Норматив потребления услуг жкх. Норматив потребления услуг жкх Нормативы потребления коммунальных услуг по рф

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 29.09.2017) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в...

IV. Основные требования к составу нормативов потребления

коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов

потребления коммунальных ресурсов в целях

содержания общего имущества

в многоквартирном доме

24. В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

ОГВ субъектов РФ должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 (в ред. от 27.12.2017 N 1670)).

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

(см. текст в предыдущей редакции)

26. В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

27. В норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. В норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях включается расход природного или сжиженного углеводородного газа исходя из того, что данная коммунальная услуга соответствует требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, в зависимости от вида потребления:

(см. текст в предыдущей редакции)

для приготовления пищи;

для подогрева воды;

для отопления жилых помещений.

29. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и

Название документа:
Номер документа: 200-РВ
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Недействующий
Опубликован: Официальный сайт Министерства Московской области mgkh.mosreg.ru, 20.10.2016
Дата принятия: 20 октября 2016
Дата начала действия: 01 ноября 2016
Дата окончания действия: 01 июня 2017

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области


Утратило силу с 1 июня 2017 года на основании
распоряжения Министерства ЖКХ Московской области
от 22 мая 2017 года N 63-РВ
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации , пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" , Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" , руководствуясь пунктом 12.22 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области , утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 787/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области" :

1. Утвердить:

1.1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской области (приложение 1).

1.2. Нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской области (приложение 2).

2. Установить, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (коммунальных услуг на общедомовые нужды), утверждаемые пунктом 1 настоящего распоряжения, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.11.2016.

3. Установить, что в соответствии с пунктом 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" , норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на общедомовые нужды, коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды принимается равным 0.

4. Признать утратившими силу приложения 1 и 3 к распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.11.2016.

5. Организационно-аналитическому управлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области опубликовать настоящее распоряжение в газете "Еженедельные новости. Подмосковье" и разместить на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Доркину И.С.

Министр жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
Е.А.Хромушин

Приложение 1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержании общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской...

Приложение 1
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области

Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержании общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской области

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения

Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения

1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

Разноуровневые многоквартирные дома до 9

Разноуровневые многоквартирные от 10 до 16

Разноуровневые многоквартирные более 16

2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади


Примечание: 1. При определении размера платы потребителям за коммунальные ресурсы по холодному и горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера платы потребителям за коммунальные ресурсы по холодному и горячему водоснабжению при содержании общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды) не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. Категории многоквартирных домов "Разноуровневые многоквартирные дома до 9 этажей", "Разноуровневые многоквартирные от 10 до 16 этажей", "Разноуровневые многоквартирные более 16 этажей" присваиваются разноуровневым многоквартирным домам исходя из их наибольшего количества этажей.

Приложение 2. Нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды) на территории Московской области

Приложение 2
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области
от 20 октября 2016 года N 200-РВ

Единица измерения

Норматив потребления

1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период

кВт·ч в месяц на кв. метр

4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода

кВт·ч в месяц на кв. метр

Примечание: 1. При определении размера платы потребителям за коммунальные ресурсы по электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды) учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера платы потребителям за коммунальные ресурсы по электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды) не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Министерства жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
http://mgkh.mosreg.ru/
по состоянию на 20.10.2016
(сканер-копия)

Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области (утратило силу с 01.06.2017 на основании распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 22.05.2017 N 63-РВ)

Название документа: Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области (утратило силу с 01.06.2017 на основании распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 22.05.2017 N 63-РВ)
Номер документа: 200-РВ
Вид документа: Распоряжение Министерства ЖКХ Московской области
Принявший орган: Министерство ЖКХ Московской области
Статус: Недействующий
Опубликован:

Ежедневные Новости. Подмосковье, N 219, 22.11.2017

Дата принятия: 20 октября 2016
Дата начала действия: 01 ноября 2016
Дата окончания действия: 01 июня 2017

Каждый человек пользуется коммунальными услугами: электричеством, водоснабжением, отоплением. Но чтобы не попадаться на нарушения обслуживающих компаний, необходимо знать и некоторые другие вещи. Если человек будет подкованным в этих деталях, ему не придется оплачивать то, чего не должен. В данной статье и будут рассмотрены необходимые детали.

Как определяется плата за услуги ЖКХ

Нормы потребления услуг ЖКХ определяются с помощью установления приборов учета на определенную площадь. Эти приборы засчитывают количество ресурса, используемого в квартире многоквартирного дома. Затем полученное число умножается на определенный тариф, который утверждает правительство. Тарифы могут зависеть от большого количества факторов:

  1. Местность. Есть большая разница — мегаполис или небольшая деревня, тарифы будут абсолютно разными.
  2. Сезон. Со сменой времен года приходят и смены стоимости тарифов.
  3. Стоимость топлива. Здесь все логично – чем выше цена на топливо, тем выше стоимость тарифов. В этот же пункт можно отнести курс национальной валюты.

Существуют и другие факторы, но это одни из самых популярных.

Бывают случаи, когда нельзя установить счетчик, и для этого нужна реконструкция сантехники, инженерных систем и другие причины. Тогда вместо информации о затрате ресурсов ЖКХ, снятых со счетчика, используют нормативы потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливает правительство РФ. Их рассчитывают согласно средним параметрам использования ЖКХ услуг на 1 человека в регионе. И это число умножается на количество прописанных в жилом помещении людей.

Важно! В постановлении правительства No306, согласно последним изменениям 2018 года, были установлены нормы потребления ЖКХ услуг и предъявления водных ресурсов ЖКХ для постановки счетчиков. Еще в этом постановлении устанавливаются правила расчета тарифов на потребление коммуналок.

Кем определяется плата

Стоимость платежей за коммунальные услуги определяется на референдумах правительства России. И при решении о внесении изменений в акты, их согласовывают с вышестоящими органами и принимают.


