Приложение 1 к постановлению правительства 508. Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Согласование перепланировки квартиры

КАК ПРОВЕСТИ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ?
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Оно проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).

Общее собрание собственников может быть проведено (ст. 44.1 ЖК РФ):

В очной форме (при совместном присутствии собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

В форме заочного голосования (опросным путем или с использованием информационной системы ЖКХ). Заочное голосование проводится также в случае, если собрание в очной форме не имело кворума (ч. 1 ст. 47 , ст. 47.1 ЖК РФ).

Примечание. Решение об использовании информационной системы ЖКХ или иных информационных систем при проведении общего собрания в форме заочного голосования принимается общим собранием (п. 3.2 ч. 2 ст. 44 , ч. 1 ст. 47.1 ЖК РФ);

В форме очно-заочного голосования (возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Примечание. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в доме или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

Спойлер: Шаг 1. Инициируйте проведение общего собрания собственников.

Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

Помимо годового общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме могут проводить внеочередные общие собрания.

Внеочередное общее собрание может быть созвано:

По инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);

По инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);

По инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);

Управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).


Спойлер: Шаг 2. Подготовьте проведение общего собрания собственников.

На этой стадии следует сформулировать повестку общего собрания собственников и определиться с формой голосования. При очной или очно-заочной форме голосования необходимо выбрать время и место проведения собрания для обсуждения вопросов повестки дня, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии. Кроме того, необходимо подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, реестр собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола.


Спойлер: Шаг 3. Оповестите собственников о проведении общего собрания.

Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования был ранее установлен общим собранием, можно поместить соответствующую информацию в общедоступных местах, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

В случае проведения общего собрания в форме заочного голосования с применением информационной системы ЖКХ в сообщении дополнительно указываются сведения об администраторе общего собрания (наименование - для организаций, Ф.И.О. - для физических лиц), его месте и (или) фактическом адресе, дате и времени начала и окончания проведения голосования, порядке приема администратором общего собрания письменных решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 4 ст. 47.1 ЖК РФ).


Спойлер: Шаг 4. Проведите общее собрание собственников.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Если собрание проводится в очной форме, следует зарегистрировать всех присутствующих на собрании собственников помещений. При наличии кворума можно приступать к рассмотрению вопросов, включенных в повестку дня, предварительно выбрав председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии. Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).

Если собрание проводится в заочной форме, собственники сдают бланки голосования в срок и по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).

Если собрание проводится в форме очно-заочного голосования, то участники собрания должны иметь возможность обсудить вопросы повестки дня и сдать бланки голосования в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Голосование с использованием информационной системы ЖКХ осуществляется собственниками лично путем указания решения по каждому вопросу повестки дня в электронной форме либо посредством передачи администратору общего собрания оформленных в письменной форме решений по вопросам, поставленным на голосование, до даты и времени окончания такого голосования (ч. 6 ст. 47.1 ЖК РФ).

Решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Исключение составляют отдельные решения, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п. п. 1 - 3.1 , 4.2 , 4.3 ч. 2 ст. 44 , ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Независимо от формы голосования (очной, очно-заочной или заочной) в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны (ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ):

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".


Спойлер: Шаг 5. Оформите результаты голосования.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). В протоколе общего собрания следует указать дату, место проведения общего собрания (при проведении собрания в форме очного голосования) или место подведения итогов заочного голосования, повестку дня, наличие кворума, количество голосов по каждому вопросу. Протокол подписывают председатель, секретарь собрания и члены счетной комиссии (п. 22 разд. 6 , п. 15 разд. 7 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр).

Лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание, обязательно должно представить копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Решения общего собрания собственников, принятые по результатам голосования с использованием информационной системы ЖКХ, по поставленным на голосование вопросам автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение часа после окончания такого голосования (ч. 11 ст. 47.1 ЖК РФ).

Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном законом, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

В г. Москве органом государственного жилищного надзора является Мосжилинспекция (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).

Примечание. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).


Спойлер: Шаг 6. Сообщите об итогах голосования и принятых решениях всем собственникам.

Итоги голосования и принятые на общем собрании решения доводятся до сведения собственников помещений в доме инициатором проведения собрания не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).


