Система надзорных органов. Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие (Даньшина Л.И.)

Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие (Даньшина Л.И.)

Дата размещения статьи: 20.08.2012

Понятие правоохранительных органов вытекает из понятия правоохранительной деятельности.
Термин "правоохранительная деятельность" появился в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. и означает вид государственной деятельности, которая проявляется в том, что осуществляется с применением юридических мер воздействия (принуждения и взыскания), должна строго соответствовать предписаниям действующего закона, проводится в установленном законом порядке и возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Таких органов много, достаточно сказать, что в области правоохранительной деятельности действуют и применяются несколько десятков законодательных актов, определяющих направление деятельности, структуру и полномочия конкретных правоохранительных органов, способы решения поставленных задач.
Перед правоохранительными органами стоят общие задачи - защитить права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Перед конкретными правоохранительными органами законодательством поставлены конкретные задачи, которые выполняются отдельными правоохранительными органами в определенном правовом режиме с определенными правовыми последствиями.
Правоохранительная деятельность имеет несколько направлений, среди которых можно назвать следующие:
конституционный контроль (осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и уставными конституционными судами субъектов Российской Федерации);
правосудие (осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами и судами субъектов Российской Федерации);
организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (организационно обеспечивается аппаратами этих судов); при этом обеспечение деятельности других судов, входящих в судебную систему, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его местными учреждениями, Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, некоторыми подразделениями указанного Министерства, администраторами судов;
прокурорский надзор (осуществляется единой федеральной централизованной системой органов Прокуратуры Российской Федерации);
выявление и расследование преступлений (осуществляются органами расследования);
оказание юридической помощи (осуществляется адвокатурой, юридическими службами государственных и негосударственных организаций, государственными и частными нотариусами, частными детективами).
Указанные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, а отсюда и органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, действуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой, обеспечивая реализацию конкретных задач, которые стоят перед каждым правоохранительным органом, и тех общих целей, которые поставлены перед правоохранительной деятельностью.
Каждый правоохранительный орган действует на основе конкретного законодательного акта, которым определяются не только его цели, задачи, организация и компетенция, но и пределы тех полномочий, которые он должен выполнять и за пределы которых выходить не имеет права.
Помимо взаимодействия между собой, правоохранительные органы осуществляют свои полномочия в тесном контакте с контролирующими органами. Если правоохранительные органы работают в связи с совершением преступлений, расследуя и рассматривая их в суде в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным законом (УК РФ, УПК РФ) с тем, чтобы защитить права и законные интересы потерпевших, чтобы каждый виновный понес справедливое наказание и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, то государственные контролирующие органы, выявляя нарушения действующего законодательства, наделены правом привлечения лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Контролирующие органы Российской Федерации представляют собой определенную систему органов, которые могут действовать самостоятельно или по заданию правоохранительных органов. В любом случае обнаружения признаков преступления в деятельности физических или юридических лиц контролирующие органы вне зависимости от того, действуют ли они самостоятельно или по заданию правоохранительных органов, обязаны сообщить выявленную информацию в правоохранительные органы, которые наделены правом возбуждения, расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде.
Если правоохранительные органы относятся к государственным органам, то контролирующие органы могут быть государственными и негосударственными.
Сказанное в первую очередь относится к контролирующим органам, перечисленным в гл. 22, 23 КоАП РФ (их более 80). Среди них налоговые органы, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органы, осуществляющие контроль в области финансовых рынков, государственного статистического учета, валютного контроля, органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Функциями контроля предпринимательской деятельности наделены комиссии по делам несовершеннолетних, полиция, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарного надзора, государственный экологический контроль, государственный пожарный надзор, контроль и надзор в сфере транспорта, в области обращения и защиты информации, защиты прав потребителей и потребительского рынка, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, миграционная служба, служба судебных приставов, органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, банковского надзора, микрофинансовой деятельности, иностранных инвестиций. Таков неполный перечень контролирующих органов. Каждый из них, помимо общих задач контроля, выполняет конкретные, поставленные перед ним задачи, имеет индивидуальное правовое регулирование, присущую ему компетенцию, полномочия и возможные способы воздействия на нарушителей правил, действующих в той отрасли, в которой контролирующий орган работает.