Пересмотр пунктов постановления проводится как минимум раз в три года. Но если правительство не видит в этом нужды, оно может перенести собрание на некоторое время. Если пересмотр с добавлением новых правил нужно провести срочно, правительство проводит внеочередное собрание. Эти референдумы можно провести только в случае, если их причины совпадают с одним из правил, предусмотренном в акте.

Пересмотр правил проводится в некоторых моментах:

  1. Происходит смена характеристик, при которой меняется количество потребляемых коммунальных ресурсов (газ (любой), отопление, водоснабжение, электроэнергия) на 5% или более.
  2. Есть необходимость в изменении одного из пунктов прежнего постановления. Это может быть связано с каким-либо происшествием, при котором были выявлены недочеты в постановлениях.

Нормативы на потребление общедомовых ресурсов

Правила установления и определения нормативов потребления услуг ЖКХ приписываются к ресурсам, которые использует весь дом. Эти расходы подсчитываются на основе ЖКХ услуг, которые используются на сохранение хозяйства МКД. На долю электричества приходится оплата:

  1. Электроэнергии, которую тратит использование домофона.
  2. Электроэнергии, которую использует содержание лифтов, камер видеонаблюдения, кондиционеров, насосов и другой подобной техники.
  3. Потерь в технологической области.
  4. Освещения на лестничных клетках, у подъездных козырей, фонарей, которые находятся внутри двора и т.д.

Существует специальная формула, по которой можно рассчитать плату за отопление в Вашем регионе:

P i = S i x N T x T T

S i — общая площадь Вашего жилого помещения (квартиры);

N T — норматив потребления услуги ЖКХ по отоплению;

T T — тариф на тепловую энергию, установленный для Вашего региона и поставщика услуг.

Стоимость данной коммунальной услуги равна произведению площади жилого помещения (отопляемого), норм отопления (они устанавливаются индивидуально) и тарифа, установленного в регионе.

Степень благоустройства МКД

При составлении нормативов правительство РФ использует такую характеристику, как степень благоустройства дома. Она определяется важными для предоставления услуг ЖКХ критериями: «…Наличие исправно работающих технологических систем в доме, которые способствуют беспрепятственному постановлению коммунальных ресурсов в дом, которые могут быть доставлены в него с учетом типа инженерных систем…»


Такое понятие дается в распоряжении правительства No354 согласно последним изменениям. На сайте администрации можно найти полную таблицу на эту тему. В ней описаны все критерии, поэтому по этой таблице можно охарактеризовать свой дом.

Штрафы против обслуживающих компаний

Многие обслуживающие компании соблюдают нормы потребления коммунальной услуги в жилых помещениях, которые утверждает администрация, но не следят за качеством поставляемой услуги.

Согласно утверждениям, описанным в законодательстве РФ, любой человек может доказать свою правоту в суде. После этого ценность доказательства факта вины компаний возросла. Введение штрафа может быть применено в двух причинах:

Важно! Плохое качество предоставляемой услуги. Продолжительный интервал, в течение которого поступление услуги ЖКХ было отключено (ограничено).

Таким образом, нормы потребления ЖКХ услуг определяет и устанавливает правительство, но при выявлении нарушений в утвержденных жилищно — нормативных актах, можно обратиться в управляющую компанию или в суд.

С начала 2017 года начало действовать постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 . Этот документ заслуживает особенного внимания, поэтому мы открываем цикл статей о переменах в порядке предоставления КУ.

Сегодня мы расскажем о постановлении в целом и об определении нормативов потребления коммунальных услуг .

Перемены в порядке предоставления коммунальных услуг

Постановление вносит изменения в несколько нормативных правовых актов, о которых мы последовательно расскажем в цикле статей «ПП РФ 1498». Главное же нововведение - с 1 января 2017 года расходы на ОДН входят в плату за содержание общего имущества МКД, становятся жилищной услугой.

Такие расходы будут учтены в нормативах потребления:

  • горячей и холодной воды,
  • отведения сточных вод,
  • электричества,

необходимых для содержания общего имущества в МКД .

К 1 января 2017 года региональные власти должны были утвердить такие нормативы. ПП РФ N 1498 переносит крайний срок на 1 июня 2017 года, до этого срока будут применяться действующие нормативы. Обновлённые квитанции потребители получат в феврале.

ОДН в составе жилищных услуг

В квитанциях появится новый пункт - общедомовые нужды. Плата за ОДН будет прописываться в платёжке отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Оплата воды и электричества, используемых на ОДН, для собственников и пользователей помещений МКД не новость. Плата:

  • входила в состав коммунальных услуг,
  • складывалась из разницы между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ с нормативными объёмами тех потребителей, у кого нет сведений ИПУ и ОДПУ.

ОДН пропорционально площади квартир распределялся между жителями МКД. В ОДН входили и объёмы ресурсов, о которых жильцы умалчивали.

То, что теперь плата за ОДН входит в жилищные услуги, - технический момент, и увеличения платежей не будет. Жильцы, которые до сих пор не установили приборы учёта, будут оплачивать ОДН по повышающему коэффициенту . С 1 января 2017 года он равен 1,5.

Верхний предел платы за ОДН ограничен нормативом. Согласно обновлённому постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 , при определении нормативов будут учитываться некоторые конструктивные и технические параметры МКД .

Для воды это:

  • количество этажей,
  • износ внутридомовых инженерных сетей,
  • вид системы теплоснабжения,
  • вид системы ГВС,
  • водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование в местах общего пользования.

Для электричества:

  • количество и типы оборудования и устройств,
  • износ внутридомовых инженерных сетей.

Нормативы потребления ресурсов на ОДН местные власти должны утвердить до 1 июня 2017 года. Напомним, ранее срок стоял до 1 января 2017 года. До 1 июня будут применяться действующие нормативы. Норматив потребления газа принимается равным нулю.

ПП РФ N 1498 устанавливает единые единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов , необходимых для содержания ОИ в МКД:

  • холодная вода - кубический метр на 1 м²,
  • горячая вода - кубический метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 кубического метра холодной воды на 1 м² или кубический метр горячей воды на 1 м²,
  • электричество - кВт · час на 1 м²,
  • отводимые сточные воды - м³.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания ОИ в МКД действуют не менее 3 лет. В этот период они не пересматриваются.