Решение общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).
Собственник, не принимавший участия в голосовании или голосовавший против принятия решения, считающий, что этим решением нарушены его права и законные интересы, вправе обжаловать в суд решение, принятое с нарушением требований ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Великодержавная риторика всегда предшествует войне.
1.09.1939 - 02.09.1945

Минстрой утвердил требования к Протоколу ОСС
Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2016 года под номером 41802. Указанным приказом утверждены требования к оформлению и содержанию протокола общего собрания собственников помещений МКД и порядок передачи копий решений и протоколов общего собрания в региональные органы Госжилнадзора. Приказ Минстроя вступает в силу с 29.04.2016.

Приказом от 25.12.2015 N937/пр Минстрой утвердил обширные требования к оформлению и содержанию Протокола общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД. Не будем перечислять все требования, так как ряд из них уже либо прямо установлен, либо вытекает из смысла тех или иных нормативных правовых актов.

Приказом утверждены обязательные реквизиты Протокола ОСС :

А) наименование документа;
б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания (порядок присвоения номера также установлен этим же приказом);
в) дата и место проведения общего собрания;
г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;
д) содержательная часть протокола общего собрания;
е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);
з) подпись.

Из перечисленных пунктов стоит обратить внимание на содержательную часть Протокола, которая согласно приказу Минстроя должна включать в себя вводную и основную части.

Вводная часть Протокола ОСС обязательно должна включать в себя ряд сведений, в том числе:

Информацию о присутствующих на ОСС физических лицах (с указанием фамилии, имени, отчества, номера помещения МКД, реквизитов документа, подтверждающего право собственности на это помещения помещение, количества голосов, а для представителя физлица еще наименования и реквизитов документа, дающего полномочия представителя) и юридических лицах (с указанием полного наименования и ОГРН юридического лица, номера помещения МКД и реквизитов документа, подтверждающего право собственности на это помещения помещение, количества голосов, фамилии, имени, отчества представителя юрлица, наименования и реквизитов документа, дающего полномочия представителя). В случае, если присутствующих на ОСС более 15, приказом Минстроя установлено право оформить присутствующих списком с указанием всех установленных приказом данных по каждому присутствующему. Список является обязательным приложением к Протоколу;
- информацию о приглашенных физических лицах (с указанием фамилии, имени, отчества, цели участия в ОСС, а для представителя физлица еще наименования и реквизитов документа, дающего полномочия представителя) и юридических лицах (с указанием полного наименования и ОГРН юридического лица, фамилии, имени, отчества представителя юрлица, наименования и реквизитов документа, дающего полномочия представителя, цели участия в ОСС).

Текст основной части протокола общего собрания состоит из повестки дня и отдельных разделов по количеству вопросов повестки дня общего собрания.

Если с повесткой дня все было более или менее ясно еще до приказа Минстроя, то на нововведение в виде отдельных разделов надо обратить внимание.

Текст каждого раздела должен состоять из трех частей: «СЛУШАЛИ» (в этой части указывается фамилия, имя, отчество выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления); «ПРЕДЛОЖЕНО» (в этой части указывается краткое содержание предложения по рассматриваемому вопросу, по которому будет проводиться принятие решения и голосование); «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)» (в этой части указываются решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня, количества голосов, отданных за различные варианты голосования).

Обязательными приложениями к протоколу ОСС являются:

А) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;
б) сообщение о проведении общего собрания, на основании которого проводится общее собрание;
в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;
д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;
е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;
ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;
з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

Протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания.

Приказом Минстроя также утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов ОСС в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Исполнитель коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) обязан направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных ему в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ лицом, инициировавшим ОСС, в орган Госжилнадзора субъекта РФ.

Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в ГИС ЖКХ электронных образов решений, протокола в электронной форме.

Общие собрания и новый Протокол ОСС
29 апреля 2016 года вступил в силу приказ Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр, устанавливающий обязательные Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников (ОСС) помещений в многоквартирных домах (МКД). Указанным приказом требования к содержимому Протокола ОСС существенно расширены – в первую очередь новые нормы направлены на значительное увеличение объема протокола за счет включения в него огромного количества информации. Разъяснения положений нового приказа Минстроя включены в программу семинара «Особенности проведения общих собраний», видеозапись которого дополнена новым блоком. Шаблоны протоколов ОСС для очной, заочной и очно-заочной форм ОСС включены в пакет раздаточных материалов, доступных для скачивания приобретателям доступа к просмотру видеозаписи.

Уже больше 10 лет действует Жилищный кодекс РФ, которым изначально был регламентирован порядок проведения общих собраний собственников помещений МКД (статьи 44-48). Поправки, вносимые в нормы, устанавливающие порядок проведения и оформления ОСС, в течение длительного времени были несущественны. При этом собрания проводились, решения принимались, дома управлялись.