Помимо перечисленных государственных органов, в соответствии с нормами ГК РФ в различных правовых формах, предусмотренных данным Кодексом, могут быть учреждены юридические лица, аудиторская и контролирующая деятельность которых является для них основной. Правом применения наказания за допущенные нарушения такого рода негосударственные контролирующие органы не обладают.
Задача контроля - проверка соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действующему отраслевому законодательству, констатация благополучного положения дел в случае отсутствия нарушений или выявление нарушений действующего законодательства, аргументированное их описание в соответствующих итоговых документах (актах ревизий, документальных проверок и т.д.), применение мер воздействия, взысканий самими контролирующими органами в случае обнаружения нарушений, подпадающих под признаки административных правонарушений, или передача материалов в правоохранительные органы в случае обнаружения признаков преступления.
Из перечня контролирующих органов сам по себе напрашивается вывод о том, что деятельность физических и юридических лиц контролируется в различных направлениях самыми разными органами, задачей которых является соответствие деятельности физических и юридических лиц действующему законодательству, предусматривающему и регулирующему разные стороны предпринимательской деятельности. Остановимся на некоторых из них.
Одной из разновидностей контролирующих органов являются налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ). Единство и централизация системы предполагают, что никаких иных налоговых органов, кроме названных в НК РФ, не может существовать.
Система налоговых органов трехзвенная с вертикальным подчинением: на федеральном уровне - Федеральная налоговая служба, на уровне субъектов Российской Федерации - УФНС (в федеральных округах могут создаваться межрегиональные УФМС) и инспекции Федеральной налоговой службы на уровне административно-территориального деления, входящего в субъект Российской Федерации, - по районам, районам в городах и городам без районного деления. Исключение составляют г. г. Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная - горизонтального подчинения у налоговых органов нет.
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы и подтверждаются правильность их исчисления и своевременность уплаты. Налоговые органы могут проводить налоговые проверки, изымая при этом документы, если имеются основания считать, что документы будут уничтожены, изменены или заменены, получать объяснения от налогоплательщика по любым вопросам налогообложения, приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на его имущество, осматривать любые помещения, которые используются для извлечения прибыли, где бы они ни находились, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.
Налоговые органы в рамках своей компетенции имеют право определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, в случае выявления нарушений законодательства требовать их устранения, могут взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы, требовать от банков необходимую информацию о списании со счетов налогоплательщика и с корреспондентского счета банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечислении этих сумм в бюджет, привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, свидетелей, ходатайствовать о приостановлении или аннулировании лицензий на осуществление определенного вида деятельности, предъявлять в арбитражные и суды общей юрисдикции иски по вопросам, касающимся нарушения законодательства о налогах и сборах, например о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
Решения нижестоящих налоговых органов изменяют и отменяют вышестоящие налоговые органы.
Наряду с правами, которыми наделяет налоговые органы ст. 31 НК РФ, они несут обязанности вести учет организаций и физических лиц, информировать налогоплательщиков о действующих налогах, связанном с ними законодательстве и нормативных актах, сообщать при постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, возвращать излишне уплаченные налоги, сборы, пени и штрафы. Налоговые органы должны работать в условиях сохранения налоговой тайны, обязаны направлять налогоплательщику копии актов налоговой проверки и принятых в отношении его решений, осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Если в материалах проведенных проверок имеются признаки преступления, то налоговые органы обязаны направить эти материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Все полномочия налоговых органов, представленные ранее, могут быть "разбиты" на несколько направлений: а) правовое регулирование вопросов налогообложения, которое реализуется в праве Федеральной налоговой службы издавать в соответствии с налоговым законодательством нормативные акты по вопросам налогообложения в соответствии со ст. 4 НК РФ; б) налоговый учет; в) права налоговых органов в области исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов; г) осуществление налогового контроля.