Высшее должностное лицо субъекта РФ для определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг :

  • инвалидам I и II групп,
  • семьям с детьми-инвалидами,

если в доме установлены ИПУ и ОДПУ , может установить нормативы с применением коэффициента в размере от 1,1 до 1,8 к соответствующему нормативу потребления.

Сверхнорматив оплачивают управляющие организации. Минстрой РФ считает, что это должно простимулировать их использовать энергосберегающие технологий и бороться с воровством коммунальных ресурсов.

Порядок установления нормативов

Нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания ОИ в МКД по каждому виду ресурсов включают.

В данной статье мы поговорим о том, что такое нормативы потребления коммунальных услуг, как их определяют, как часто они подвергаются пересмотру, а также представим другую полезную информацию.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Как рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг.
  • По каким формулам рассчитываются нормативы коммунальных услуг.
  • Кто устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
  • Почему разнятся нормативы потребления коммунальных услуг.

Чем определяются нормативы потребления коммунальных услуг

Далеко не каждый дом и квартира оборудованы приборами учета ресурсов (счетчиками). Если они отсутствуют, тогда жильцам начисляют суммы, рассчитанные по количеству проживающих, или учитываются квадратные метры площади жилья. Другими словами, они платят по нормативам.

Периодически нормативы меняют. Именно поэтому важно понимать, что такое нормативы потребления коммунальных услуг и как они формируются, что служит основанием для данных изменений и как часто это повторяется; а также почему в одном и том же регионе жильцы могут получать квитанции с совершенно разными суммами.

Стоит отметить, что нормативы потребления коммунальных услуг могут быть действительно разными даже на соседних улицах.

Пример. В начале 2013 года в Республике Хакасия утвердили новые нормативы потребления коммунальных услуг. Изменения также затронули сферу электроэнергии. Важно понимать, что для собственника однокомнатной квартиры с установленной электроплитой месячный норматив составляет 268 кВт. А для владельца дома при равных условиях – 763 кВт. Это определяется тем, что на нормативы, кроме всего прочего, оказывают влияние конструктивные особенности зданий .

Что понимают под нормативом потребления коммунальных услуг? Норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунальных ресурсов, применяемым для выявления размера оплаты коммунальной услуги при отсутствии приборов учета.

  • Кому положены и как оформить субсидии на оплату коммунальных услуг

Почему нормативы потребления по отоплению различаются в разных городах

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются:

  • средней температурой наружного воздуха за отопительный период;
  • расчетной температурой наружного воздуха с целью проектирования;
  • продолжительностью отопительного периода, отличающегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °С и ниже.

Из-за климатических показателей в населенных пунктах одного региона России могут быть большие различия в потреблении тепловой энергии на отопление при прочих равных условиях. Климатические условия определяют, основываясь на информации, предоставляемой гидрометеорологической службой, за предыдущие 5 отопительных периодов подряд.

Например, в Вологодской области выделяют пять температурных зон, отличающихся друг от друга климатическими условиями, и, следовательно, нормативы на отопление при этом тоже разные. К тому же нормативы отличаются по конструктивным и техническим характеристикам (этажностью зданий, годом постройки).

Здесь стоит привести конкретный пример из судебной практики, который позволит наглядно разобраться в действующих правилах применения нормативов.
Часть 1 статьи 157 ЖК РФ говорит о том, что плата за ЖКУ рассчитывается в соответствии с объемом их потребления, который берется из показаний счетчиков. При отсутствии приборов учета применяются нормативы. Аналогичное правило закреплено и в пункте 42 правил №354.

Судебная практика

Иногда власти на местах используют имеющиеся у них полномочия для того, чтобы устанавливать нормативы потребления КУ в виде средних цифр для всего жилищного фонда. Делается это, скорее всего, для удобства. Коммунальные платежи в таком случае во всем муниципалитете получаются одинаковыми.

В Верховном суде РФ в 2016 году такой подход был признан неправомерным. Высший судебный орган определил, что установка средних нормативов нарушает федеральное законодательство. Рассмотрим детали этого спора, ставшего важным прецедентом для всех управляющих организаций России.

Инициатором судебного разбирательства стало одно из МУПов г. Лесосибирск Красноярского края. Оно подало в Красноярский краевой суд иск о признании недействительным решения местных властей о назначении средневзвешенного норматива для всех МКД и жилых домов г. Лесосибирска и поселка Стрелка. Речь идет о нормативе отопления, который определили в размере 0,025 Гкал на 1 квадратный метр общей площади.

Красноярский краевой суд в декабре 2015 года признал пункт, в котором указан приведенный норматив, не соответствующим действующим законам. Городская администрация попыталась обжаловать это решение в Верховном суде РФ.

Верховный суд обозначил свою позицию в данном вопросе в определении №53-АПГ16-6 от 12 мая 2016 года. Он подтвердил, что нормативы потребления КУ должны определяться на основе дифференцированного подхода. Это решение лишило местные власти возможности вводить средневзвешенные нормативы.

Суд при вынесении определения учел, что жилищный фонд пос. Стрелка составляют деревянные дома высотой 1-2 этажа. В то же время в Лесосибирске помимо деревянных зданий имеется большое количество кирпичных пяти- и девятиэтажек.

Как устанавливаются нормативы, как ведется расчет

Нормативы потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) устанавливаются в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 27.02.2017). Расчет производится по формулам данных Правил.

Как часто пересматриваются нормативы

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг – минимум 3 года, и на протяжении этого срока нормативы потребления коммунальных услуг не пересматриваются, исключения составляют случаи, предусмотренные Правилами.

