Классный час "сервировка стола". Конспект занятия "праздничная сервировка стола"

Пояснительная записка

Умение себя вести – настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. Грустно, но факт, многие из нас имеют смутное представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре поведения. Нередко самые простые жизненные ситуации ставят нас в тупик: как принять гостей? Как сервировать праздничный стол? Как вести беседу? Как выбрать подарок? По тому, как человек ведет себя за столом, как разговаривает с людьми, можно определить степень его воспитанности. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Естественно, каждому хочется предстать перед своими партнерами в лучшем виде. Но сколько же разных недоразумений, подчас неловких ситуаций возникает из-за незнания элементарных норм поведения! А ведь знание и соблюдение правил этикета делает человеческое общение взаимоприятным, сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций. В нашей школе на протяжении нескольких лет в рамках дополнительного образования для школьников мною проводится элективный курс “Правила хорошего тона. Этикет”. Одно из занятий я и хочу представить.

ЦЕЛЬ: научить школьников красиво и правильно сервировать праздничный стол.

Общеучебные:

  • познакомить ребят с основными правилами сервировки стола;
  • показать различные варианты оформления и украшения стола;
  • рассказать ребятам, как можно рассадить гостей за праздничным столом.

Воспитательные:

Создавать условия для воспитания:

  • коммуникативной культуры учащихся,
  • чувства прекрасного.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах;
  • развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;
  • развивать творческую активность школьников.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационное начало занятия, сообщение темы занятия, постановка задач перед учащимися.

2. Вступительное слово учителя:

С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому большое значение и могут накрыть стол также красиво и со вкусом. Но независимо от того, “колдуют” тут женские или мужские руки, возможностей накрыть стол никогда не было так много, как сегодня. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола – дело достаточно творческое, но и здесь существуют каноны общего характера, которые следует принимать во внимание: наличие свободного пространства, стиль дома или квартиры, повод, по которому устраивается мероприятие, вкусы хозяев.

Вопросы ученикам:

По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол? (День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т.д.).

Какие торжества бывают? (Семейные, официальные)

Учитель : Бывают торжества, когда гостей рассаживают за столом, а бывают, когда гостей не рассаживают (фуршет). Сегодня мы с вами попробуем определить основные правила и принципы сервировки праздничного стола. Перед вами набор посуды и столовых приборов, скатерть. Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?

(Один из учащихся накрывает стол на одну персону, при этом комментирует свои действия, объясняет, как и почему он ставит тарелки, фужеры, раскладывает столовые приборы ).

Учитель : Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения? Прокомментируйте.

(Ребята высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют, помогают друг другу ).

Учитель : А теперь давайте попробуем определить, используя свои знания и жизненный опыт, основные принципы и правила сервировки стола.

(Ребята должны с помощью учителя определить основные правила ):

  • Сервировка стола предполагает разумное, удобное, аккуратное и симметричное расположение всех предметов.
  • Сервировка начинается со скатерти: она должна быть чистой, хорошо выглаженной.
  • Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
  • Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
  • Необходимый штрих к сервировке - полотняная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут её на закусочную тарелку.

Учитель : А теперь внимание на экран. Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультимедийный фильм и закрепить знания основных правил и принципов сервировки праздничного стола, определить для себя что-то новое, научиться красиво оформлять стол.

3. Просмотр мультимедиа с комментарием учителя.

4. Заключительная часть урока.

Учитель : А сейчас я предлагаю снова попробовать правильно накрыть стол из того, что у нас здесь находится.

(И снова кто-то из ребят накрывает стол на одну персону, используя посуду, столовые приборы, которые были предложены ребятам в начале урока. Школьники уже без ошибок и сомнений могут справиться с этим заданием. Таким образом, мы закрепляем на практике полученные знания ).

Учитель : Сегодня, ребята, мы с вами научились красиво и правильно сервировать праздничный стол, рассмотрели различные варианты оформления и украшения стола, определили, как можно рассадить гостей за праздничным столом для того, чтобы было удобно, красиво, комфортно. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Инга Вольф. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997.
  2. Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Т.П.Старжевская. – М.: МИФИ, 1998.
  3. Этикет от А до Я / Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск: Харвест, 1999.