Минстрой России практически с момента своего создания (Министерство строительства и ЖКХ РФ создано Указом Президента РФ от 01.11.2013 N819) занялся активной нормотворческой и законотворческой деятельностью в сфере ЖКХ. В числе прочего, внимание чиновников было обращено и на процессы проведения ОСС.

Дополнительное пояснение эксперта О.Е.Яндыевой
к информации об участниках общих собраний собственников помещений МКД

1. Может ли один из супругов участвовать в ОСС как единоличный собственник помещения, являющегося совместно нажитым имуществом?

Собственность супругов является совместной, если приобретена во время брака на совместно нажитые средства. Указанные права регулируются ст. 256 ГК РФ:

«Статья 256. Общая собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества .

2. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.). Настоящее правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащее автору такого результата (статья 1228), не входит в общее имущество супругов. Однако доходы, полученные от использования такого результата, являются совместной собственностью супругов, если договором между ними не предусмотрено иное.

(абзац введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

3. По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества.

4. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)».

Порядок распоряжения совместной собственностью регулируется ст.253 ГК РФ:

«Статья 253. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности

1. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними , сообща владеют и пользуются общим имуществом.

2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

3. Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.

4. Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности настоящим Кодексом или другими законами не установлено иное».

Из вышеуказанных норм следует, что в случае, если имущество нажито во время брака, оно признается совместной собственностью в силу закона, если иное не определено решением суда или соглашением супругов. Если такое соглашение (брачный контракт) отсутствует, будут действовать общие правила ст. 253 и 256 ГК РФ.

Распоряжение одним из супругов совместной собственностью считается распоряжением по согласию с другим супругом. Голосование на собрании является одним из видов распоряжения. Следовательно, если квартира оформлена на одного из супругов, но они вместе со вторым супругом утверждают, что это их совместная собственность, т.к. приобретена во время брака на совместные средства, тогда любой из супругов может голосовать от имени 100% площади квартиры. В том числе, отсюда следует, что каждый из супругов может быть членом ТСЖ и голосовать на собрании, без определения долей, т.к. при совместной собственности доли не выделяются (исключение: решение суда, соглашение супругов – брачный контракт).

Данные выводы подтверждаются, в том числе, Семейным кодексом РФ. Статья 35 СК РФ устанавливает:

«2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга .

Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки ».

Спойлер

2. Является ли выплата пая в ЖК (ЖСК) основанием возникновения права собственности?

Гражданский кодекс РФ устанавливает:

«Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору

1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя».

При этом ЖК РФ устанавливает:

«Статья 129. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива

1. Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.

2. На отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 настоящего Кодекса».

Приведенная норма (ст.129 ЖК РФ) как раз и является тем иным обстоятельством, при котором ст.223 ГК РФ не подлежит применению.

Таким образом:

Право собственности по общему порядку возникает с момента регистрации права, если иное не предусмотрено законом;

ЖК РФ предусматривает особую ситуацию возникновения права собственности на жилое помещение – выплата пая. Чем будет подтверждена такая выплата, законом не установлено, однако, установлено, что именно в тот день, когда пай был выплачен в полном объеме, тогда и возникло право собственности. Как правило, выдается справка о выплате пая, в которой указывается размер пая и дата его полной оплаты.


3. Правовой режим свидетельства о праве на недвижимое имущество

Свидетельство о государственной регистрации права:

А) является подтверждением регистрации, но не является подтверждением права собственности! Основанием возникновения права является сама регистрация (регистрационная запись, внесенная в определенный день). Нередко свидетельство выдается позже внесения записи регистрации (например, в случае утери свидетельства). Днем возникновения права будет считаться день регистрации, а не день выдачи свидетельства.

Б) утеря свидетельства не является основанием утери права собственности (если считать свидетельство документом, подтверждающим право собственности, то утеря такого свидетельства создает невозможность доказать право). В связи с тем, что свидетельство само по себе ничего не значит, единственным достоверным подтверждением права собственности может являться выписка из ЕГРП.

В) во многих регионах РФ свидетельство при отчуждении имущества не изымается и не погашается. Следовательно, руководствоваться свидетельством опасно. Пример последних дней из моей практики: женщина 84 лет показывает свидетельство о своем праве на квартиру, при этом согласно выписки из ЕГРП, предоставленной по запросу, в указанной квартире уже 4 года данная женщина не является собственником. Дополнительно выяснилось, что по данной квартире за эти 4 года совершено уже 4 отчуждения (новые собственники не являются ни родственниками, ни знакомыми претендующей на собственность женщины). Женщина не знает и не понимает, как это могло быть. Возможно, она просто забыла, что совершала какие-либо операции с квартирой, а возможно, это результат действий так называемых «черных риелторов», воспользовавшихся старостью и особенностями человека в таком возрасте.