Налоговые органы действуют на принципах равенства всех перед законом, презумпции невиновности, соблюдения действующего законодательства. Каждый налоговый орган возглавляется руководителем, на которого возлагаются обязанности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных в пределах обслуживаемой территории (ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ).
Налоговые органы могут осуществлять свою деятельность по заданию правоохранительных органов: органов расследования, оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, суда и прокуратуры. В этом случае результаты проведенных проверок сообщаются налоговыми органами в запрашивающую структуру.
Наряду с налоговыми органами, в области налогообложения и сборов действуют таможенные органы, которые взыскивают налоги при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (и его органы на местах), которое дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ст. ст. 34, 34.2 НК РФ). Означенные органы в систему налоговых органов не входят.
К контролирующим органам относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, действующая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - это федеральный орган исполнительной власти. Указанная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, имеет свои территориальные органы и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и местными органами исполнительной власти. Служба финансово-бюджетного надзора выполняет две функции: функцию валютного контроля и функцию контроля финансово-бюджетной сферы деятельности в области экономики.
В деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора можно выделить: создание нормативной базы для контролирующей деятельности в установленной сфере (руководитель службы издает приказы, имеющие нормативный характер, осуществляет в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации); непосредственный контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, и контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации; применение наказания за допущенные нарушения валютного и бюджетного законодательства в рамках производства об административных правонарушениях.
Особое внимание при рассмотрении полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора следует уделить организации ее работы и тем возможностям, которые реализуются при выполнении возложенных на нее контрольных функций.
Предметом контроля, который осуществляется службой, является использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов получателями финансовой помощи, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также контроль состояния материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В области валютного контроля предметом деятельности службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные подразделения наделены широкими полномочиями: проводят ревизии и проверки, встречные проверки, надзорные мероприятия, имеют доступ к любым документам не только проверяемых организаций (денежным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетам, планам, сметам и иным документам), но и организаций любых форм собственности, которые получили от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы. В ходе встречной проверки проводится сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации, проверяются фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей. По вопросам, возникающим в ходе проверки, возможно получение письменных объяснений должностных, материально ответственных и иных лиц.
По результатам проведенной проверки в проверенные организации направляются обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений. Своевременность и полнота устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере контролируются проверяющим органом, при этом допускается добровольное возмещение средств.
К работе службы в необходимых случаях могут быть привлечены ученые и специалисты, научные и иные организации, возможно проведение необходимых научных исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок.
В случаях нецелевого использования получателем бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, несвоевременного перечисления платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, структурных подразделений и территориальных органов и их заместители могут привлечь виновных к административной ответственности. Возможное наказание за допущенные административные проступки: за нецелевое использование бюджетных средств - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц; за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 100 000 руб. на юридических лиц; за несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц (ст. ст. 15.14 - 15.16 КоАП РФ). Указанные санкции возможны только в том случае, если в действиях должностных лиц не имеется состава преступления, наказание за которое предусмотрено УК РФ. Если состав преступления налицо, то материалы передаются в органы расследования, а затем в суд, который может приговорить виновных к реальной мере наказания, предусмотренного УК РФ.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее подразделения на местах осуществляют свою деятельность в условиях соблюдения государственной, служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны, тайны связи и иной конфиденциальной информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