Нормативы потребления коммунальных услуг пересматриваются, если:

  • изменяются конструктивные и технические параметры, степень благоустройства МКД или жилого дома, климатические условия, при которых объем потребления коммунальных ресурсов (холодная, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) в МКД или жилом доме меняется более чем на 5 %;
  • вносятся изменения в Правила в части.
  • Как осуществляется регулирование тарифов на тепловую энергию

Норматив потребления коммунальных услуг на ОДН

Под общедомовыми нуждами (сокращено ОДН) понимают платежный ресурс в системе жилищно-коммунального хозяйства, высчитываемый в соответствии с состоянием части ресурсов, расходуемых на обслуживание и содержание МКД. Так, к примеру, по электроэнергии в сумму общедомовых нужд вносят плату:

  • за энергию, потребляемую домофонами;
  • за освещение мест общественного пользования (такие помещения, как тамбуры, подъездные лестничные площадки и приподъездные территории;
  • технологические потери;
  • за энергию, потребляемую лифтами и иным электрическим оборудованием, используемым в общедомовых нуждах. Оно может быть представлено видеокамерами, насосами, системами автоматического теплорегулирования и т. д.

За холодную воду в сумму ОДН входят затраты, связанные:

  • с поливом газонов и палисадников;
  • мытьем лестничных площадок;
  • внутридомовыми потерями в водосетях;
  • промывкой коммуникационных сетей.

За горячую воду в сумму общедомовых нужд входят расходы, связанные:

  • с внутридомовыми потерями в водосетях;
  • со сбросом воды в стояке в случае, если в МКД ремонтируются радиаторы;
  • с технологическим проливом системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовкой системы отопления.

Тепловая энергия ОДН расходуется на отопление помещений.

Способы расчета ОДН, согласно Постановлению № 354, разнятся, в зависимости от того, присутствуют или отсутствуют в МКД общедомовые приборы учета. В том случае, когда дом оборудован теплосчетчиками, ОДН будут рассчитываться, исходя из того, какова разница между объемом, указанным на приборе учета.

Данную разницу равномерно распределяют между собственниками жилых помещений в соответствии с занимаемой площадью. Таким образом, расходы на ОДН на трехкомнатную квартиру будут больше, чем на двух- или однокомнатную; также данный показатель определяется количеством жильцов на жилплощади.

Нормативы потребления электроэнергии, отопления и водоснабжения определяются и утверждаются органом местного самоуправления по каждому отдельному региону.

Когда предоставляют коммунальную услугу низкого качества и (или) с перерывами, длительность которых превышает законодательно установленные, сокращают размер оплаты вплоть до освобождения от внесения платы за квартиру и ОДН.

Тем не менее, когда жилец временно отсутствует (находится в отпуске, командировке и т. д.), в этом случае размер платы за коммунальные услуги на ОДН не подлежит перерасчету.

Когда потребителю устанавливают скидку на оплату коммунальных услуг, то она распространяется и на ОДН – при расчете применяют соответствующую скидку. Когда предоставляются компенсации и субсидии отдельным категориям граждан, размер платы за к/у не сокращается. Сумма данных субсидий и компенсаций начисляется непосредственно лицам, для которых они предназначены.

С начала 2017 года произошли изменения с оплатой света и воды на ОДН, в результате которых она была перемещена из коммунальных услуг в плату за содержание жилого помещения. В связи с этим в СМИ начала распространяться информация о том, что владельцы квартир снова смогут оплачивать коммунальные ресурсы (КР) на содержание общего имущества (СОИ) по фактическому их потреблению. Определенная путаница здесь осталась и в 2018 году, поэтому тут потребуются некоторые пояснения. Главный вопрос касается того, как же сейчас осуществляются расчеты за КР на СОИ – по нормативам или по показаниям счетчиков.

Определяющим моментом тут является наличие в многоэтажном доме коллективных (общедомовых) приборов учета. Если ОДПУ не установлены, то плата за КР на СОИ считается по тем нормативам потребления, которые местные власти установили для соответствующих коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общего имущества МКД.

Во многих домах стоят коллективные счетчики, поэтому для них используется общее правило, закрепленное в действующей редакции ЖК РФ. Оно предполагает, что оплата за каждый коммунальный ресурс, расходуемый на СОИ, рассчитывается с учетом норматива и тарифа, а в дальнейшем производится перерасчет величины понесенных расходов по показаниям приборов учета, установленных в квартирах жильцов.

Есть в ЖК РФ и ряд исключений из общего правила. Например, нормативы не используются в многоэтажных домах, в которых потребление КР фиксируется автоматизированной информационно-измерительной системой. Второе исключение предполагается при определении размера КР на СОИ в зависимости от среднемесячных цифр их потребления. Решение о проведении расчетов таким способом должно быть принято на общедомовом собрании. Чтобы исключить превышающий средние значения перерасход, который придется оплачивать управляющей организации, в данном случае также предполагается последующее проведение перерасчетов после получения показаний квартирных счетчиков.

Третье исключение касается решения общедомового собрания платить по показаниям коллективных приборов учета. Для УК это наиболее удобная ситуация, так как не нужно заниматься перерасчетами и расходовать собственные средства в случае расхождения показаний ОДПУ и ИПУ.

Формулы расчета

Размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на ОДН выглядит следующим образом:

Pi одн = Vi одн х T кр, где

  • Vi одн – объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в МКД на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
  • T кр – тариф на данный коммунальный ресурс, который был установлен в соответствии с законодательством РФ.

В том случае, когда МКД оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ):

Объем электроэнергии, израсходованный за расчетный период времени на ОДН, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, рассчитывают по формуле, которая выглядит следующим образом:

  • V д – объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в МКД, выявленный в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В ситуациях, которые предусмотрены п. 59 (1) Правил, для расчета размера оплаты к/у используют объем (количество) коммунального ресурса, высчитанный согласно положениям вышеуказанного пункта;
  • V u неж. – объем (количество) коммунального ресурса, использованного за расчетный период времени в u-м нежилом помещении, который определен согласно п. 43 Правил;
  • V v жил.п. – объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в v-м жилом помещении, в котором не предусмотрен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета;
  • V w жил.п – объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в w-м жилом помещении (квартире), которое оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) счетчиком коммунального ресурса, которым определяется, исходя из показаний данного прибора учета. В ситуациях, указанных в п. 59 Правил, размер оплаты к/у высчитывается на основе объема (количества) коммунального ресурса, определенного в соответствии с положениями вышеуказанного пункта;
  • V кр – определяется согласно п. 54 Правил; объем определенного вида коммунального ресурса (электрической энергии, газа), потребленного за расчетный период времени исполнителем в процессе производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), также использованный исполнителем с целью предоставления потребителю коммунальной услуги по электро- и (или) газоснабжению;
  • S i – общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в МКД;
  • S об – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД.
  • Водоснабжение в многоквартирном доме: схемы, особенности и замена стояков