Г) свидетельство не подтверждает площадь квартиры по смыслу ЖК РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ в площадь квартиры не включается балконы, лоджии, веранды, террасы. В среднем 1-2 раза в месяц мои клиенты (ТСЖ, ЖСК, УК) сталкиваются с заявлением собственника с просьбой произвести перерасчет за последние 3 года, т.к. в свидетельстве площадь 66 кв.м., а в тех.паспорте на квартиру 63 кв.м., а 3 кв.м. это лоджия. В такой ситуации ТСЖ вынуждены делать перерасчет, т.к. это вина ТСЖ, что они использовали неверную площадь по незнанию. Потребитель не виноват, т.к. ответственность за начисления несет ТСЖ.

Д) еще одно подтверждение того, что свидетельство не подтверждает право – ситуация с совместно нажитым имуществом, описанная выше.

06.09.2015 | Об очно-заочной форме собраний

4. В любых документах по собранию собственников расписываются только собственники , в отношении собрания членов ТСЖ/ЖСК – только члены ТСЖ/ЖСК (лица, написавшие заявление о вступлении в члены ТСЖ). Во всех документах собственник/член ТСЖ/ЖСК расписывается только лично за себя! Запрещено расписываться одному собственнику/члену семьи за остальных собственников/членов семьи.

5. За несовершеннолетних (н/л до 18 лет) детей-собственников разрешено голосовать исключительно на собрании собственников (несовершеннолетние не могут быть членами ТСЖ, исключение ЖСК – членом может стать собственник с 16 лет). За несовершеннолетних расписывается один из родителей .

Требование к протоколу собрания

1. Составляется в течение 10 дней с даты окончания собрания:

  • очного – со дня собрания
  • заочного – с последнего дня сбора бюллетеней
  • очно-заочного - с последнего дня сбора бюллетеней (бюллетени в обязательном порядке используются и в очной, и в заочной частях)
2. Размещается в общедоступных местах в течение 10 дней с даты окончания собрания.

3. Хранится в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

4. С 1 июля 2016 года - передаются в жилищную инспекцию посредством ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе. При заключении субъектом «соглашения» об опытной эксплуатации системы на территории субъекта РФ протоколы передаются в жилищную инспекцию по истечении 4 месяцев со дня вступления в силу указанного соглашения, но не позднее 1 июля 2016 года.

Доступные для скачивания шаблоны документов:

Сообщение об ОСС
Лист регистрации участников очного ОСС
Бюллетень для голосования на ОСС стали важной частью жизни владельцев жилья в МКД. Без них невозможно принять очень многие

Мы актуализируем этот материал по мере выхода поправок или иных документов связанных с протоколом общего собрания. Последняя правка статьи: 03.07.2019 - c учетом всех изменений на эту дату.

На этой странице вы можете ознакомиться с приказом Минстроя об утверждении формы протокола общего собрания (начиная с 29 апреля 2016 года), а также скачать протокол общего собрания, образец протокола общего собрания собственников для использования при проведении общих собраний в своем доме начиная с 29.04.2016.


С качать протокол общего собрания по новой форме 2019 можно внизу страницы (+ там же скачать реестр собственников)

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ

ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ

СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) приказываю:

1. Утвердить:

а) к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41802).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б. Егорова.

В.В.ЯКУШЕВ

Приложение N 1

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ

ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

I. Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно - протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания оформляется секретарем общего собрания, который избирается решением общего собрания.

4. Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:

а) наименование документа;

б) дата и номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном настоящих Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025), протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

II. Требования к оформлению реквизитов протокола

общего собрания

5. Наименование документа должно содержать слова "Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме".

6. Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

7. Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме, или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210; 2018, N 1, ст. 69) (далее - система), при проведении общего собрания в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома.

9. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - сообщение о проведении общего собрания).

10. Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

12. Вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);

в) список лиц, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее - приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные - настоящих Требований;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня общего собрания;

з) о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания.

13. Список присутствующих лиц должен начинаться со слов "Присутствующие лица" и включать следующую информацию:

а) в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя собственника помещения в многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.

