Габарит перевозки грузов. Негабарит - перевозка легковым транспортом. Штрафы за негабаритный груз: измерения

Грузовые автоперевозки являются важнейшим фактором развития экономики. Им нет альтернативы в агрокомплексе, розничной торговле, обслуживании малого бизнеса. Незаменим бывает грузовик и для перевозки нестандартных грузов, перемещение которых невозможно осуществить другими видами транспорта.

Эти операции иногда сопряжены с большими трудностями и затратами и создают сложную обстановку на дорогах. Требования по размерам негабаритного груза по ПДД в 2019 году регламентируют именно такие перевозки.

Законодательная база

В правилах дорожного движения грузовым перевозкам посвящена глава 23. Там приведены только основные требования, информация изложена довольно сжато, в пяти небольших пунктах. Более развернуто и подробно о транспортировке крупногабаритных и тяжеловесных предметов говорится в ст.31 257-ФЗ от 08.11.2007 г.

Этот документ делегирует часть полномочий по разрешению нестандартных перевозок федеральным органам власти и местному самоуправлению в отношении дорог, находящихся в их ведении.

На основании этого федерального закона ПП от 15.04.2011 г. №272 утвердило правила грузовых автомобильных перевозок. Выдача разрешений на транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов регламентируется в Приказе Минтранса от 24.07.2012г. №258.

Еще в 1957 году в Женеве заключено соглашение между европейскими странами о транспортировке опасных грузов. Основные требования к процессу перевозки изложены в приложениях А и В, являющихся неотъемлемой частью документа.

Эти приложения изменяются и дополняются на протяжении долгих лет, учитывая реальные условия. Россия присоединилась к соглашению в 1994 году (Постановление правительства №76 от 03.02.1994 г.).

Что считается негабаритным грузом

Отнесение груза, подлежащего перевозке, к негабаритным обуславливается двумя параметрами:

  • размер.

В приложении 1 к ПП № 272 указаны максимальные значения массы ТС с грузом для одиночных автомобилей и автопоездов в зависимости от количества осей. Здесь же в приложение 2 приведена таблица предельных нагрузок на ось грузовиков.

Для определения этой величины учитывается количество и расположение осей, расстояние между ними и число колес на каждой из них. Если ТС вместе с грузом превышает установленные допустимые значения массы и нагрузки, то оно считается тяжеловесным.

Обычно тяжеловесный груз – это неделимая конструкция, которая должна перевозиться целиком. Размещение ее на нескольких транспортных средствах без ущерба для потребительских свойств невозможно.

Если по пути следования есть мосты или слабо укрепленные участки дорожного полотна, тяжеловесный грузовик может нанести ущерб сооружениям. В подобных случаях маршрут перевозки должен согласовываться с дорожными организациями.

В приложении 3 к ПП №272 указаны предельные размеры транспортных средств в трех измерениях:

  • длина;
  • ширина;
  • высота.

ТС, размеры которого вместе с грузом превышают предельные, называются крупногабаритными. Перевозки в таких случаях ограничены размерами дорожного полотна, мостов, туннелей, наличием воздушных линий связи и электроснабжения.

Требования по размерам по ПДД

В ПДД есть ограничения по размерам грузового транспорта:

  • длина одиночного автомобиля и прицепа по 12 метров. Автопоезда – 20 метров;
  • ширина всех видов транспорта, исключая изотермические (рефрижераторы) 2,55 метра;
  • изотермическим ТС разрешена немного большая ширина – 2,6 метра;
  • груз может выступать за заднюю точку грузовика не более, чем на 2 метра.

Требования, предъявляемые к автомобилям, перевозящим негабаритные грузы в ПДД, связаны прежде всего с необходимостью не допустить создания препятствий для других участников дорожного движения.

Груз, превышающий допустимые размеры должен:

  • быть надежно закреплен;
  • не закрывать обзор водителю;
  • позволять другим участникам движения видеть регистрационные знаки, световые и светоотражающие устройства;
  • не поднимать пыль;
  • не создавать шума, заглушающего сигналы ТС;
  • иметь обозначение в светлое время «Крупногабаритный груз»;
  • иметь спереди белые светоотражатели и фонари, а сзади – красные в темное время.