Нормативы потребления коммунальных услуг – перерасчет платы по результатам проверки ИПУ

Жильцы многоквартирных домов желают получать коммунальные услуги бесперебойно, но далеко не всегда хотят их оплачивать. Многие предпочли бы платить меньшую сумму, но не за счет экономии того или иного ресурса, а за счет эксплуатации определенного оборудования, влияющего на работу счетчиков.

В соответствии с законом управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК – другими словами, исполнители КУ в МКД – осуществляют периодические проверки работы ИПУ. Данное обязательство закреплено в пп. 82–84 Правил предоставления к/у собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В качестве исполнителя КУ в МКД вы должны осуществлять ряд проверок, а именно контролировать:

  • состояние счетчиков, установленных в помещениях собственников (ИПУ);
  • достоверность показаний ИПУ.

Проверки работы индивидуальных приборов учета бывают нескольких видов, периодичность их приведена в таблице:

Удостоверьтесь, что жильцы не вмешивается в работу ИПУ и не занижают показания, которые предоставляют. Результат проверки ИПУ оформляется в виде акта, на его основании высчитывают плату за КУ.

Особенности расчета и перерасчета оплаты коммунальных услуг по результатам проверки зависят от различных обстоятельств:

  • если потребитель впускает вас в квартиру, проверка счетчиков произведена успешно;
  • или собственник квартиры не допустил вас в помещение, проверка не осуществилась.

При большом расхождении показаний между общедомовым счетчиком и индивидуальными приборами учета управляющей организации приходится применять различные меры, в числе которых и поквартирный обход. Закон разрешает представителям УК заниматься такими проверками. Чтобы управляющая компания не злоупотребляла этим правом, количество посещений ограничивается. Проверку можно проводить не чаще 1 раза в 3 месяца.

В некоторых случаях, например, при наличии обоснованных подозрений в манипуляциях отдельных жильцов с показаниями счетчиков, обходы приходится делать внезапно и не заявлять напрямую цель визита. Если появляется такая необходимость, то представители УК могут сослаться на то, что проверка обоснована:

  • подтоплением расположенной этажом ниже квартиры;
  • засорением вентиляционных каналов;
  • подозрением на протечки стояков и так далее.

Чтобы нарушитель не мог в дальнейшем опровергнуть факты его манипуляций с ИПУ, обход нужно проводить с членами совета многоэтажного дома и фотографировать нарушения. О недопустимых действиях со стороны потребителя говорят следующие признаки:

  • нарушенные или отсутствующие пломбы на счетчиках;
  • наличие рядом с ними мощных магнитов и других посторонних предметов, способных повлиять на работу ПУ;
  • следы износа и повреждения корпуса, нехарактерные для обычной эксплуатации приборов;
  • незакрытые краны центрального водоснабжения при включенном водонагревателе, что позволяет «скручивать» показания счетчика горячей воды;
  • занижение подаваемых показаний относительно реальных цифр.

Более подробно о том, как определить махинации со счетчиками и что делать с такими нарушителями, .

Расчет платы за КУ, если потребитель не предоставил показания ИПУ, а срок проверки приборов учета еще не наступил

Порядок расчета определяется видом коммунальной услуги.

Когда мы говорим о любой КУ, которой пользуются собственники жилых и нежилых помещений (за исключением отопления), то оплата зависит от:

  • высчитанного среднемесячного количества потребления КУ, которое потребитель определил по показаниям счетчиков за период не менее полугода;
  • за фактическое время работы ИПУ, но не менее 3 месяцев - если период работы счетчиков составил от 3 месяцев до полугода;
  • опираясь на нормативы потребления соответствующих КУ - если время работы ИПУ составило менее 3 месяцев.

Плату за отопление в том случае, когда для того, чтобы рассчитать размер платы за эту КУ, необходимо использовать показания ИПУ, следует определить:

  • ориентируясь на среднемесячный за отопительный период объем потребления;
  • за фактическое время работы ИПУ, но не меньше чем за 3 месяца отопительного периода;
  • ориентируясь на нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению - если период работы счетчиков составил менее 3 месяцев отопительного периода.

Необходимо соблюдать вышеуказанные правила расчета:

  • с начала расчетного периода, за который собственник жилого помещения не передал вам показания счетчиков;
  • до расчетного периода времени (включительно), за который собственник жилого помещения передал показания приборов учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Данный порядок указан в п. 59 Правил предоставления КУ.

Когда данные указанные периоды истекли, следует рассчитывать плату за КУ по пп. 42 и 43 Правил предоставления КУ, ориентируясь на нормативы потребления коммунальных услуг. Вышеуказанное правило установлено п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг.

После того как потребитель передал показания ИПУ или по результатам проверки состояния и показаний приборов учета, следует произвести перерасчет размера оплаты предоставленных услуг.

Как произвести перерасчет платы за КУ, если проверка ИПУ состоялась

Если в ходе проверки ИПУ вы установили, что счетчик исправен, пломбы на нем в целости и сохранности, но вы обнаружили расхождения между показаниями ИПУ и сведениями об объемом потребляемых КУ, которые предоставил потребитель, следует:

  • произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги;
  • направить пользователю требование внести доначисленную оплату либо уведомить о размере переплаты. Это необходимо сделать до 10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена проверка.

Излишне уплаченные потребителями суммы должны подлежать зачету при оплате последующих расчетных периодов. Перерасчет размера оплаты производится на основании зафиксированных в ходе проверки показаний ПУ.