Методическая разработка
Тема: «Правила сервировки стола»
Форма: Классный час (практикум) в 3 классе
Автор: Сверчкова Наталья Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей №27 города Улан- Удэ
Возраст учащихся: 9- 10 лет (3 класс)
Используемая часть программы: «Две недели в лагере здоровья»
Цель: формировать навыки сервировки стола.
Задачи:
Расширить представление об этикете.
Развивать коммуникативные навыки, умение активно взаимодействовать со сверстниками для решения проблемной задачи.
Воспитывать чувство уважения к окружающим.
Технологическая карта
Этапы Содержание Формируемые УУД
Организационный Вводная беседа:- Ребята, подходит время обеда. Сегодня столы к обеду вам предстоит накрывать и сервировать самостоятельно, без помощи взрослых. Справитесь? (Ответы детей)
Регулятивные УУД:
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
2. Актуализация знаний - Что нужно знать, чтобы накрыть стол к обеду? (Количество обедающих, их возраст, особенности здоровья, правила техники безопасности, меню, правила сервировки стола)
- Давайте проверим, знаете ли вы эти правила?
- Вы в полной мере владеете этой информацией?
-Где можно узнать эту информацию?
- Что еще нужно, чтобы правильно накрыть столы к обеду? (опыт, посуда, салфетки, приборы, соблюдать правила гигиены, хорошее настроение)
- А что значит, правильно накрыть стол? - Давайте вспомним правила сервировки стола.Дети называют правила:1. Стол, руки, посуда, приборы должны быть чистыми.
2.В центре стола ставятся салфетницы.
3.На центральную часть стола ставятся тарелки с хлебом.
4.Чашки с блюдцами и чайными ложечками ставятся на стол, потом глубокие тарелки.
5. От тарелки справа – нож (зубчиками к тарелке), рядом углублением вниз – ложка, слева зубчиками вверх – вилка.
- Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно ставить?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола-
Хлеб душистый, свежий вкусный,
Хлеб – всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек «смотрят» вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку «глядит».
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть «второе»,
Будет с вилкой нож дружить.- А теперь накрываем столы к обеду, учитывая все правила и порядок сервировки.
Регулятивные УУД:

- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные УУД:
- построение сообщения в устной форме;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
Коммуникативные УУД:
владение диалогической формой коммуникации.
3.Практическая деятельность - Только надо не забыть чисто руки нам помыть!- Руки вымыли? Ну что же,
Стол накрыть теперь мы можем!
(Практическая работа)
- Руки вымыли, ну что же,
- Стол накрыт – обедать можем!
-Приятного аппетита! Регулятивные УУД
- понимание и сохранение учебной задачи;

Познавательные УУД
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях
Коммуникативные УУД
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)
4.Рефлексия - Ребята, все ли получилось сделать так, как планировали?- Что нужно обязательно учитывать?- Что для вас было новым?
- Над чем следует подумать?
- Что нужно усовершенствовать?
- Какие выводы можем сделать? Регулятивные УУД
- понимание и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату
Коммуникативные УУД
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ;
- формулирование собственного мнения
5.Домашнее задание - Ребята, кто дома накрывает на стол?
- Справитесь ли вы с таким заданием самостоятельно?- Желаю вам здоровья! Регулятивные УУД
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные УУД
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.
Коммуникативные УУД
- построение монологического высказывания;
- владение диалогической формой коммуникации.

ВВЕДЕНИЕ

Этикет - это порядок проведения определенной церемонии. Однако стоит помнить, что современный этикет это не только правила приема пищи за столом, но и умение производить приятное впечатление своим внешним видом на окружающих, манерой говорить и общаться.

Поведение человека за столом - целая наука. Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т. п. По тому, как человек держаться за столом, как ест, можно судить о его культурном уровне. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные школы бизнеса, колледжи и другие учебные заведения обучают будущих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих. Постараемся рассмотреть основные правила поведения за столом.