государственный орган контролирующий надзорный

Введение

Заключение

Введение

Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы исполнительной власти. Есть и специальные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности. В стране действуют не менее 50 только федеральных контролирующих структур, к которым следует добавить контролирующие органы сугубо регионального уровня. Определенные контрольные функции выполняют и органы местного самоуправления.

Специальные контролирующие органы существуют сейчас и при законодательных органах власти (счетная палата, контрольно-счетные палаты).

В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей, десятков тысяч организаций. Ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов стало весьма затруднительно. Это не позволяет субъектам общественных отношений эффективно использовать их для защиты прав и законных интересов, противостоять злоупотреблениям, неквалифицированным и ошибочным действиям сотрудников контролирующих органов.

Цель работы: рассмотреть контролирующие органы и организации.

Выявить систему контролирующих органов и организаций;

Обозначить контролирующие органы различных сфер жизнедеятельности;

Изучить контролирующие и надзорные органы в области экономики и предпринимательства.

1. Общая система контролирующих органов и организаций

1. Государственные органы федерального значения:

государственного управления? Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба. Департамент финансового контроля и аудита Минфина России;

здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни? Государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

труда и социального обеспечения? Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспекция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

финансово-кредитных отношений и страхования? Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Департамент финансового контроля и аудита Минфина России;

экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли? Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный комитет РФ по земельной политике, Государственная торговая инспекция и др.;

образования и культуры? Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ,

связи и информации? Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба государственного надзора за связью.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) ? относятся такие органы, которые не являются структурными подразделениями федеральных органов, а формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации: союзы потребителей; профессиональные союзы; аудиторские организации; негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг; общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации? это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК? Международный авиационный комитет, ИСО? Международная организация по стандартам, МСЭ? Международный союз электросвязи).

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

2. Контролирующие органы различных сфер жизнедеятельности

Контролирующие органы в сфере государственного управления:

Главное контрольное управление президента РФ;

Счетная палата РФ;

Министерство па налогам и сборам;

Департамент финансового контроля и аудита (в составе Минфина России).

Локальную контрольную функцию в данной сфере выполняет также Министерство науки и технологий РФ, которое проводит проверки использования организациями средств федерального бюджета, выделенных на проведение научно-исследовательских и опытно-констукторских работ гражданского назначения.

Контролирующие органы в сфере здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни:

Государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ (в составе Минздрава России);

Служба ветеринарного надзора РФ (в составе Минсельхозпрода России);

Подразделения контроля за использованием и хранением наркотических и психотропных веществ в системе здравоохранения (в составе Минздрава России);

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

Департамент государственного строительного надзора (в составе Госстроя России);

Российское дорожное агентство;

Федеральный горный и промышленный надзор РФ;

Федеральная служба авиационного транспорта России;

Министерство транспорта РФ;

Федеральный надзор России за ядерной и радиационной безопасностью;

Департамент охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов (в составе Минсельхозпрода России);

Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии;
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ.

Контролирующие органы в сфере труда и социального обеспечения:

Государственная трудовая инспекция (в составе Минтруда России);

Государственная жилищная инспекция (в составе Госстроя России);

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Фонд обязательного медицинского страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ.

Контролирующие органы в сфере финансов, кредитных отношений и страхования:

Счетная палата Федерального Собрания РФ;

Центральный банк РФ;

Департамент финансового контроля и аудита (в составе Минфина России);

Департамент страхового надзора (в составе Минфина России);

Контролирующие органы в сфере экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли:

Министерство экономики РФ;

Министерство государственного имущества РФ;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ;

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ;

Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю;

Российская транспортная инспекция (в составе Минтранса России);

Федеральная энергетическая комиссия (при Правительстве РФ);

Департамент государственного энергетического надзора (в составе Минтопэнерго России);

Государственный комитет РФ по земельной политике;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;

Федеральная служба лесного хозяйства России;

Министерство природных ресурсов РФ;

Государственный комитет РФ по рыболовству;

Государственная торговая инспекция (в составе Минторговли России).

Контролирующие органы в сфере образования и культуры:

Министерство образования РФ;

Министерство культуры РФ;

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ;

Государственный комитет РФ по кинематографии.

Контролирующие органы в сфере связи и информатики:

Федеральная служба государственного надзора за связью (в составе Государственного комитета РФ по телекоммуникациям);

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ;

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Контролирующие органы регионального значения.