В том случае, когда потребитель не доказывает иного, объем КУ в размере выявленной разницы в показаниях считают потребленным в течение того расчетного периода, когда была осуществлена проверка.

Как рассчитать плату за КУ, если потребитель не предоставил допуск в жилое помещение для проверки ИПУ

В том случае, когда потребитель не впустил вас в квартиру для осуществления проверки приборов учета, следует оформить акт об отказе в допуске в 2 экземплярах (согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг).

Оплату КУ (помимо отопления), которые были предоставлены в жилое или нежилое помещение, определяют:

  • исходя из высчитанного среднемесячного количества потребления КУ, которое потребитель выявил по показаниям ИПУ за период не менее полугода;
  • за фактический период работы ИПУ, но не менее трех месяцев - если период работы ИПУ составил от трех до шести месяцев;
  • исходя из нормативов потребления КУ - если период работы ИПУ составил меньше трех месяцев.

Плату за отопление определите:

  • исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда при определении размера платы за отопление нужно использовать показания ИПУ;
  • за фактический период работы ИПУ, но не менее трех месяцев отопительного периода - если период работы ИПУ составил меньше чем отопительный период, но более трех месяцев этого периода;
  • исходя из норматива потребления КУ по отоплению - если период работы ИПУ составил меньше трех месяцев отопительного периода.

Такой расчет вы можете применять не более трех расчетных периодов подряд в сроки:

  • начиная с даты, когда вы составили акт об отказе в допуске к прибору учета;
  • до даты проведения проверки ИПУ.

Такой порядок определен подп. «в» п. 59, п. 59 (2) Правил предоставления коммунальных услуг.

По истечении трех расчетных периодов с даты составления акта вы вправе рассчитывать плату за КУ исходя из норматива потребления КУ с учетом (п. 85 (3) Правил предоставления коммунальных услуг):

  • количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении;
  • повышающего коэффициента, величина которого равна 1,5, начиная с 1‑го числа месяца, в котором вы составили акт об отказе в допуске к прибору учета.

Если у вас нет информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах, то рассчитайте объем КУ с учетом количества собственников такого помещения.

По результатам проверки произведите перерасчет.

Мнение эксперта

А. А. Хохлов,

руководитель юридического департамента Bon ton realty

Долг за жилищно-коммунальные услуги – это следствие, необходимо выяснять причины его возникновения. В этом и заключается задача УО. Необходимо искоренять саму причину проблем, иначе долг будет расти, а вопрос останется нерешенным. Решать задачу надо комплексно и системно.

Цель УО состоит не в том, чтобы бесконечно судиться, взыскивать долги через судебных приставов и гордиться количеством победных судебных дел в отчетах, а в создании благоприятных условий проживания. За это УО получает средства в виде платы за жилищно-коммунальные услуги.

Если потребители ваших услуг не оплачивают, хотят поменять УО или способ управления домом, может быть проблема в качестве услуги, которую им оказывают?

Меняя подход к управлению, необходимо собрать информацию у жителей дома о причинах задолженности. Узнав и поняв причины, их можно устранить. Это и повысит качество услуг в доме, и приведет к снижению процента задолженности. Не придется нанимать огромный штат юристов и забрасывать исками суды, не будет самой необходимости постоянно судиться.

Нормативы потребления коммунальных услуг – штрафы в пользу потребителей коммунальных услуг

С введением штрафов в пользу потребителя существенно возрастает ценность доказывания факта ненадлежащего качества коммунальной услуги. Увеличится количество требований о перерасчетах и уплате штрафов.

С 28 декабря 2015 г. вступили в силу изменения в ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Введены штрафы в пользу потребителей при предоставлении коммунальных услуг (КУ) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Потребители КУ охотнее будут требовать уплаты штрафов в свою пользу, а также понуждать специалистов Госжилнадзора к поиску лиц, виновных в допущенных нарушениях, и воздействовать на решения судебных инстанций.

Сложившаяся в России некая «презумпция вины» исполнителей КУ, а также усиленно продвигаемая СМИ «концепция вражды между исполнителями и потребителями КУ» приводят к уверенности большей части потребителей, а также представителей надзорных, судебных инстанций, органов государственной власти и местного самоуправления в повальной недобросовестности УО, ТСЖ, ЖСК. Но большинство потребителей безоговорочно верят в злой умысел исполнителей КУ и в то, что они незаконно взимают и присваивают себе денежные средства, которые (исходя из «презумпции вины»), безусловно, подлежат возврату потребителям.

В итоге различного рода штрафы с УО (как в пользу потребителей, так и в пользу бюджетов), понуждения их за свой счет исполнять дополнительные работы и услуги весьма приветствуются потребителями, воспринимаются как неотвратимое наказание заведомо виновного лица.

Надзорные и судебные инстанции часто разделяют такую точку зрения. Да и органы государственной власти прилагают заметные усилия для дискредитации исполнителей КУ и для создания необоснованной дополнительной финансовой нагрузки и увеличения их финансовых рисков.

Пример

В пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), установлено, что при отсутствии решения общего собрания собственников помещений МКД о распределении объема КУ на общедомовые нужды (ОДН) между потребителями «объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств».

Никто не отрицает, что сам исполнитель не потребляет КУ на ОДН, их потребляют собственники МКД, но оплачивать сверхнормативное потребление должны именно УО. По мнению правительства, такой порядок оплаты коммунальных услуг справедлив. Правда, в том же п. 44 имеется оговорка относительно исполнителей КУ - ресурсоснабжающих организаций (РСО). Вот в этих случаях потребители сами оплачивают КУ на ОДН в полном объеме, а РСО никаких дополнительных расходов не несет и нести не может. РСО в любом случае должны получить стоимость предоставленных коммунальных ресурсов, и оплату этих ресурсов (по крайней мере, в части сверхнормативного потребления КУ на ОДН) должны произвести либо потребители, либо организации, управляющие МКД.

Интересен источник финансовых средств для оплаты сверхнормативного потребления КУ на ОДН: «собственные средства» исполнителя КУ. Под собственными средствами принято понимать уставный капитал и чистую прибыль предприятия. У ТСЖ и ЖСК, например, чистая прибыль отсутствует в силу того, что это некоммерческие организации. Уставный капитал НКО также может не формироваться, то есть быть равным нулю.