14. Список приглашенных лиц должен начинаться со слов "Приглашенные лица" и включать следующую информацию:

а) для физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица (в случае его участия в общем собрании); цель участия в общем собрании приглашенного лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании) и его подпись;

б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя приглашенного лица; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица; цель участия приглашенного лица в общем собрании и подпись его представителя.

15. Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: "список прилагается (приложение N ___ к настоящему протоколу)".

16. Текст основной части содержательной части протокола общего собрания состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит отдельный вопрос повестки дня. При этом в повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

17. Формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.

18. Все структурные единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должны излагаться от третьего лица множественного числа ("слушали", "выступили", "постановили", "решили").

19. Текст каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должен состоять из трех частей:

а) часть 1 - "СЛУШАЛИ", в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу общего собрания документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки дня общего собрания указываются перед словом "СЛУШАЛИ";

б) часть 2 - "ПРЕДЛОЖЕНО", в которой указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки дня общего собрания, а его формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

в) часть 3 - "РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)", в которой указываются решения, принятые общим собранием по рассмотренному вопросу повестки дня общего собрания, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался" с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

20. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.

К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

21. Все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указываются на первом листе документа. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

Страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.

22. Реквизиты подписи протокола общего собрания включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления.

23. В случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания, и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, протокол общего собрания подписывается инициатором проведенного общего собрания.

24. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, при этом реквизиты подписей лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов либо подписи инициатора проведенного общего собрания в случае, предусмотренном настоящих Требований, должны включать в себя сведения, предусмотренные настоящих Требований, а также отметку о статусе таких лиц ("председательствовал на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме", "секретарь общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме", "проводил подсчет голосов", "инициатор общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме").

Приложение N 2

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ

СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР

1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах (далее - решения) и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее - протоколы) в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - орган государственного жилищного надзора).

2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

3. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников данных документов.

4. Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом - в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, - не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.

В случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание, в срок, указанный в настоящего пункта, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