РАЗДЕЛ 1

Правила сервировки стола

Искусство сервировки стола имеет тысячелетнюю историю. Каждой эпохе соответствовала своя культура застолья. Кроме того, у разных народов существовали свои способы украшения стола и подачи блюд, соответствующие национальной культуре и традициям. И сегодня видов сервировки достаточно много, поэтому попробуем разобраться лишь в основных правилах оформления стола по этикету. Основными элементами сервировки стола являются: скатерть, посуда, столовые приборы, салфетки и различный декор. Чтобы на столе все эти предметы были расставлены правильно, нужно придерживаться некоторых правил, а также определенной последовательности в действиях. Накануне застолья определитесь с количеством и видом посуды, салфеток, столовых приборов и т. д. – это будет зависеть от числа и типа блюд, количества приглашенных, повода для застолья

Скатерть

Ее выбирают в зависимости от типа застолья, цветовой гаммы посуды, интерьера помещения – она должна гармонировать со шторами и обивкой мебели. Обычно отдают предпочтение светлым оттенкам. Особенно изысканно выглядит белоснежная скатерть. Однако скатерти могут быть и цветными – однотонными или с рисунком по краю. Но учтите, что слишком пестрые и яркие скатерти будут утомлять взгляд и отвлекать от блюд на столе. Если вы используете темную скатерть, подберите к ней посуду светлых оттенков. По правилам этикета скатерть по размеру должна быть такой, чтобы прикрывать ножки стола (прямоугольного или квадратного), а ее концы равномерно должны свисать на 25– 30 см со всех сторон, но при этом не опускаться ниже уровня сидений

Расстилают скатерть на столе следующим образом: раскрывают ее, затем берут с одной стороны за концы, поднимают, встряхивают и резко опускают вниз. При этом между столом и полотном образуется слой воздуха – он облегчает дальнейшее выравнивание скатерти

Тарелки

Закусочная тарелка – она должна располагаться напротив каждого стула и на расстоянии примерно 2 см от края стола. Тарелка для хлеба или пирожковая – ее ставят слева от закусочной тарелки на расстоянии 5–15 см. Если предусмотрено несколько блюд, под закусочную тарелку нужно поставить столовую. В процессе застолья при смене блюд тарелки своевременно заменяются. Столовые приборы

Столовую ложку и нож кладите справа, а вилку – слева. Десертная ложка располагается за тарелкой – ручкой в правую сторону. По правилам этикета сначала начинают пользоваться приборами с внешнего края, по мере смены блюд заменяя их приборами по направлению к тарелке. расстояние между приборами и тарелкой, а также между соседними приборами – оно должно быть 0,5– 1,0 см.

Посуда для напитков

Стаканы, бокалы, фужеры рассчитаны только на один вид напитка. Бокал для вина располагается справа, а для воды – слева. Обычно их выставляют по одной линии, но обязательно не более трех предметов. В случае полной сервировки посуда для напитков ставится в два ряда.

Салфетки

Они играют немаловажную роль в сервировке стола. Вариантов складывания салфеток целое множество – это настоящее искусство, о котором можно говорить очень много. Остановимся лишь на основных правилах. Материал салфеток выбирают в зависимости от типа застолья. Для праздничного стола больше подойдут тканевые салфетки (из хлопка или льна), иногда их можно заменить бумажными – в этом случае их подкладывают под правый край тарелки. Цвет салфеток может быть любым – в тон скатерти, свечам или цветочным композициям на столе, хотя допускаются и контрастные цвета. Приборы со специями

Их расставляют на завершающей стадии сервировки. Обычно эти приборы устанавливаются на специальных подставках в центральной части стола. На столе обязательно должны быть соль и перец, а также в соответствии с меню – горчица, уксус, растительное масло и прочие приправы.

РАЗДЕЛ 2

Сервировка стола под мероприятия

В будние дни для семейного ужина и обеда сервировка стола не требует ни большого труда, ни много времени, достаточно скромного сервиза, опрятной скатерти и необходимого набора столовых приборов.

К обычному домашнему обеду стол сервируют следующим образом:

Стол покрывают скатертью или узорчатой клеенкой-скатертью, положив под каждый прибор небольшие цветные салфетки;

От края стола на расстояние 2-3 см ставят тарелки - глубокие на большие мелкие (подстановочные), а слева от них - мелкие пирожковые;

Справа от тарелок кладут столовую ложку вогнутой стороной кверху, нож лезвием к тарелкам, слева вилку вогнутой стороной кверху;

Перед острием ножа ставят стакан для воды или сока;

Слева от тарелок вверху помещают стеклянную вазочку или чашечку для компота или киселя с чайной ложкой на блюдце;

В центре стола, в зависимости от меню, ставят либо салаты, либо рыбные или мясные закуски. В зависимости от вида закуски кладут общие приборы (ложки, лопатки, вилки) рядом с блюдом.