Как уже отмечалось, к числу контролирующих органов регионального значения относятся такие, которые не являются структурными подразделениями федеральных органов, а формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Причем в качестве контролирующего органа может выступать и сам орган исполнительной власти, особенно на уровне местного самоуправления.

Из числа контролирующих органов субъектов РФ, прежде всего, следует назвать контрольно-счетные палаты, которые осуществляют контроль за правильным пополнением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств субъекта.

Некоторые контролирующие органы в субъектах федерации действуют в связи с необходимостью осуществления контроля за исполнением, потреблением и оплатой различного рода коммунальных услуг населением и организациями. К таким относятся главным образом органы Энергонадзора и водообеспечения. Энергоснабжающие организации, кстати, имеют право на безакцептное (бесспорное) списание с потребителей задолженности за отпущенную энергию, на прекращение отпуска тепловой энергии.

По отдельным видам деятельности контрольные функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вытекают из полномочий, предоставляемых им федеральными нормативно-правовыми актами. В соответствии с ними, таким органам предоставляются, например, право лицензирования отдельных видов деятельности, причем особенно широко в сфере торговли и оказания услуг населению. В подобных случаях в роли контрольного органа выступают либо непосредственно исполнительный орган власти (правительство, администрация), либо специально созданные и уполномоченные им органы. Примером последних могут служить лицензионные палаты, которые созданы во многих субъектах РФ. Они осуществляют лицензирование по широкому кругу видов деятельности и контроль за соблюдением лицензионных условий.

Негосударственные контролирующие организации.

К числу самых распространенных негосударственных организаций относятся:

Союзы потребителей;

Профессиональные союзы;

Аудиторские организации;

Негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг;

Общественные объединения.

Общественные объединения могут выступать в качестве контролирующих органов в двух случаях:

1. если их контроль распространяется на членов общественного объединения (это так называемый внутрикорпоративный контроль в различного рода ассоциациях - риэлторских, туристических, брокерских и т.п. в соответствии с уставом объединения);

2. если право общественного контроля по какому-либо виду деятельности предусмотрено законом.

Примером второй ситуации может служить общественный контроль, предусмотренный статьей 26 (п. 3) Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998 г. Такой контроль, согласно этому закону, могут осуществлять профессиональные союзы или иные представительные органы, уполномоченные застрахованными лицами.

Международные контролирующие организации. Международные контролирующие органы - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций (секретариат ООН) и Европейского союза (Совет Европы).

Органы Секретариата ООН осуществляют контроль за соблюдением государствами-членами ООН международных актов, принятых Генеральной ассамблеей ООН. Органы Совета Европы осуществляют контроль за соблюдением международных актов Европейского Союза.

Из числа профессиональных объединений для иллюстрации можно назвать МАК (Международный авиационный комитет), ИСО (Международная организация по стандартам), МСЭ (Международный союз электросвязи) и др.

3. Контролирующие и надзорные органы в области экономики и предпринимательства

В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей и организаций, достаточно велико. Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, полный перечень которых дан в акте, регулирующем его деятельность, а также в нормативных документах исполнительных органов власти. Эти полномочия осуществляются государственными органами путем издания соответствующих постановлений, решений и распоряжений.

Предприятия ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность, предоставляют государственным органам информацию, необходимую для налогообложения, и осуществляют другие действия, предусмотренные законом. Предприятия публикуют данные о своей деятельности, включая годовой баланс, в порядке, установленном законодательством.

Налоговые, природоохранительные, антимонопольные и другие государственные органы по принадлежности осуществляют проверку деятельности предприятий по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятия имеют право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к государственному контролю.

Контроль, осуществляемый работниками милиции.

Деятельность работников милиции по осуществлению контроля регулируется Законом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормативно-правовыми актами.

Контроль и надзор, осуществляемый органами Госстандарта.

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам, а также правил обязательной сертификации и реализации сертифицированной продукции.

Государственный надзор осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

Государственный метрологический надзор осуществляется за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

Контроль, осуществляемый Роспотребнадзором.