№ 508-ПП от 25.10.2011 Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах

25 октября 2011 г. N 508-ПП Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквар- тирных домах В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муници- пальных услуг", в целях сокращения административных барьеров и упрощения подготовки, оформления и выдачи документов о согласова- нии переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помеще- ний в многоквартирных домах Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (приложение 1). 1.2. Административный регламент по предоставлению государс- твенной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах" в городе Москве (приложение 2). 1.3. Требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (приложение 3). 1.4. Требования к ведению журнала производства работ, оформ- лению актов на скрытые работы и осуществлению авторского надзора (приложение 4). 2. Государственной жилищной инспекции города Москвы: 2.1. В целях обеспечения типовыми проектами переустройства и (или) перепланировки большего числа многоквартирных домов, распо- ложенных в городе Москве, при расширении перечня типовых проектов - 2 - учитывать все проекты переустройств и (или) перепланировок жилых помещений в многоквартирных домах, представленные на согласование. 2.2. В срок до 1 июля 2012 г.: 2.2.1. Обеспечить формирование базы данных о проектных и текущих технических характеристиках многоквартирных домов в городе Москве, в том числе о произведенных в них переустройствах и (или) перепланировках, в целях обеспечения возможности разработки проек- тов переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквар- тирных домах. 2.2.2. Определить порядок доступа проектных организаций, име- ющих свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, выдан- ное саморегулируемой организацией, к базе данных, указанной в пункте 2.2.1 настоящего постановления. 2.2.3. При определении порядка обеспечения доступа проектных организаций (п.2.2.2) предусмотреть оформление проектными органи- зациями заключения о техническом состоянии конструкций зданий и возможности производства работ по переустройству и (или) перепла- нировке и механизм ответственности таких проектных организаций. 3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 15 ноября 2005 г. N 883-ПП "О реализации положений Жилищного ко- декса Российской Федерации и правовых актов города Москвы, регули- рующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 30 мая 2006 г. N 352-ПП, от 25 декабря 2007 г. N 1167-ПП): 3.1. В преамбуле слово "постановлений" заменить словом "пос- тановления" и слова "и от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП "О порядке пе- реустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" исключить. 3.2. Пункт 2 постановления признать утратившим силу. 4. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. N 204-ПП "Об утверждении регламентов автоматизи- рованной подготовки документов в режиме "одного окна" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 14 октября 2008 г. N 931-ПП, от 10 ноября 2009 г. N 1246-ПП, от 1 декабря 2009 г. N 1306-ПП, от 9 февраля 2010 г. N 123-ПП, от 13 апреля 2010 г. N 305-ПП, от 29 июня 2010 г. N 539-ПП, от 29 июня 2010 г. N 567-ПП, от 10 августа 2010 г. N 705-ПП, от 24 августа 2010 г. N 735-ПП, от - 3 - 2 ноября 2010 г. N 993-ПП, от 4 октября 2011 г. N 475-ПП) изложив разделы "Регламент подготовки, согласования и выдачи в режиме "од- ного окна" Государственной жилищной инспекцией города Москвы (Мос- жилинспекцией) решения о согласовании переустройства и (или) пе- репланировки жилых и нежилых помещений и производства ремонт- но-строительных работ в жилых домах (распоряжения Мосжилинспек- ции)" и "Регламентная схема подготовки, согласования и выдачи в режиме "одного окна" Государственной жилищной инспекцией города Москвы (Мосжилинспекцией) решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений и производства ре- монтно-строительных работ в жилых домах (распоряжения Мосжилинс- пекции)" приложения к постановлению в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 5. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 8 июня 2010 г. N 472-ПП "О выполнении поручений Правительства Москвы по вопросу оптимизации системы предоставления государствен- ных услуг по принципу "одного окна" и сокращения сроков подготовки документов" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 10 августа 2010 г. N 705-ПП, от 24 августа 2010 г. N 735-ПП, от 7 сентября 2010 г. N 770-ПП, от 14 сентября 2010 г. N 795-ПП, от 19 октября 2010 г. N 943-ПП, от 19 октября 2010 г. N 949-ПП, от 2 ноября 2010 г. N 993-ПП, от 2 ноября 2010 г. N 1002-ПП, от 7 декабря 2010 г. N 1049-ПП, от 14 декабря 2010 г. N 1063-ПП, от 29 марта 2011 г. N 90-ПП, от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП, от 7 июня 2011 г. N 250-ПП, от 28 июня 2011 г. N 279-ПП, от 28 июня 2011 г. N 285-ПП, от 23 августа 2011 г. 386-ПП), изложив подраздел "Госу- дарственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция)" раздела "Комплекс городского хозяйства Москвы" приложения 1 к пос- тановлению в редакции согласно приложению 6 к настоящему постанов- лению. 6. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государствен- ной жилищной инспекции города Москвы": 6.1. Дополнить приложение к постановлению пунктом 4.2.18 в следующей редакции: "4.2.18. О согласии на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в многоквартирном доме от имени собственника в лице города Москвы.". - 4 - 6.2. Пункт 4.2.18 приложения к постановлению считать пунктом 4.2.19. 7. Признать утратившими силу: 7.1. Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы". 7.2. Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 831-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановле- ние Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП". 7.3. Постановление Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 701-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Прави- тельства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 831-ПП". 7.4. Пункт 47 приложения 4 к постановлению Правительства Москвы от 8 июня 2010 г. N 472-ПП "О выполнении поручений Прави- тельства Москвы по вопросу оптимизации системы предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" и сокращения сро- ков подготовки документов". 7.5. Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 502-ПП "Об утверждении Регламента подготовки и выдачи Государс- твенной жилищной инспекцией города Москвы в режиме "одного окна" решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки поме- щений, связанных с передачей в пользование части общего имущества в многоквартирном доме". 7.6. Постановление Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 593-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Моск- вы от 25 сентября 2007 г. N 831-ПП". 7.7. Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2010 г. N 992-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Моск- вы от 25 сентября 2007 г. N 831-ПП, от 22 июня 2010 г. N 502-ПП". 7.8. Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2010 г. N 993-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Моск- вы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП, от 25 марта 2008 г. N 204-ПП, от 8 июня 2010 г. N 472-ПП". 7.9. Пункты 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 85-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2004 г. N 758-ПП, 8 февраля 2005 г. N 73-ПП". - 5 - 7.10. Постановление Правительства Москвы от 16 июня 2011 г. N 270-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Моск- вы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Москвы от 25 сен- тября 2007 г. N 831-ПП". 8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2011 г. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жи- лищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»


Вслед за упрощением процедуры получения разрешения на установку кондиционеров на фасадах зданий Правительство гор. Москвы внесло существенные изменения в правила согласования перепланировки квартир и/или переустройства жилых помещений в многоквартирных домах. Новый порядок определяется:

  • Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах», официально опубликовано в: «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 61, 01.11.2011 (с изменениями: ),
  • к нему (наиболее важные документы с точки зрения установления новых правил согласования по существу , в частности, приложение № 1 — к перепланировке) и
  • типовых перепланировок в домах массовых серий в качестве дополнения (скачать его можно по представленной ссылке).