В праздничные дни, в дни приема гостей стол оформляется особо, чтобы подчеркнуть торжественность события:

Стол накрывают безукоризненно чистой, хорошо выглаженной скатертью.

Средняя заглаженная складка скатерти должна проходить через центр стола.

В зависимости от числа обедающих ставят две-три тарелки с тонкими ломтиками белого и черного хлеба, расположив их так, чтобы хлеб находился по возможности близко к каждому прибору. Для каждого члена семьи и гостя ставят мелкую столовую тарелку и на нее закусочную (слева от этой тарелки можно поставить еще пирожковую тарелку для хлеба). Тарелки расставляют на таком расстоянии, чтобы сидящие за столом могли свободно двигать руками.

Справа от каждой тарелки кладут нож, как указано выше, возле него ложку, слева от тарелки - вилку, а перед тарелкой - маленький нож и ложечку для десерта. У каждого прибора следует поставить рюмки для водки и вина, стакан или стопку для фруктовой и минеральной воды.

Бокалы и рюмки на обеденном столе ставят справа в ряд или полукругом.

Важно, чтобы они располагались в соответствии с порядком употребления напитков, то есть тот бокал, который понадобится раньше, должен стоять крайним справа и так далее.

Если на столе различные напитки, то и рюмки должны быть разные.

Бокалы для вина выбирают в соответствии с сортом вина:

Для сладких и десертных вин - тюльпанообразные на ножке.

Для красных вин - тоже в форме тюльпана, но большего размера и более широкой верхней частью.

Бокал для белого вина должен быть еще больше и на более высокой ножке.

Самый высокий бокал - для шампанского.

Он выглядит как узкий стройный кубок либо представляет собой широкую низкую чашу. В общем, чем крепче напиток, тем меньше рюмка.

Водку и ликеры предлагают в маленьких рюмках. Водочные рюмки могут быть как толстостенными без ножек, так и тонкими на ножках.

Коньяк в последнее время принято наливать в большие бокалы, сужающиеся кверху. В них более ощущается аромат напитка. Наливают коньяк на самое донышко.

Ликеры наливают в маленькие рюмки, а также можно использовать керамические либо нежные и прозрачные стеклянные чашечки.

В центре стола размещают солонку, перечницу. Салфетки, хорошо выутюженные и свернутые треугольником, кладут на закусочную тарелку. Можно на стол положить и бумажные салфетки.

Так же сервируют стол для ужина, только столовую ложку не кладут.

Очень украшают сервированный стол живые цветы; их размещают (в невысоких вазах) посредине стола или в двух-трех местах по средней линии стола.

У обеденного стола около места хозяйки можно поставить столик, накрытый скатертью, на котором удобно поместить миску с супом, чистые глубокие тарелки и другие предметы для стола.

При большом числе обедающих блюда удобнее разносить. При этом иметь в виду следующее правило: когда разносят кушанье, уже разложенное на тарелки, следует подавать его гостю с правой стороны; если кушанье подается на блюде и гость должен сам положить его себе на тарелку, подходят к нему с левой стороны.

Праздничный обед

Обед может состоять из нескольких блюд, тогда блюда подают в следующем порядке:

Прежде всего подают закуску, которую располагают в разных местах стола, затем суп, после рыбное блюдо, жаркое, птицу. В конце подают десерт - торт, фрукты.

Желательно сервировать стол одинаковыми приборами и посудой. Блюда подают в посуде определенного вида с учетом ее формы, фасона и расцветки.

В центре стола по всей свободной площади расставляют блюда, тарелки, салатницы, вазочки с холодными закусками, соусники, судки с приправами - перцем, горчицей, уксусом и солью.

Сельдь, салаку, кильку кладут на овальные тарелки, так называемые селедочницы. Такие консервы, как шпроты, сардины, рыба в масле, в томате, раскладывают в маленькие овальные фарфоровые или стеклянные лоточки - мисочки. Рыбу слабосоленую лососевую (семгу, кету, чавычу и другое) подают в овальном блюде или круглых вазочках без ножек.

Рыбу заливную, под маринадом или соусом укладывают в овальное блюдо.

Мясные холодные блюда и закуски (жареное мясо, отварной язык, колбасу, ветчину, буженину и другие мясопродукты) подают в овальных блюдах или плоских тарелках.

