки похоронили останки князя в церкви Святого Симеона. Через три года Святослав Ольгович перевез тело брата в родной Чернигов. Мученическая смерть Игоря (в последние минуты жизни он молился перед иконой, ставшей святыней) побудила Русскую Православную Церковь канонизировать князя в лике страстотерпца и благоверного.

Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина ХII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гориславичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.". В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича,- святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве",- решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели. В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. "И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".

Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей ).

Иконописный подлинник

Москва. 1990-е.

Св. Игорь. (Иконописная школа). Икона. 1990-е годы.

Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ ЧЕРНИГОВСКИЙ И КИЕВСКИЙ.
Дни памяти: 18 Июня, 2 октября.

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.".
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Дух братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава Киевского в совместный поход - с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся" . Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". Святой Игорь был зверски убит 19 сентября 1147 г. На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
Господь прославил страдальца чудесами. По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил погребение страстотерпца в храме Киевского Симоновского монастыря. 5 июня 1150 г., когда киевский стол был занят Юрием Долгоруким, его союзник, князь Черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были положены в раку "с теремом" в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).

Святой князь Игорь был сыном Олега Святославовича, князя Черниговского. Брат Игоря, Всеволод, захватил киевский престол у потомков Мономаха. По смерти Всеволода киевский престол перешел в 1146 году к Игорю Олеговичу. Однако киевские бояре, не любившие князя Олега и его потомков, предложили тайно передать престол внуку Мономаха, Изяславу Мстиславовичу. В происшедшей между Игорем и Изяславом битве киевляне изменили Игорю и стали поддерживать Изяслава. Рать Игоря была разбита. Изяслав торжественно вошел в Киев и занял престол великих князей.
Во время битвы Игорь увяз своим конем в болоте, где и был схвачен противниками и заключен в темницу. Здесь князь Игорь тяжело заболел и пожелал принять монашеское пострижение, для чего просил отнести себя в монастырь.
«Всегда я хотел посвятить душу мою Богу. Ныне, в темнице, при дверях гроба, могу ли я желать иного?» - говорил умирающий князь.
Обессиленного, больного Игоря с разрешения Изяслава отнесли в монастырскую келию, где он пролежал восемь дней без движения, прикованный к постели. После пострига князь поправился и принял схиму. День и ночь молился он перед келейной иконой Божией Матери о прекращении междоусобной войны, о воцарении мира и любви.
Между тем брат князя Игоря, Святослав, выступил с дружиной против Изяслава. Разгневанные этим киевские бояре подняли народ, ворвались в келию Игоря и убили страстотерпца. Это произошло в 1147 году. Последние часы своей жизни князь находился в молитве перед особо им почитаемой келейной иконой Божией Матери, которая впоследствии получила название Игоревской и стала почитаться как чудотворная.
Благоверный князь был погребен в монастыре святого Симеона. Во время погребения разрешилась страшная гроза, которая привела в ужас киевлян. Народ стал молиться со слезами раскаяния.
В 1150 году брат блаженного страстотерпца принес его нетленные мощи в Чернигов, в Преображенский собор. Во время перенесения святых мощей произошло много исцелений болящих. Благоверный князь стал почитаться в лике святых. Игоревская икона Божией Матери была поставлена в Успенском соборе киевской Лавры, в пределе Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На позолоченной ризе была сделана надпись, что, святая икона принадлежала блаженному князю Игорю и что перед ней он излил свою последнюю молитву. Перед Игоревской иконой Божией Матери совершались исцеления и многие чудеса.
Со всех концов Руси стали притекать к святой иконе люди, пребывающие в скорбях и гонениях, чтобы получить помощь по молитвам к Пресвятой Богородице.

А вот как изображает историю убиения князя Игоря известный русский писатель и общественный деятель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв. Рассказывая о киевской Отчей (Вотчей или отеческой) обители, он пишет:
«…Но сия тихая обитель, усыпальница ратных Князей, была однажды свидетельницей горького зрелища их междоусобий. Самый несчастный из всех Ольговичей, Игорь, кроткий и праведный, после шестинедельного княжения на престоле киевском, был свергнут племянником своим Изяславом, внуком Мономаха, и переходя из темницы в темницу, испросил себе наконец мирный приют в келиях отчего монастыря. Игорь постригся и, казалось, ангельский образ, отрешивший его от суеты мирской и всякого земного величия, должен был оградить и от сопряжённой с ними опасности... Совершилось противное и пролилась невинная кровь его!
Братья Ольговичи вступились за невольного инока, которому стены монастыря служили вместе и оградой темничной. Великий Князь Изяслав, вызванный ими, как бы на совещание в Чернигов, заблаговременно узнал о готовившейся измене, и послал известить о том в Киев брата Владимира, Митрополита Климента и народное вече. Возмутился народ.
- Ольговичи готовят гибель нашему Князю! - воскликнула буйная толпа, - убьём Игоря! - И в слепом порыве ярости, устремилась в монастырь его.
Напрасно возбранял Владыка, напрасно Князь Владимир, на борзом коне, хотел обскакать разъярённых, чтобы спасти единокровного, - толпа заградила ему дорогу.
Игорь, ничего не подозревая, стоял в церкви, пред иконой Богоматери и слушал божественную литургию. Буйная чернь, не уважая святости места и сана, извлекла инока из храма и ограды. Смятенный Владимир встретил мучителей и жертву, уже во вратах.
- Брат мой, куда? - воскликнул к нему болезненно Игорь.
Владимир, соскочив с коня, покрыл его иноческую рясу своей княжеской мантией, взывая к народу:
- Братья, не могите делать зла, не убивайте Игоря!
Сам, осыпаемый ударами, вместе с мучеником, он с трудом довёл его до двора матери своей и ринулся в ворота, надеясь, что уважут хотя жилище великой Княгини. Но ничего не пощадила неистовая чернь, - разбила ворота дома княжеского, и в сенях на самых ступенях умертвила Игоря. И Князь и инок, всё было забыто в убиенном, виделся один Ольгович.
Обнажённого повлекли за ноги сквозь торжище до Десятинной церкви, а оттоле, бросив его на случившуюся праздную телегу, свезли на Подол. Тогда только остыла безумная ярость.
Князь Владимир послал сказать народу:
- Вот вы уже убили Игоря, дайте хоть похоронить тело его!
Народ же, опамятовавшись, слагал вину на Ольговичей, умысливших злое на их Князя.
Невинный страдалец пролежал ночь в Новгородской часовне. Утром Митрополит послал игумена той обители, где провёл Игорь остаток горьких дней своих, предать с честью священные останки, в церкви Св.Симеона, что была на скате старого Киева к Подолу.
Церковь причла его к лику святых своих заступников, вместе с первыми страстотерпцами Русскими, Борисом и Глебом, столь же неправедно убиенными. И доселе призывается молитвенно имя Игоря в храмах древней столицы, близ самого места его убиения...»

Св.Игорь князь.
Св.князь Игорь Черниговский.

Тропарь, глас 4:

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшеся благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас 4:

Просветився Божественным крещением Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир и милость и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6:

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, усердно моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8:

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.

(www.protigor.narod.ru; co6op.narod.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; turizm.lib.ru; vladivostok.eparhia.ru; www.orthodox.cn.ua; co6op.narod.ru; www.sofrino.ru; www. hramvsr.by; www.risu.org.ua; www.nne.ru; lit.lib.ru).

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, в котором почивают мощи св.кн.Игоря Черниговского.