На этой странице нам хотелось бы представить информацию о наиболее важных изменения указанных правил . Такие сведения могут оказаться полезными для всех посетителей сайта, и в том числе для тех, кто занят планированием будущего .

Принятое 25.10.2011 г. на заседании правительства Москвы постановление «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах» вступило в силу 1 декабря 2011 года.

Упрощение согласования перепланировки в соответствии с постановление № 508-ПП распространяется только на территорию Москвы и не затрагивает Московскую область и другие субъекты федерации.

Анализируя обращения наших клиентов, мы заметили, что предпринятые московскими властями реформы обыкновенно называют новым законом о перепланировке . Однако это не так — новации в указанной сфере вводятся в действие постановлением Правительства Москвы, а содержание самих процедур согласования в их обновленной форме определяются многочисленными приложениями к документу.

Ранее порядок согласования и проведения перепланировки и/или переустройства в гор. Москве в целом определялся двумя основными документами, принятыми Правительством гор. Москвы. Это — постановление № 73-ПП от 08.02.2005 г. и № 831-ПП от 25.09.2007 г. с изменениями и дополнениями. В соответствии с новым порядком согласования перепланировки указанные документы (а также постановление № 502-ПП от 22.06.2010 г.) признаются утратившими силу. Им на смену приходят:

  • Требования к переустройству и перепланировке → к постановлению № 508-ПП (в редакции ). Определяют случаи того, что подлежит согласованию (пункты 2 и 3 Требований) и на что ни при каких обстоятельствах нельзя получить разрешение (пункт 11). Иными словами, такой документ позволяет ответить на вопрос «Что можно согласовать».
  • Регламент , определяющий порядок оказания государственных услуг в части согласования перепланировки → (в редакции постановления от 26.12.2012 № 840-ПП). Документ предусматривает порядок подачи заявлений о согласовании, сроки и процедуры их удовлетворения (предоставления разрешения), а также исчерпывающие основания для отказа в выдаче разрешения на согласование перепланировки. Т.е. он отвечает на вопрос «Как осуществляется согласование». Данный документ также содержит образцы документов (в том числе заявление о согласовании перепланировки), которые применяются в соответствии с новым Регламентом .
  • Требования к составу и содержанию проекта перепланировки → к ППМ № 508.
  • Порядок контроля за работами по перепланировке («Требования к ведению журнала производства работ…») → . Определяет процедуры, связанные с обеспечением соответствия фактически производимых работ решению о согласовании перепланировки и проекту, в том числе в отношении ведения исполнительной документации и приемки уполномоченными лицами скрытых работ .

Прежде московский регламент предусматривал два вида перепланировки — «по проекту» и «на основании эскиза» (последний в свое время был предложен москвичам как некоторое послабление). Новый документ упоминает лишь проект, а также вводит новое понятие «перепланировка на основании типового проекта», заранее согласованного Мосжилинспекцией и представленного на ее официальном сайте. В настоящее время такой каталог содержит 127 проектов. Из них 52 могут быть реализованы без согласования с Мосжилинспекцией, а 75 — после получения соответствующего разрешения — т.е. такие проекты предусматривают изменения, которые затрагивают несущие конструкции, фасад или общедомовые коммуникации . Согласно информации, полученный в Мосжилинспекции, в 2012 году будет опубликован второй том Каталога, куда войдут иные типовые серии домов.

Новым в законодательстве о перепланировке квартир следует считать то, что согласование может носить разрешительный или уведомительный характер. Пункты 2 и 3 Приложения № 1 в совокупности образуют перечень работ , к которым применяются разрешительные процедуры — ведение ремонта в таких случаях возможно только после получения разрешения Мосжилинспекции, т.к. в общем и целом указанные мероприятия затрагивают несущие конструкции, фасад здания или общедомовые коммуникации. Разрешение в свою очередь может быть выдано только при условии предоставления проекта перепланировки. Проект должен быть подготовлен специализированной организацией, имеющий свидетельство СРО о допуске к деятельности, связанной с проектированием. Для домов массовых серий может быть использован типовой проект. На основании заявления, проекта и иной предусмотренной регламентом документации Мосжилинспекция принимает решение о согласовании работ и в последующем принимает их → . На основании проекта, подготовленного специализированной организацией, имеющей допуск СРО, могут быть согласованы, в частности:

  • перенос (устройство) сан. узлов (п. 2.2.1. Требований; следует применять с учетом п. 24 Положения, утвержденного от 28.01.2006 г.);
  • устройство проемов в несущих и межквартирных перегородках (п. 2.2.6.);
  • объединение лоджий с внутренними помещениями (п. 2.2.9.) исключен постановлением № 840-пп от 26.12.2012 — исключение данного пункта толкуется, однако, как мера, устанавливающая запрет на такие работы;
  • устройство перегородок, создающих сверхнормативные нагрузки на перекрытия в домах с ж/б-перекрытиями (п. 2.2.11.).