Салаты и винегреты подают в глубоких салатниках или вазочках.

Первые блюда, если обедают 5-6 человек, разливают у обеденного стола. Для этого миску (супницу) и глубокие тарелки помещают на столике около хозяйки. Она наполняет тарелки супом и передает обедающим. В присутствии большого количества гостей супы разливают в тарелки на кухне, приносят их на подносе в зал и разносят обедающим. Наклонять тарелку с супом, чтобы добрать остатки пищи, за праздничным столом не рекомендуется. Если в супе есть кусочки курицы или мяса, их употребляют, когда съеден весь суп. Бульоны подают в бульонных чашках, положив на блюдце десертную ложку. Блюдо с изделиями (пирожками, ватрушками и другим) к супам и бульонам ставят на середину обеденного стола.

Вторые блюда подают на стол после некоторого перерыва, во время которого со стола убирают глубокие тарелки, ложки и блюда с остатками пищи.

Создается перерыв, который необходим для отдыха гостей. Горячее блюдо можно подать в порционных тарелках, если гости - близкие друзья дома и их 5-6 человек. При большом количестве гостей горячее кушанье подается на подогретом общем блюде, которое ставят в центре стола, и каждый специальным прибором кладет еду себе на тарелку.

По правилам этикета порции мяса или птицы разрезают ножом, который держат в правой руке, а вилку в левой. Вилку держат наклонно к поверхности продукта, чтобы она не скользила по тарелке. Не рекомендуется разрезать сразу всю порцию на мелкие кусочки - они быстрее охлаждаются.

Желательно делать это постепенно, втыкая вилку не в середину порции, а с краю куска, чтобы на острие вилки оставались кусочки мяса, которые медленно едят. Блюда из рыбы, изделия из рубленого мяса и рыбы, котлетной массы, а также овощей кушают без ножа.

От порции кусочки отделяют с помощью вилки, которую держат в правой руке, и, придерживая изделие кусочком хлеба, медленно едят.

Когда к праздничному обеду подают несколько видов вина, то порядок их подачи следующий:

К закускам, в особенности острым, подают водку или горькие настойки: эти напитки возбуждают аппетит; возбуждающими аппетит свойствами обладают также крепкие вина типа херес, мадера.

К рыбе или вообще к блюду, следующему за супом, подают белое столовое вино, к мясным блюдам (жаркому, дичи) - красное вино.

Вино (за исключением шампанского) нужно ставить в откупоренных бутылках с тщательно очищенными горлышками. Водку и настойки лучше подавать в графинах.

Сладкие блюда подают после некоторого перерыва приема пищи, во время которого убирают всю посуду и блюда с остатками кушанья, кроме бокалов и фужеров. Сметают щеточкой со стола крошки в совок и ставят десертные приборы: маленькие тарелки, ножи, вилки и ложки. Горячие сладкие блюда (пудинг, суфле, запеканки и другое) подают на подогретых блюдах. Кисели, компоты, кремы, муссы, мороженое и другое подают охлажденными в специальных металлических или стеклянных вазочках-креманках.

Фрукты и ягоды перед подачей на стол тщательно моют, удаляя с них не только грязь, пыль, микробы, но и химические вещества (от удобрения, опрыскивания), вредные для организма человека. Фруктовые плоды (яблоки, груши, абрикосы, персики, вишню, черешню, сливу и другое), субтропические и тропические плоды (апельсины, лимоны, мандарины, киви, ананасы, фейхоа, бананы, манго и другое) подают на стол в общих вазах. Ягоды (виноград, смородину, малину, клубнику, землянику и другое) подают обычно уже разложенными на тарелочки порциями, иначе они легко мнутся (особенно малина и клубника).

Фрукты и ягоды укладывают в вазы и тарелки так, чтобы они выглядели привлекательно, красиво. Так, например, яблоки кладут хвостиками вниз, а груши - хвостиками вверх. На праздничный стол фрукты подают с фруктовыми приборами и бумажными салфетками, так как от фруктового сока остаются пятна на салфетках из ткани. При отсутствии специального ножа и вилки можно использовать десертные нож и вилку. Рекомендуются особые правила употребления фруктов и ягод.

В более свободных домашних условиях, где нет приборов для фруктов и ягод, стараются есть аккуратно, не портя аппетит и настроение окружающим.