Если рассматривать коммерческие УО, то у них возможна чистая прибыль от деятельности по содержанию и текущему ремонту общего имущества и управлению МКД. Однако практически все УО в России задолжали РСО. Следовательно, ни о какой чистой прибыли и речи быть не может. А уставный капитал чаще всего не превышает 10 тыс. руб. Ввиду слабой прогнозируемости объемов сверхнормативного потребления КУ на ОДН высокий финансовый риск УО при исполнении обязанности по оплате этих объемов очевиден. И чем крупнее УО, чем большим количеством МКД она управляет, тем выше эти финансовые риски.

Пример

Мировой судья в Дзержинском районе Оренбурга признал незаконным сбор УО «Урал» «целевых взносов» с собственников помещений на покрытие долга перед «Оренбург Водоканалом». УО задолжала за сверхнормативное потребление холодного водоснабжения.

Прокурорская проверка отметила, что директор УО в нарушение требований Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг вместо погашения долга за счет собственных средств дал распоряжение подчиненным о начислении данной задолженности в графе «целевые взносы» собственникам помещений.

С собственников помещений МКД, находящихся в ведении УО, незаконно собрали 2 млн руб. Их перечислили водоканалу. Постановлением прокурора Дзержинского района Оренбурга в отношении директора УО возбуждено административное дело о нарушении установленного порядка регулирования цен, и его оштрафовали на 50 тыс. руб. По представлению прокурора района производится перерасчет платежей, незаконно начисленных гражданам как «целевые взносы».

Все эти проблемы и «несправедливости» законодательства в отношении УО не принято афишировать. Наоборот, широко пропагандируется создание различного рода организаций, задача которых - уличение исполнителей КУ в нарушениях и преступлениях. Создаются телефонные и интернетные горячие линии, принимающие жалобы на исполнителей КУ. Чиновники, политики и кандидаты на выборные должности органов госвласти и местного самоуправления повсеместно объявляют УО и ТСЖ ворами и обещают «навести порядок» в ЖКХ.

Пропаганда идеи недобросовестности исполнителей КУ не может оставить равнодушными большинство потребителей, которые с некоторым даже удовольствием принимают «концепцию вражды между исполнителями и потребителями», объявляя себя лицами, угнетенными незаконными действиями УО и ТСЖ. Особенно должники за КУ.

Психология потребителя

Потребители, полагающие, что предоставленная им услуга не соответствует установленным параметрам качества, и желающие получить определенную «сатисфакцию», считают, что борьба с исполнителями КУ - дело правое и «борцы за правду» добиваются справедливого наказания виновника, а не просто хотят получить личную выгоду в виде перерасчета или штрафа. Но будет ли соответствовать результат затраченным усилиям?

Право потребителя на перерасчет стоимости КУ ненадлежащего качества и (или) поставляемых перерывами, превышающими установленную продолжительность, давно закреплено действующим законодательством РФ. Однако размер перерасчета зачастую весьма незначителен.

Перерасчетам активно сопротивляются РСО. Если исполнитель КУ произвел перерасчет потребителю, ему затруднительно обязать РСО произвести аналогичный перерасчет в рамках договора ресурсоснабжения. Суды даже при наличии должным образом оформленных документов, подтверждающих нарушение качества услуги по вине РСО и произведенный перерасчет потребителям, исходят из «презумпции вины» исполнителя и отклоняют иски. Во избежание необоснованных финансовых потерь исполнитель КУ стремится уклониться от перерасчетов.

Продолжительность периода нарушения качества услуги чаще всего устанавливается минимально возможной по ряду причин:

  • сложно установить факт предоставления КУ ненадлежащего качества и (или) с большими перерывами (даты и время начала нарушения, период нарушения);
  • невозможно контролировать надлежащее оформление исполнителем КУ необходимых документов (записи в Журнале регистрации обращений потребителей, составление актов и т. п.) и сроки ликвидации нарушений качества услуги;
  • исполнители КУ и РСО заинтересованы в минимизации периода нарушения.

Управляющие МКД оформляют документы с «нужными округлениями и допущениями» и стремятся устранить нарушения по заявлению потребителя в кратчайшие сроки. Если потребитель не заявил о некачественной услуге, УО не считает необходимым устранять неполадки и делать перерасчет, даже если ей известно о таком нарушении.

В итоге потребитель вынужден затратить существенные усилия, чтобы установить факт ненадлежащего качества или превышения продолжительности перерыва предоставления КУ, добиться соблюдения норм законодательства и получить требуемый перерасчет. Затраченные усилия - это время, деньги, нервы. В результате практически все потребители, имеющие представление о процедуре перерасчета, отказываются от предъявления требований.

Потребители, которые не разбираются в процедуре перерасчетов, либо не предъявляют требований, либо нарушают установленный законодательством порядок и не достигают результатов.

С введением штрафов в пользу потребителя существенно возрастает ценность доказывания факта ненадлежащего качества КУ или превышения продолжительности перерыва ее предоставления. Количество обращений о перерасчете (и уплате штрафа) существенно возрастет. Ведь теперь потребитель может претендовать не только на несущественный перерасчет стоимости КУ, но дополнительно получить денежные средства в виде штрафа. Более того, «удачная операция» по взысканию штрафа с исполнителя КУ обязательно приведет к «обмену положительным опытом» с соседями, друзьями, знакомыми, что повлечет за собой цепную реакцию увеличения требований о перерасчетах и уплате штрафов в пользу потребителей.

Потребители-мошенники

Из общей массы потребителей, требующих перерасчеты, выделяются лица, которые фабрикуют факты нарушения качества услуг. Многие УО, ТСЖ, ЖСК сталкиваются с такими.

Пример

При потопе в квартире выяснилось, что пострадавший лишился огромного количества техники, мебели, других предметов интерьера, которые якобы не подлежат использованию после залива. Так, полуразрушенный стол, который владелец квартиры планировал в скором времени выбросить, после залива документально может превратиться в новый кухонный гарнитур, и даже с припиской «две штуки».