В ПДД указано, что передвижение тяжеловесных и крупногабаритных ТС по дорогам регламентируется отдельными нормативными актами.

Перевозка

На основании 257-ФЗ передвижение по автодорогам грузовиков, имеющих нагрузку на ось или массу превышающие норматив более, чем на 2%, допустимо лишь при наличии специальных разрешений. Исключение в законодательном акте предусмотрено лишь для армейского транспорта, перевозящего военную технику, оружие и прочее имущество.

ТекРазрешение выдается федеральным органом, оказывающим госуслуги и управляющим имуществом в сфере строительства и обслуживания дорог или подчиненными ему организациями. Перечень учреждений, выдающих разрешения в регионах РФ приведен на официальном сайте Росавтодора.

Оформление документа включает в себя следующие этапы:

  1. Подача заявления грузоперевозчиком либо его законным представителем. В нем указываются все реквизиты собственника: юридического или физического лица. К заявлению прилагается маршрут движения, сведения о требованиях к перевозке, подробная характеристика ТС. Перед обращением за разрешением владелец должен оплатить госпошлину и предоставить квитанцию.
  2. Рассмотрение заявления Уполномоченным органом. Четыре рабочих дня дается на проверку всех сведений, указанных в заявлении и оценку технических возможностей осуществления предполагаемой перевозки.
  3. Согласование заявления. Уполномоченный орган согласовывает заявление собственника ТС с владельцами дорог, а также с ГИБДД. Сначала заявление со всеми документами отправляется владельцам дорог. Они рассматривают его и дают свое заключение так же за 4 рабочих дня. После этого Уполномоченный орган оформляет разрешение и отправляет его в ГИБДД. Инспекция на рассмотрение и согласование имеет тоже 4 дня. Если от ГИБДД получено положительное решение, собственник ТС может осуществлять перевозку.

Если владельцы дорог обнаружили, что требуется укрепление дорожного полотна, выполнение работ по обустройству линий коммуникаций, инженерных сооружений, согласование затягивается. Перевозчик должен получить данные о необходимых затратах и согласиться их возместить.

Организация движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта осуществляется с соблюдением ряда требований, утвержденным приказом Минтранса № 10 от 12.01.2018г. Их можно разделить на 4 категории:

  • требования к техническому состоянию ТС. Оно должно соответствовать правилам Технического регламента Таможенного союза, ПДД. Грузовик должен быть оснащен средствами торможения, опознавательными знаками, фонарями, дополнительными зеркалами заднего вида и прочими;
  • требования к размещению и креплению груза в соответствии со схемой, составленной грузоотправителем;
  • требования к автомобилям прикрытия. При движении крупногабаритного груза используются сопровождающие машины. Они оборудованы маячками, светоотражающими предупредительными надписями, а также приборами для измерения высоты инженерных сооружений, установленных над автодорогой;
  • требования к обеспечению безопасности движения. Они сводятся к неукоснительному исполнению условий перевозки, указанных в разрешении. Выполняется транспортировка негабаритного груза одиночными автомобилями, передвижение колонной запрещается.

Штраф за транспортировку без разрешения

Штрафные санкции за транспортировку без разрешения или с нарушением его условий приведены в таблице (ст.12.21.1 КоАП):

Пре-вышение габаритов при перевозке без раз-решения,

Пре-вышение габаритов, запи-санных в раз-решение, Пре-вышение массы либо нагрузки на ось при перевозке без раз-решения, % Пре-вышение массы либо нагрузки на ось, записанных в раз-решение, Штраф водителю,

тыс. руб.

Штраф ответ-ственному за перевозки,

тыс. руб.

Штраф юрлицу,

тыс. руб.

до 10 до 10 2-10 2-10 1.0-1.5 10.0-15.0 100.0-150.0
10-20 10-20 3.0-4.0 25.0-30.0 250.0-300.0
20-50 20-50 5.0-10.0 35.0-40.0 350.0-400.0
10-20 10-20 3.0-3.5 20.0-25.0 200.0-250.0
20-50 20-50 4.0-5.0 30.0-40.0 300.0-400.0
Свыше 50 Свыше 50 Свыше 50 Свыше 50 7.0-10.0 45.0-50.0 400.0-500.0

Наказывается как транспортировка без соответствующих документов, так и несоблюдение параметров, записанных в официальном разрешении.