После употребления фруктов и ягод вытирают руки бумажной салфеткой и кладут ее в слегка смятом виде на фруктовую тарелку.

Праздничный ужин

Ужин обычно состоит из холодных закусок, холодного или горячего рыбного блюда, горячего блюда из мяса, птицы или дичи. К рыбным блюдам подают белое, а к мясным - красное вино.

Вечерний чай

Если чай заменяет ужин, то стол сервируют несколько иначе. Накрывать стол лучше цветной скатертью. Самовар или чайник с кипятком ставят на маленький столик, вплотную придвинутый к краю стола, у которого сидит хозяйка, разливающая чай; у этого же края располагают чайную посуду - чашки и стаканы.

Для каждого члена семьи или гостя ставят десертную тарелку, на нее кладут чайную салфетку, слева от тарелки - десертную вилку, а справа - десертный нож. В центре стола ставят вазочки с вареньем и конфетами, около вазочек - накрытые салфетками сухарницы с печеньем, возле них - тарелочки с тонко нарезанным лимоном, сливки или молоко, сахар и розетки для варенья. Можно подать к такому столу десертное вино, тарелки с ветчиной, колбасой, сыром и другими нарезанными мясо- и рыбопродуктами.

Основная цель сервировки - удобство, опрятность обеденного или чайного стола. Каждый хозяин может в том или ином случае сервировать стол по своему вкусу. Однако нужно иметь в виду следующее: стол должен быть накрыт за 1-2 часа до прихода гостей. Он должен быть сервирован так, чтобы хозяйка не вставала во время обеда или ужина, чаепития, за исключением лишь случаев, когда подают горячие блюда. Хозяйка должна следить и вовремя подать дополнительную еду, хлеб, воды, соки, а о напитках заботится хозяин.

Нельзя своей вилкой, ложкой, ножом брать кушанье из общих блюд, тарелок, мисок, ваз, подносов. Для общих блюд подают специальные лопатки, вилки, ложки, ножи.

Каждый член семьи, гость, закончив есть, должен положить вилку, ложку, нож параллельно друг другу на свою тарелку, а не на скатерть.

РАЗДЕЛ 3

Столовые приборы

Кроме приборов классической сервировки, существуют те, которые используются намного реже. Видео сервировки стола в ресторане наглядно покажет, как пользоваться оригинальными приборами.

Ножи и вилки

Закусочный нож и вилку используют, когда подаются холодные закуски любого вида, а также к жареной ветчине, яичнице, блинам;

Столовые вилка и нож пригодятся при подаче основного блюда;

Для горячих рыбных блюд сервируется нож для рыбы, напоминающий плоскую -лопатку и вилка для рыбы, имеющая 4 зубца, но короче, чем у классической вилки;

Существует шпротная вилка с широким в виде лопатки основанием, имеющая 5 зубцов, которые с края соединены перемычкой для того, чтобы деликатная рыба не деформировалась. Причём этой вилкой не едят, а перекладывают шпроты (сардины) с общей тарелки на свою;

Нож для масла имеет лезвие в форме изогнутой полудуги. С его помощью отрезают, перекладывают и намазывают масло;

Нож для сыра – в форме серпа с зубцами на кончике. Сыр отрезается от общего куска и перекладывается на тарелку порционную;

Нож-пила для лимона – используют для нарезания лимона;

Вилка для лимона – двухзубцовая вилка, используется для того, чтобы взять ломтик от нарезанного лимона;

Вилка для сельди – двухрожковая;

Вилка для раков, креветок и крабов, длинная и тонкая, имеет два зубца, похожая на раздвоенный язык змеи;

Вилка для холодных коктейлей из рыбы – имеет три зубца, причём левый более мощный, чем два остальных, так как он отделяет от раковины мякоть моллюсков;

Кокотная (кокильная) вилка имеет три зубца - широкие и короткие. Используется для горячих закусок из рыбы.

Ложек тоже насчитывается несколько видов:

Салатная, имеющая на конце три небольших зубца. Используется для перекладывания салата из общей тарелки в порционную;

Разливательная (половник) служит для разливания компотов, молока, киселя и, конечно же, супов;

Ложка для соли – очень маленькая, находится в солонке.