Довольно часто можно столкнуться с тем, что владельцы жилых помещений несанкционированно переоборудуют элементы общего имущества - стояки холодного и горячего водоснабжения, отопления и т. д. В случае аварий и порчи имущества по причине несоблюдения технических регламентов при ремонте владельцы помещений уверяют в том, что они не имеют отношения к переоборудованию и на полной ответственности УО, ТСЖ, ЖСК. По закону именно исполнители КУ несут ответственность за состояние общедомовых систем, но никак не собственники помещений, в которых расположены отдельные элементы этих систем.

Такие владельцы помещений стремятся получить личную выгоду, они с легкостью идут на составление фальшивых актов о нарушениях, готовы представить лживые свидетельства в суде, если это принесет им финансовую или иную выгоду.

Данные действия являются абсолютным мошенничеством. Представляется весьма вероятным, что введение штрафов в пользу потребителей будет применяться мошенниками, которые наверняка уже продумывают хитроумные схемы в целях незаконного личного обогащения.

Решения органов ГЖН

ЖК РФ наделил органы Госжилнадзора (ГЖН) полномочиями по установлению виновных при выявлении факта нарушения предоставления качества КУ. Важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

В населенных пунктах, не являющихся региональными центрами, представителей ГЖН нет. Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 07.07.1999 № 41, устанавливают нормативную численность, например, инспекторов из расчета один человек на 2 млн кв. м жилищного фонда (общая численность сотрудников ГЖН, включая руководящий состав, отделы информационно-экономического и нормативно-правового обеспечения, установлена из расчета менее 1 человека на 1 млн кв. м жилищного фонда).

Позицию ГЖН можно спрогнозировать с высокой точностью – в нарушениях качества коммунальных услуг практически всегда виновен исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК).

Так, населенный пункт, в котором проживает менее 100 тысяч человек, не может претендовать на то, что вопросами его ЖКХ может заниматься хотя бы один инспектор. При этом количество жалоб потребителей на нарушения качества предоставляемых КУ может быть достаточно велико. Физически один инспектор не может обслужить 60–80 тыс. потребителей КУ.

И речь даже не идет о том, что представитель ГЖН будет выезжать на место – этого никто даже не предполагает. Маловероятно даже, что заявления потребителей вообще могут быть более или менее подробно рассмотрены. Вероятнее, что решения принимаются поверхностно, виновные назначаются быстро и просто, без детальных разбирательств. Для подробных разбирательств не предусмотрены ни человеческие, ни временные, ни финансовые ресурсы.

И выбор виновного из двух организаций: РСО и исполнитель КУ – представляется вполне очевидным. Особенно учитывая два важных фактора.

  1. Любой государственный служащий помнит, что банкротство, реорганизация УО, ТСЖ, ЖСК не вызовет такого резонанса, как банкротство или прекращение деятельности одной из РСО. Смена УО проходит незаметно для большинства жителей, чего нельзя сказать об исчезновении воды, отопления, электричества.
  2. Исходя из «презумпции вины исполнителя КУ» многие инспекторы подсознательно считают УО заведомо виновными. Они психологически готовы к вынесению соответствующих решений и любые сомнения трактуют не в пользу исполнителей КУ.

Позиция ГЖН представляется прогнозируемой с высокой точностью – в нарушениях качества КУ почти всегда будет виноват исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК).

  • Полномочия жилищной инспекции в отношении УК, ТСЖ и жителей

Мнение эксперта

Д. Ю. Нифонтов,

руководитель проекта ЖКХ ЦДО «Акато»

Изменениям должны подлежать ряд законодательных, подзаконных, иных правовых актов. Для этого следует разработать жизнеспособную стратегию, в рамках которой сформировать четкие предложения. Для этого целесообразно взаимодействовать с органами государственной власти, участвовать в совещаниях, заседаниях экспертных сообществ, общественных обсуждениях.

Специфика управления МКД характеризуется:

  • сложностью и противоречивостью жилищного законодательства;
  • отсутствием у УО ресурсов для законотворческой и нормотворческой деятельности;
  • разобщенностью исполнителей КУ.

Давайте внесем некоторую ясность.

Жилищное законодательство зачастую характеризуется противоречивостью, часто неправомерностью и необоснованными толкованиями органами власти и местного самоуправления, а также многочисленными экспертами жилищной сферы, в результате чего усугубляется напряженность в отрасли ЖКХ. В итоге сложно формировать предложения по оптимизации этих норм.

Большинство УО работают в условиях высокого дефицита всех видов ресурсов и высоких кредиторских задолженностей. Даже если выделяются отдельные специалисты и их обеспечивают разработками – это еще не гарантирует эффективности в решении данной проблемы.

Многие УО, ТСЖ, ЖСК осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, при которой невозможно объединение, обмен информацией, взаимные консультации и т. п. Попытки внедрения идей саморегулирования исполнителей КУ, разработка СРО предприятий и организаций сферы ЖКХ, деятельность которых направлена на отстаивание интересов своих членов, обернулись провалом. Практически не существует организаций, способных взаимодействовать с властями от имени исполнителей КУ.

Первые два фактора в действительности довольно трудно преодолеть в короткие сроки, но ликвидировать разобщенность исполнителей КУ, объединить их в составе представительной компании, которая будет способна эффективно защищать интересы УО, ТСЖ, ЖСК перед контролирующими инстанциями – это разумная и вполне реализуемая идея. Рекомендуем УО, ТСЖ, ЖСК активнее выстраивать конструктивные взаимоотношения с собственниками помещений, прежде всего оперативнее и достовернее информировать их.

Имейте в виду, что владельцы помещений являются заказчиками услуг УО, ТСЖ, ЖСК. Они вправе получить подробную достоверную информацию. В том случае, когда потребители не получают необходимой информации, они начинают искать иные источники сведений. А в условиях навязывания стереотипа «концепции вражды» у исполнителям КУ данная информация, как правило, носит отрицательный характер.