В систему Территориального Управления Российского потребительского надзора (сокращенно - Роспотребнадзор) входит департамент государственной инспекции по торговле Минэкономразвития и подчиненные ему территориальные органы - управления государственной инспекции по торговле в субъектах РФ. Одной из функций Роспторебнадзора является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора.

Государственная противопожарная служба.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Лицензионный контроль.

Лицензирующими органами в пределах их компетенции осуществляется регулярный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Органы налогового контроля

К налоговым органам относятся: Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), межрегиональные инспекции МНС РФ, управления МНС России по субъектам РФ, инспекции МНС РФ межрайонного уровня, районов и городов. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), полномочиями налоговых органов наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Государственный антимонопольный контроль.

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.

Контроль, осуществляемый Федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда - это единая система органов, включающая Министерство труда и социального развития РФ (а именно департамент государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда) и государственные инспекции труда в субъектах РФ, являющиеся территориальными органами Министерства.

Государственный экологический контроль.

Цель государственного экологического контроля - охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения правонарушений. Государственный экологический контроль возложен на должностных лиц (инспекторов) Министерства природных ресурсов (МПР) и его территориальных органов.

Заключение

В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей, десятков тысяч организаций.

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения;

2. Государственные органы регионального значения;

3. Негосударственные контролирующие организации;

4. Международные контролирующие организации.

В различных сферах жизнедеятельности общества действуют свои контролирующие органы и организации, которые имеют определенные полномочия, закрепленные законами.

Число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей и организаций, достаточно велико. Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, полный перечень которых дан в акте, регулирующем его деятельность, а также в нормативных документах исполнительных органов власти. Эти полномочия осуществляются государственными органами путем издания соответствующих постановлений, решений и распоряжений.

Список использованных источников

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учебное пособие/под ред. М.В. мельник - М.:ИНФРА-М, 2010.

4. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль: учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2004.

5. http://economedu.ru/control-i-reviziya/215-finansovii-control.html?showall=1.

6. http://www.ach.gov.ru/ru/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Органы государственной власти в Российской Федерации. Структура и принципы формирования органов исполнительной власти, их классификация и направления деятельности. Органы местного самоуправления, их задачи и функции. Судебная система субъекта Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Органы законодательной, исполнительной власти, суд и контрольно-надзорные органы. Формирование органов местного самоуправления и их полномочия. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Общественно-экономические формации в марксизме.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2010

    Понятие и система таможенных органов РФ, их назначение и задачи. Федеральная Служба РФ по наркоконтролю является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ.

    лекция , добавлен 23.06.2008

    Органы законодательной власти. Законодательные органы власти республик в составе РФ. Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Характеристика стадий законодательного процесса.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2008

    Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели. Понятие правоохранительных органов, их система. Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их характеристика.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2008

    Базовые принципы, которые должна обеспечивать информационная безопасность, ее нормативно-правовая база. Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации, нормативные документы в данной области. Способы защиты информации.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    Предварительное следствие по уголовным делам. Органы дознания: ОВД, органы национальной безопасности, юстиции, таможенные органы, командиры пограничных и воинских частей, руководители дипломатических представительств. Задачи органов внутренних дел.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2009

    Сущность органов местного управления и самоуправления, порядок их формирования, компетенция, уровень автономности в решении местных проблем, характер взаимоотношений. Местные государственные органы и органы местного самоуправления в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2010

    Теоретические основы понятия, сущности и видов государственных органов Российской Федерации. Президент как глава государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Определение компетенции органов государства Конституцией страны.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Правоохранительные органы и их деятельность. Характеристика некоторых правоохранительных органов. Адвокатура и ее задачи. Нотариат в Российской Федерации. Органы оперативно-розыскной деятельности. Милиция как органа дознания. Суды субъектов РФ.

Осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Московской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Московской области.

Осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

Осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору.

Осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, расположенных на территории Московской области.

Осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной.

Осуществление контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения.

Осуществление контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Осуществление контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.