Икорная лопатка – похожа на совочек, используется для перекладывания кетовой или зернистой икры из икорницы в тарелку;

Мясные и овощные блюда при перекладывании нуждаются в прямоугольной лопатке;

Горячие и холодные блюда с общей тарелки переносятся на порционную фигурной лопаткой;

Для паштета используется малая фигурная лопатка;

Для торта и пирожных служит квадратная фигурная лопатка.Щипцы

Щипцы для улиток для удержания раковины;

Для выпечки используют большие кондитерские щипцы;

Для сахара, конфет, шоколада служат малые кондитерские щипцы;

Для того, чтобы расколоть орехи, нужны V-образные щипцы с углублениями для орехов;

Для льда понадобятся U-образные щипцы с лопатками с зазубринами;

Щипцы для спаржи, предлагаются к спарже на решётке.

Крючки используются не для ловли рыбы, а для того, чтобы достать улитку из раковины.

Бокалы на столе и их предназначение

Количество бокалов на столе зависит от того, какие напитки будут подаваться во время застолья. Классический вариант – бокалы для вина белого, вина красного, фужер или стакан для воды.

Если же планируется сервировка стола в ресторане на банкет, бокалов может быть гораздо больше.

Бокалы сервируются справа от тарелок от маленьких к большим, прямо или дугой. Если бокалов много, то они сервируются в два ряда таким образом, чтобы бокалы больших размеров не закрывали маленькие.

Маленькая рюмка предназначена для водки или крепкой наливки;

Мадерная рюмка – немного больше по размеру, чем водочная - используется для мадеры, портвейна и хереса;

Бокал для шампанского – «флют» («флюте», «флейта») - высокий, деликатный, на тонкой ножке;

Бокал для белого вина – края заужены, ножка высокая и тонкая (чтобы не нагревать прохладное белое вино теплом своей руки). Подливают белое вино часто;

Бокал для вина красного – бочкообразный, ножка толще и короче. Заполняется -бокал на две трети;

Бокал для коньяка – «бренди-снифтер», шарообразный, кверху зауженный. Наполняется на донышко;

Бокал для виски - «вискарь», «олд-фешн» - подаётся, по желанию, со льдом, с водой, с содовой;

Бокал для мартини - «мартинка» - перевёрнутый конус на тонкой ножке, в нём подаётся вермут и коктейли типа «мартини».

РАЗДЕЛ 4


Конспект занятия « Сервировка стола»

Цель. Формирование знаний о сервировке стола.

Задачи:

Учить подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.

Коррекция и развитие навыков диалоговой речи путём обобщения знаний по культуре поведения за столом.

Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.

Наглядные пособия : Картины, предметы сервировки стола.

Методы обучения : Рассказ, беседа, практическая работа.

Ход занятия .

Воспитатель. Вот и снова мы с вами встретились. И я очень рада видеть вас на своём занятии. Послушайте стихотворение, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,

Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.

Дети . Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.

Воспитатель. Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т. е. этикета за столом, а ещё будем учиться правильной сервировке стола.

Может кто то скажет, что такое этикет?(отвечают дети)

Давайте вспомним историю…(презентация об истории возникновения этикета)

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей. Рядом валялись кости и объедки.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось. Люди отошли от подобных обычаев. Поясните мне, чем сейчас отличается приём пищи от древнего?

Дети . Сейчас люди кушают из посуды, пользуясь столовыми приборами и салфетками.

Воспитатель . Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.

Дети. Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.

Воспитатель . Наверное, в душе вы думали не раз, что я просто к вам придираюсь. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте мой рассказ про девочку Машу, как она сходила в гости. Отметьте, пожалуйста, для себя, что не понравилось Маше

Пошла Маша в гости. Подходит к дому, куда её пригласили. Из открытых окон дома, так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Можно войти? »

«Входи»! - ответила хозяйка дома, - «Все уже за столом. Присаживайся». Но не успела Маша сделать и двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой набил рот до такой степени, что щёки раздулись как мячик, а изо рта крошился прямо на стол хлеб.

«Как неприлично», - подумала Маша. «Лучше сяду с Дашей, которая меня пригласила и сейчас пьёт компот. И тут же вскрикнула, потому что Даша стала выплевывать косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.

«Как вам не стыдно так некрасиво есть»! - в слезах крикнула Маша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

«Извините, - вздохнула Маша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я пойду домой». И ушла.