Водителю может грозить лишение прав до полугода. Серьезные санкции обусловлены опасностью, которую создают негабаритные грузы на дороге.

Услуги по перевозке негабаритных грузов представляют собой транспортировку объектов большой массы, объёма, со смещённым центром тяжести, превышающих максимально допустимые нормы. Данные показатели значительно усложняют транспортировку, поэтому, чтобы разрешить данную проблему, нужно будет обращаться за помощью к профессиональным логистам, прошедшим специальную подготовку. Но для начала давайте разберёмся в том, что такое негабаритный груз? Далее мы рассмотрим основные правила перевоза негабаритных грузов и выбор подходящего транспорта.

Определение негабаритного груза

Негабаритный груз – это нестандартный, громоздкий объект, превышающий своими параметрами все установленные нормы. Такой негабарит в обычный контейнер не помещается, на грузовом транспорте перевезти не получается. Согласно всем правилам, крупногабаритный груз имеет следующие параметры: длину, превышающую 16 метров, высоту более четырёх и ширину более 2.55 метров. К таким объектам относятся следующие:

Судна, водный транспорт.

Дорожная и строительная специальная техника.

Сельскохозяйственная техника: комбайны, тракторы, молотилки и прочее.

Изделия и конструкции нестандартных параметров.

Промышленное оборудование и спецтехника.

Чтобы транспортировать крупногабаритные объекты с нестандартной высотой, необходимо воспользоваться низкорамной платформой. Благодаря ей можно существенно уменьшить высоту груза вместе с транспортным средством. Если предусмотрена перевозка массивного объекта, рекомендуется использовать платформу с увеличенным количеством осей и соответствующей грузоподъёмностью.

Требования к грузовому транспорту

Спецтехника, при помощи которой выполняется транспортировка негабаритных грузов, должна отвечать следующим нормам:

1. Данный транспорт не должен препятствовать перемещению других участников дорожного движения.

2. Должны быть соблюдены ограничения по габаритам транспортируемого груза.

3. Если ограничения превышены, необходимо дополнительное сопровождение автомобилем ГАИ.

4. На транспортном средстве должен присутствовать соответствующий знак – «Негабаритный груз», а также другие необходимые опознаватели и регистрационные знаки.

Во время грузоперевозки необходимо будет придерживаться таких правил:

Груз должен быть правильно и надёжно зафиксирован н транспортном средстве.

Груз не должен закрывать осветительные приборы и светоотражатели.

Груз не должен препятствовать нормальному управлению грузовым средством.

Груз не должен ограничивать водителю обзор управляемого средства транспортировки негабаритного груза.

Маршрут и сопровождение

Правильное сопровождение транспорта, перевозящего негабаритный груз, – залог успеха. Необходимо учитывать, что сопровождать перевозчик нужно от точки А до точки Б без пропуска какого-либо участка, который может показаться безопасным для владельца груза. В пути может произойти непредвиденное происшествие, в котором вы можете не только повредить или потерять свой груз, но и понести большую ответственность. В таком случае, небольшая экономия является абсолютно нецелесообразной, ибо может вылиться гораздо более значительными затратами.

Зачем нужно сопровождать транспортировку негабаритных грузов?

Перевозка негабаритных грузов подразумевает под собой всевозможные риски, которые связаны с , при которых можно повредить груз, нанести вред посторонним людям и их имуществу. Чтобы обеспечить безопасность транспортировки таких грузов, нужно привлекать сопровождающие автомобили прикрытия на протяжении всего пути следования. В таком случае можно обратиться в местные органы правопорядка за предоставлением патрульных автомобилей полиции или автомобилей компании перевозчика.

Автомобили прикрытия привлекаются только в тех случаях, если ширина гружёного транспортного средства превышает 3,5 метра, а длина 24 метра. Сопровождение транспорта, перевозящего негабаритные объекты, нужно при изменениях маршрутов следования в том случае, если на пути есть мост или тоннель, а безопасность движения негабарита или обеспечение достаточного пространства для проезда под вопросом. В таком случае, как правило, перекрывается движение до тех пор, пока не пройдёт груз.

Основные цели, при которых требуется сопровождение негабаритных транспортных средств

1. Необходимо обеспечить безопасность перевозки массивных грузов.

2. Нужно обеспечить сохранность и целость транспортируемого груза.