На отдельной странице нашего сайта мы публикуем → квартир с их распределением по группам: разрешено, разрешено в уведомительном порядке, запрещено и т.д.

В случаях, когда запланированные работы не включены в названный перечень, перепланировка может быть произведена с соблюдением условия об уведомительном характере. Регламент предусматривает возможность осуществления указанных работ физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями без ведения Журнала работ и необходимости освидетельствования скрытых работ .

Уведомительный характер подразумевает внесение соответствующих изменений в технический паспорт жилого помещения при необходимости , например, в случае, если вы собираетесь продать квартиру.

Обратите внимание на п. 15 Требований: «Работы по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, производство которых требует соответствующего допуска, осуществляются организацией, имеющей свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией.»

Приложение № 1 к постановлению № 508-ПП от 25.10.2011

Мероприятия, направленные на переустройство и/или перепланировку не должны выходить за пределы ограничений, предусмотренных новыми правилами и направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также конструктивной прочности многоквартирного дома. В частности, не допускается (подробно см. п. 11 Приложения № 1):

  • увеличивать нагрузку на несущие конструкции при устройстве стяжек, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов сверх проектных значений;
  • производить демонтаж или усекать вент. каналы;
  • переносить радиаторы отопления в лоджии.

Благодаря сокращению списка работ, в отношении которых применяется разрешительный порядок согласования, впредь разрешение не требуется в частности для случаев:

  • замены напольного покрытия (об устройстве полов и изменении их конструкции см. ниже; в особенности обратите внимание на толкование термина «покрытие пола» согласно Приложению Б СП 29.133307.2011 «Полы. СНиП 2.03.13-88»;
  • установки спутниковых антенн на фасаде;
  • замены унитаза;
  • полной или частичной разборки ненесущих перегородок (за исключением межквартирных и тех, которые ограждают газифицированные помещения — требуется проект и согласовние);
  • устройства проемов в ненесущих перегородках;
  • устройства дополнительных перегородок из легких материалов.

В части ненесущих перегородок существует вероятность того, что для их разборки потребуется техническое заключение проектной организации о том, что они не являются несущими или разгружающими. Мосжилинспекция также может истребовать заключение и в отношении вновь возводимых перегородок, подтверждающее, что они не превышают проектную нагрузку на перекрытия. В свою очередь такое заключение в состоянии таить «опасность» в виде оговорки о том, что указанный вид работ в данном конкретном случае может быть произведен только при наличии специального проекта.

В особенности новоселам будет полезно познакомиться с п. 2.2.8 Требований (), который относит работы по устройству полов (например, стяжки) к перепланировке , согласование которой осуществляется при наличии соответствующего проекта (согласно постановлению 840-пп от 26.12.2012 согласование проекта требуется только для изменения конструкции пола).

Работы по переустройству и/или перепланировке, включенные в предусмотренный регламентом перечень, должны быть произведены в течение одного года, т.е. в пределах срока действия решения о согласовании. Ранее действовало правило о том, что такие работы должны быть произведены в срок не более четырех месяцев. Также из регламента была исключена норма, согласно которой устанавливались временные рамки продолжительности ремонта, в частности при проведении шумных работ. Для определения времени ремонтных работ в квартире теперь следует руководствоваться общими нормами законодательства об обеспечении покоя граждан и тишины на территории гор. Москвы.

Срок реализации процедуры получения разрешения на перепланировку не должен превышать 35 дней . Документ о завершенном переустройстве/перепланировке должен быть выдан в течение 10 дней с момента уведомления Мосжилинспекции о том, что такие работы закончены.

Согласование не требуется — последовательность дейтствий

Совсем скоро мы дополним данную статью указанием на сторонние источники.

Примечания

Со временем будет накоплен опыт практического применения новых процедур согласования. На его основе появятся разъяснения постановления № 508-ПП, которые будут учтены в данной статье.