Воспитатель : Плохой конец! А вы, ребята, как думаете, что же не понравилось Маше?

Дети отвечают .(ответы детей)

Воспитатель . А сейчас я хочу вам загадать задачки, которые могут возникнуть во время приема пищи, а вы попробуете на них ответить

Задачка 1. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду! Почему этот мальчик поступил неправильно?

    Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

Задачка 2. Вася чавкает, сопит, втягивает в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ:

    Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!

Задачка 3. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.

Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ:

    Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

Воспитатель. Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили как их можно избежать. Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

Что же такое сервировать стол?

Дети . Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.

Воспитатель . Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство. Прежде чем приступить к сервировке стола, давайте посмотрим на экран и увидим наглядный пример того, с чем мы с вами будем работать
(видеоролик « сервировка новогоднего стола»)

Воспитатель. Для того, чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола, я вам приготовила кроссворд. Слушайте внимательно. (слайды с кроссвордом)(я показываю пример, как сервировать стол)

Воспитатель . Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани.

Дети . Скатерть.

Воспитатель . Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям.

Дети. Цветы.

Воспитатель . Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан.

Дети. Салфетка.

Воспитатель . В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов.

Дети . Посуда.

Воспитатель . Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?

Дети . Прибор.

Воспитатель . Итак, ещё раз повторим. Для того, чтобы накрыть стол, что нам необходимо?

Дети. Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Воспитатель: Теперь я вам предлагаю поработать самим, а я буду подсказывать.

Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя)

Дети сервируют стол, накрывают скатерть, салфетки, раскладывают приборы, посуду и ставят цветы.

Воспитатель: Стол мы накрыли, но мне кажется чего то не хватает. Девочки, вы мне поможете? (Да) Сейчас наши девочки покажут вам мастер-класс по складыванию салфеток

???????????????????????????????????????????(в какой форме)

Воспитатель: Вот теперь можно украсить стол нашими салфетками(приготовить заранее). Ну и на носу у нас Новый год…хочу добавить элементы декора на наш стол. Готово! Теперь давайте с вами повторим еще раз:

    Что такое этикет?

    Для чего он нужен?

    Что такое сервировать стол?

    Какие приборы для сервировки стола вы знаете?

    Как правильно вести себя за столом?

Воспитатель . Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и научились хорошо сервировать стол! Я вами очень довольна и на память хочу подарить вам вот эти красивые памятки по этикету «Как вести себя за столом».

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, благополучие ребенка и социальный статус связаны с освоением позиции творца детской деятельности.

Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка- вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Задача педагога состоит в том, чтобы организовать групповое пространство, внести изменения в развивающую среду в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе.

Процесс выбора для ребенка:

Создает эмоциональный настрой

Учит делать выбор

Учит выделять наиболее значимые, интересные события

Учит планировать свою деятельность

Учит формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения

Программа краткосрочных образовательных практик предполагает, что построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, т.е. становится субъектом образования, через поддержку инициативы ребенка в различных видах деятельности. Ребенок сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ему выстроить индивидуальный путь развития.

Краткосрочные образовательные практики носят формат практико- ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определенной деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта.

В отличии от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому наборов знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, практики ориентированы на раскрытие перед детьми дополнительных практических возможностей, как результата освоения новых умений и навыков. Каждый образовательный цикл с использованием практик позволяет решать актуальные для данной категории обучающихся практические проблемы, вопросы и интересы, достичь конкретных результатов « здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

Ну а лично я предлагаю программу краткосрочных курсов « Школа этикета».

Все в нашей жизни подчиняется определенным законам и происходит по определенным правилам. Наше поведение и манеры также подчиняются определенному своду правил - этикету. История этикета начитывает несколько сотен лет, однако его актуальность не угасает, если человек претендует на звание «личность» и «культурный человек» без знания этикета ему не обойтись.

Времена меняются, наше общество становится другим, но культурные требования, выдвигаемые к его членам, остаются в силе. Мы придерживаемся правил общения на работе и дома, по определенному ведем себя в театре, магазине, общественном транспорте, на праздничных и траурных мероприятиях. Знания этикета помогают нам принимать гостей, наносить визиты, сервировать стол, подбирать гардероб и многое, многое другое. Именно этикет, выполнение всех его правил, помогает нам оставаться культурными людьми, производить приятное впечатление, заводить новые знакомства и развивать себя в личностном плане.