3. Необходимо обеспечить безопасность других участников дорожного движения.

4. Для обеспечения сохранности дорожных коммуникаций.

Сопровождение негабаритного транспорта автомобилями ГАИ

Сопровождение автотранспорта ГАИ требуется в том случае, если ширина автомобильного поезда более 4 метров, а длина превышает 30 метров. Такое транспортное средство может занимать более чем полторы полосы дороги, поэтому негабаритные объекты должны сопровождаться госавтоинспекторами. Это нужно для того, чтобы оперативно перенаправлять транспортный поток. В таком случае автомобиль ГАИ обеспечивает не только безопасность транспортного средства и перевозимого груза, но и других участников дорожного потока.

Кому можно доверить перевозку

Как вы уже поняли, транспортировка негабаритных грузов – задача достаточно непростая. Если имеет место такой случай, что превышен только один из допустимых параметров конструкции – высота, например, – можно обойтись обычным транспортом для перевозки и лишь похлопотать о том, чтобы повесить дополнительные маяки на контурные точки перевозимого объекта. Но вот если добавляется хотя бы ещё один нестандартный параметр, тогда груз автоматически приобретает статус негабаритного.

Чтобы обеспечить качественную погрузку и доставку объекта нестандартных размеров, необходима специальная техника. Чтобы грузовые перевозки негабаритных грузов проходили с соблюдением всех норм безопасности, нужно использовать платформы с низкорамной конструкцией и раздвижные прицепы, которые оборудованы различными крепёжными элементами.

Таковые часто конструируются по нестандартным схемам относительно негабаритных грузов. Такие конструкции должны загружаться и разгружаться с обеспечением особого инженерного контроля, опираясь на расчёты нагрузок по осям и креплениям.

Компания-перевозчик, которая обеспечивает транспортировку негабаритных грузов, обязана иметь специальные разрешительные документы, которые подтверждают согласованность транспортировки с главными управленческими органами и региональными структурами. Кроме прочего, грузоперевозчик должен организовать патруль, который будет сопровождать перевозку объекта. Транспортировка негабаритных объектов содержит в себе много потенциальных опасностей и сложностей, поэтому лучше доверить этот вид работ профессиональным компаниям-перевозчикам.

Подписывайтесь на наши ленты в

На сколько груз может выпирать из прицепа? Какая допустимая норма? груз негабаритный

  1. сзади на 1 м.
    по бокам 0.4
  2. До 2м 55см (2м 60см - для рефрижераторов и изотермов) - ширина (но не более 40см с любого из краев ТС до края груза), 4м 00см - высота от дорожного покрытия до самой высокой точки ТС (транспортного средства) или перевозимого груза находящегося на ТС, 20м 00см - общая длина "по чистоте" (ТС+груз+прицеп = от начала машины до выступающей части груза или прицепа), но не более 2м выступания груза за пределы ТС - ЭТО ГАБАРИТНАЯ ПЕРЕВОЗКА. Выход за пределы любого из показателей - НЕГАБАРИТНАЯ ПЕРЕВОЗКА.
  3. сзади макс 2м, с боку 40см
  4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз". При перевозке крупногабаритных грузов в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, груд должен быть обозначен спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

    Перевозка негабаритных грузов и движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов) , по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м осуществляется в соответствии со специальными правилами.

    На практике - выступание груза вбок меряют от габаритных огней, выступание назад - ОТ КРАЙНЕЙ ТОЧКИ КУЗОВА (прицепа) . Если назад более 1-го метра, но менее 2-х - то нужно обозначать груз, и не красной тряпкой, а знаком или фонарем. Если выступает менее 1-го метра - можно этого не делать. Если выступает более 2-х метров - то без спец разрешения ехать нельзя.

    Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения

    штраф: на водителя от 2000 до 2500 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес. , на должностных лиц от 15000 до 20000 руб. , на юридических лиц от 400000 до 500000 руб. / изъятие у водителя ВУ, с 1 июля 2008 г. задержание ТС

    Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров

    штраф: на водителя от 1500 до 2000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 2 до 4 мес. , на должностных лиц от 10000 до 15000 руб. , на юридических лиц от 250000 до 400000 руб. / изъятие у водителя ВУ, с 1 июля 2008 г. задержание ТС

    Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов

    штраф: на водителя от 1500 до 2000 руб. , на должностных лиц от 10000 до 15000 руб. , на юридических лиц от 250000 до 400000 руб.

    Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 3 настоящей статьи

    штраф: на водителя от 1000 до 1500 руб. , на должностных лиц от 5000 до 10000 руб. , на юридических лиц от 150000 до 250000 руб.

    Правила Дорожного Движения Российской Федерации

    А вот такой негабарит я возил из Питера на Азовское море 2300 км - проблем не возникло вообще. Прицеп - 5,3 метра. Катер - 6,2 метра. Выступание 0,9 метра - даже знак не понадобился.

Перевозки автотранспортом на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми востребованными в сегменте грузоперевозок. Причины: сравнительная доступность и распространенность автодорожной инфраструктуры по сравнению с железнодорожными линиями или авиасообщениями. Дальние автомобильные перевозки осуществляются как в пределах одного государства, так и между сопредельными странами, имеющими общие сухопутные границы. Для того, чтобы транспортное средство могло беспрепятственно следовать по автострадам любого государства, не нарушая ПДД, на международном уровне согласуются и устанавливаются допустимые габариты груза для автоперевозок.

Единые общие нормы перевозок

Унифицированные весогабаритные нормы закрепляются во взаимных соглашениях международных организаций, дублируются и конкретизируются законодательством отдельных стран. Такое комплексное нормирование имеет своими целями:

  • создание единых условий автоперевозок;
  • обеспечение безопасности дорожного движения на всех его участках;
  • гарантирование сохранности грузов и своевременности сроков доставки.

Максимальные автомобильные стандарты в Европе

Максимально допустимые габариты и вес грузов для сквозных и закрытых автоперевозок, регламентируются как национальным законодательством, так и международными многосторонними соглашениями – конвенциями и директивами. Требования к таким параметрам устанавливаются жестко и однозначно, поскольку, как указывается в директиве Евросоюза № 96/53, «различия между действующими стандартами относительно веса и габаритов коммерческих транспортных средств могут оказывать отрицательный эффект на конкуренцию и выступать препятствием в осуществлении перевозок между государствами-членами Европейского Союза».

Точные сведения о максимальном весе и габаритах транспортных средств, принятых в странах Европейского сообщества, даются в приложениях к директиве:

Нормирование грузовой техники в РФ

Что касается Российской Федерации, здесь действует Федеральный закон №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», а также постановление Правительства от 15.04.2011г. №272. В пункте 2 этого подзаконного акта закрепляется, что автоперевозка грузов в международном сообщении по территории России осуществляется в соответствии с международными договорами и российскими законами. Наибольший интерес представляют 1-ое и 3-ее приложения, касающиеся разрешенной массы и предельных габаритов груза.

Так, приложение 1 устанавливает допустимые массы в зависимости от типа автотранспортного средства, комбинации грузовых платформ и количества осей. В нижеприведенной таблице предельные веса даны в тоннах:

Приложение 3 посвящено предельным размерам:

Отсюда следует, самый тяжеловесный и крупный грузовик, который разрешено выкатить на отечественные дороги, при любом раскладе не должен весить больше 44 тонн и иметь длину более 20, а высоту более 4 метров. В противном случае, имеет место негабаритный груз.

Особенности перевоза негабаритных грузов

Негабаритный груз – это такой груз, весогабаритные характеристики которого выходят за рамки разрешенного. Транспортировка грузов, превышающих установленные габариты, в принципе допустима, но должна осуществляться с соблюдением ряда специальных условий, предусмотренных пунктом 23 Правил дорожного движения РФ. Так, если груз выступает сзади более чем на 1 метр, а сбоку более чем на 40 см, он помечается опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а также фонарями и световозвращателями белого (спереди) и красного (сзади) цвета.

Движение негабаритных грузов, выступающих сзади дальше чем на 2 метра и превышающих по высоте 4 метра, а также автопоездов, осуществляется по специальным правилам, установленным нормативными актами Правительства и приказом Министерства транспорта от 2012 года за номером 258:

  1. заранее согласуется маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортировщика;
  2. специальные разрешения на перевозку негабарита по федеральным трассам общего пользования выдает уполномоченный орган, а именно Федеральное дорожное агентство;
  3. движение по маршруту следования осуществляется в сопровождении патрульных машин ГИБДД или военной автоинспекции;
  4. если после прохождения негабарита было повреждено дорожное полотно либо другие элементы дорожной инфраструктуры, владелец транспортного средства обязан возместить причиненный ущерб.

Превышение массы и габаритов при при игнорировании специально установленных правил является нарушением ПДД и влечет привлечение к административной ответственности.

Ответственность за нарушение весогабаритных требований

За нарушение установленных российским законодательством требований ПДД к габаритам перевозимого груза предусматривается юридическая ответственность, в частности, административная. К нарушителям применяются административные санкции. Какие? Штраф или лишение права управлять транспортным средством на определенный срок. Для детального ознакомления с размерами административных наказаний за перевозимый негабарит смотреть ст.12.21.1 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что при возбуждении административного дела негабаритный транспортировщик автоматически попадает вместе с перевозимым товаром на арест-площадку. А задержка вызывает дополнительные траты.

Выводы

Из сравнительного анализа требований к габаритам и массе перевозимых грузов видно, что в целом для Европейского сообщества и Российской Федерации эти параметры совпадают. Масса седельного или прицепного автопоезда с 6 и более осями не может превышать 40 тонн для Европы и 44 тонны для России. Предельная высота для всех типов транспорта и у нас, и у них составляет 4 м. Максимальная ширина 2,55 метра, для рефрижераторов – 2,6. Стандарты грузовых машин едины для большинства стран, что вполне разумно, если учесть цели такого нормирования.

Транспортные услуги получили одну из главенствующих ролей в современном мире. Уже невозможно обойтись без организаций и фирм, занимающихся перевозками людей и грузов. Строительство, производство, торговля, быт — все зависит от возможности вовремя доставить необходимые вещи и объекты в назначенное место. А потому в нашей статье речь пойдет о незаменимом виде услуг — о транспортировке негабаритных грузов автотранспортом. Точнее, о правилах, регламентирующих доставку объектов нестандартного размера и массы на легковом или грузовом автомобиле.

Для перевозки негабарита следует соблюсти ряд правил

Определение негабарита

Негабаритный груз - перевозимые объекты, которые не соответствуют размерам ТС, и выступают за его пределы. Если не соблюдаются правила перевозки подобных предметов, появляется аварийная ситуация на дороге.

Различают негабарит двух видов:

  • крупногабаритный - объекты превышают размеры автомобильного средства и частично перекрывают проезжую часть;
  • тяжеловесный - вес груза больше допустимого значения используемого транспортного средства.

Требования ПДД точно устанавливают размеры и вес, превышение которых определяет транспортируемый объект в категорию:

  • высота от 250 см;
  • вес свыше трех тонн;
  • груз по длине более 24 метров;
  • ширина больше 255 см.

К габаритным относится груз, размеры которого не превышают показатели 2,5 м, 13,6 м и 2,55 м (высота, длина и ширина соответственно).

Если в процессе перевозки объект выступает сбоку авто больше, чем на 40 см, и на 1 метр сзади или спереди, такой груз также относят к габаритным. Предметы по ширине свыше четырех метров транспортируются лишь в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Груз длиной более 24 метров подпадает под определение негабарита

Требования и правила ПДД

Существуют ПДД стандарты, регулирующие доставку крупногабаритных грузов в легковом и грузовом автомобильном транспорте. Правила описаны в разделе 23 «Перевозка грузов», пункт 4. В нем говорится о том, что в ситуации недостаточной видимости на дороге требуется обозначение негабаритных грузов спец обозначениями. А именно: фонарями, наклейками или светоотражающими элементами сзади красного или оранжевого цвета, спереди — белого.

Ранее транспортировка негабаритного груза регулировалась Инструкцией, предписывающей требования относительно допустимой нагрузки на оси автомобиля, ограничений по весу и размерам объектов, веса полуприцепа и прочее. Однако теперь, после недавнего вступления в силу, необходимо также учитывать Правила перевозки крупногабаритных грузов.

Знаки негабарита должны быть яркими и отражать свет

Требования к водителям и штрафы

Водители, осуществляющие перевозки негабаритных грузов автотранспортом, должны учитывать и выполнять все требования ПДД касательно подобных манипуляций.

  1. В процессе транспортировки перевозимые объекты не должны мешать обзору дороги и тротуаров сзади, спереди или по бокам.
  2. Груз должен быть закреплен надежно. Некачественная фиксация может привести к неустойчивости транспорта и аварии на дороге.
  3. Поклажа не должна препятствовать движению либо иным образом затруднять управление автомобилем.
  4. Светоотражатели, опознавательные знаки и прочие маркеры должны быть в свободном обозримом пространстве у других участников дорожного движения.
  5. Перевозимый негабаритный груз не должен наносить вред окружающей среде, засорять дорогу и обочины, затруднять движение других автомобилей, шуметь, сильно пылить и прочее.
  6. Для груза, выступающего за пределы кузова больше, чем на два метра, существуют отдельно разработанные правила ПДД.

Есть также ограничение в скорости передвижения транспорта во время перевозки тяжеловесных и крупногабаритных объектов. Правилами ПДД утверждено, что транспортировать негабарит можно со скоростью не больше 60 км/час на трассе и в пределах города, 15 км/час - на мосту.

Важно, чтобы водитель транспорта не отклонялся от заданного маршрута, который был заведомо согласован с Федеральной автомобильно-дорожной службой органами ГИБДД. Если во время рейса возникли неполадки, водитель обязуется их решить либо прекратить дальнейшее продвижение. Игнорирование проблемы грозит лишением прав на вождение на срок до полугода и штрафом.

Наказание водителю приписывается, если перевозка негабаритного груза осуществлялась без документального разрешения (если оно требовалось), либо на лицо отклонение от проложенного пути. Или если выступ объекта за пределы кузова превышает обозначенный в документе более, чем на десять см. Штраф выписывают если превышены нормы нагрузки на ось автомобиля (масса груза больше заявленной в документе).

Наказания финансового характера для юридических и физических лиц существенно отличаются. «Частник» за нарушение лишится суммы до 3000 р., должностное лицо - около 20 тысяч. Юридическое лицо же может получить штраф в размере до полумиллиона.

Светоотражатели должны быть установлены на видном месте транспортного средства

Обозначение негабаритного груза

Как было сказано, любой крупногабаритный объект, перевозимый автомобильным транспортом, должен обозначаться. Это позволяет свести риск ДТП на нет. К таким обозначениям относят:

  • квадратный металлический щит с диагональными светоотражающими красными полосами, размеры знака 40х40 см, щит часто заменяют аналогичной наклейкой;
  • знак «крупногабарит»;
  • знак «автопоезд»;
  • знак «длинномер»;
  • светоотражатели.

Знак «автопоезд» может быть установлен в виде щита или наклейки

Организация транспортировки негабарита

Массивные тяжеловесные объекты, крупное оборудование, спецтехника может перевозиться только после получения специального разрешения. Для этого предоставляют:

  • «метрики» транспортируемого груза;
  • маршрут движения;
  • документацию на груз.

Для получения разрешения может потребоваться до 30 рабочих дней, потому подавать заявку необходимо заранее. Это требуется для того, чтобы изучить информацию и заявленный маршрут. Если на пути окажутся мешающие продвижению коммуникации, маршрут или вид транспорта могут изменить.

Движение автоколонны с грузом также требует соблюдение правил:

  • автомобили сопровождения должны быть оснащены предупреждающими знаками;
  • важно придерживаться безопасной дистанции между транспортными единицами колонны;
  • во время транспортировки опасной поклажи в колонне должен быть запасной пустой автомобиль;
  • все ТС, участвующие в перевозке, должны пройти техосмотр и получить разрешение на рейс.

Получить отказ в перевозке можно, если:

  • существует более безопасный способ переправить негабарит в точку назначения (ж/д пути, авиа или морской транспорт);
  • груз можно без ущерба разобрать на составляющие;
  • нет возможности обеспечить безопасность груза и окружающих на маршруте (опасная дорога, путь через населенный пункт и пр).

Транспортировка крупногабаритных объектов требует строгого соблюдения правил: получение разрешения, планирование маршрута, контроль размеров (выступ за пределы кузова, высота и масса) и так далее. Невыполнение требований грозит лишением водительских прав до 6 месяцев и штрафами. По ряду причин службы могут отказать в разрешении на перевозку негабарита.